Конспект открытого урока по геометрии в 11 классе на тему «Объемы тел. Цилиндр и конус»
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему
Конспект открытого урока по геометрии в 11 классе на тему «Объемы тел. Цилиндр и конус»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_geometrii_obemy_tel.docx | 160.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока
по геометрии в 11 классе на тему
«Объемы тел. Цилиндр и конус»
Подготовила учитель математики
Меджидова Юлия Калабеговна
2015 -2016 учебный год
Вид урока: урок с использованием кейс-технологии.
Цели урока:
- Повторить и систематизировать знания по данной теме;
- Вывод формул объёмов цилиндра и конуса;
- Применить формулы объёмов тел для решения задач практического и прикладного характера.
Задачи урока:
Образовательные: формирование навыка вычисления объёма тел с помощью формулы Симпсона, создание условий для контроля и самоконтроля усвоения знаний, установление межпредметных связей.
Воспитательные: развитие интереса к математике, формирование коммуникативных навыков, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения, навыков сотрудничества в группах, мобильности.
Развивающие: формирование аналитических и оценочных компетенций учащихся, составление алгоритмов действий, формирование умения применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Организационная деятельность на уроке: групповая и индивидуальная.
Форма проведения: работа в группах.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, решение познавательных задач межпредметного и прикладного характера, самопроверка, взаимопроверка.
Межпредметные связи: информатика, история, искусство.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска; папка-кейс для каждой группы.
Ожидаемый результат:
Технологии обучения, включая и метод case-study,
- способствуют формированию навыка самообразования, осознанного целеполагания;
- обладают качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрого проявления в памяти;
- дают возможность работы в группах на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, имитирует механизм принятия решения в жизни через решение реальных задач;
- способствуют получению не только знаний и понимание темы, но умений осмысления и обобщения ее.
Ход занятия
- Организационный момент – 2 мин.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному процессу с целью организации деятельности учащихся. Класс делится на две группы.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия.
Учащиеся:
Здравствуй друг! Здравствуй брат!
Нашей встрече каждый рад!
Здравствуй мир! Здравствуй век!
Здравствуй добрый человек!
Учитель: Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь и рукопожатием поприветствуйте друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.
- Постановка целей и задач урока – 5 мин.
Эпиграф занятия: «Окружающий нас мир – это мир геометрии чистой, истинной, безупречной в наших глазах. Все вокруг – геометрия»
На доске представлены изображения архитектурных сооружений.
Учитель: Обратите внимание на эти здания, что общего между ними? Возможный ответ: Они имеют форму цилиндра и конуса.
Тогда учитель ставит перед учениками проблему - «Ребята, как определить необходимое количество материалов для строительства этих сооружений?» – тем самым создавая проблемную ситуацию на занятии, подводя учеников к теме и акцентируя ее практическую значимость.
Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – «Объем цилиндра и конуса». Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
Несколько учеников озвучивают свои цели. Учитель высвечивает цели урока на доске.
- Историческая справка
Учитель: Прежде чем мы перейдем к изучению темы, давайте выслушаем небольшое сообщение на тему «История происхождения конуса и цилиндра» – 2 мин.
- Фронтальный опрос на предыдущие темы – 10 мин.
Учитель: А теперь, ребята, давайте вспомним, что нам известно по этой теме.
Вопросы для повторения:
- Что называется цилиндром?
- Чем является осевое сечение цилиндра?
- Что называется конусом?
- Чем является развертка боковой поверхности конуса?
- На доске представлены геометрические тела и формулы для вычисления площадей поверхности и объёмов. Вызывается к доске ученик для сопоставления формул и геометрических тел.
- Учитель: Ранее, при нахождении объемов призмы и пирамиды, мы с вами использовали формулу Симпсона. Давайте на примере пирамиды вспомним вывод объема с помощью этой формулы.
Формула Симпсона.
, где - предельные значения высоты геометрического тела, – площадь нижнего основания, - площадь среднего сечения (сечение тела плоскостью, параллельной основанию, и проходящей через середину высоты), - площадь верхнего основания.
Объём пирамиды
- Практическая часть занятия.- 20 мин
«Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах. (Г. Цейтен)»
Учитель: Итак, ребята, у каждой группы есть папка-кейс, давайте познакомимся с её содержимым. Как вы заметили в кейсе содержатся 6 заданий, которые вы должны выполнить в течение урока. Принцип работы с кейсом заключается в следующем: участники групп распределяют между собой задания, выполняют и оформляют их, а потом представители групп защищают эти задания у доски, после чего оформленные задачи складываются в кейс.
Учащимся предлагается выполнить задания №1, №2 из кейса. Учитель выступает в роли эксперта.
Далее выполняют задание №3: Учащиеся одной группы компактно представляют материал, учащиеся других групп делают записи в тетрадь.
Учитель предлагает выполнить следующее задание № 4: поиск задач из различных источников по своей теме для другой группы. После выполнения каждая группа предлагает решить одноклассникам придуманные или найденные задачи.
Учитель: Ребята, в кейсе содержится интересная информация о фигурах, исторические факты и т.п. Ознакомьтесь с ней, подготовьте выступление, а также выполните следующее задание № 5 (Решение задач практического содержания). При выполнении последнего задания группа может разделиться. Часть группы выбирает материал, готовит защиту, а другая – разбирает задачи. После выполнения представители от каждой группы защищают свой проект решения.
- Домашнее задание – 1 мин
Учитель:
«….Читал я где – то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,
И гордый холм возвысился, -и царь
Мог с вышины с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами ,
И море , где бежали корабли.»
(А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»)
1. Предположив, что численность войска составляет 100 000 человек, объем горсти равен 0,2дм3,а угол при основании холма 450, найдите объем и высоту конуса.
2. вопросы 3-8 стр.178
3. №668 (задача практического содержания по теме объем цилиндра).
- Подведение итогов, рефлексия – 5 мин
Выставляются оценки за работу на уроке. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задания вызвали у вас наибольшее затруднение?
- Что на уроке вам понравилось больше всего?
Учитель: Желаю вам чтоб полный спектр знаний нужных,
Всегда смогли вы получать,
Ну и конечно дальше в жизни,
Могли легко преумножать!
С помощью лестницы знаний ученик оценивает свою деятельность на уроке.
Используемая литература и интернет-ресурсы:
- Геометрия 10-11.Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. М: Просвещение. 2008 год.
- Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. 11 класс. В.А. Яровенко. М: «ВАКО» 2015 год.
- Инновационные педагогические технологии. Под ред. Е.В.Иванова, Л.И.Косовой, Т.Ю.Аветовой –СПб.: ООО «Полиграф-С». 2004 год
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 17-20]
- http://nsportal.ru/
- https://yandex.ru/images/search?p=1&text=цилиндр
- https://yandex.ru/images/search?text=конус
- http://mathprofi.ru/formula_simpsona_metod_trapecij.html
- http://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/konspiekt-uroka-ispol-zovaniie-kieis-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieomietrii
- http://www.openclass.ru/node/227792
- http://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-primeneniyu-keystehnologii-na-urokah-geometrii-785037.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Конус."
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к ЕГЭ....
Конспект открытого урока по геометрии 7 класс
Открытый урок геометрии в технологии формирования универсальных учебных действий в рамках проекта « Мир треугольников». Тема: «Равнобедренный треугольник. Свойства равнобедренног...
Конспект открытого урока по геометрии, 8 класс
Использование программы "Живая математика" позволит учащимя самостоятельно изучить и закрепить тему "Средняя линия треугольника"...
Конспект открытого урока по геометрии в 11 классе "Объем конуса"
Конспект открытого урока по геометрии в 11-ом классе по теме «Объем конуса» Цель урока:Образовательные – познакомить учащихся с формулой объема конуса; организовать деятельность учащихся по выраб...
Конспект открытого урока по геометрии 7 класс. Подготовила учитель математики Видясова Е.В. Тема: «Угол. Измерение углов»
Цели:· Образовательная:сформировать понятие угла, рассмотреть свойства измерения градусной меры углов, научить находить градусную мер...
Конспект открытого урока по геометрии 8 класс Взаимное расположение прямой и окружности
Урок открытия нового знания....
Конспект открытого урока по геометрии 8 класс тема "Четырехугольники"
Дана разработка обобщающего урока по теме "Четырехугольники". Урок содержит устный опрос, решение задач, математический диктант. Учащиеся работают в группах. Урок опробован в рамках "Дн...