Урок геометрии в 7 классе Решение задач по теме "Треугольники"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме
Разработка урока геометрии в 7 классе Решение задач по теме "Треугольники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geometrii_treugolniki.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение задач по теме «Треугольники».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по применению знаний при решении задач на применение элементов треугольника; признаков равенства треугольников.
Развивающие:
- развитие ключевых компетенций;
- развитие навыков исследования через выполнение проектов по теме;
- формирование способности к оцениванию собственной деятельности.
Воспитательные: создать условия для
- формирования интереса учащихся к математике через углубление их представлений о практическом значении треугольников и применении их в окружающем мире;
- развитие деловых качеств личности, личностного самосовершенствования через представление проектов.
Задачи урока:
- учить учащихся грамотно вести монологическую речь;
- учить самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации;
- учить использовать компьютерные информационные технологии для сопровождения собственного доклада или защиты результатов самостоятельной деятельности.
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер;
экран;
проектор;
слайды;
дидактический материал
Межпредметные связи: география, литература, изо
Планируемые результаты:
личностные:
умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию, приводить контрпримеры;
опыт смыслообразования;
самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания;
умение работать в паре;
ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций;
представление о значении математической науки как сфере человеческой деятельности;
метапредметные:
умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, применять индуктивные способы рассуждений, выдвигать гипотезы при решении учебных задач;
осознанное чтение текста;
способность к интерпретации;
представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира;
предметные:
понятие треугольника;
умение использовать признаки равенства треугольников и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии;
умение устанавливать закономерность в применении признаков;
умение изображать геометрические фигуры;
использовать различные языки математики (словесный – символический – графический).
Структура урока
- Организационный момент.
- Постановка учебной проблемы.
- Актуализация опорных знаний. Работа по готовым чертежам.
- Обобщение и систематизация ключевых понятий.
- Закрепление навыков решения практических задач.
- Применение изучаемой темы в природе.
- Задание на дом.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия
Ход урока:
1 Организационный момент.
Цель: формирование мотивации.
Здравствуйте! Меня зовут Дилара Сабировна и эти 30 минут я буду вашим учителем математики. Ребята, я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что математика – интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (слайд 2).
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
2. Постановка учебной проблемы.
Учитель: Ребята, при изучении темы «Треугольники» вы познакомились с понятием треугольника и с его видами - равнобедренный и равносторонний треугольник. Вряд ли кто-нибудь из вас не слышал о загадочном Бермудском треугольнике? (слайд 3). Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в чём? В том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и посей день.
А ведь знакомый всем нам треугольник, который мы изучаем на уроках математики, также таит в себе немало интересного и загадочного.
А сейчас, ребята, откройте тетради, напишите дату и тему урока «Треугольники». Начертите произвольный треугольник.
Цель: формулирование цели урока
Учитель: Что нужно знать, на какие вопросы суметь ответить, чтобы получить полное представление о треугольнике?
Учащиеся ставят проблемные вопросы и отвечают на них:
- Я думаю, мы должны знать, что называется треугольником? (слайд 4)
Учитель: Согласна. Так что же называется треугольником?
- А я думаю, что мы должны знать из чего состоит треугольник?
Учитель: Пожалуйста, перечисли элементы треугольника. Молодец! Ребята отметьте на своем чертеже элементы треугольника.
- Я предполагаю, что нам необходимо знать какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника?
Учитель: Правильно. Дать определение медианы, биссектрисы и высотой треугольника.
Молодцы! Ребята, первый ряд проведите медиану к любой стороне, 2 ряд – биссектрису любого угла, и третий ряд – высоту треугольника.
- А ещё необходимо знать, какие треугольники бывают? (по углам и сторонам) (слайд 5).
Учитель: И какие же?
Учитель. Правильно, ребята. А я хочу добавить вопросы, какими свойствами обладает равнобедренный треугольник? (слайд 6)
Какие треугольники называются равными и по каким элементам определяют признаки равенства? (слайд 7)
Учитель: Почему же так важно знать эти свойства? Я вам открою секрет: в материалах ГИА в задании № 15 есть задачи, которые мы научились решать уже сегодня. Пусть нынешний урок станет первым в подготовке к ГИА. (Слайд 8).
Цель: развитие пространственного мышления посредством решения задач на готовых чертежах.
Учитель: В повседневной жизни мы часто встречаемся с треугольником, используем его свойства, но! Одно дело иметь готовый чертеж и по нему работать, а другое, когда необходимо представить треугольник, его элементы и применить к воображаемому треугольнику свои знания. Другими словами нам с вами нужно иметь пространственное предсатвление, воображение, мышдение. Я предлагаю решить задачу.
Задание. На рисунке МP =MT, PK=TK какие точки достаточно соединить, чтобы получились равные треугольники? (слайд 9). Как вы думаете, ребята, какие точки?
Учитель: Молодцы, ребята! После напряженной работы треугольники помогут снять нам зрительную напряженность. А ещё чтобы снять мышечную напряженность можете стоя следить за движением геометрических фигур. (слайд 10).
5.Закрепление навыков решения практических задач.
Цель: Ознакомление с историей развития математики, применение знаний при решении практической задачи.
Учитель: Ребята, при решении задач иногда используется такой приём, как – доказательство. Эта форма работы вам ещё недостаточно хорошо известна.
(Слайд 11). Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес, который жил в VI в. до н. э. Ему принадлежит открытие следующих теорем (показывает на слайд). А вам, ребята, они знакомы? Пожалуйста, прочтите их: - - вертикальные углы равны;
- в равнобедренном треугольнике углы, лежащие при основании, равны;
- теорема о равенстве двух треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам.
(Слайд 12). Фалес получил доказательство этих теорем теоретически, но теореме о равенстве треугольников по двум сторонам и углу между ними он нашел практическое приложение.
В гавани Милета был построен дальномер, определяющий расстояние до корабля в море. Он представлял собой три вбитых колышка А, В, С, (АВ = ВС) и размеченную прямую . При появлении корабля на прямой СК находили точку D такую, чтобы точки D, В, Е оказывались на одной прямой.
Как вы думаете, ребята, чему равно расстояние до корабля АЕ по воде?
Ученик: Я думаю, что нужно рассмотреть треугольники АЕВ и СДВ. Эти треугольники равны по второму признаку: у них АВ=СВ углы С и А – прямые по условию задачи, углы при вершине В равны как вертикальные. Из равенства треугольников следует равенство соответствующих сторон треугольника, т.е. СД=АЕ. И поэтому расстояние до корабля по воде равно СД по суше.
Учитель: Умница! Ребята, в нашей местности мало озер, но используя принцип дальномера, попробуем определить длину озера. Я вам немного помогу.
Задача (слайд 13): Чтобы измерить длину озера (расстояние АВ на рисунке) на местности провели прямою ВD, на ней выбрали точку C, из которой точка А видна под прямым углом, и отложили отрезок СD, равный отрезку ВC. Какое расстояние на местности надо измерить, чтобы узнать длину озера? Давайте докажем используя метод Фалеса.
Учащиеся: Для этого достаточно измерить длину отрезка АD, так как ∆АСD=∆ВСА (по первому признаку). СД=СВ, сторона АС – общая, углы АСД и АСВ равны. Угол АСВ=90 градусов, следовательно, и угол АСД =90 градусов как смежные.
6. Применение изучаемой темы в природе.
Цель: формирование причинно-следственных связей.
Учитель: Ребята, математика связана с красотой окружающего нас мира. Какие чудеса и открытия связаны с треугольником? Скажите, вам когда-нибудь приходилось слышать о таких понятиях как спидрон, снежинка Коха?
Оказывается, ребята, Диана провела исследование спидрона, которое возникло совсем недавно. Пожалуйста, Диана, познакомь класс со своим мини-проектом.
Учитель: Спасибо, Диана. Умница! Ребята, ещё одна интересная фигура – это снежинка Коха, (слайд 14) она является родственницей целого класса фигур, которые получили название Фракталы. Снежинка Коха-это фигура, состоящая из равносторонних треугольников. Снежинку назвали в честь учёного Гельга Коха, который её открыл. (слайд 15) На слайде геометрический вид снежинки Коха. Можно сделать вывод, ребята, что равносторонние треугольники можно наблюдать в природе и науке.
Учитель: Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул, но, изучая математику, мы можем открыть новые элементы прекрасного, которые находят свое применение в окружающем нас мире. Даже великий лирик А.С. Пушкин говорил: «Можно ли проверить математикой гармонию».
Конечно, можно. Из разрезанных фигур, которые у вас на столе соберите: 1 группа - равнобедренный, 2 группа – прямоугольный, 3 группа – равносторонний.
Учитель. Молодцы! Вы великолепно справились с практическим заданием. Предлагаю вам выполнить дома следующие задания (слайд 16). Они очень созвучны с тем, что мы делали на уроке и помогут вам развить творческие и изобретательские способности. Задания переписывать не надо, они с обратной стороны листа.
Цель: Развитие творческих и изобретательских способностей учащихся.
Учащимся предлагается дома выполнить домашнее задание с опорой на проблемный вопрос урока.
- Четыре страны имеют форму треугольников. Как расположены страны одна относительно другой, если у каждой из них есть общие границы с тремя другими? Нарисуйте.
2) Из треугольника, разрезанного на меньшие треугольники собрать различные рисунки (можно собрать кошку, рыбку и робота).
3) Творческая группа: написать мини-сочинение «Для чего изучаем геометрию мы?».
Учитель: Я благодарна вам, ребята, за активное участие на уроке. «5» я ставлю Диане за мини-проект, Станиславу, Кате, ………………….. за решение практических задач. «4» _____________________________________.
Ребята, вы получили оценки. Наш урок подходит к концу, и я надеюсь, что работу с треугольниками вы не закончите и продолжите дома.
Рефлексия (Слад 17): И прежде чем расстаться, я хочу, чтобы вы оценили мой урок. Сейчас очень модно строить генеалогическое древо семьи, жизни. Точно так же я построила генеалогическое древо треугольников. Предлагаю вам, выходя из кабинета кликнуть мышкой на снежинку, если вам было комфортно на уроке и все понятно, ______________– урок интересен, но есть вопросы, которые нужно отработать, _________________ – просто хорошее состояние.
Удачи вам, ребята! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии 11 класс. Решение задач координатно – векторным методом
Презентация к уроку и краткий конспект. Рекомендовано для профильного математического класса....
Урок геометрии по теме "Решение задач с применением теоремы Пифагора"
Материал содержит конспект урока и презентацию по старинным задачам....
Открытый урок по геометрии 7 класс «Решение задач по теме «Параллельные прямые»
Данная разработка реализована на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математ...
Урок геометрии по теме: "Решение задач по теореме Пифагора"
Разработка урока по теме " Решение задач по теореме Пифагора" предназначена для систематизации и обобщения материала по данной теме....
Конспект урока геометрия "Равнобедренный треугольник. Решение задач"
Конспект урока геометрия "Равнобедренный треугольник. Решение задач" в 7 классе...
Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"
Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассм...
14 октября 2021, геометрия, 8 класс Решение задач на тему : «Прямоугольники, ромб, квадрат»
14 октября 2021, геометрия, 8 классРешение задач на тему : «Прямоугольники, ромб, квадрат»...