Урок c элементами исследования "Центральные и вписанные углы" (8 кл)
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Конспект урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 58.52 КБ |
tsentralnye_ugly_i_ugly_vpisannye_v_okruzhnost.pptx | 619.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок закрепления и развития
знаний, умений, навыков
с элементами исследования
по геометрии в 8 классе по теме:
«Решение задач»
Задача урока: опираясь на ранее рассмотренный приём при доказательстве теоремы о вписанном угле, доказать новые утверждения об углах, связанных с окружностью.
Цели урока:
- образовательная: совершенствовать знания о центральном и вписанном углах; формировать умения применять их при решении задач; учить учащихся использовать известные приёмы доказательства при решении новых математических задач;
- развивающая: формировать приемы умственной деятельности: сравнения, аналогии, сопоставления; прививать навыки исследовательской деятельности; углублять знания по данной теме; развивать точную лаконичную речь;
- воспитательная: учить преодолевать трудности; воспитывать стремление к совершенствованию знаний.
Структура урока.
-сообщение учащимся цели предстоящей работы;
-воспроизведение учащимся знаний, которые потребуются для выполнения заданий;
-перенос приобретённых знаний и их первичное применение в новых условиях;
-самостоятельная работа;
-подведение итогов урока; задание на дом;
-выставление оценок за урок.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим решение задач на применение понятий центрального и вписанного углов, а также попытаемся самостоятельно доказать новые утверждения об углах, связанных с окружностью, используя один из знакомых нам уже приёмов рассуждения.
Понятие угол и окружность появилось много веков назад. Инженеры и математики древности пользовались этими понятиями при расчётах различных архитектурных сооружений. Так же эти понятия использовались при навигации на море и на суше. В наше время понятие и свойство центральных и вписанных углов используется в науке и технике. Например, невозможно представить себе без этих понятий современную инженерную графику и машиностроение. Хочется ещё раз повторить народную мудрость "Ум без догадки - гроша не стоит", т.к. при решении геометрических задач нужна смекалка, умение рассуждать, анализировать, а это невозможно без знаний и вдохновения. Вдохновения нам на протяжении всего урока.
- Устная работа.
Вначале вспомним определения и понятия, которые нам понадобятся на уроке для решения задач. Одним из домашних заданий было подготовить вопросы по теме «Центральные и вписанные углы».
Пока работаем устно, один из учеников подготовит домашнюю задачу №660 на доске.
- Сформулируйте определение центрального угла. (Угол, с вершиной в центре окружности называется центральным углом).
- Чему равна градусная мера центрального угла? (Градусная мера центрального угла равна градусной мере дуги на которую он опирается)
- Сформулируйте определение вписанного угла. (Угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают окружность, называется вписанным углом).
- Сформулировать теорему о вписанном угле. (Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.)
- Сформулировать следствие 1. (Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны).
- Сформулировать следствие 2.
(Вписанный угол, опирающийся на полуокружность – прямой).
- Связь вписанного и центрального углов, опирающихся на одну и ту же дугу. (Центральный угол всегда в два раза больше вписанного, опирающегося на ту же дугу.)
- Работа по заготовленным чертежам (презентация):
найти угол α.
- Проверим решение домашней задачи № 660.
Через точку, лежащую вне окружности, проведены две секущие, образующие угол в 32°. Большая дуга окружности, заключённая между сторонами этого угла, равна 100°. Найдите меньшую дугу.
Решение.
- Проведём ВЕ
- Т.к. ∠АВЕ – вписанный,
то ∠АВЕ = ∪АЕ = ⋅100° = 50°.
- Т.к. ∠АВЕ – внешний угол ΔВЕС,
то ∠АВЕ = ∠ВЕС + ∠BCD,
откуда ∠ВЕС = ∠АВЕ - ∠BCD,
∠ВЕС = 50° – 32° = 18°.
- Т.к. ∠ВЕD = 18° – вписанный,
то ∠ВЕD = ∪BD,
значит ∪BD = 2 ⋅∠ВЕD = 2 ⋅ 18° = 36°.
Ответ: ∪BD = 36°.
- Решение задач с применением элементов исследовательской деятельности.
Вывод и доказательство утверждения о величине угла между двумя секущими.
Посмотрим внимательно на результат в задаче. Имеется ли связь между величиной угла и градусными мерами дуг, заключенных внутри угла?
Заметим, что (100° – 36°) : 2 = 64° : 2 = 32°.
Наводящие вопросы:
- Как был образован угол АСЕ?
- С помощью величин каких дуг мы нашли величину угла АСЕ?
- Сформулируйте гипотезу о величине угла между двумя секущими.
Гипотеза:
1). Угол между двумя секущими, проведенными из одной точки, равен полуразности большей и меньшей дуг, заключенных между его сторонами.
2). Угол, вершина которого лежит вне круга и стороны пересекаются с окружностью, измеряется полуразностью большей и меньшей дуг, заключенных между его сторонами.
Т.е., нам надо доказать, что
∠АСЕ = (∪АЕ - ∪BD).
Доказательство: (доказывать у доски)
- Т.к. ∠АВЕ – вписанный в окружность, то ∠АВЕ = ∪АЕ.
- Т.к. ∠BED - вписанный в окружность, то ∠BED = ∪BD.
- Рассмотрим ΔВЕС: ∠АВЕ – внешний угол данного треугольника. Его величина равна сумме двух других углов треугольника, не смежных с ним. Значит,
∠АВЕ = ∠ВЕС + ∠ВСЕ,
∠ВСЕ = ∠АВЕ - ∠ВЕС,
∠ВСЕ = ∪АЕ - ∪BD = (∪АЕ - ∪BD).
Итак,
Утверждение: Угол, образованный двумя секущими, выходящими из одной точки, измеряется полуразностью дуг, заключённых внутри угла.
Утверждение: Угол, вершина которого расположена вне круга, а каждая из сторон пересекает окружность в двух точках, измеряется полуразностью дуг, заключенных внутри угла.
Ребята, при доказательстве данного утверждения и решении домашней задачи какой метод доказательства мы использовали?
(Достраивали до треугольника и использовали свойство внешнего угла треугольника).
Применение: №661 (устно).
Решение:α = (140° – 52°) : 2 = 88° : 2 = 44°.
Ответ: 44°.
Вывод и доказательство утверждения о величине угла между двумя пересекающимися хордами.
Ребята, мы рассмотрели угол с вершиной вне окружности. А что, если теперь нам рассмотреть угол внутри окружности, например ∠ВЕС.
Можем продолжить стороны этого угла и
рассмотрим две пересекающиеся хорды окружности (рисунок на доске).
Наводящие вопросы:
1. Являются ли центральными или вписанными углы, образованные пересекающимися хордами?
2. Проведём хорду АС. Какие вписанные углы при этом получились?
3. Рассмотрим вписанные углы ∠АСD и ∠САВ:
∠АСD =∪AD; ∠САВ = ∪СВ.
4. Неизвестный угол α - внешний угол ΔАСЕ, значит его величина равна сумме двух других углов треугольника, не смежных с ним:
α = ∠АСD + ∠САВ = ∪AD + ∪СВ = (∪AD + ∪СВ).
5. Сформулируйте гипотезу о величине угла между двумя пересекающимися хордами.
Гипотеза:
1). Угол между двумя пересекающимися хордами равен полусумме двух дуг, заключённых между этими хордами.
2). Угол с вершиной внутри круга измеряется полусуммой дуг, одна из которых расположена внутри этого угла, а другая – внутри угла, вертикального данному.
Применение: №662 (устно).
Решение:∠ВЕС = (54° + 70°) : 2 = 124° : 2 = 64°.
Ответ:64°
- Подведение итогов урока:
Выставить оценки.
Какие новые утверждения об углах, связанных с окружностью, вы сегодня узнали? Как вы получили эти новые сведения?
- Самостоятельная работа.
Литература:
- Геометрия: Учеб.для 7 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 388с.: ил.
- Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2011. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).
- Александров А.Д. и др., Геометрия для 8 – 9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики/А.Д. Александров, А.Л. Зернер, В.И. Рыжик – М.: Просвещение, 1991. – 415 с.
- Т.М. Мищенко, «Геометрия в таблицах. 7 – 9 классы», «АСТ. Астрель. Транзиткнига», Москва, 2005. – 40 с.
- Е.М.Рабинович, «Математика. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия. 7 – 9 классы», «Илекса», Москва – Харьков, 1998. – 64 с.
Интернет-ресурсы:
ФИ ученика___________________ Вариант 1 1. Найти:∠MNK Решение: Ответ: 2. Дано: MN : АС=1:5 АМ=100° NC=140° Найти: ∠АВС Решение: Ответ: | ФИ ученика__________________ Вариант 2
Найти:∠АОD Решение: Ответ: 2.Дано: AD : CB=4:6 AC=80° BD=120° Найти:∠АЕD Решение: Ответ: |
Вариант 1 1. Найти:∠MNK 2. Дано: MN : АС=1:5 АМ=100° NC=140° Найти: ∠АВС | Вариант 2
Найти:∠АОD 2.Дано: AD : CB=4:6 AC=80° BD=120° Найти:∠АЕD |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
C B A O
C B A O D
C B A O K
M 1 N M2 A B C O
Углы, связанные с окружностью
Угол, образованный двумя секущими, выходящими из одной точки, измеряется полуразностью дуг, заключённых внутри угла. A B C O BAC= 1 2 ( BC - MN ) M N
Угол между двумя пересекающимися хордами равен полусумме двух дуг, заключённых между этими хордами O D A C B E BEC 1 2 = ( BC + AD )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к интерактивной доске Smart Board к уроку геометрии по теме "Центральные и вписанные углы"
Материалы к интерактивной доске Smart Board для уроков, выполненные в приложении к Smart Board в программе Notebook 10...
Урок по геометрии - "Вписанные углы"
В данный материал входит: Презентация, конспект урока, карточки 1и 2 варианта, оценочная таблица...
план-конспект урока геометрии в 8 классе по теме "Центральные и вписанные углы"
Урок комбинированный с элементами самопроверки, работы в парах. Содержит раздаточный материал. При подведении итогов используется карта самооценки....
Презентация к уроку по теме "Центральные и вписанные углы"
Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Центральные и вписанные углы" состоит из 14 слайдов, где представлены задачи для устного решения ( слайды с3 - 10), а также задачи для коллективного р...
Урок по теме "Центральные и вписанные углы"
Конспект урока для 8 классапо геометрии по теме "Центральные и вписанные углы"...
Урок по теме "Центральные и вписанные углы"
Урок по теме "Центральные и вписанные углы"...
Самостоятельная работа Центральные и вписанные углы (ОГЭ) углы/ (8 класс)
Самостоятельная работа Центральные и вписанные углы (ОГЭ) углы/ (8 класс)...