Методическая разработка урока по геометрии 8 класс по теме Теорема Пифагора
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему

Оксана Сергеевна Плотникова

Технологическая карта урока по теме "Теорема Пифагора"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС Я является методической разработкой и может быть использована учителем при подготовке к уроку.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации образовательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Ресурсы: Учебник. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.Геометрия.7-9 классы.-М.:Просвещение , 2016 Геометрия 7-9

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Оксана Сергеевна Плотникова,

 учитель математики ГБОУ школа №413

 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Предмет:  Геометрия

Класс: 8

Тема:  Теорема Пифагора

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в паре

Цели: 

Образовательная:  формирование знания о теореме Пифагора, ее доказательство; использование знаний при решения задач

Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, индивидуальности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Развивающая: формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД; 

Уметь:

-  устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,

- делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей,  

- способствовать эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений,

- проводить объективную самооценку и взаимооценку.

 Регулятивные УУД: 

Уметь:

- определять цели учебной деятельности,

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки;

- составлять алгоритм действий на уроке;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: 

Уметь:

-  слышать, слушать и понимать партнера,

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

- распределять роли,

- взаимно контролировать действия друг друга,

- договариваться, вести дискуссию,

- правильно выражать свои мысли,

- эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.

Познавательные УУД: 

Уметь:

-добывать новые знания,

- находить нужную информацию в учебнике и других источниках,

- составлять алгоритм деятельности при решении проблемной ситуации,

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Основные понятия: прямоугольный треугольник, гипотенуза, катеты

Ресурсы: Учебник: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.и др., Геометрия 7-9 классы,- М.: Просвещение, 2016

                 Компьютер, мультимедийный проектор

Ожидаемые результаты учебного занятия:

Предметные: уметь формулировать и доказывать теорему Пифагора, решать задачи с ее применением; развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

познавательные: уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умение использовать наглядность для иллюстрации примеров, аргументация собственного суждения.

Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Используемая технология: технология системно-деятельностного подхода

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

Формируемые УУД

1-й этап.  Организационный

 Цель этапа: настроить   учащихся на сознательную  учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

1

Ребята, предлагаю вам  стать активными добытчиками новых знаний

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Настраивает на сознательную учебную деятельность.

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест, садятся за парты.

Ф

Л. Самоопределение, смыслообразование.

К. Планирование учебного сотрудничества.

2-й этап. Актуализация знаний.

 Цель этапа: активизировать мыслительные операции учащихся

2

1. Фронтальный опрос:

- определение прямоугольного треугольника

-стороны прямоугольного треугольника

-свойства прямоугольных треугольников

-признаки равенства прямоугольных треугольников

2. Решение задач устно по готовым чертежам

                     

 

Предлагает вспомнить  знания о прямоугольных треугольниках и задать друг другу вопросы

Проецирует на экран задания

Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Ведут перекрестный опрос: задают вопросы

Выполняют устные задания. Формулируют знания, на которые опирались при выполнении данного задания. 

Ф

Ф

П. Учатся извлекать информацию из иллюстраций, умение формулировать проблему и находить пути ее решения.

К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения.

Р. Умение слушать, дополнять, уточнять высказанные мнения.

Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

3-й этап. Изучение нового материала

 Цель этапа: построения нового знания: теорема Пифагора, доказательство теоремы Пифагора

Просмотр документального фильма(сократив до 4,5 мин) Известные люди. Пифагор https://www.youtube.com/

Записать тему и дату урока в тетрадь

Работа с книгой стр 128 п.55 учебника:

А) Определение параллелограмма

Б) Свойства параллелограмма

Создает проблемную ситуацию. Мотивирует учащихся на внимательный просмотр фильма

Уточняет  тему урока

Предлагает записать дату и тему урока в тетрадь

Предлагает прочитать теорему и записать ее в тетрадь.

Создает проблемную ситуацию: предлагает доказать данную теорему самостоятельно, используя учебник

После выполнения работы детьми, на экране проецирует доказательство

Сообщает, что существуют разные способы доказательства теоремы

Смотрят фильм. Предлагают тему урока , исходя из просмотренного фильма

Записывают дату и тему урока

Записывают теорему, делают рисунок, выполняют доказательство теоремы.

Сверяют свои записи, корректируют при необходимости

Ф

И

П

П. Самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск  необходимой информации, осознанное  построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем  поискового характера.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение  полно и точно выражать свои мысли.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Л. Постепенное накопление учащимися информации (от простого к сложному), установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

4-й этап. Первичное закрепление  изученного материала.

Цель этапа: формирование практических навыков решения заданий.

Выполнить

-устно №483(а,б),484(а,б)

письменно №487

Предлагает задания для устного решения

Формулирует задание выполнить в паре с соседом и контролирует работу учащихся.

Устно выполняют задания

Выполняют задания в паре. После выполнения задания дают комментарии решения с места. Остальные проверяют свое решение.

Ф

П

Л. Сознание ответственности за общее дело

П. Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

К. Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Физкультминутка

 Цель: предупреждение утомляемости учащихся.

5 –й этап. Закрепление изученного и  применение знаний в новой ситуации

Цель: самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение изученного материала в новой ситуации

Самостоятельно №485, №486(а,в)

Предлагает выполнить задания самостоятельно

Предлагает обратиться ребятам за помощью к консультантам (тем, кто выполнил задание первым)

Выполняют самостоятельно №485, №486

Проверяют  ответы, исправляют допущенные ошибки. Обращаются к консультантам

Отмечают результаты выполнения задания в листе контроля.

И

П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

К. Взаимодействие с соседом по парте, учет позиции собеседника, сотрудничество и кооперация с учителем и одноклассником.

Р. Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный.  Восприятие, осмысление, запоминания материала.

6-й этап. Информация о домашнем задании с комментированием

Цель: обсудить и записать домашнее задание

Домашнее задание. Подготовить иное доказательство теоремы Пифагора

П55. Знать теорему Пифагора. Уметь доказывать ее разными способами. В.9, с.133 №486(б), 488(а)

Предлагает записать задание и

даёт комментарии к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

Ф

8-й этап. Итоговый

Цель : провести рефлексию и оценивание учащимися учебной деятельности  на уроке

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников:

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? Чему научились на уроке?

- Проанализируйте свою работу.

Предлагает заполнить индивидуальные  листы контроля

Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями об уроке: что узнали нового, чему научились, какие сложности испытали во время урока, что удалось, что не удалось? Делятся планами на следующий урок. Осуществляют самооценивание и взаимооценивание и выставляют отметки за урок в лист контроля.

Ф

П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации.

К. Умение полно и точно выражать свои мысли. Разрешение конфликтов.

Р. Прогнозирование, саморегуляция, адекватная самооценка.

Л.  Нравственно-этическая ориентация. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

         Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):

П – познавательные

Л – личностные

К- коммуникативные

Р - регулятивные  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим.  Урок  ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Методическая разработка урока в 10 классе по теме: "Реактивное движение".

Урок построен на основе технологии проблемного обучения и деятельностного подхода при изучении физики (изготовление учащимися самодельного прибора для демонстрации реактивного движения, разработка пре...

Открытый урок в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"

План-конспект открытого урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора" поможет не только изучить саму теорему, но и увидеть ее приложения....

Конспект урока в 8 классе по теме "Теорема Пифагора".

Тип урока - урок построения системы знаний....

Методическая разработка урока алгебры 8 класс по теме "Теорема Виета"

Методическая разработка соответствует УМК«Алгебра 8 класс», авторы: А.Г. Мордкович, Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, Л.А. Александрова. В учебнике тема соответствует Главе IV «Квадратные уравнения», на ...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...