Рабочая программа по геометрии 9 класс к учебнику Атанасяна Л. С.
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике автора Ю.Н. Макарычева «Алгебра 9» Издательство: Москва, «Просвещение», 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_9_klass.docx | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрено. Руководитель ШМО: ___________/Самошина О. В./ Протокол №________ « » _____________2017г. | Согласовано. Заместитель директора: __________/Мельникова И. Е./ « » _____________2017г. | Утверждаю. Директор МБОУ г.Мценска «Средняя школы №4»: __________Ефремова В.В. Приказ № _____ « » ____________2017г. |
Рабочая программа
по геометрия
9 класс
2 часа в неделю, всего 68 часов
(базовый уровень)
Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике автора Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9» издательство: М. «Просвещение» 2014г.
Учитель: Самошина О.В.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной Программы основного общего образования по геометрии для 7 - 9 классов, авторской программы к УМК Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., учебного плана МБОУ г. Мценска « Средняя школа №4» на 2017 – 2018 учебный год, Федерального перечня учебников на 2017 – 2018 учебный год. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Уровень обучения – базовый.
Преподавание предмета ведется по учебнику Л.С. Атанасяна Геометрия 7 – 9, М.: «Просвещение», 2014 год
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов.
В том числе:
Контрольных работ - 5
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, ИКТ.
Содержание учебного предмета.
Повторение (1 час)
Векторы. (9 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
Научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число)
Метод координат. (11 ч.)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (12 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга. (12 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения. (11 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах геометрии. (2 часа)
Беседа об аксиомах геометрии.
Дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. (10часов)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ОГЭ.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Содержание | Дата | |
по плану | фактически | ||
1 | Повторение. (1 ч.) | ||
Глава IX. Векторы (9ч.) | |||
2 | Понятие вектора. Равенство векторов.п.79,80 | ||
3 | Откладывание вектора от данной точки. п.81 | ||
4 | Сума двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.п.82,83 | ||
5 | Сумма нескольких векторов. п.84 | ||
6 | Вычитание векторов. П.85 | ||
7 | Произведение вектора на число. п.86 | ||
8 | Применение векторов к решению задач. п.87 | ||
9 | Средняя линия трапеции. п.88 | ||
10 | Контрольная работа №1 «Векторы» | ||
Глава X. Метод координат (11ч.) | |||
11 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. п.89,90 | ||
12 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. | ||
13 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. | ||
14 | Простейшие задачи в координатах. п.91,92 | ||
15 | Простейшие задачи в координатах | ||
16 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. п.93,94 | ||
17 | Уравнение прямой. п.95 | ||
18 | Взаимное расположение двух окружностей. п.96 | ||
19 | Решение задач | ||
20 | Решение задач | ||
21 | Контрольная работа №2 «Метод координат» | ||
Глава XI. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (12 ч.) | |||
22 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. п.97 | ||
23 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. п.98 | ||
24 | Формулы для вычисления координат точки. п.99 | ||
25 | Теорема о площади треугольника. п.100 | ||
26 | Теорема синусов. п.101 | ||
27 | Теорема косинусов. п.102 | ||
28 | Решение треугольников. п.103 | ||
29 | Решение треугольников | ||
30 | Решение треугольников | ||
31 | Скалярное произведение векторов. п.105,106 | ||
32 | Скалярное произведение в координатах. п.107,108 | ||
33 | Контрольная работа №3 «Решение треугольников» | ||
Глава XII. Длина окружности и площадь круга. (12 ч.) | |||
34 | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. п.109,110 | ||
35 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. п.111 | ||
36 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. п.112 | ||
37 | Построение правильных многоугольников. п.113 | ||
38 | Длина окружности. п.114 | ||
39 | Площадь круга. п.115 | ||
40 | Площадь кругового сектора. п.116 | ||
41 | Решение задач | ||
42 | Решение задач | ||
43 | Решение задач | ||
44 | Решение задач | ||
45 | Контрольная работа №4 «Длина окружности и площадь круга». | ||
Глава XIII. Движения. (11ч.) | |||
46 | Отображение плоскости на себя. п.117 | ||
47 | Отображение плоскости на себя | ||
48 | Понятие движения. п.118 | ||
49 | Понятие движения | ||
50 | Параллельный перенос. п.120 | ||
51 | Параллельный перенос | ||
52 | Поворот. п.121 | ||
53 | Поворот | ||
54 | Решение задач | ||
55 | Решение задач | ||
56 | Контрольная работа №5 | ||
57, 58 | Об аксиомах геометрии (2 ч.) | ||
Повторение (10 ч.) | |||
59 | Треугольники. Равенство треугольников | ||
60 | Четырехугольники | ||
61 | Четырехугольники | ||
62 | Подобие треугольников | ||
63 | Вписанные углы | ||
64 | Вписанные и описанные треугольники | ||
65 | Теорема Пифагора | ||
66 | Решение треугольников | ||
67 | Площади | ||
68 | Площади |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Геометрия
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно – методическое обеспечение
- 1.Атанасян Л. С. Геометрия 7 – 9 класс. М.: «Просвещение», 2014 г.
2.Атанасян Л. С. И др. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. М.: Просвещение,2004
3. Б.Г. Зив и др. Задачи по геометрии 7 -11 классы. М.: Просвещение. 2003г. 4.А.И. Ершова, В.В. Головобородько. Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы 9 класс. М.: Илекса. 2015г.
5.Т.В. Абросимова. Математика. ОГЭ. Тематические работы. Саратов: Лицей, 1015.
6. И. М. Сугоняев. Математика (геометрия). Подготовка к ОГЭ. Саратов: Лицей, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по геометрии 7-9 (учебник Атанасяна)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем, календарно-тематическое планирование, презентации к урокам 8 класс...
Рабочая программа для 8 класса к учебнику Атанасяна
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы ос...
Рабочая программа для 10 класса к учебнику Атанасяна
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 10 класса разработана в соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной поли...
Рабочая программа по геометрии 7класса ( по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.)
Рабочая программа по геометрии 7класса разработана на 2014-2015учебный год, она состоит из пояснительной записки, краткого курса геометрии 7класса, тематического планирования и календарно-тематическог...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...