Методическая разработка урока по геометрии 8 класс по теме Теорема Пифагора
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме "Теорема Пифагора" составлена в соответствии с требованиями ФГОС Я является методической разработкой и может быть использована учителем при подготовке к уроку.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации образовательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Ресурсы: Учебник. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.Геометрия.7-9 классы.-М.:Просвещение , 2016 Геометрия 7-9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_geometriya_8_kl_teorema_pifagora.docx | 228.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Оксана Сергеевна Плотникова,
учитель математики ГБОУ школа №413
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Предмет: Геометрия
Класс: 8
Тема: Теорема Пифагора
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в паре
Цели:
Образовательная: формирование знания о теореме Пифагора, ее доказательство; использование знаний при решения задач
Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, индивидуальности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развивающая: формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД;
Уметь:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,
- делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей,
- способствовать эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений,
- проводить объективную самооценку и взаимооценку.
Регулятивные УУД:
Уметь:
- определять цели учебной деятельности,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- составлять алгоритм действий на уроке;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
Уметь:
- слышать, слушать и понимать партнера,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
- распределять роли,
- взаимно контролировать действия друг друга,
- договариваться, вести дискуссию,
- правильно выражать свои мысли,
- эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.
Познавательные УУД:
Уметь:
-добывать новые знания,
- находить нужную информацию в учебнике и других источниках,
- составлять алгоритм деятельности при решении проблемной ситуации,
- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Основные понятия: прямоугольный треугольник, гипотенуза, катеты
Ресурсы: Учебник: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.и др., Геометрия 7-9 классы,- М.: Просвещение, 2016
Компьютер, мультимедийный проектор
Ожидаемые результаты учебного занятия:
Предметные: уметь формулировать и доказывать теорему Пифагора, решать задачи с ее применением; развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения
коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
познавательные: уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умение использовать наглядность для иллюстрации примеров, аргументация собственного суждения.
Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний
Используемая технология: технология системно-деятельностного подхода
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФОУД | Формируемые УУД |
1-й этап. Организационный Цель этапа: настроить учащихся на сознательную учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | |||||
1 | Ребята, предлагаю вам стать активными добытчиками новых знаний | Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Настраивает на сознательную учебную деятельность. | Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест, садятся за парты. | Ф | Л. Самоопределение, смыслообразование. К. Планирование учебного сотрудничества. |
2-й этап. Актуализация знаний. Цель этапа: активизировать мыслительные операции учащихся | |||||
2 | 1. Фронтальный опрос: - определение прямоугольного треугольника -стороны прямоугольного треугольника -свойства прямоугольных треугольников -признаки равенства прямоугольных треугольников 2. Решение задач устно по готовым чертежам
| Предлагает вспомнить знания о прямоугольных треугольниках и задать друг другу вопросы Проецирует на экран задания Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. | Ведут перекрестный опрос: задают вопросы Выполняют устные задания. Формулируют знания, на которые опирались при выполнении данного задания. | Ф Ф | П. Учатся извлекать информацию из иллюстраций, умение формулировать проблему и находить пути ее решения. К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения. Р. Умение слушать, дополнять, уточнять высказанные мнения. Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. |
3-й этап. Изучение нового материала Цель этапа: построения нового знания: теорема Пифагора, доказательство теоремы Пифагора | |||||
Просмотр документального фильма(сократив до 4,5 мин) Известные люди. Пифагор https://www.youtube.com/ Записать тему и дату урока в тетрадь Работа с книгой стр 128 п.55 учебника: А) Определение параллелограмма Б) Свойства параллелограмма | Создает проблемную ситуацию. Мотивирует учащихся на внимательный просмотр фильма Уточняет тему урока Предлагает записать дату и тему урока в тетрадь Предлагает прочитать теорему и записать ее в тетрадь. Создает проблемную ситуацию: предлагает доказать данную теорему самостоятельно, используя учебник После выполнения работы детьми, на экране проецирует доказательство Сообщает, что существуют разные способы доказательства теоремы | Смотрят фильм. Предлагают тему урока , исходя из просмотренного фильма Записывают дату и тему урока Записывают теорему, делают рисунок, выполняют доказательство теоремы. Сверяют свои записи, корректируют при необходимости | Ф И П | П. Самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли. Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция. Л. Постепенное накопление учащимися информации (от простого к сложному), установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | |
4-й этап. Первичное закрепление изученного материала. Цель этапа: формирование практических навыков решения заданий. | |||||
Выполнить -устно №483(а,б),484(а,б) письменно №487 | Предлагает задания для устного решения Формулирует задание выполнить в паре с соседом и контролирует работу учащихся. | Устно выполняют задания Выполняют задания в паре. После выполнения задания дают комментарии решения с места. Остальные проверяют свое решение. | Ф П | Л. Сознание ответственности за общее дело П. Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. К. Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. | |
Физкультминутка Цель: предупреждение утомляемости учащихся. | |||||
5 –й этап. Закрепление изученного и применение знаний в новой ситуации Цель: самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение изученного материала в новой ситуации | |||||
Самостоятельно №485, №486(а,в) | Предлагает выполнить задания самостоятельно Предлагает обратиться ребятам за помощью к консультантам (тем, кто выполнил задание первым) | Выполняют самостоятельно №485, №486 Проверяют ответы, исправляют допущенные ошибки. Обращаются к консультантам Отмечают результаты выполнения задания в листе контроля. | И | П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. К. Взаимодействие с соседом по парте, учет позиции собеседника, сотрудничество и кооперация с учителем и одноклассником. Р. Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный. Восприятие, осмысление, запоминания материала. | |
6-й этап. Информация о домашнем задании с комментированием Цель: обсудить и записать домашнее задание | |||||
Домашнее задание. Подготовить иное доказательство теоремы Пифагора П55. Знать теорему Пифагора. Уметь доказывать ее разными способами. В.9, с.133 №486(б), 488(а) | Предлагает записать задание и даёт комментарии к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание. | Ф | ||
8-й этап. Итоговый Цель : провести рефлексию и оценивание учащимися учебной деятельности на уроке | |||||
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников: - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? Чему научились на уроке? - Проанализируйте свою работу. Предлагает заполнить индивидуальные листы контроля | Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями об уроке: что узнали нового, чему научились, какие сложности испытали во время урока, что удалось, что не удалось? Делятся планами на следующий урок. Осуществляют самооценивание и взаимооценивание и выставляют отметки за урок в лист контроля. | Ф | П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации. К. Умение полно и точно выражать свои мысли. Разрешение конфликтов. Р. Прогнозирование, саморегуляция, адекватная самооценка. Л. Нравственно-этическая ориентация. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):
П – познавательные
Л – личностные
К- коммуникативные
Р - регулятивные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ
Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим. Урок ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...
Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»
Цели и задачи: Познакомиться с разнообразием народов Ро...
Методическая разработка урока в 10 классе по теме: "Реактивное движение".
Урок построен на основе технологии проблемного обучения и деятельностного подхода при изучении физики (изготовление учащимися самодельного прибора для демонстрации реактивного движения, разработка пре...
Открытый урок в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"
План-конспект открытого урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора" поможет не только изучить саму теорему, но и увидеть ее приложения....
Конспект урока в 8 классе по теме "Теорема Пифагора".
Тип урока - урок построения системы знаний....
Методическая разработка урока алгебры 8 класс по теме "Теорема Виета"
Методическая разработка соответствует УМК«Алгебра 8 класс», авторы: А.Г. Мордкович, Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, Л.А. Александрова. В учебнике тема соответствует Главе IV «Квадратные уравнения», на ...
Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".
В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...