Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Пояснительная записка Данная рабочая программа по географии разработана на основе: - Закона РФ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 17.12.2010г. № 1897 - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержденного приказом МО и Н РФ от 30.08.203г. № 1015. - Закона РФ от 25.10.1991г. №1807-1( ред. От 12.03.2014г.) «О языках народов в Российской Федерации» - федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. №189; - -Закона РТ от 22.07.2013г. № 68-ЗРТ «Об образовании» - Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 08.7.1992г. № 1560-XII г. - Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 29.08.2017 г. Приказ №128 - Годовой календарный график МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 29.08.2017 г. Приказ №128 - Учебный план МБОУ «Новонадыровская СОШ» на 2017/2018 учебный год от 29.08.2017г.Приказ №128 - Положение о рабочей программе МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 28.09.2017 г. Приказ №128
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_kl.docx | 377.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии разработана на основе:
- Закона РФ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 17.12.2010г. № 1897
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержденного приказом МО и Н РФ от 30.08.203г. № 1015.
- Закона РФ от 25.10.1991г. №1807-1( ред. От 12.03.2014г.) «О языках народов в Российской Федерации»
- федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. №189;
- -Закона РТ от 22.07.2013г. № 68-ЗРТ «Об образовании»
- Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 08.7.1992г. № 1560-XII г.
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 29.08.2017 г. Приказ №128
- Годовой календарный график МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 29.08.2017 г. Приказ №128
- Учебный план МБОУ «Новонадыровская СОШ» на 2017/2018 учебный год от 29.08.2017г.Приказ №128
- Положение о рабочей программе МБОУ «Новонадыровская СОШ» от 28.09.2017 г. Приказ №128
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Введение Главные особенности природы Земли Население Земли
Океаны и материки Географическая оболочка – наш дом | Показывать материки и части света; приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов; давать характеристику карты; читать и анализировать карту Называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики; делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов; показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод; приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков; приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов. Рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира. Показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова); описывать отдельные природные комплексы с использованием карт; показывать наиболее крупные государства на материках; уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа; приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека. Приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность; объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей | Анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию. Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений; выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентировочных задач; Знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм Сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания. формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений. Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты. | Работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию
Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы. Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать работу одноклассников; выявлять причинно-следственные связи; Определять критерии для сравнения фактов, явлений; анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; организовывать свою познавательную деятельность —определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности; вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию; работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные) | Осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран Осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества; овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; проявлять эмоционально -ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования; проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов; уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение; уметь ориентировать ся в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения. |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов | |||
Введение | 2 | ||||
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света. Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле. Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований. Практические работы.1.Группировка карт учебника и атласа по разным признакам | |||||
Главные особенности природы Земли | 9 | ||||
Литосфера и рельеф Земли | Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли. Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли. Практические работы.2.Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору). | 2 | |||
Атмосфера и климат Земли | Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата. Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы. Практические работы.3.Характеристика климата по климатическим картам. 4.Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения. | 2 | |||
Гидросфера. Мировой океан —главная часть гидросферы. | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 2 | |||
Географическая оболочка | Строение и свойства географической оболочки.Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы. Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов. Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерность размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Практические работы.5.Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов. | 3 | |||
Население Земли | Численность населения Земли. Размещение населе- ния. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле. Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии. Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы. Практические работы.6.Сравнительное описания численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. 7.Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов. | 3 | |||
Океаны и материки | 50 | ||||
Океаны | Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ле- довитый океаны.Особенности географического положения.Из истории исследования океанов. Особенности природы.Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Практические работы.8.Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору).9.Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору). | 2 | |||
Южные материки | Общие особенности природы южных материков. Особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта. | 1 | |||
Африка | Географическое положение.Исследования Африки. Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными. Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения. Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки. Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка. Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население,хозяйство Алжира. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение,природа, население, хозяйство Нигерии. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Эфиопии. Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики. Практические работы.10.Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. 11.Определениепо картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. 12.Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки. Практические работы. 13.Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору). | 10 | |||
Австралия | Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира. Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком. | 4 | |||
Океания | Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия | 1 | |||
Южная Америка | Географическое положение. Из истории открытияи исследования материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых. Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка. Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы. Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны. Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины. Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу. Практические работы.14.Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины. 15.Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран. | 7 | |||
Антарктида | Географическое положение. Открытие и исследова- ние Антарктиды. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики. Практические работы.16.Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем. | 1 | |||
Северные материки | Общие особенности природы северных материков. Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон. | 1 | |||
Северная Америка | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки. Рельеф и полезные ископаемые.Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Рекикак производные рельефа и климата материка. Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население. Канада. Географическое положение, природа, население,хозяйство, заповедники и национальные парки Канады. Соединенные Штаты Америки.Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природногои культурного наследия США. Средняя Америка. Мексика.Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики. Практические работы.17.Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики.18.Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. | 7 | |||
Евразия | Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии. Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов.Основные формы рельефа. Полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота. Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны. Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона. Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии. Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия. Страны Южной Европы. Италия.Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона. Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана. | 16 | |||
Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии. Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии. Страны Южной Азии. Индия.Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население,хозяйство Индии. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, наеление, хозяйство Индонезии. Практические работы.19.Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. 20.Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. 21.Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. 22.Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.23.Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.24.Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии. | |||||
Географическая оболочка - наш дом | Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность. Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Практические работы.25.Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. 26.Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры. | 2 | |||
всего 68 ч,из них 2 ч — резервное время |
Календарно-тематическое планирование
УМК (География.Начальный курс.7кл. :учебник / В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2017)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности учащихся | |||||||
Планируемые сроки | Фактические сроки | ||||||||||
Введение (2 час) | |||||||||||
1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю | 1 | 04.09 | Умение показывать по карте материки и части света. Выделение основных эпох в истории географических открытий. Характеристика важнейших научных открытий | |||||||
2 | Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды Практическая работа Группировка карт учебника и атласа по разным признакам | 1 | 07.09 | Характеристика источников географической информации. Группировка карт учебника и атласа по содержанию и масштабу | |||||||
Главные особенности природы Земли (9 ч) | |||||||||||
Литосфера и рельеф Земли (2ч) | |||||||||||
3 | Происхождение материков и океанов | 1 | 11.09 | Сопоставление строения материковой и океанической коры. Анализ карты литосферных плит, установление границ столкновения и расхождения плит. Анализ карты строения земной коры, выявление закономерности в распространении поясов землетрясений и вулканизма на Земле | |||||||
4 | Рельеф Земли Практическая работа Описание по карте рельефа одного из материков. | 1 | 14.09 | Сопоставление физической карты с картой строения земной коры. Объяснение зависимости между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа суши и дна океана. Описание по карте рельефа одного из материков | |||||||
Атмосфера и климаты Земли (2ч) | |||||||||||
5 | Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы | 1 | 18.09 | Установление по картам зависимости между климатическими показателями и климатообразующими факторами; между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Характеристика воздушных масс с разными свойствами. Чтение климатограмм | |||||||
6 | Климатические пояса Земли Практическая работа Характеристика климата по климатическим картам | 1 | 21.09 | Объяснение размещения на Земле климатических поясов. Характеристика одного из климатических поясов. Выявление причин выделения климатических областей в пределах поясов. Оценка роли климата в жизни людей. | |||||||
Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы (2ч) | |||||||||||
7 | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений | 1 | 25.09 | Объяснение роли Мирового океана в жизни Земли. Доказательство зональности в распределении водных масс. Работа с картой: обозначение круговых движений поверхностных вод; выявление их роли в формировании природы суши | |||||||
8 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | 1 | 28.09 | Выявление особенностей распространения жизни в океане. Характеристика процесса обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей | |||||||
Географическая оболочка (3ч) | |||||||||||
9 | Строение и свойства географической оболочки | 1 | 02.10 | Характеристика строения географической оболочки. Объяснение взаимодействия ее компонентов; ее основных свойств | |||||||
10 | Природные комплексы суши и океана | 1 | 05.10 | Сравнение территориальных и аквальных комплексов. Характеристика различных комплексов | |||||||
11 | Природная зональность Практическая работа. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов | 1 | 09.10 | Выявление связи между природными компонентами зоны. Анализ карты природных зон. Характеристика особенностей размещения природных зон на материках и в океанах. Установление по картам и схемам закономерностей в проявлении широтной зональности и высотной поясности | |||||||
Население Земли (3 ч) | |||||||||||
12 | Численность населения Земли. Размещение населения | 1 | 12.10 | Анализ изменения численности населения мира. Определение и сравнение численности населения материков и стран мира. Работа с тематическими картами: определение рождаемости, смертности, естественного прироста, плотности населения | |||||||
13 | Народы и религии мира Практические работы. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов,а также крупных городов | 1 | 16.10 | Анализ карты народов мира: изучение территорий проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Анализ карты религий мира; выявление географии мировых и национальных религий | |||||||
14 | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население | 1 | 19.10 | Характеристика разных видов хозяйственной деятельности, выделение основных видов. Выявление по статистическим таблицам стран — лидеров в промышленности и сельском хозяйстве. Описание характерных черт промышленного и сельскохозяйственного ландшафта по их изображению. Выявление таких ландшафтов в своей местности. Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности. Умение различать города по их функции | |||||||
15 | Контрольная работа на тему: Главные особенности природы Земли | 1 | 23.10 | ||||||||
Океаны и материки (50 ч) | |||||||||||
Океаны (2ч) | |||||||||||
16 | Тихий океан. Индийский океан | 1 | 26.10 | Определение по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Выявление характера хозяйственного использования океанов и его влияния на сохранение их природы. Подготовка и обсуждение презентации об океане. | |||||||
17 | Атлантический океан. Северный Ледовитый океан | 1 | 09.11 | Определение по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы. Сравнение океанов | |||||||
Южные материки (1ч) | |||||||||||
18 | Общие особенности природы южных материков | 1 | Сравнение географического положения южных материков. Выявление общих особенностей в компонентах природы. Сравнение материков по выраженности в их природе широтной зональности и высотной поясности | ||||||||
Африка (10 ч) | |||||||||||
19 20 21 | Географическое положение. Исследования Африки Рельеф и полезные ископаемые Климат. Внутренние воды | 1 1 1 | Определение географического положения материка и объяснение его влияния на природу. Оценка результатов исследований Африки зарубежными и русскими путешественниками и исследователями Объяснение преобладания в рельефе материка высоких равнин. Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства материка полезными ископаемыми. Описание рельефа какой-либо территории материка Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Характеристика климата какой-либо территории материка, анализ климатограмм. Выявление зависимости рек от рельефа и климата. Характеристика одной из рек материка по плану | ||||||||
22 | Природные зоны | 1 | Характеристика природных зон материка. Выявление изменений природных зон под влиянием хозяйственной деятельности людей | ||||||||
23 | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки | 1 | Работа с текстом учебника и дополнительными источниками информации. Объяснение изменений, которые произошли в природе Африки под влиянием хозяйственной деятельности человека. Характеристика стихийных бедствий, происходящих на материке. Работа с картой: анализ заповедников и национальных парков, их расположения в различных природных зонах. Анализ экологической карты материка | ||||||||
24 | Население | 1 | Работа с текстом учебника и статистическими материалами. Характеристика изменения численности населения во времени и факторов, влияющих на этот показатель. Анализ карты плотности населения. Определение по карте атласа наиболее крупных этносов, по статистическим показателям — соотношения городского и сельского населения. Анализ политической карты: выявление больших и малых стран, историко-культурных регионов Африки | ||||||||
25 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия Практическая работа Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки | 1 | Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона | ||||||||
26 | Страны Восточной Африки. Эфиопия | 1 | Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы и природных богатств региона. Характеристика одной из стран региона. Подготовка и обсуждение презентации о заповедниках и национальных парках, о странах, о памятниках природного и культурного наследия региона | ||||||||
27 | Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика Практическая работа Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран | 1 | Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств и этнического состава населения и основные виды его хозяйственной деятельности. Характеристика одной из стран региона. Анализ экологической карты | ||||||||
Австралия (4 ч) | |||||||||||
28 | Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые | 1 | Объяснение причин выровненного рельефа материка. Установление закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых на материке. Сравнение географического положения и рельефа Австралии и Африки | ||||||||
29 | Климат. Внутренние воды | 1 | Объяснение причин сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Анализ климатограмм. Описание одной из рек материка | ||||||||
30 | Природные зоны. Своеобразие органического мира | 1 | Объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон в сравнении с Африкой | ||||||||
31 | Австралийский Союз Практическая работа Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии | 1 | Описание населения (численности, размещения по территории, этнического состава, соотношения городского и сельского населения). Анализ карты хозяйственной деятельности людей. Оценка степени изменения природы человеком | ||||||||
Океания (1ч) | |||||||||||
32 | Природа, население и страны | 1 | Характеристика географического положения Океании, крупных островов и архипелагов. Объяснение причин своеобразия, уникальности природы Океании. Описание одного из островов. Обозначение на карте наиболее значимых стран Океании | ||||||||
Южная Америка (7ч) | |||||||||||
33 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка | 1 | Сравнение географического положения Южной Америки, Африки и Австралии. Формулирование выводов о природе материка на основе оценки его географического положения | ||||||||
34 35 | Рельеф и полезные ископаемые Климат. Внутренние воды | 1 1 | Объяснение причин контрастов в строении рельефа Южной Америки. Работа с картами атласа. Выявление закономерностей в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Сравнение рельефа Южной Америки и Африки, формулирование вывода по результатам сравнения Объяснение причин преобладания влажных типов климата, богатства материка поверхностными водами. Работа с картами атласа. Сравнение климата и внутренних вод Южной Америки и Африки. Оценка климата и внутренних вод материка для жизни населения | ||||||||
36 | Природные зоны | 1 | Выявление зависимости размещения природных зон от климата. Определение своеобразия каждой из природных зон материка. Сравнение природных зон Южной Америки и Африки. Умение приводить примеры изменения природы материка человеком | ||||||||
37 | Население | 1 | Анализ карт и статистических показателей; описание плотности населения, особенностей его размещения на материке. Группировка стран материка по различным признакам | ||||||||
38 | Страны востока материка. Бразилия Практическая работа Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины | 1 | Характеристика географического положения страны. Описания населения страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения. Анализ экологической карты. Подготовка и обсуждение презентации о стране | ||||||||
39 | Страны Анд. Перу Практическая работа. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран | 1 | Выявление по картам атласа и тексту учебника особенностей природы и природных богатств страны. Описание этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Характеристика памятников всемирного наследия на территории Андских стран | ||||||||
Антарктида (1ч) | |||||||||||
40 | Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды Практическая работа Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем | 1 | Объяснение особенностей природы материка и его влияния на природу всей Земли. Анализ климатограмм. Описание климата внутренних и прибрежных районов материка. Оценка природных ресурсов Антарктиды. Объяснение международного статуса материка. Подготовка и обсуждение презентации о материке | ||||||||
Северные материки (1ч) | |||||||||||
41 | Общие особенности природы северных материков | 1 | Работа с картами атласа. Сравнение материков. Выявление общих особенностей в географическом положении и компонентах природы северных материков | ||||||||
Северная Америка (7ч) | |||||||||||
42 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка | 1 | Работа с картами атласа. Характеристика географического положения материка и его влияния на природу. Подготовка сообщения о зарубежном или русском путешественнике и исследователе Северной Америки с использованием дополнительных источников информации | ||||||||
43 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 | Объяснение размещения крупных форм рельефа на материке. Характеристика крупных форм рельефа. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | ||||||||
44 | Климат. Внутренние воды | 1 | Анализ климатической карты, климатограмм и карты климатических поясов. Характеристика климата отдельных территорий, сравнение их и объяснение причин сходства и различий. Объяснение зависимости рек от рельефа и климата | ||||||||
45 | Природные зоны. Население | 1 | Объяснение причин особого размещения природных зон. Описание отдельных зон. Оценка степени изменения природы материка. Выявление по карте расположения заповедников и национальных парков | ||||||||
46 | Канада | 1 | Описание и оценка географического положения Канады. Характеристика ее природы и природных богатств. Выявление особенностей состава и размещения населения, основных видов его хозяйственной деятельности. Оценка степени изменения природы страны | ||||||||
47 | Соединенные Штаты Америки | 1 | Характеристика географического положения страны, оценка его влияния на жизнь населения и развитие хозяйства. Доказательство разнообразия и богатства природы страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения: определение размещения отраслей хозяйства и крупных городов. Анализ экологической карты: оценка степени изменения природы страны. Подготовка и обсуждение презентации о стране | ||||||||
48 | Средняя Америка. Мексика Практическая работа Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики | 1 | Выделение общих черт материальной и духовной культуры населения Латинской Америки. Выявление основных отраслей хозяйства страны. Описание по картам атласа и тексту учебника Мексики и еще одной из стран Средней Америки | ||||||||
49 | Географическое положение. Исследования Центральной Азии | 1 | Сравнение географического положения Евразии и Северной Америки. Формулирование предварительных выводов о природе материка на основе анализа его географического положения. Оценка вклада русских исследователей в изучение Центральной Азии | ||||||||
50 | Особенности рельефа, его развитие | 1 | Объяснение причин контрастов в строении рельефа материка. Выявление закономерностей в размещении равнин, горных складчатых областей и месторождений полезных ископаемых. Описание по карте крупных форм рельефа. Моделирование на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства материка минеральными ресурсами | ||||||||
51 52 | Климат. Внутренние воды Природные зоны. Народы и страны Евразии Практическая работа Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам | 1 1 | Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Описание климата поясов и областей Сравнение климата Северной Америки и Евразии. Анализ климатограмм Оценка климата Евразии для жизни и хозяйственной деятельности населения. Моделирование на контурной карте размещения внутренних вод материка. Описание реки по плану. Установление связи между режимом рек и климатом. Сравнение рек Евразии Объяснение связи между компонентами природы и особенностями расположения природных зон на материке. Характеристика природных зон. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии. Оценка степени изменения природных зон человеком | ||||||||
53 | Страны Северной Европы Практическая работа Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном | 1 | Анализ численности населения региона и его размещения. Анализ политической карты, группировка стран по различным признакам. Описание стран, их сравнение | ||||||||
54 | Страны Западной Европы. Великобритания | 1 | Объяснение влияния географического положения на хозяйственную деятельность населения. Комплексная характеристика страны по картам и тексту учебника. Определение особенностей материальной и духовной культуры населения страны, его вклад в развитие мировой цивилизации | ||||||||
55 | Франция. Германия Практическая работа Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии | 1 | Сравнение географического положения Франции и Германии, их природных ресурсов, состава населения и его размещения, хозяйства. Установление причин сходства и различия стран. Подготовка и обсуждение презентации о стране | ||||||||
56 | Страны Восточной Европы | 1 | Выявление влияния географического положения стран на развитие их хозяйства. Установление связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран. Определе#ние особенностей материальной и духовной культуры населения каждой из стран. Оценка вклада населения стран в развитие мировой цивилизации | ||||||||
57 | Страны Восточной Европы | 1 | Характеристика географического положения стран. Описание стран, их краткая комплексная характеристика | ||||||||
58 | Страны Южной Европы. Италия | 1 | Работа с контурной картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона и Италии. Объяснение особенностей природы и природных богатств Италии, ее населения и видов хозяйственной деятельности. Оценка вклада населения страны в развитие мировой цивилизации | ||||||||
59 | Страны Юго-Западной Азии Практическая работа Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам | 1 | Объяснение историко-культурных особенностей стран региона. Характеристика их географического положения. Выявление своеобразия природы стран, главных природных богатств и особенностей их размещения. Характеристика этнического и религиозного состава населения стран. | ||||||||
60 | Страны Центральной Азии | 1 | Объяснение влияния географического положения стран региона на своеобразие их природы. Определение основных природных богатств стран и связанных с ними видов хозяйственной деятельности. Выявление особенностей размещения населения, географического положения крупных городов. Комплексная характеристика стран по картам. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона | ||||||||
61 | Страны Восточной Азии. Китай Практическая работа Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте | 1 | Объяснение особенностей географического положения Китая, оценка его влияния на развитие хозяйства страны. Характеристика компонентов природы и природных богатств Китая. Оценка степени антропогенного изменения природы на востоке и западе страны. Характеристика населения страны. Работа с картой: установление и объяснение развития различных видов хозяйственной деятельности населения. Оценка вклада Китая в развитие мировой цивилизации | ||||||||
62 | Япония | 1 | Характеристика географического положения Японии. Определение своеобразия природы и природных богатств. Объяснение роли моря в жизни населения. Характеристика населения, основных видов его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации о Японии | ||||||||
63 | Страны Южной Азии. Индия Практическая работа .Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии | 1 | Объяснение историко-культурных особенностей региона. Характеристика географического положения Индии. Выявление своеобразия природы отдельных частей страны. Установление главных природных богатств и их размещения. Характеристика этнического и религиозного состава населения. Работа с картой: определение основных видов хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об Индии | ||||||||
64 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия | 1 | Работа с контурной картой: обозначение важных географических объектов региона, крупных островов и архипелагов. Характеристика Индонезии: особенностей ее природы и природных богатств, населения и видов его хозяйственной деятельности | ||||||||
65 | Контрольная работа на тему: «Океаны и материки» | 1 | |||||||||
Географическая оболочка — наш дом (2 ч) | |||||||||||
66 | Закономерности географической оболочки | 1 | Характеристика основных свойств географической оболочки | ||||||||
67 | Взаимодействие природы и общества Практическая работа Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. | 1 | Характеристика основных видов природных богатств, объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности. Умение приводить примеры влияния природы на жизнь людей. Оценивание состояния природы территорий материков, их крупных регионов, отдельных стран. Доказательство необходимости охраны природы | ||||||||
68-70 | Повторение курса «Материки и океаны» | 3 | |||||||||
Лист корректировки учебной программы
№ урока | Тема урока | Причина изменений в программе | Способ корректировки |
Промежуточная аттестация учащихся 7 класса по географии
Цель: проверка и контроль знаний, умений и навыков учащихся за курс географии 7 класса.
За правильный ответ 1 -20 – 1 балл. 21 - 23 – 2 балла (при наличии полного ответа)
Если ученик отвечает на 50-70% вопросов, оценка «3». 70-90% правильных ответов «4», 90-100% правильных ответов - «5».
1 вариант
1.Части света:
А) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия.
Б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка.
В) Европа , Азия , Южная Америка, Австралия, Антарктида.
2. Открыли Антарктиду :
А) Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Крузенштерн
Б) Джеймс Кук
В) Ф.Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев
3. Материковая земная кора состоит из :
А) 4 слоев
Б) 3 слоев
В) 2 слоев
4.Основные формы рельефа Земли :
А) Горы и равнины
Б) Низменности , плоскогорья и возвышенности.
В) Высокие и низкие горы.
5. Какие климатические пояса относятся к основным:
А) Субэкваториальный, арктический, умеренный
Б) Экваториальный, тропический, умеренный, арктический.
В) Субтропический, субэкваториальный, субантарктический
6. На экваторе пояс:
А) низкого давления,
Б) высокого давления
В) переходного давления.
7.Берега Евразии омывают моря:
А) Южного океана
Б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов
В) Атлантического, Индийского, Тихого океанов.
8.Самыми высокими горными системами Евразии являются:
А) Анды, Кордильеры, Аппалачи
Б) Гималаи, Памир, Тибет
В) Скалистые горы, Береговой хребет
9.Самый холодный климатический пояс Евразии:
А) арктический
Б) умеренный
В)экваториальный
10. Крупнейшие реки Северной Америки:
А) Миссури, Маккензи, Юкон.
Б) Амазонка, Оранжевая, Лимпопо.
В) Волга, Амур, Сырдарья.
11.Государства Северной Америки:
А) Бразилия, Аргентина, Чили
Б) США, Канада, Мексика.
В) Китай, Россия, Казахстан.
12.Горы Южной Америки:
А) Анды
Б) Аппалачи
В) Атласские
13. Реки Африки:
А) Конго, Нигер, Нил
Б) Миссисипи, Миссури, Огайо
В) Муррей, Дарлинг.
14.В экваториальных лесах растения растут в:
А) 1 ярус
Б) 2 яруса
В) 3 яруса
15.Местных жителей Австралии называют:
А)аборигены
Б) индейцы
В) папуасы
16.Температуры на материке Антарктида в течение всего года:
А) положительные
Б) низкие отрицательные
В) по сезонам : отрицательные и высокие положительные.
17. Главная река Австралии:
А) Амазонка
Б) Нил
В) Муррей
18.На материке Антарктида население:
А) европейской расы
Б) экваториальной расы
В) нет постоянного населения
19.Берега Австралии омывают моря:
А) Индийского океана
Б) Северного Ледовитого океана
В) Атлантического океана.
20.Крайние точки Евразии:
А) Фроуэрд, Сент- Чарлз, Рас Энгела, Рас Хафун
Б) Йорк, Юго –Восточный, Юго-западный,
В) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева
21. Чем и почему различается климат полуостровов Калифорния и Флорида?
22. Чем саванны Южной Америки отличаются от саванн Африки?
23. Почему вдоль восточной окраины Евразии часто бывают землетрясения и
находятся как действующие, так и потухшие вулканы?
Промежуточная аттестация учащихся 7 класса по географии
Цель: проверка и контроль знаний, умений и навыков учащихся за курс географии 7 класса.
За правильный ответ 1 -20 – 1 балл. 21 - 23 – 2 балла (при наличии полного ответа)
Если ученик отвечает на 50-70% вопросов, оценка «3». 70-90% правильных ответов «4», 90-100% правильных ответов - «5».
2 вариант
1. К материкам относят:
А) Африка, Европа, Америкa.
Б) Южная Америка, Евразия, Северная Америка.
В) Европа, Южная Америка, Антарктида.
2. Первое кругосветное плавание совершил:
А) Ф.Магеллан,
Б) Н.М. Пржевальский,
В) Х. Колумб
3 Океаническая земная кора состоит из :
А)4 слоев
Б) 3 слоев
В) 2 слоев
4. К равнинным формам рельефа Земли относятся:
А) нагорья
Б) возвышенности
В) плоскогорья.
5. К переходным климaтическим поясам мира:
А) субэкваториальный, арктический, умеренный
Б) экваториальный, тропический, умеренный, арктический.
В) субтропический, субэкваториальный, субантарктический
6. Над тропиками пояс:
А) низкого давления,
Б) высокого давления
В) переходного давления.
7.Берега Африки омывают моря:
А) Северного Ледовитого океана
Б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов
В) Атлантического, Индийского, Южного
8.Самой высокой горной системой Южной Америки являются:
А) Анды,
Б) Гималаи, Памир, Тибет
В) Скалистые горы, Береговой хребет
9. В каком из климатических поясов выделяют влажный и сухой сезон:
А) антарктический
Б) умеренный
В) экваториальный
10. Крупнейшие реки Африки:
А) Миссури, Макензи, Юкон.
Б) Нил, Конго, Нигер.
В) Волга, Амур, Сырдарья.
11.Государства, относящиеся к Южной Америки:
А) Бразилия, Аргентина, Чили
Б) США, Канада, Мексика.
В) Китай, Россия, Казaхстан.
12.Горы Северной Америки:
А) Анды
Б) Аппалачи
В) Атласские
13. Реки Северной Америки:
А) Конго, Лимпопо, Нил
Б) Миссисипи, Миссури, Юкон
В) Муррей, Дарлинг.
14. Местных жителей Северной Америки называют:
А) аборигены
Б) индейцы
В) папуасы
15. На материке Африка температура в течение всего года:
А) положительные
Б) низкие отрицательные
В) по сезонам : отрицательные и высокие положительные.
16.Самый сухой материк планеты:
А) Африка
Б) Австралия
В) Евразия
17. Река Южной Америки:
А) Амазонка
Б) Нил
В) Муррей
18.На материке Северная Америка расположено государство:
А) Мексика
Б) Австралийский Союз
В) Франция.
19. На каком из материков нет вулканов и современного оледенения
А) Африка
Б) Австралия
В) Антарктида
20.Крайние точки Северной Америки:
А) Фроуэрд, Сент- Чарлз, Рас Энгела, Рас -Хафун
Б) Йорк, Юго –Восточный, Юго-западный,
В) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева
21. Назовите различия в климате полуостровов Лабрадор, Аляска. В чём причины
различий?
22. Чем влажный экваториальный лес Южной Америки отличается от влажного
экваториального леса Африки?
23. Почему вдоль западного побережья Америки часто бывают разрушительные
землетрясения, есть действующие и потухшие вулканы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...