Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему

Рабочая программа по наглядной геометрии на базе учебника Шарыгина, Ерганжиевой "Наглядная геометрия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._prog._ngeom_5_2016-2017.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московский образовательный комплекс Запад

(ГБПОУ МОК Запад)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основной образовательной программы

основного общего образования

по предмету  наглядная геометрия 5 класс

Москва

2016 год

Одобрена

Методическим советом

ГБПОУ ОКСУ

Разработана на основе:

ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 и авторской программы И.Ф.Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой.

Протокол №__________

от «____»_________20___г.

Председатель

Методического совета

__________/_________________

         подпись                      ФИО

Заместитель директора по учебной работе

___________________/Н.В. Ширинян/

         подпись                                           ФИО

Программа разработана: учителем высшей категории Чудновской Т.М.

структурного подразделения №12 ( школа) ГБПОУ МОК Запад

                                                       ФИО, должность, ученая степень, звание

                                                                Пояснительная записка.

Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Если мы посмотрим вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, дорожные развязки и городские парки, микросхемы и т.д. Геометрические знания и геометрические умения, геометрическая культура являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых.

Геометрия есть феномен общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одним из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиваться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только их практических, но и из духовных потребностей человека. История геометрии не только отражает историю развития человеческой мысли. Геометрия издавна является одним из мощных моторов, двигающих эту мысль.

Геометрия и математика в целом представляет собой очень действенное средство для нравственного воспитания человека. Научной и нравственной основой курса является принцип доказательства всех утверждений.

Итак, геометрия один из важнейших школьных предметов.

Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-ом классе содержание учебников и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются.

Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования.

В связи с тем, что в курсе наглядной геометрии предусмотрено проведение практических работ, на которых используются ножницы, циркуль, и т.п., поэтому на таких уроках проводится инструктаж по технике безопасности.

Курс наглядной геометрии – это пропедевтический курс геометрии.

Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению этой науки, начиная с 7 класса и имеет следующие цели:

- пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);

- формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность;

- сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся;

- обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;

- знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности;

- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;

- развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу,

полученному по математике в начальной школе;

- развитие логического мышления, пространственных представлений;

- ознакомление с геометрическими понятиями, формирование

геометрического понятийного аппарата;

- формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой

культуры и истории;

- формирование математической речи;

- формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности.

Поставленные цели реализуются путем решения следующих задач:

- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;

- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;

- усвоение геометрической терминологии и символики;

- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;

- сравнение и измерение геометрических величин;

- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;

- знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;

- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

-специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.

Содержание обучения. Тематическое планирование.

1. Введение. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

2. Фигуры на плоскости. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино.  Конструирование из Т. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.

3. Фигуры в пространстве. Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами.

4. Измерение геометрических величин. Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда

Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда

5. Топологические опыты. Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.

6.Занимательная геометрия. Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.

2.Требования к уровню подготовки учащихся.

Планируемые результаты.

По окончании обучения учащиеся научатся:

-давать  определения  основных геометрических понятий и получить представления о других;

- изображать знакомые фигуры по их описанию;

- выделять известные фигуры на чертежах, моделях и в окружающих предметах;

- работать с измерительными и чертежными инструментами;

-измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;

- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;

- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;

- пользоваться геометрической символикой;

- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами;

- строить объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);

- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;

- анализировать свойства геометрических фигур;

- складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;

- различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;

 - развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности;

- умение использовать теоретические знания в практической работе.

                

3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы предмета НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ 5 класс.

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы

Реализация программы предмета  требует наличия учебного кабинета

математики.

                                     

Оборудование учебного кабинета.

Технические средства обучения:

  1.   Интерактивная доска, ноутбук, проектор;
  2. Наглядные пособия для курса математики;
  3. Модели геометрических тел;
  4. Чертёжные принадлежности и инструменты.
  5. Ноутбук;
  6. Принтер;
  7. Ксерокс.

3.2.Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

Основные источники:

Пособие для общеобразовательных учреждений. И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Математика. Наглядная геометрия. 5-6 класс. М.: Дрофа, 2015-192 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по математике.

Дополнительные источники:

    О.В.  Муравина, Л. Н. Ерганжиева Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014

 Е.А. Лебединцева , Е.Ю.Беленкова Математика 5 класс. Задания для обучения и развития учащихся. М.: Интеллект-центр, 2015

3.3 Образовательные технологии:

  • Проблемно-развивающее обучение;
  • Адаптированное обучение;
  • Индивидуализация и дифференциация обучения;
  • Информационные технологии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

                Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- эвристическая беседа;

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- дискуссия;

- творческая работа.

4. Контроль и оценка результатов освоения программы предмета 

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется учителем в процессе проведения  текущего контроля знаний в соответствии с КТП  по предмету. Виды контроля:

  1. Контрольные работы  (4).
  2. Самостоятельные работы.
  3. Олимпиады по математике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. 1ч
  2. Простейшие геометрические фигуры. 2ч
  3. Конструирование из Т. 1ч
  4. Куб и его свойства. 2ч
  5. Задачи на разрезание и складывание фигур. 2ч
  6. Контрольная работа №1. 1ч
  7. Треугольник. 4ч
  8. Правильные многогранники. 2ч
  9. Контрольная работа №2. 1ч
  10. Геометрические головоломки. Игры танграм и стомахион. 2ч
  11. Измерение длины. 2ч
  12. Измерение площади и объёма. 1ч
  13. Вычисление длины, площади и объёма. 3ч
  14. Контрольная работа №3. 1ч
  15. Окружность.3ч
  16. Геометрический тренинг.1ч
  17. Топологические опыты.1ч
  18. Задачи со спичками. 1ч
  19. Зашифрованная переписка. 1ч
  20.  Задачи, головоломки, игры. 1ч
  21. Контрольная работа №4. 1ч

Тематическое планирование курса «Наглядная  геометрия-5»

урока

Содержание учебного материала

Рассматриваемые понятия

Вид деятельности учащихся

Наглядные пособия. ТСО,ИКТ

Учащиеся должны получить навыки в развитии

Планируемые результаты обучения.

Универсальные учебные действия

Практические и творческие работы

 

Введение. Фигуры на плоскости

 

 

1

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов.

 

Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч.

фронтальная.

Презентация;

Слайды заданий

Развитие интереса к предмету, желание изучать предмет

Регулятивные         УУД:                                                                                                                           контроль  в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Познавательные         УУД:                                                                                логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные  УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

2

Угол. Построение и измерение углов.

Угол

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Модели углов.

Слайды по теме урока

Умение строить углы

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения  способа действия и его результатов.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Практическая работа №1 «Пересекающиеся прямые»

3

Виды углов. Смежные и вертикальные углы

Смежные и вертикальные углы, биссектриса угла

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Умение строить углы, биссектрису угла

Лабораторная работа №1 «Смежные и вертикальные углы»

4

Конструирование   из Т.

 Самостоятельная работа «Измерение углов»

Конструирование

на плоскости и в

пространстве, на клетчатой бумаге

из частей буквы Т.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Конструирование

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез, как составление целого из частей.

Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

Творческая работа «Составление композиции из Т»

5

6

Треугольник  и квадрат Треугольник. Виды треугольников.

Тупоугольный, остроугольный, прямоугольный треугольник. Тетраэдр.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Развитие навыков работы с чертежными инструментами

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.

Лабораторная работа №2 «Треугольник».

Практическая работа №2 «Треугольник». Творческая работа «Изготовление игры «Флексагон»

7

Сумма углов в треугольнике.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

8

Практическая работа «Сумма углов четырёхугольника, треугольника, многоугольника».

Индивидуальная

Практическое выполнение заданий

Модели геометрических тел

9

Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм.

Равновеликость фигур

Фронтальная.

Индивидуальная

Практическое выполнение заданий

Комплект «Танграм»

Конструирование

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

Творческая работа «Изготовление игры «Пентамино»

10

Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

11

Геометрические головоломки. Складывание фигур «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры.

Многоликости квадрата

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Развитие творческого мышления

Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном

Творческая работа «Изготовление игры «Стомахион»

12

Пентамино, гексамино. Моделирование.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Развитие творческого мышления

Домашнее задание –

придумать свои фигурки из

пентамино.

Творческая работа «Головоломки».

Фигуры в пространстве

13

Пространство и размерность. Мир трех измерений

Одномерное пространство,

двухмерное

пространство,

трехмерное пространство. Плоские

и пространственные фигуры.

Перспектива. Четырехугольник,

диагонали четырехугольника. Куб

и пирамида

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Развитие навыков видения пространства

Личностные УУД: нравственное – эстетическое оценивание, самопознание.

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Творческая работа «Изображение пространства»

14

 Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Развитие навыков видения пространства

Домашняя практическая

работа – придумать и

нарисовать свою картинку с

кажущимися выпуклостями

и вмятинами на альбомном

листе (по методу

В. Вазарели).

15

Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей.

Многогранники.

Его вершины,

ребра, грани. К

уб: вершины, ребра,

грани, диагональ.

Развертка куба.

Изображение

объемных фигур на

плоскости. Неоднозначные фигуры.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока. Модели многогранников

Развитие пространственного воображения

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

Творческая работа «Изготовление куба»

16

Движение кубиков и их частей. Уникуб. Занимательные задачи.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Развитие пространственного воображения

17

Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами. Изготовление различных фигурок из бумаги.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока. Бумага для изготовления моделей

Развитие творческого мышления

Домашнее задание –

изготовить из плотной

бумаги правильные

многогранники.

(В преддверии Нового года –

собственноручное

изготовление елочных

игрушек из правильных

многогранников). ИЛИ: Практическая работа «Мой журавлик»

18

Правильные многогранники

Тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, додекаэдр, икосаэдр

Индивидуальное выполнение работы

Презентация  

Пространственного представления о многогранниках

Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

Изготовление геометрической игрушки

19

Измерение геометрических величин

20

Измерение длин, единицы измерения.

Единицы

измерения длины.

Старинные единицы измерения.

Эталон измерения длины

– метр.

Единицы

измерения приборов.

Точность измерения.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Т.Единицы длины

Измерение отрезков

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

практическая работа

21

Измерение площадей, единицы измерения. Практическая работа «Измерение площади фигуры разными способами»

Единицы измерения. Площадь фигуры

Фронтальная.

Индивидуальная

Практическое выполнение заданий

Модели фигур

нахождение площадей необычных фигур

Познавательные УУД: логические - построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Взаимоконтроль, проверочная работа.

Практическая работа №3 «Площади фигур»

22

Окружность, её радиус, диаметр, длина окружности.

Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, многоугольник

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Художественного вкуса, умение видеть геометрию в окружающем нас мире

Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Лабораторная работа №3 «Окружность»

23

Измерение длины окружности

Единицы измерения. Объем тела

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

24

Измерение объёмов, единицы измерения.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Нахождение объема

Познавательные УУД: логические - построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Практическая работа «Изготовление параллеле-пипеда и вычисление его объёма»

25

Топологические опыты

26

Геометрический тренинг.

Занимательные задачи на подсчет

геометрических фигур в различных

плоских конфигурациях

 

Фронтальная.

Индивидуальная

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Видеть в различных конструкциях уже известные фигуры, использовать свойства фигур, составлять свои задачи

Познавательные УУД: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.

27

Фигуры одним росчерком пера.

Фронтальная. Индивидуальная

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

28

Топологические опыты

Лист Мебиуса.

Опыты с листом

Мебиуса.

Вычерчивание

геометрических

фигур одним

росчерком. Граф, узлы графа.

Возможность построения графа

одним росчерком

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Проводить опыты. Делать выводы и обобщения

Познавательные УУД: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.

Практическая работа «Лист Мёбиуса («2,3,4»). Граф

Занимательная геометрия.

29

Зашифрованная переписка.

Шифр. Поворот.

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

Развитие комбинаторного стиля мышления

Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений.                                                                                                   Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.                                                                                           Установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.  

Практическая работа «Шифровка» или «Зашифрованное письмо»

30

Кроссворды

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Слайды по теме урока

логического мышления, творческого отношения к труду

Составление кроссворда

31, 32

Задачи со спичками, занимательные задачи

Занимательные задачи на

составление геометрических фигур

из спичек. Трансформация фигур

при перекладывании спичек

Фронтальная.

Практическое выполнение заданий

Подбор заданий

Уметь видеть фигуры на плоскости и в пространстве

Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений.                                                                                                   Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.                                                                                           Установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

33

34

Итоги года: творческий отчёт.

Фронтальная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...

Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)

Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....

Рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс. А.Ф. Шарыгин

Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса...

Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)

Рабочая  программа по наглядной  геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  общего образования по математике (ге...

рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс

рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс...

рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс

рабочая программа по наглядной геометрии  6 класс...

рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

рабочая программа по наглядной геометрии  5 класс...