Логико-математический анализ теоремы
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Антонова Эльвира Викторовна
учитель математики, Гимназия №166
Логико-математический анализ теоремы:
Сумма углов выпуклого n-угольника равна (n-2) * 180 - теорема определена в категоричной форме.
Разъяснительная часть: ( для любого F, F-многоугольник).
Условие:(F-выпуклый многоугольник) => Заключение: (сумма углов равна (n-2) * 180).
Вид теоремы: сложная
Обратная теорема: если сумма внутренних углов многоугольника равна (n-2) * 180, то этот многоугольник выпуклый (истина).
Противоположная: Существует выпуклый многоугольник, сумма внутренних углов которого не равна (n-2) * 180 (ложь).
Противоположная обратной: если сумма внутренних углов многоугольника не равна(n-2) * 180, то этот многоугольник невыпуклый (истина).
Мотивационный этап – создание мотивации через учебную доминанту.
Подготовительный этап
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
1. Какая фигура называется четырехугольником?
2. Какие вершины многоугольника называются соседними? Какие – противоположными?
3. Что такое диагонали многоугольника?
4. Какой многоугольник называется выпуклым?
5. Назовите выпуклые многоугольники.
Напомнить учащимся определение треугольника. Вспомнить элементы треугольника (сторона, вершина, угол. Сумма углов треугольника)
Мотивация необходимости изучения факта:
Цель урока: вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника.
Необходимые инструменты: лист картона, ножницы, линейка, карандаш
Ученики, работая в парах, выполняют указания учителя.
1. На листе картона изобразить произвольный выпуклый четырехугольник, отметить углы и вырезать четырехугольник. (Пример показан на рисунке 1.)
Рисунок 1.
2. Разрезать четырехугольник на 4 части так, чтобы каждой части принадлежал один из углов. (Пример показан на рисунке 2 и рисунке 3)
Рисунок 2.
Рисунок 3.
3)В тетради отметить точку и расположить четырехугольники так, чтобы эта точка была вершиной каждого из четырех углов. ( Пример показан на рисунке 4.)
Рисунок 4.
Мы видим, что при сложении образуется угол равный 360, так как все 4 угла принадлежат нашему исходному четырехугольнику, то можем сделать вывод, что сумма углов выпуклого четырехугольника равна 360
.
Таким образом, мы знаем, что сумма углов треугольника равна 180, сумма углов выпуклого четырехугольника равна 360
.
Давайте попробуем найти какую-то закономерность.
Основной этап: (будем сначала доказывать теорему, а потом ее формулировать)
Изобразим n-угольник, выберем внутри него точку и соединим ее со всеми вершинами.
Рисунок 5.
Что можем сказать про получившуюся фигуру? (n-угольник разбит на n треугольников)
Чему равно количество сторон многоугольника? (количество сторон равно количеству треугольников).
Чему равна сумма углов всех треугольников? (сумме внутренних углов многоугольника и сумме углов при внутренней точке). Опираясь на наше исследование с разрезанием фигуры, мы можем сделать вывод, что сумма углов при внутренней точке равна 360.
Поэтому получаем , что и требовалось доказать.
Доказано.
По доказанной теореме видим, что сумма углов n-угольника зависит от количества его сторон (от n). Например, в треугольнике n=3, а сумма углов 180.
Мы рассматривали четырехугольник, поэтому n=4, подставим в формулу и получим (4-2) * 180=2* 180
=360
Формулировка теоремы: Сумма углов выпуклого n-угольника равна (n-2) * 180 .
Работа с формулировкой:
Что дано по условию теоремы? (выпуклый многоугольник)
Что мы доказали? (что сумма углов равна (n-2) * 180)
Выделение условия и заключения: если фигура выпуклый многоугольник (условие), то сумма углов равна (n-2) * 180 (заключение).
Первичное закрепление: (решение задач с взаимопроверкой)
1. Найдите сумму углов выпуклого: а) восьмиугольника; б) двенадцатиугольника.
2. Сколько сторон имеет выпуклый многоугольник, если его сумма углов равна 2340°?
3. Найти сумму углов выпуклого тринадцатиугольника(1 вариант), шестнадцатиугольника(2 вариант)
4. Каждый угол выпуклого многоугольника равен 135°(150°) . Найдите число его сторон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - Решение задач по геометрии 9 кл. "Площадь треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов."
Решение задач предусматривает умение применять знания в стандартных условиях или при небольших отклонениях от них. Так же рассматриваются задачи, в которых требуется уметь применять знания в усложненн...

Урок геометриии в 9 классе по теме «Теорема косинусов. Следствия из теоремы косинусов»
Целью урока является изучение теоремы косинусов и её следствий, формирование у учащихся навыков решения задач по данной те...
Геометрия 8 класс. Теорема, обратная теореме Пифогора
Конспект урока по геометрии в 8 классе на тему: "Теорема, обратная теореме Пифагора"...

Теорема Эйлера и правильные многогранники. Применение теоремы Эйлера к решению задач.
Контингент: 10 классЦель:Изучить классификацию правильных многогранников и их свойстваПроанализировать связь геометрии, теории чисел и алгебрыПрименять теорему Эйлера к решению задачРазвить представле...

Логико-математический анализ темы : "Пирамида"
Презентация к уроку введения нового понятия "Пирамида"...

Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Окрестность точки. Предел функции в точке. Теоремы о пределах функций. Предел функции при х→0 »
открытый урок по теме "пределы" для старшеклассников (в помощь учителю математики)...

Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева
В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...