КСО как средство повышения качества обучения математике
методическая разработка по геометрии (9 класс) по теме

Шобоева ОП

О применении коллективного способа обучения или обучения в парах сменного состава как эффективном способе подготовки к экзаменам учащихся выпускных классов по методике Александра Григорьевича Ривина. Дано подробное описание решения примеров и задач в парах сменного состава при первичном закреплении изученного материала, при подготовке к контрольным работам, при подготовке к итоговой аттестации. О повышении уровня усвоения теоретического материала по геометрии при работе в парах сменного состава.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

Иволгинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тапхарская средняя общеобразовательная школа

«КСО (коллективный способ обучения)

как средство повышения качества

обучения математике»

Описание опыта педагогической деятельности

Шобоева Ольга Петровна

высшая категория

учитель математики

2017г

                                                                                                                                                                  

        Цели и задачи педагогической деятельности. Экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Опыт показывает, что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы экзамена ответить полностью правильно на все вопросы не может даже очень сильный ученик. От учителя же требуется подготовить к успешной сдаче экзамена и дальнейшей учебе и средних по успеваемости и слабых учеников. Поэтому при подготовке к экзамену нужна серьезная работа учителя и ученика на протяжении нескольких лет обучения. Проблемами экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ являются и сложность самой математики для подавляющего большинства учащихся, и неумение учащихся определить порядок решения заданий на экзамене от легких именно для него до сложных, неумение провести самопроверку уже решенных заданий. Для успешной аттестации все учащиеся должны суметь приобрести такие навыки, как постоянный самоконтроль во времени при выполнении тестовых заданий, и от каждого ученика требуется, чтобы он научился самостоятельно изучать любую новую тему. Именно, любую тему, иначе он не будет готов к самообразованию, к дальнейшему обучению. Решение этих проблем дает применение коллективного способа обучения или иначе обучение в парах сменного состава. Применение этой технологии позволяет повысить уровень знаний учащихся по предмету, позволяет помочь ребенку учиться самому, помочь вовремя устранять пробелы в знаниях, мешающие усваивать текущий материал. Применение коллективного способа обучения в преподавании математики дает возможность достигнуть такой важной цели для учителя как получение учащимися качественного образования по математике, позволяет помочь в подготовке к выпускным экзаменам, подготовке к поступлению и учебе в других учебных заведениях.

         Сущность опыта. Прочитав о методике Александра Григорьевича Ривина я решила применить ее в решении примеров и задач с детьми. Применение коллективного способа обучения на уроках математики я начала с записей условий заданий на карточках, и с этими карточками дети ходили в парах

сменного состава. Карточки с заданиями мялись у детей в руках, поэтому я решила сделать с детьми конверты с кармашками из картона. Были выбраны размеры конверта  20см*20см с кармашками высотой 10см с передней стороны конверта и высотой 15см с задней стороны. Конверты дети должны были подписать, при желании украсить, что многие с удовольствием сделали. Размеры карточки тоже были выбраны экспериментальным путем, наиболее удобными размеры карточки оказались в половину тетрадного листа. Задание я записываю в верхней половине карточки и когда карточка вкладывается в передний карман конверта, задание полностью видно. Теперь дети держали в руках картонные конверты и карточки с заданиями не мялись. На обратной стороне карточки я записываю решение задания так, чтобы оно не было на виду и с которым ученик может свериться после того как выполнит задание. Если детей в классе много, то я распечатываю задания на листе А-4, расположив его в книжном варианте и разделив на 4 части. Размер одной из этих частей получается примерно в половину тетрадного листа. Задание печатаю в верхней половине карточки, а его решение в нижней половине, таким образом решение прикрыто карманом конверта и не видно ученику. Конверты с заданиями удобнее разложить по партам до урока. Дети сидят в парах, как обычно на уроках, получают инструктаж от учителя о работе с заданиями в конвертах и работе в парах сменного состава. Получив команду приступить к работе, каждый ученик решает задание из своего конверта. Если ученик не может выполнить задание, то он имеет право посмотреть решение в своей карточке, постараться понять его, затем решить. В чужом конверте смотреть решение нельзя и это вынуждает хозяина карточки объяснять решение своего задания. И он его объясняет, потому что решение задания успел записать в своей тетради при работе в первой паре. После попеременного обсуждения решения заданий из каждого конверта пара распадается. В новой паре сразу идет обмен конвертами и ученик решает задание своего соседа. Если решение вызывает у него затруднение, то он спрашивает у хозяина карточки как нужно решать его

задание, т.к. смотреть решение в чужой карточке нельзя. Хозяин карточки уже объяснял решение своего задания в предыдущей паре, теперь он повторно объясняет его. И в каждой новой паре он будет объяснять решение своего задания и расспрашивать о решении новых заданий. Таким образом, ученики в паре постоянно меняются ролями, то они как учителя объясняют решение своего задания, то как ученики спрашивают, как следует выполнить полученное задание. При этом я требую, чтобы ученик обязательно спрашивал о решении задания своего соседа, даже если он сам знает как надо решать, он должен спрашивать, вынуждая хозяина карточки объяснять решение.                            При многократном объяснении решения своего задания достигается глубина понимания задания учеником. В карточке дается обычно только один способ решения задания, а при решении в парах ученики могут найти другой способ решения и записать это решение в карточку наравне с решением учителя. Такая форма работы показывает учащимся, что можно решать задание разными способами, учит рассуждать, отстаивать свое мнение, правильность своего решения. Слабые ученики не боятся идти в пары к сильным ученикам, потому что они защищены тем, что у них есть решение задания в карточке, и это решение они уже обсуждали в предыдущих парах. При работе в парах сменного состава ученики свободно перемещаются и внутри каждого ряда и по всему классу. После того как ученики приобретают навык работы в парах с карточками составленными мной, можно научить их придумывать задания, аналогичные изучаемым. В этом случае можно обойтись без карточек, потому что задание записывается на доске, выделяется рамкой для того, чтобы отделить от решения и решение пишется под условием с устными пояснениями учителя. Дети в своих тетрадях составляют аналогичные задания, также отделяют рамкой условие от решения и пишут решение под заданием. После того, как ученик составил и решил свое задание, он может помочь соседу составить  аналогичное задание и решить его. Если сосед сам уже составил задание и решает его, то ученик решает задание соседа наперегонки с ним. После того как

они сверят свои решения, сосед приступает к решению задания, который составил первый ученик. При этом ученик, который является учителем в данной паре, должен объяснять решение своего задания и контролировать  правильность его решения. Бывает так, что сильный ученик решит и объяснит и свое задание и задание более слабого соседа. Если сосед продолжает затрудняться, ему объясняют еще раз его задание. В этом случае нужно следить, чтобы задания объяснялись с большим терпением и деликатностью. После решения и обсуждения обоих заданий пара распадается, каждый находит себе новую пару. В следующей паре ученики договариваются о том, чье задание будут решать вначале и один из них решает его, а второй объясняет и контролирует его решение, затем они меняются ролями и решают второе задание. Получается, что в каждой новой паре ученик объясняет одно и то же задание, которое он составил. И при каждом новом объяснении своего задания ученик всё глубже понимает решение данных заданий. Таким образом, при многократном осмысленном повторении ученики хорошо усваивают способы решения изучаемых заданий. Методику решения примеров и задач в парах сменного состава можно применять и при первичном закреплении изученного материала, и при устранении пробелов при подготовке к контрольным работам, и, конечно, при подготовке к экзаменам. В 2012 году учащиеся 11 класса решали в парах те экзаменационные задания, которые вызывали у них затруднения, и постепенно уровень сложности решенных заданий повышался. Ученики самостоятельно выбирали, какие задания они должны освоить в работе в парах сменного состава, какие темы следует повторить, и повторяли их тоже в парах. При коллективном способе обучения у учителя появляется больше возможностей пригласить к себе в пару самого отстающего ученика или наоборот самого сильного, чем при обычном, групповом способе обучения. С отстающим нужно обсудить вопросы, непонимание которых тормозит его продвижение, а с сильным учеником обсудить задание, сложность которого только ему под силу в данный момент. Экзаменационные задания мы начали

решать еще в 10 классе, чтобы успели подготовиться и слабые учащиеся. В итоге все ученики успешно справились с экзаменационной работой с хорошими результатами. Успеваемость и качество знаний на экзамене составили 100%, наименьшее количество баллов 44, наибольшее 63 балла, средний балл по классу составил 55,6 баллов, тогда как средний балл по республике был 43,9. Кроме того, ученики самостоятельно решили попробовать свои силы в олимпиаде БГУ «Байкальская перспектива» и заняли первые три места в районе. После выпуска 11 класса в 2012г я готовила к экзаменам по математике учащихся девятых классов по этой же методике.

          Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса за 5 лет:

Учебный год

Успеваемость

Качество знаний

Средний балл

Средняя отметка

   2012-2013

100

50

18,2

3,6

   2013-2014

100

0

10,8

3,0

   2014-2015

100

40

12,8

3,2

   2015-2016

100

50

15

3,75

   2016-2017

100

100

17

4

 

         Если учащиеся не допускают пропусков уроков и консультаций по болезни или по какой-то другой причине, то обучение в парах сменного состава всегда дает хороший результат. У учащихся снижается тревожность в предэкзаменационный период, так как они заняты доступной интересной деятельностью. Между детьми устанавливаются дружеские отношения, отличники не вызывают зависти и вражды со стороны более слабых, так как сильные ученик в процессе общения постоянно помогают слабым, строго с них спрашивают, добиваются правильного ответа.

        При освоении теоретического материала методику Ривина применяю при изучении геометрии, так как пункты по геометрии по объему небольшие и их изучение не отнимает так много времени, как изучение теории по алгебре.

В пункте обычно дается одна теорема с доказательством. Учащиеся в парах по очереди рассказывают друг другу доказательство одной и той же теоремы.

Обычно в первых парах оно не понятно ученику, но после диалога в нескольких парах ученик может воспроизвести и теорему и ее доказательство. Однако на уроках постоянно проводить такую работу не получается, так как не хватает времени на изучение теории, нужно решать задачи. Тогда изучение теорем и их доказательств можно проводить в форме зачетов по теории в послеурочное время. При изучении теории всей главы целесообразно провести проверку на знание основных теорем и их доказательств в тетрадях для контрольных работ с самопроверкой и взаимопроверкой.

        Если пункты в главе не соединены последовательностью изложения, и их можно изучать параллельно, то удобно изучить теорию всей главы блоком. Учащиеся дома должны прочитать теорию всей главы несколько раз, затем на уроке идет распределение пунктов. Получается, что ученики в парах будут изучать разные темы, и это темы одной главы. В рабочих тетрадях у учеников должны быть нарисованы таблицы, в которых они будут ставить «+» или «-» друг другу со своими инициалами. По таблице будет видно с кем ученик работал в парах и сколько пунктов он проработал. По окончании работы в парах можно провести устный опрос или дети должны ответить письменно на основные вопросы по данным темам. Эту работу можно немного изменить, использовав список вопросов в конце главы. В конце каждой главы есть список основных определений и теорем, и по нему можно организовывать повторение теории в конце четверти, полугодия, учебного года. Один из пары задает вопросы по списку в конце главы, второй должен искать ответы в учебнике и читать определения и теоремы строго по учебнику. Учеником в нескольких парах заучиваются определения и теоремы по учебнику, и таким образом достигается точность формулировок основных моментов теории. Если учащиеся знают определения геометрических фигур, знают основные теоремы, то выполнить такие экзаменационные задания как выбор верных геометрических утверждений или решение задач по геометрическим формулам ему будет нетрудно.

       Решение задач или примеров в парах сменного состава обычно занимает примерно треть урока и такую работу провожу чаще, чем изучение теории в парах сменного состава. После решения примеров в парах желательно провести проверку изученного в форме небольшой самостоятельной работы или теста с аналогичными заданиями. Скорость выполнения заданий теста у детей разная, но нужно жестко придерживаться временных рамок, чтобы ученики привыкали к самоконтролю во времени. Решение заданий следует проверить на этом же уроке. Совместно с учащимися обсуждаем верное решение с записью на доске, одновременно ученики карандашами делают пометки в своей работе, ставят «+» или «-» после каждого задания. Те задания, которые ученик не успел выполнить, оцениваются «-». В конце работы ученик карандашом ставит себе оценку. Нормы оценок обговариваются заранее. Если время позволяет, можно провести взаимопроверку. Для ученика очень важно сравнить свою работу с работами одноклассников для устранения выявленных пробелов.

       Применение коллективного способа обучения при изучении теоретического материала, при решении примеров и задач дает возможность успешно усваивать новые знания и среднему по способностям и слабому ученику. Систематическая работа в парах сменного состава в качестве обучающего повышают уровень знаний ученика. Ведь обучая своего товарища, ученик не только передаёт информацию. В процессе общения он актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. При использовании коллективного способа обучения важно, что каждый участник занятий самостоятельно, без указаний может выбрать задания или темы и освоить их в парах сменного состава. В этом и есть основная ценность коллективной формы обучения, что учащиеся могут самостоятельно изучить любую тему. Именно любую, то есть они готовы к непрерывному образованию, самостоятельному труду. Коллективный способ обучения включает каждого ученика в системати-ческую преподавательскую деятельность. Все, что он узнает из учебника, от

одноклассников, от учителей, он тут же объясняет другим, он обучает. Ведь «ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим: узнал что-нибудь — тут же расскажи, объясни другому, примени на практике. Да ещё, если нужно, то и не один раз, иногда и много раз. Словом, ученик рассказывает другим до тех пор, пока сам не овладевает новым знанием или умением в совершенстве. Для Александра Григорьевича Ривина это было законом. Это должно было стать законом и в деятельности каждого ученика. Действенность такого закона (или правила) подтверждалась практикой сотни и тысячи раз»[4,с.15]

    Известно, что интеллектуальное развитие ребенка непосредственным образом связано с развитием речи. Работая в парах сменного состава, каждый ученик должен объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на правила, предлагать способы решения, задавать вопросы, что несомненно способствует развитию речи учащихся. Работа в парах в качестве обучающего воспитывает уверенность в себе, дает ощущение успеха. Постепенно воспитывается умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

    Чтобы учащиеся получили больший результат от своей учебной деятельности нужно освоить с ними поабзацную проработку текста по методике Ривина. Поабзацная проработка текста является основополагающим моментом в изучении теории в диалогах в парах сменного состава, когда нужно «составлять особым образом план текста и каждую часть текста воспроизводить и переосмысливать в паре с новым собеседником»[2,с.6].При коллективном способе обучения благодаря тому, что каждый из учащихся получает возможность с разными членами группы обсудить и осмыслить определенный вопрос до удовлетворительного уровня понимания, у учащихся появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельности работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому

предмету, повышается активность каждого ученика, обеспечивается прочность знаний[2,с.25]. Учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы,  проходят итоговую аттестацию с положительными результатами и выходят из школы готовыми к дальнейшему обучению, что подтверждается их успешной учебой в различных учебных заведениях.

Список литературы:

1.   Андреев В.И. Талгенизм (таланты и гении). Формула успеха: честность и компетентность. Описание обучающейся организации — СПб: Древо жизни, 2012г. — 128 с., ил.

2.   Бондаренко Л.В. Изучение учебных и научных текстов в диалоге. Методика Ривина: сборник научно-методических материалов. - Красноярск, 2015. - 184 с.

3.   Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения и его исторические и педагогические корни. КСО: научно-методический журнал. 2003. № 7.  с.3-6.

4.   Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с.

5.   Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения : монография / М.А. Мкртчян.  Красноярск, 2010.  228 с.

6.   Русаков А., Эпштейн М. М. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов.

КСО и Метаморфозы метода Ривина. Виталий Дьяченко. 2000, 2004 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о т...

Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике.

    Одной из проблем процесса  обучения в школе остается  проблема повышения  качества знаний. Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым его заинтересовать...

Экспериментальная и инновационная деятельность как средство повышения качества обучения математике

Рассматривается применение инновационных образовательных технологий в информационной области, диагностической области...

Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике. Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру" (Усольцева М.Н.)

Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике. Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру"...