Угол между прямыми
план-конспект урока по геометрии (10 класс) на тему
Конспекты к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugol_mezhdu_pryamymi.pptx | 292.36 КБ |
ugol_mezhdu_pryamymi.docx | 205.84 КБ |
ugol_mezhdu_pryamymi_2.docx | 173.7 КБ |
ugol_mezhdu_pryamymi_3.docx | 87.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока: Сформировать понятие угла между: Пересекающимися ; Параллельными; скрещивающимися прямыми. Научиться находить угол между: Пересекающимися; параллельными ; скрещивающимися прямыми.
Вспомним: Основание призмы ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – трапеция. Какие из следующих пар прямых являются скрещивающими?
Расположение прямых в пространстве и угол между ними 1. Пересекающиеся прямые. 2. Параллельные прямые. 3. Скрещивающиеся прямые.
Любые две пересекающие прямые лежат в одной плоскости и образуют четыре неразвернутых угла .
Если пересекающиеся прямые образуют четыре равных угла, то угол между этими прямыми равен 90°. а b
Угол между двумя параллельными прямыми равен 0° .
Углом между двумя пересекающимися прямыми в пространстве называется наименьший из углов, образованных лучами этих прямых с вершиной в точке их пересечения.
Углом между скрещивающимися прямыми a и b называется угол между построенными пересекающимися прямыми и .
Угол между скрещивающимися прямыми, как и между прямыми одной плоскости, не может быть больше 90°. Две скрещивающиеся прямые, которые образуют угол в 90°, называются перпендикулярными. a b a 1 c c 1 d
Угол между скрещивающими прямыми Пусть AB и CD – две скрещивающиеся прямые. Возьмём произвольную точку М 1 пространства и проведём через неё прямые А 1 В 1 и C 1 D 1 , соответственно параллельные прямым AB и CD . А В C D А 1 В 1 C 1 D 1 M 1 φ Если угол между прямыми А 1 В 1 и C 1 D 1 равен φ, то будем говорить, что угол между скрещивающимися прямыми АВ и CD равен φ.
Найдём угол между скрещивающимися прямыми AB и CD В качестве точки M 1 можно взять любую точку на одной из скрещивающихся прямых. А В C D M 1 А 1 В 1 φ
Физкультминутка для глаз
Покажите перпендикулярные скрещивающиеся прямые в окружении.
Дано изображение куба. Найдите угол между скрещивающимися прямыми а и b . 90° 45° Ответ Ответ
Дано изображение куба. Найдите угол между скрещивающимися прямыми а и b . 90° 60° Ответ Ответ
Дано изображение куба. Найдите угол между скрещивающимися прямыми а и b 90° 90° Ответ Ответ
Домашнее задание: §4 (стр. 85-89), №268, №269.
Физкультминутка
Задача №1 В правильной пирамиде SABCD , все ребра которой равны 1, точка E – середина ребра SC . Найдите угол между прямыми AD и BE .
Работа в классе: Задачи: № 263 №265 №267
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Учитель математики
________ Л. Р. Вольняк
«__» ________ 2016г.
Тема: "Угол между прямыми"
Обучающие: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися определения угла между пересекающимися, параллельными и скрещивающимися прямыми;
Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание; вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.
Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества; формировать эмоциональную культуру и культуру общения.
Тип урока:Изучение нового материала.
Методы: словесный (рассказ), наглядный (презентация), диалогический.
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Сообщение целей и задач урока.
- Мотивация изучения нового материала.
- Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность.
- Проверка присутствующих на уроке;
- Актуализация знаний.
Метод: фронтальный опрос (устно):
- Какие разделы изучает геометрия?
- Какие фигуры изучает планиметрия, а какие стереометрия?
- Каково взаимное расположение двух прямых в пространстве?
- Сколько углов образуется при пересечении двух прямых в пространстве?
- Как определить угол между пересекающимися прямыми?
Слад3
- Основание призмы ABCDA1B1C1D1 – трапеция. Какие из следующих пар прямых являются скрещивающими?
Ответ: ABи CC1,A1D1и CC1.
- Изучение нового материала.
Слайд 4
Расположение прямых в пространстве и угол между ними.
- Пересекающиеся прямые.
- Параллельные прямые.
- Скрещивающиеся прямые.
Слайд 5
Любые две пересекающие прямые лежат в одной плоскости и образуют четыре неразвернутых угла.
Слайд 6
Если пересекающиеся прямые образуют четыре равных угла, то угол между этими прямыми равен 90°.
Слайд 7
Угол между двумя параллельными прямыми равен 0°.
Слайд 8
Углом между двумя пересекающимися прямыми в пространстве называется наименьший из углов, образованных лучами этих прямых с вершиной в точке их пересечения.
Слайд 9Углом между скрещивающимися прямыми a и b называется угол между построенными пересекающимися прямыми и.
Слайд 10
Угол между скрещивающимися прямыми, как и между прямыми одной плоскости, не может быть больше 90°. Две скрещивающиеся прямые, которые образуют угол в 90°, называются перпендикулярными.
Слайд 11
Угол между скрещивающими прямыми.
Пусть ABи CD – две скрещивающиеся прямые.
Возьмём произвольную точку М1 пространства и проведём через неё прямые А1В1 и C1D1, соответственно параллельные прямым AB и CD.
Если угол между прямыми А1В1 и C1D1равен φ, то будем говорить, что угол между скрещивающимися прямыми АВ и CD равен φ.
Слайд 12
Найдём угол между скрещивающимися прямыми ABи CD.
В качестве точки M1можно взять любую точку на одной из скрещивающихся прямых.
Слайд 13
Физкультминутка
Слайд 14
1. Покажите перпендикулярные скрещивающиеся прямые в окружении.
Слайд 15
2. Дано изображение куба. Найдите угол между скрещивающимися прямыми а и b.
а) 90°; б) 45°;
Слайд 16
в) 60°; г) 90°;
Слайд 17
д) 90°; е) 90°.
- Закрепление нового материала
Слайд 19
Физкультминутка
Слайд 20
№1.
В правильной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точка E– середина ребра SC.Найдите угол между прямыми ADи BE.
Решение:
Искомый угол = углу CBE.Треугольник SBC-равносторонний.
ВE – биссектриса угла = 60. Угол CBE равен 30.
Ответ:30°.
№263.
Какой угол называется углом между скрещивающими прямыми?
Ответ:
Углом между скрещивающимися прямыми a и b называется угол между построенными пересекающимися прямыми a1и b1, причем a1 || a, b1 || b.
№265.
Угол между прямымиaи bравен 90°. Верно ли, что прямые aи bпересекаются?
Ответ:
Неверно, так как прямые могут либо пересекаться, либо скрещиваться.
№267.
DABC – тетраэдр, точка О и F – середины ребра AD и CDсоответственно, отрезок TK – средняя линия треугольника ABC.
- Чему равен угол между прямымиOFи CB?
- Верно ли, что угол между прямымиOFи TK равен 60°?
- Чему равен угол между прямымиTFи DB?
Решение:
Дано: DABC,
О – середина AD,
F – серединаCD,
ТК – средняя линия ∆АВС.
Решение:
- В плоскости АВС через точку С проходит прямая АС, параллельная прямой OF(т.к. OF – средняя линия ∆АВС, поэтому АСВ – угол между скрещивающимися прямыми OFт СВ. ∆АВС – правильный, поэтому АСВ=60°.
Ответ: 60° - Т.к. OF || AC и TK || CB, то угол между прямымиOF и TK равен углу между прямыми AC и CB, т.е. 60°.
Ответ: верно. - Т.к. TF || AD (по свойству средней линии), то ADB=60°.
Ответ: 60°
- Рефлексия
- Что мы узнали нового?
- Справились ли мы с теми задачами которые были заданы в начале урока?
- Какие задачи мы научились решать?
- Домашнее задание.
§4 (стр. 85-89), №268, №269.
`
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Учитель математики
________ Л. Р. Вольняк
«__» ________ 2016г.
Тема: "Угол между прямыми"
Обучающие: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися определения угла между пересекающимися, параллельными и скрещивающимися прямыми;
Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание; вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.
Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества; формировать эмоциональную культуру и культуру общения.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Методы: словесный (рассказ), диалогический.
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Сообщение целей и задач урока.
- Мотивация изучения нового материала.
- Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность.
- Проверка присутствующих на уроке;
- Проверка домашнего задания
№268
ABCDA1B1C1D1 – прямоугольный параллелепипед, точка О и Т – середины рёбер СС1 и DD1 соответственно. а) Верно ли, что угол между прямыми AD и TO равен 90°? б)Чему равен угол между прямыми A1B1 и BC?
Решение:
а) Верно, так как TO || DC => (AD, TO) = ADC = 90° (ABCD – прямоугольник).
б)BC || B1C1 =>(A1B1, BC) = A1B1C1 = 90°.
Ответ: 90°, 90°.
№269
ABCDA1B1C1D1 – куб. а) Верно ли, что угол между прямыми A1B и C1D равен 90°? б) Найдите угол между прямыми В1О и C1D. в) Верно ли, что угол между прямыми АС и C1D равен 45°?
Решение:
а) Верно, так как В1А || C1D =>(A1B, C1D)=(B1A, A1B) = 90°, как угол между диагоналями квадрата.
б) 1. В1А || C1D=>(B1O, C1D) = AB1O.
2. в Δ AB1С AB1 = В1С = АС как диагонали равных квадратов В1О – медиана и биссектриса AB1С=60° =>AB1O=30°.
в) нет, так как C1D || BA => (AС, C1D)=B1АC=60° как угол равностороннего Δ AB1С.
Ответ: б) 30°.
- Актуализация знаний.
Метод: фронтальный опрос (устно):
- Какие разделы изучает геометрия?
- Чему равен угол между параллельными прямыми?
- Какие фигуры изучает планиметрия, а какие стереометрия?
- Какой угол называется скрещивающимся?
- Как называются две прямые скрещивающиеся, которые образуют угол 90°?
- Закрепление изученного.
Диктант (10 мин):
Вариант 1:
- Определение угла между скрещивающими.
Ребро куба равно а.
Найти: (АВ1,СС1)
Решение:
СС1‖ВВ1
(АВ1,СС1)=АВ1В
АВ1В=45˚
Ответ: (АВ1,СС1)=45˚
- Пусть а и b – скрещивающиеся прямые, а прямая b1 || b. Верное ли утверждение, что угол между прямыми а и b равен углу между прямыми a и b1? Если да, то почему?
Вариант 2:
- Какой угол называется углом между скрещивающими прямыми?
Ребро куба равно а.
Найти : (АВ1,СD1).
Решение:
CD1‖BA1
(AB1, CD1)= (AB1, BA1)Угол между диагоналями квадрата
Ответ: (AB1, CD1)=90˚
- Прямая а и b скрещивающиеся. Прямая l проходит через точку О а, параллельная прямой b и образует с прямой а угол, равный β. Верно ли, что угол между прямыми а и b равен β?Если да, то почему?
Работа в классе:№1, №2, №3, №270,
№1
Точка D не лежит в плоскости треугольника АВС, точки М, N и P-середины отрезков DA, DB и DC соответственно, точка К лежит на отрезке BN. Выясните взаимное расположение прямых:
а) ND и AB; б) PK и BC; в) MN и AB; г) МР и AC; д) KN и AС; е) MD и BC.
Решение:
а) ND и AB – пересекаются: у них общая точка В.
б) РК и ВС – пересекаются, так как РК не является средней линией ΔDBC и, значит, РК не параллельны ВС.
в) МN и AB параллельны, так как МР – средняя линия в ΔADC.
г) МР и АС – параллельны, так как МР – средняя линия в ΔADC.
д) KN и АС скрещивающиеся, KN пересекает плоскость АВС в точке В, ВАС.
е) MD и ВС скрещивающиеся, MD – пересекает плоскость АВС в точке А, АВС.
№2
Через вершину А ромба ABCD проведена прямая a, параллельная диагонали BD, а через вершину С-прямая b, не лежащая в плоскости ромба. Докажите, что:
а) прямые а и CD пересекаются;
б) а и b скрещивающиеся прямые.
Решение:
а) а || BD, BD и CD – пересекаются => a и CD пересекаются. а⊂α, BD α.
б) а и b не лежат в одной плоскости, а и b скрещиваются ( по признаку скрещивающихся прямых). b пересекает α в точке С, С а.
№3
Прямая а параллельна стороне BC параллелограмма ABCD и не лежит в плоскости параллелограмма. Докажите, что а и CD-скрещивающиеся прямые, и найдите угол между ними, если один из углов параллелограмма равен:
а) 50о;
б) 121о.
Решение:
a || BC, значит a || плоскости ABCD. CD ВС => СD скрещивается с а.
а) В = 50°. Проведём в плоскости ABCD прямую l так, чтобы l || DC(а, значит l || а). CBMN – параллелограмм .Угол между а и CD будет равен углу между l и СВ, то есть острому углу CNM.
б) Если С=121°, тогда между а и CD будет являться острый угол AMN. AMN = 180°-121°=59°.
Ответ: 50°, 59°.
№270
ABCDA1B1C1D1 – куб, точка О пересечения диагоналей грани DD1C1C.
а) Найдите угол между прямыми A1O и AB1;
б) Верно ли, что угол между прямыми A10 и KT (точки К и Т – середины рёбер АА1 и AD соответственно) равен 30°?
Решение:
а)1)AB1 || DC1 => ( A1O, AB1) = A1OD;
2) в ΔDA1C1 DA1=A1C1=C1D (как диагонали равных квадратов) => A1O- медиана и высота => A1OD=90°;
б)1) да, так как КТ || A1D (как средняя линия ΔAA1D)=>( A1O, КТ) = DA1O;
2) в ΔDA1C1 DA1C1 = 60°, A1O – его биссектриса => DA1O=30°.
Ответ: а) 90°, б) 30°.
- Рефлексия
- Справились ли мы с теми задачами которые были заданы в начале урока?
- Какие задачи мы научились решать?
- Домашнее задание.
§4 (стр. 85-89), №271.
Приложение
Задачи по теме: «Угол между прямыми»
- Точка D не лежит в плоскости треугольника АВС, точки М, N и P-середины отрезков DA, DB и DC соответственно, точка К лежит на отрезке BN. Выясните взаимное расположение прямых:
а) ND и AB;
б) PK и BC;
в) MN и AB;
г) МР и AC;
д) KN и AС;
е) MD и BC.
ф
- Через вершину А ромба ABCD проведена прямая a, параллельная диагонали BD, а через вершину С-прямая b, не лежащая в плоскости ромба. Докажите, что:
а) прямые а и CD пересекаются;
б) а и b скрещивающиеся прямые.
- Прямая а параллельна стороне BC параллелограмма ABCD и не лежит в плоскости параллелограмма. Докажите, что а и CD-скрещивающиеся прямые, и найдите угол между ними, если один из углов параллелограмма равен:
а) 50о;
б) 121о.
Вариант | Вариант |
|
Найти : (АВ1,СD1).
|
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Учитель математики
________ Л. Р. Вольняк
«__» ________ 2016г.
Тема: "Угол между прямыми"
Обучающие: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися определения угла между пересекающимися, параллельными и скрещивающимися прямыми;
Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание; вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.
Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества; формировать эмоциональную культуру и культуру общения.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений. Решение задач.
Методы: словесный (рассказ), диалогический.
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Сообщение целей и задач урока.
- Мотивация изучения нового материала.
- Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность.
- Проверка присутствующих на уроке;
- Проверка домашнего задания
№271
Два квадрата ABCD, BCKT и прямоугольный треугольник ABT (ABO = 90°) расположены в пространстве так, как показано на рисунке. Точка Р и О –середины отрезков АВ и ВС.
а) Найдите угол между прямыми РО и DK.
б) Верно ли, что угол между прямыми ТС и DK равен 90°?
в) Найдите угол между прямыми АТ и KF, где точка F – точка пересечения диагоналей квадрата ABCD.
Решение:
а) 1) Так как AD = TK и AD || TK, то ATKD - параллелограмм, т.е. AT || DK. Проведём PQ || AT.OPQ - искомый.
2) Δ OPQ - правильный, так как PQ = OP = OQ (как средняя линия равных треугольников ATB, ABC, TCB).
3) Значит OPQ = 60°
б) Так как AT || DK, то .ATC – искомый. AT=TC=AC (как гипотенуза равных треугольников), поэтому ΔATC – правильный, т.е. ATC=60°.
в) ΔDKB – правильный, KF – медиана, а значит, и биссектриса , т.е.
Ответ: 60°, неверно, 30°.
- Актуализация знаний.
Метод: фронтальный опрос (устно):
- Чему равен угол между параллельными прямыми?
- Какие фигуры изучает планиметрия, а какие стереометрия?
- Какой угол называется скрещивающимся?
- Назовите основные фигуры в пространстве.
- Каково взаимное расположение двух прямых в пространстве?
- Закрепление изученного.
№274
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 AB = 1 см, AA1 = 1 см, AD = 3 см. Точки F и K лежат на рёбрах B1C1 и AD так, что B1F:B1C1 = 2:3, AK:AD = 1:3. Найдите угол между прямыми A1F и D1K.
Решение:
- Проведём C1E || A1F и KC || C1E. Получим KC || A1F1, таким образом, D1KC – искомый.
- Из ΔD1СD D1C2 = 12+12=2(см2)
Из ΔKCD KC2=D1D2 + KD2 = D1D2 +(см2).
Из ΔKD1D (см2).
- Из ΔKD1C по теореме косинусов .
Отсюда
- , значит,
Ответ:
№ 275
SABCD – правильная четырёхугольная пирамида, длина каждого ребра которой равна а, точка F – середина ребра SC.
а)Найдите угол между прямыми АВ и SD.
б) Перечертите рисунок в тетрадь. Постройте угол между прямыми DF и АС, найдите этот угол.
Решение:
Основанием данной пирамиды является квадрат, боковые грани – равные правильные треугольники
а) Так как AB || CD, то SDC – искомый.
ΔSDC – правильный, поэтому 60°.
б) 1) Проведём FE || AC, тогда – искомый.
2) EF – средняя линия ΔASC, поэтому
.
3) DF – медиана правильного ΔSDC, а значит, высота, поэтому:
.
.
- Из ΔFDE по теореме косинусов DE2=EF2 + DF2- .
Отсюда .
- .
Ответ: 60°,
№276
В правильной четырёхугольной пирамиде SABCD длина каждого ребра которой равна а. Точка К – середина ребра SA. Постройте угол между прямыми AD, CK и найдите его.
Решение:
- Основанием данной пирамиды является квадрат, боковые грани – равные правильные треугольники.
- BC || AD, поэтому ВСК – искомый.
- Из ΔASB, где КВ – медиана правильного треугольника, по теореме Пифагора найдём
- Из ΔASС по теореме косинусов
Отсюда .
- Так как , то =90°.
- Из ΔKSC по теореме Пифагора
- Из ΔВКС по теореме косинусов
Отсюда
- , т.е. ВСК= arccos
Ответ: arccos
- Рефлексия
- Справились ли мы с теми задачами которые были заданы в начале урока?
- Какие задачи мы научились решать?
- Домашнее задание.
§4 (стр. 85-89), №272, №273.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ. Задача С2. Угол между прямой и плоскостью.
Презентация может быть использована при изучении названной темы в 10 классе. а также при подготовке к ЕГЭ. Приведены задачи с подсказками, ответами, анимацией. Т.О. ученик имеет возможность...
Конспект урока по теме «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью»
Конспект урока по теме «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» Важным этапом обучения решению задач являются уроки решения ключевых задач. Рассмотрим применение да...
Презентация угол между прямой и плоскостью, 10 кл.
Пояснения к слайдам.Тема: УГОЛ МЕЖДУ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТЬЮ.I АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. 1. Индивидуальная работа у доски. 1ученик доказывает теоре...
Угол между прямой и плоскостью
В презентации представлены несколько задач по теме "Угол между прямой и плоскостью". Данные задачи помогут при подготовке к ЕГЭ (задачи типа С-2)...
урок по теме "Угол между прямыми в пространстве"
Урок разработан для повторения и обобщения материала по данной теме в 10 классе...
"Угол между прямой и плоскостью"
Пояснительная записка к ресурсу«Угол между прямой и плоскостью» (первый урок по данной теме в 10 классе) Автор – учитель математики Быстрых Валентина НиколаевнаОбразовательное учреждение –...