Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему
Рабочая программа по наглядной геометрии на базе учебника Шарыгина, Ерганжиевой "Наглядная геометрия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._ngeom_5_2016-2017.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московский образовательный комплекс Запад
(ГБПОУ МОК Запад)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основной образовательной программы
основного общего образования
по предмету наглядная геометрия 5 класс
Москва
2016 год
Одобрена Методическим советом ГБПОУ ОКСУ | Разработана на основе: ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 и авторской программы И.Ф.Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. |
Протокол №__________ от «____»_________20___г. | |
Председатель Методического совета __________/_________________ подпись ФИО | Заместитель директора по учебной работе ___________________/Н.В. Ширинян/ подпись ФИО |
Программа разработана: учителем высшей категории Чудновской Т.М. структурного подразделения №12 ( школа) ГБПОУ МОК Запад ФИО, должность, ученая степень, звание | |
Пояснительная записка.
Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Если мы посмотрим вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, дорожные развязки и городские парки, микросхемы и т.д. Геометрические знания и геометрические умения, геометрическая культура являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых.
Геометрия есть феномен общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одним из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиваться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только их практических, но и из духовных потребностей человека. История геометрии не только отражает историю развития человеческой мысли. Геометрия издавна является одним из мощных моторов, двигающих эту мысль.
Геометрия и математика в целом представляет собой очень действенное средство для нравственного воспитания человека. Научной и нравственной основой курса является принцип доказательства всех утверждений.
Итак, геометрия один из важнейших школьных предметов.
Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-ом классе содержание учебников и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются.
Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования.
В связи с тем, что в курсе наглядной геометрии предусмотрено проведение практических работ, на которых используются ножницы, циркуль, и т.п., поэтому на таких уроках проводится инструктаж по технике безопасности.
Курс наглядной геометрии – это пропедевтический курс геометрии.
Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению этой науки, начиная с 7 класса и имеет следующие цели:
- пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);
- формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность;
- сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся;
- обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;
- знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности;
- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
- развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу,
полученному по математике в начальной школе;
- развитие логического мышления, пространственных представлений;
- ознакомление с геометрическими понятиями, формирование
геометрического понятийного аппарата;
- формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой
культуры и истории;
- формирование математической речи;
- формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности.
Поставленные цели реализуются путем решения следующих задач:
- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
- усвоение геометрической терминологии и символики;
- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;
- сравнение и измерение геометрических величин;
- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
- знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;
- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
-специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.
Содержание обучения. Тематическое планирование.
1. Введение. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.
2. Фигуры на плоскости. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.
3. Фигуры в пространстве. Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами.
4. Измерение геометрических величин. Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда
Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.
Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда
5. Топологические опыты. Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.
6.Занимательная геометрия. Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.
2.Требования к уровню подготовки учащихся.
Планируемые результаты.
По окончании обучения учащиеся научатся:
-давать определения основных геометрических понятий и получить представления о других;
- изображать знакомые фигуры по их описанию;
- выделять известные фигуры на чертежах, моделях и в окружающих предметах;
- работать с измерительными и чертежными инструментами;
-измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;
- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;
- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
- пользоваться геометрической символикой;
- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами;
- строить объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);
- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;
- анализировать свойства геометрических фигур;
- складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;
- различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;
- развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности;
- умение использовать теоретические знания в практической работе.
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы предмета НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ 5 класс.
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета
математики.
Оборудование учебного кабинета.
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска, ноутбук, проектор;
- Наглядные пособия для курса математики;
- Модели геометрических тел;
- Чертёжные принадлежности и инструменты.
- Ноутбук;
- Принтер;
- Ксерокс.
3.2.Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
Основные источники:
Пособие для общеобразовательных учреждений. И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Математика. Наглядная геометрия. 5-6 класс. М.: Дрофа, 2015-192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по математике.
Дополнительные источники:
О.В. Муравина, Л. Н. Ерганжиева Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014
Е.А. Лебединцева , Е.Ю.Беленкова Математика 5 класс. Задания для обучения и развития учащихся. М.: Интеллект-центр, 2015
3.3 Образовательные технологии:
- Проблемно-развивающее обучение;
- Адаптированное обучение;
- Индивидуализация и дифференциация обучения;
- Информационные технологии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- эвристическая беседа;
- практикум;
- интеллектуальная игра;
- дискуссия;
- творческая работа.
4. Контроль и оценка результатов освоения программы предмета
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется учителем в процессе проведения текущего контроля знаний в соответствии с КТП по предмету. Виды контроля:
- Контрольные работы (4).
- Самостоятельные работы.
- Олимпиады по математике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. 1ч
- Простейшие геометрические фигуры. 2ч
- Конструирование из Т. 1ч
- Куб и его свойства. 2ч
- Задачи на разрезание и складывание фигур. 2ч
- Контрольная работа №1. 1ч
- Треугольник. 4ч
- Правильные многогранники. 2ч
- Контрольная работа №2. 1ч
- Геометрические головоломки. Игры танграм и стомахион. 2ч
- Измерение длины. 2ч
- Измерение площади и объёма. 1ч
- Вычисление длины, площади и объёма. 3ч
- Контрольная работа №3. 1ч
- Окружность.3ч
- Геометрический тренинг.1ч
- Топологические опыты.1ч
- Задачи со спичками. 1ч
- Зашифрованная переписка. 1ч
- Задачи, головоломки, игры. 1ч
- Контрольная работа №4. 1ч
Тематическое планирование курса «Наглядная геометрия-5»
№ урока | Содержание учебного материала | Рассматриваемые понятия | Вид деятельности учащихся | Наглядные пособия. ТСО,ИКТ | Учащиеся должны получить навыки в развитии | Планируемые результаты обучения. Универсальные учебные действия | Практические и творческие работы | |||||||
| Введение. Фигуры на плоскости |
|
| |||||||||||
1 | Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов.
| Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. | фронтальная. | Презентация; Слайды заданий | Развитие интереса к предмету, желание изучать предмет | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. | ||||||||
2 | Угол. Построение и измерение углов. | Угол | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Модели углов. Слайды по теме урока | Умение строить углы | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Практическая работа №1 «Пересекающиеся прямые» | |||||||
3 | Виды углов. Смежные и вертикальные углы | Смежные и вертикальные углы, биссектриса угла | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Умение строить углы, биссектрису угла | Лабораторная работа №1 «Смежные и вертикальные углы» | ||||||||
4 | Конструирование из Т. Самостоятельная работа «Измерение углов» | Конструирование на плоскости и в пространстве, на клетчатой бумаге из частей буквы Т. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Конструирование | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез, как составление целого из частей. Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона. | Творческая работа «Составление композиции из Т» | |||||||
5 | ||||||||||||||
6 | Треугольник и квадрат Треугольник. Виды треугольников. | Тупоугольный, остроугольный, прямоугольный треугольник. Тетраэдр. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Развитие навыков работы с чертежными инструментами | Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам. | Лабораторная работа №2 «Треугольник». Практическая работа №2 «Треугольник». Творческая работа «Изготовление игры «Флексагон» | |||||||
7 | Сумма углов в треугольнике. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | |||||||||||
8 | Практическая работа «Сумма углов четырёхугольника, треугольника, многоугольника». | Индивидуальная Практическое выполнение заданий | Модели геометрических тел | |||||||||||
9 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм. | Равновеликость фигур | Фронтальная. Индивидуальная Практическое выполнение заданий | Комплект «Танграм» | Конструирование | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих. Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона. | Творческая работа «Изготовление игры «Пентамино» | |||||||
10 | Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | |||||||||||
11 | Геометрические головоломки. Складывание фигур «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. | Многоликости квадрата | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Развитие творческого мышления | Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном | Творческая работа «Изготовление игры «Стомахион» | |||||||
12 | Пентамино, гексамино. Моделирование. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Развитие творческого мышления | Домашнее задание – придумать свои фигурки из пентамино. Творческая работа «Головоломки». | |||||||||
Фигуры в пространстве | ||||||||||||||
13 | Пространство и размерность. Мир трех измерений | Одномерное пространство, двухмерное пространство, трехмерное пространство. Плоские и пространственные фигуры. Перспектива. Четырехугольник, диагонали четырехугольника. Куб и пирамида | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Развитие навыков видения пространства | Личностные УУД: нравственное – эстетическое оценивание, самопознание. Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата. Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | Творческая работа «Изображение пространства» | |||||||
14 | Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Развитие навыков видения пространства | Домашняя практическая работа – придумать и нарисовать свою картинку с кажущимися выпуклостями и вмятинами на альбомном листе (по методу В. Вазарели). | |||||||||
15 | Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. | Многогранники. Его вершины, ребра, грани. К уб: вершины, ребра, грани, диагональ. Развертка куба. Изображение объемных фигур на плоскости. Неоднозначные фигуры. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока. Модели многогранников | Развитие пространственного воображения | Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. | Творческая работа «Изготовление куба» | |||||||
16 | Движение кубиков и их частей. Уникуб. Занимательные задачи. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Развитие пространственного воображения | ||||||||||
17 | Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами. Изготовление различных фигурок из бумаги. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока. Бумага для изготовления моделей | Развитие творческого мышления | Домашнее задание – изготовить из плотной бумаги правильные многогранники. (В преддверии Нового года – собственноручное изготовление елочных игрушек из правильных многогранников). ИЛИ: Практическая работа «Мой журавлик» | |||||||||
18 | Правильные многогранники | Тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, додекаэдр, икосаэдр | Индивидуальное выполнение работы | Презентация | Пространственного представления о многогранниках | Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы. Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей. | Изготовление геометрической игрушки | |||||||
19 | ||||||||||||||
Измерение геометрических величин | ||||||||||||||
20 | Измерение длин, единицы измерения. | Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины – метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Т.Единицы длины | Измерение отрезков | Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. | практическая работа | |||||||
21 | Измерение площадей, единицы измерения. Практическая работа «Измерение площади фигуры разными способами» | Единицы измерения. Площадь фигуры | Фронтальная. Индивидуальная Практическое выполнение заданий | Модели фигур | нахождение площадей необычных фигур | Познавательные УУД: логические - построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей. | Взаимоконтроль, проверочная работа. Практическая работа №3 «Площади фигур» | |||||||
22 | Окружность, её радиус, диаметр, длина окружности. | Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, многоугольник | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Художественного вкуса, умение видеть геометрию в окружающем нас мире | Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. | Лабораторная работа №3 «Окружность» | |||||||
23 | Измерение длины окружности | Единицы измерения. Объем тела | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | ||||||||||
24 | Измерение объёмов, единицы измерения. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Нахождение объема | Познавательные УУД: логические - построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей. | Практическая работа «Изготовление параллеле-пипеда и вычисление его объёма» | ||||||||
25 | ||||||||||||||
Топологические опыты | ||||||||||||||
26 | Геометрический тренинг. | Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях
| Фронтальная. Индивидуальная Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Видеть в различных конструкциях уже известные фигуры, использовать свойства фигур, составлять свои задачи | Познавательные УУД: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств. Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы. | ||||||||
27 | Фигуры одним росчерком пера. | Фронтальная. Индивидуальная Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | |||||||||||
28 | Топологические опыты | Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Проводить опыты. Делать выводы и обобщения | Познавательные УУД: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств. Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы. | Практическая работа «Лист Мёбиуса («2,3,4»). Граф | |||||||
Занимательная геометрия. | ||||||||||||||
29 | Зашифрованная переписка. | Шифр. Поворот. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | Развитие комбинаторного стиля мышления | Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Установление причинно – следственных связей. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Практическая работа «Шифровка» или «Зашифрованное письмо» | |||||||
30 | Кроссворды | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Слайды по теме урока | логического мышления, творческого отношения к труду | Составление кроссворда | |||||||||
31, 32 | Задачи со спичками, занимательные задачи | Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Подбор заданий | Уметь видеть фигуры на плоскости и в пространстве | Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Установление причинно – следственных связей. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||||||||
33 | ||||||||||||||
34 | Итоги года: творческий отчёт. | Фронтальная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс
Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...
Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)
Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....
Рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс. А.Ф. Шарыгин
Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса...
Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (ге...
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс
рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс...
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс...
рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс
рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс...