Методическая разработка урока по геометрии для 7 класса по теме:"Теорема о сумме углов треугольника"
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме

Оксана Сергеевна Плотникова

Урок составлен в соответствии с требованиямии ФГОС ООО на основе учебника: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7-9 классы,- М.:Просвещение, 2013.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации образовательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели

Образовательная: формирования знания теоремы о сумме углов треугольника, умения производить ее доказательство, применять знания на практике.

Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, индивидуальности, формирования уменя аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Развивающая: формирование универсальных учебных действий.

Данная технологическая карта представляет собой методическую разработку урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Оксана Сергеевна Плотникова,

 учитель математики ГБОУ школа №413

 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Предмет:  Геометрия

Класс: 7

Тема:  Теорема о сумме углов треугольника

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели: 

Образовательная: формирование знания теоремы о сумме углов треугольника, умения ее доказывать и применение знаний на практике.

Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, индивидуальности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Развивающая: формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД; 

Уметь:

-  устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,

- делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей,  

- способствовать эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений,

- проводить объективную самооценку и взаимооценку.

 Регулятивные УУД: 

Уметь:

- определять цели учебной деятельности,

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки;

- составлять алгоритм действий на уроке;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: 

Уметь:

-  слышать, слушать и понимать партнера,

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

- распределять роли,

- взаимно контролировать действия друг друга,

- договариваться, вести дискуссию,

- правильно выражать свои мысли,

- эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.

Познавательные УУД: 

Уметь:

-добывать новые знания,

- находить нужную информацию в учебнике и других источниках,

- составлять алгоритм деятельности при решении проблемной ситуации,

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Основные понятия: треугольник, углы треугольника, теорема, параллельные прямые

Ресурсы: Учебник: Геометрия, 7 класс ( Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.и др., Геометрия 7-9 классы,- М.: Просвещение, 2013)

                 Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Ожидаемые результаты учебного занятия:

Предметные: знать теорему о сумме углов треугольника, уметь проводить ее доказательство; развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

познавательные: уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, владеть логическими действиями определения понятий, ведения доказательства, обобщения, установления аналогий; умение использовать наглядность для иллюстрации примеров, аргументация собственного суждения.

Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Используемая технология: технология системно-деятельностного подхода

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

Формируемые УУД

1-й этап.  Организационный

 Цель этапа: настроить   учащихся на сознательную  учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

1

Ребята, я предлагаю вам на сегодняшнем  уроке вновь ощутить себя настоящими   исследователями и открыть новые знания.

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Настраивает на сознательную учебную деятельность.

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест, садятся за парты.

Ф

Л. Самоопределение, смыслообразование.

К. Планирование учебного сотрудничества.

2-й этап. Актуализация знаний.

 Цель этапа: активизировать мыслительные операции учащихся

2

Модели треугольников, вырезанные из цветного картона, разных размеров и видов

 

Модели треугольников (задайте вопросы друг другу по теме «Треугольники»)

Обращает внимание на закрепленные до звонка с помощью магнитов на доске модели треугольников в различных положениях и подписанные  по порядку от 1 до….

Формулирует первое задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Раздает треугольники в произвольном порядке по одному на парту и предлагает измерить углы треугольников и найти их сумму.

Предлагает озвучить полученный результат

Предлагает сделать вывод и сформулировать полный ответ

Смотрят на доску. Настраиваются на выполнение задания

Формулируют вопросы: Какую геометрическую фигуру называют треугольником? Назвать виды треугольников в зависимости от величины углов? от соотношения сторон? Дать определения и назвать номера, которыми они обозначены на доске

Ребята работая в парах измеряют углы треугольника и находят их сумму. Формулируют знания, на которые опирались при выполнении данного задания.

Ребята дают по порядку ответ

Делают вывод: Сумма углов треугольника равна 1800

Ф

Ф

П

П. Учатся извлекать информацию из иллюстраций, умение формулировать проблему и находить пути ее решения.

К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения.

Р. Умение слушать, дополнять, уточнять высказанные мнения.

Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

3-й этап. Изучение нового материала

 Цель этапа: построения нового знания: теорема о сумме углов треугольника и ее доказательства

 «Теорема о сумме углов треугольника».

Работа с книгой: стр 69 учебника:

Формулировка теоремы

http://ru.solverbook.com/my_images/pic233.png

Предлагает записать дату, сформулировать и записать тему урока в тетрадь

Предлагает прочитать теорему о сумме углов треугольника и записать ее в тетрадь

Создает проблемную ситуацию: доказать данную теорему самостоятельно.

Для этого желающим доказать самостоятельно предлагает закрыть учебники и обратить внимание на рис на доске  (заранее подготовлен), на дополнительно проведенную через вершину В прямую ДЕ, параллельную стороне АС.

Остальным предлагает доказать теорему с помощью учебника.

Приглашает 2 желающих, по одному из тех, кто доказывает самостоятельно и из доказывающих с помощью учебника,  для доказательства теоремы  на доске (выполняют задание с обратной стороны доски).

Предлагает заслушать доказательство и проверить свои записи в тетради

Предлагает произвести корректировку своих записей при необходимости

Записывают дату, формулируют и записывают тему урока

Записывают теорему

Учащиеся приступают к самостоятельному доказательству теоремы.

Выполняют задание

По очереди доказывают теорему

Контролируют работу учащихся у доски и вносят необходимые исправления в своих записях.

Ф

Ф

И

П

П. Самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск  необходимой информации, осознанное  построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем  поискового характера.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение  полно и точно выражать свои мысли.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Л. Постепенное накопление учащимися информации (от простого к сложному), установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

4-й этап. Первичное закрепление  изученного материала.

Цель этапа: формирование практических навыков решения заданий.

Выполнить письменно №223 (а,г),

Выполнить письменно задание 224

Формулирует задание и контролирует работу учащихся.

Приглашает к доске учащегося для решения №223г

Спрашивает алгоритм решения заданий на отношение (на части)

Предлагает проверить работу у соседа по парте

Выполняют задания. После выполнения задания дают комментарии задания 223а решения с места. Остальные проверяют свое решение.

Выполняют самостоятельно №272г и сверяют свое решение с решением на доске.

Формулируют алгоритм и решают по алгоритму самостоятельно.

Осуществляют взаимопроверку

Ф

П

Л. Сознание ответственности за общее дело. П. Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

К. Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Работа в парах

Физкультминутка

 Цель: предупреждение утомляемости учащихся.

5 –й этап. Закрепление изученного и  применение знаний в новой ситуации

Цель: самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение изученного материала в новой ситуации

http://festival.1september.ru/files/articles/61/6191/619182/presentation/7.JPG

№230

Предлагает выполнить задание устно (задания проецируются на экран)

Предлагает выполнить задание письменно с полным оформлением задания

- Кто закончит задание, поднимите руку.

Предлагает  ключи для выполнения проверки.

Предлагает консультантам(тем, кто первыми верно выполнили задание) оказать помощь одноклассникам

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

Предлагает выполнить задание сообща и приглашает к доске желающего

Выполняют задания устно ( в уме), дают ответы, комментируют свои действия по просьбе учителя.

Следят за правильностью своих устных вычислений

Проверяют  ответы, исправляют допущенные ошибки.

Отмечают результаты выполнения задания в листе контроля.

Консультанты оказывают помощь в выполнении  задания с объяснением хода его решения

Решают задание, слушают комментарии решающего на доске, оказывают помощь при необходимости

П

И

П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

К. Взаимодействие с соседом по парте, учет позиции собеседника, сотрудничество и кооперация с учителем и одноклассником.

Р. Оценивают предложенные варианты решения, выбирают наиболее точный.  Восприятие, осмысление, запоминания материала.

6-й этап. Информация о домашнем задании с комментированием

Цель: обсудить и записать домашнее задание

Домашнее задание.

П31, теорему с доказательством В.1, с.88 №223(в), №227(б), 229

Предлагает записать задание и

даёт комментарии к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы

Ф

8-й этап. Итоговый

Цель : провести рефлексию и оценивание учащимися учебной деятельности  на уроке

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников:

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? Чему научились на уроке?

- Проанализируйте свою работу.

Предлагает заполнить индивидуальные  листы контроля

Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями об уроке: что узнали нового, чему научились, какие сложности испытали во время урока, что удалось, что не удалось? Делятся планами на следующий урок. Осуществляют самооценивание и взаимооценивание и выставляют отметки за урок в лист контроля.

Ф

П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации.

К. Умение полно и точно выражать свои мысли. Разрешение конфликтов.

Р. Прогнозирование, саморегуляция, адекватная самооценка.

Л.  Нравственно-этическая ориентация. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

         Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):

П – познавательные

Л – личностные

К- коммуникативные

Р - регулятивные  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"

Методическая разработка урока алгебры в 8 классе  по теме "Теорема Виета"  -(конспект  и презентация) . Бинарный урок (алгебра, история)...

Разработка урока по геометрии 8 класс по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Комбинированный урок, содержит самостоятельную работу по теореме Пигора...

Методическая разработка урока по геометрии 8 класс по теме Теорема Пифагора

Технологическая карта урока по теме "Теорема Пифагора"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС Я является методической разработкой и может быть использована учителем при подготов...

Разработка урока по геометрии 8 класс по теме : " Центральные и вписанные углы"

В разработке урока используется несколько видов работы с учащимися....

Методическая разработка урока по геометрии 7 класса по теме: «Третий признак равенства треугольников» (технология интегрированного обучения, игровые технологии)

Цели: Создать условия для организации и проведения повторения и закрепления изученного материала в ходе решения задач, обучения учащихся умению применять изученные теоремы при решении задач; спос...

Разработка урока по геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"

Разработка урока по геометрии 8 класс по теме "Теорема  Пифагора"...