Стереометрия. Объёмы тел
план-конспект занятия по геометрии (11 класс) на тему
Конспект открытого занятия в творческом объединении "Пифагор". Подбор задач для подготовки к экзамену .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/otkrytoe_zanyatie_pifagor.docx | 455.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тёмкинский Дом творчества
Конспект открытого занятия
в творческом объединении «ПИФАГОР» 2 группа
Педагог дополнительного образования
Хохолева Светлана Анатольевна
Январь 2017
Тема занятия: Стереометрия. Объемы тел
Цель Обобщить и систематизировать знания по теме «Объемы тел».
Задачи
Образовательные.
Повторить и систематизировать формулы для вычисления объемов многогранников и тел вращения.
Продолжить формирование навыков решения задач по теме.
Развивающие.
Учить детей приемам мыслительной деятельности. Развивать кругозор. Развивать самостоятельность обучающихся, логическое мышление, математическую речь. Способствовать формированию интеллектуальных умений и владению анализом и синтезом, доказательством, обобщением.
Воспитательная.
Воспитывать культуру учебного труда. Формировать объективную самооценку знаний.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- проблемная задача: Продавец на рынке предложил покупателям за одну цену приобретать или один арбуз диаметром 20 см, или два арбуза диаметром по 10 см. Что предпочли бы вы?
- Для того чтобы успешно решать задачи, необходимо повторить основной теоретический материал. Сегодня это формулы для вычисления объемов тел.Для этого заполним таблицы с изображением многогранников и тел вращения.( приложение 1) Необходимо возле стрелочек написать название соответствующего элемента фигуры, формулы площадей и объемов.Возникли ли у вас вопросы? Что непонятно? Остались ли у вас незаполненные поля?
3. А теперь перейдем к решению задач по готовым чертежам с целью закрепления формул для вычисления объемов геометрических тел (каждый обучающийся выбирает карточку с задачей и решает ее, затем объясняет остальным свое решение).
Задача 1 Ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, имеют длины 3, 4 и 12. Найдите длину диагонали этого прямоугольного параллелепипеда.
Ответ: 13
Задача 2. Найдите площадь боковой поверхности правильной шестиугольной призмы, сторона основания которой равна 5, а высота – 10.Ответ: 300
Задача 3 В правильной треугольной пирамиде SABC точка L — середина ребра AC, S — вершина. Известно, что BC = 6, а SL = 5. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.Ответ: 45
Задача 4. Радиус основания цилиндра равен 3, высота равна 2. Найдите объем цилиндра.Ответ: 18
Задача5 . Высота конуса равна 6, образующая равна 10. Найдите его объем, деленный на . Ответ: 128
I I I. Деятельность обучающихся по применению знаний и умений при решений задач из Банка открытых заданий ЕГЭ по математике
Мы знаем, что основная трудность, с которой приходится сталкиваться при подготовке к экзамену, - нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. Поэтому сегодня мы сделаем акцент на решении задач из сборника для подготовки к экзамену.
Наибольшее затруднение вызывают задачи на комбинацию тел. Разберем некоторые из них.
Задача 1 . Шар, объём которого равен 6π, вписан в куб. Найдите объём куба.Ответ: 36
Задача 2 Конус описан около правильной четырехугольной пирамиды со стороной основания 4 и высотой 6. Найдите его объем, деленный на .Ответ: 16
Задача 3В основании прямой призмы лежит квадрат со стороной 2. Боковые ребра равны . Найдите объем цилиндра, описанного около этой призмы.Ответ: 4
Задача 4 Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра, радиус основания которого равен 4. Объем параллелепипеда равен 16. Найдите высоту цилиндра.
Ответ: 0,25
Задача 5 В основании прямой призмы лежит прямоугольный треугольник с катетами 6 и 8. Боковые ребра равны . Найдите объем цилиндра, описанного около этой призмы.
Ответ: 125
I V. Самостоятельная работа учащихся.
Предлагаю обучающимся подборку задач для самостоятельной работы.
( приложение 2 )В зависимости от оставшегося времени занятия, решаем несколько задач
V . Итог занятия.
Еще раз просматриваем таблицы с формулами. Ответы на вопросы обучающихся.
Приложение 1
площадь поверхности______________
объем___________________________
площадь поверхности______________
объем___________________________
диагональ_______________________
площадь поверхности______________
объем___________________________
площадь поверхности______________
объем___________________________
площадь поверхности______________
объем___________________________
площадь поверхности______________
объем___________________________
площадь поверхности______________
объем___________________________
Приложение 2
1. Во сколько раз увеличится объем куба, если его ребра увеличить в три раза?
Ответ: 27
2. Одна из граней прямоугольного параллелепипеда — квадрат. Диагональ параллелепипеда равна и образует с плоскостью этой грани угол 45. Найдите объем параллелепипеда.
Ответ: 4
3. Найдите объем пространственного креста, изображенного на рисунке и составленного из единичных кубов.
Ответ: 7
4 Объём куба равен 12. Найдите объём треугольной призмы, отсекаемой от куба плос-костью, проходящей через середины двух рёбер, выходящих из одной вершины, и парал-лельной третьему ребру, выходящему из этой же вершины.
Ответ: 1,5
5 Объем параллелепипеда равен 9. Найдите объем треугольной пирамиды .
Ответ: 1,5
6 От треугольной пирамиды, объем которой равен 12, отсечена треугольная пирамида плоскостью, проходящей через вершину пирамиды и среднюю линию основания. Найдите объем отсеченной треугольной пирамиды.
Ответ: 3
7. Объем первого цилиндра равен 12 м3. У второго цилиндра высота в три раза больше, а радиус основания — в два раза меньше, чем у первого. Найдите объем второго цилиндра. Ответ дайте в кубических метрах.
Ответ: 9
8. Во сколько раз уменьшится объем конуса, если его высота уменьшится в 3 раза, а радиус основания останется прежним?
Ответ: 3
9. Найдите объем части конуса, изображенной на рисунке. В ответе укажите .
Ответ: 216
10. Радиусы трех шаров равны 6, 8 и 10. Найдите радиус шара, объем которого равен сумме их объемов.
Ответ: 12
Задачи взяты с сайта https://ege.sdamgia.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок +презентация по теме "Объём. Объём параллелепипеда" 5 класс.
Урок изучения нового материала. Содержит подробный конспект и презентацию....
Разработка урока по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»
Урок преднзначен для учащихся 5 класса.Цель урока: создать условия для обобщения знаний и умений учащихся по нахождению площади и объема прямоугольного параллелепипеда....
Предмет стереометрии.Аксиомы стереометрии.
Материал к уроку геометрии в 10 классе....
Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии.
Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии....
Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии
Разработка урока по теме "Основные понятия и аксиомы стереометрии"...
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии
План - конспект урока "Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии".Раздаточный материал и презентация "Аксиомы стереометрии"....
Открытый урок по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"
материал содержит конспект урока по данной теме, презентация, самоанализ урока и физкультминутка....