Разработка урока по геометрии в 7 классе на тему: Решение задач по теме «Треугольники»
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
.
Разработка урока по геометрии в 7 классе на тему: Решение задач по теме «Треугольники»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по применению знаний при ре-шении задач на применение элементов треугольника; признаков равенства треугольников.
- развитие ключевых компетенций;
- формирование способности к оцениванию собственной деятельности.
- создать условия для
- формирования интереса учащихся к математике через углубление их представлений о практическом значении треугольников и применении их в окружающем мире;
- развитие деловых качеств личности, личностного самосовершенствования через представление проектов.
Задачи урока:
- учить учащихся грамотно вести монологическую речь;
- учить самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации;
- учить использовать компьютерные информационные технологии для сопровождения собственного доклада или защиты результатов самостоятельной деятельности.
Необходимое оборудование и материалы:
- компьютер;
- экран;
- проектор;
- слайды;
- дидактический материал
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка учебной проблемы.
- Актуализация опорных знаний. Работа по готовым чертежам.
- Обобщение и систематизация ключевых понятий.
- Закрепление навыков решения практических задач.
- Применение изучаемой темы в природе.
- Задание на дом.
- Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с боль-шой пользой для всех.
Уверена, что на сегодняшнем уроке вы будете активны, внимательны, и получите знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
2. Постановка учебной проблемы.
Учитель: Сегодня один из итоговых уроков по теме «Треугольники». Как вы думаете, на какие вопросы вы должны знать ответ, изучая тему «Треугольники»?
Учащиеся ставят проблемные вопросы и отвечают на них:
- Что называется треугольником?
- Сколько элементов содержит треугольник?
- Какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой тре-угольника?
- Какие виды треугольников бывают? (по углам и сторонам)
- Какими свойствами обладает равнобедренный треугольник?
- Какие треугольники называются равными и как формулируются признаки равенства треугольников?
- Какие бывают способы построения треугольников?
Учитель: Что является важным при решении задач?
Ученики: Знание определений и теорем.
Учитель: Кроме этого, мы должны определить сферы практического использования знаний по данной теме.
При подведении итога урока мы с вами должны ответить на основополагающий вопрос урока: Чем удивителен треугольник?
3. Актуализация опорных знаний. Работа по готовым чертежам.
Работа в парах по решению задач:
Задание 1. На рисунке МP =MT, PK=TK какие точки достаточно соединить, чтобы получились равные треугольники? (слайд 2)
Задание 2. Проведите отрезок так, чтобы получились равные треугольники.
Проведите два отрезка так, чтобы получились равные треугольники. (слайд 3
Задание 3. На рисунке даны две окружности с общим центром О и равные отрезки АВ и СD. Какие пары точек достаточно соединить, чтобы получились равные треугольники? (слайд4)
4. Обобщение и систематизация ключевых понятий.
Задача: На рисунке изображены два равных треугольника: АВС=ВАD. Докажите, что АОС= ВОD.
Учитель: Ребята, исходные данные у всех были одинаковыми, и цель у всех была одна. А вот пути решения были разными. Давайте их рассмотрим.
Учащиеся указывают различные способы доказательства. Наиболее быстрый способ записываем на доске.
5.Закрепление навыков решения практических задач.
Ребята, сейчас в своей работе вы использовали такой приём, как – доказательство. Эта форма работы вам ещё недостаточно хорошо известна.
А до VI века н.э. с доказательством люди вообще были не знакомы.
Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес, кото-рый жил в VI в. до н. э.
Ему принадлежит открытие следующих теорем:
- Вертикальные углы равны.
- В равнобедренном треугольнике углы, лежащие при основании, равны.
- Теорема о равенстве двух треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам.
Теореме о равенстве треугольников по двум сторонам и углу между ними Фалес нашел практическое приложение (Слайд 5)
В гавани Милета был построен дальномер, определяющий расстояние до корабля в море. Он представлял собой три вбитых колышка А, В, С, (АВ = ВС) и размеченную прямую . При появлении корабля на прямой СК находили точку D такую, чтобы точки D, В, Е оказывались на одной прямой. Как ясно из чертежа, расстояние на земле СD и является искомым расстоянием до корабля АЕ по воде.
Учитель: В нашей местности много озер. Решение следующей задачи позволит вам научиться определять ширину любого озера.
Задача: Чтобы измерить длину озера (расстояние АВ на рисунке) на местности провели прямою ВD, на ней выбрали точку C, из которой точка А видна под прямым углом, и отложили отрезок СD, равный отрезку ВC. Какое расстояние на местности надо измерить, чтобы узнать длину озера?
Учащиеся: Для этого достаточно измерить длину отрезка АD, так как ?АСD=?ВСА (по первому признаку).
6. Применение изучаемой темы в природе.
Учитель: При изучении данной темы вы познакомились с понятием рав-нобедренного и равностороннего треугольника. Ответим на основополагающий вопрос нашего урока: Чем удивителен треугольник?
Кто из вас не слышал о загадочном Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолёты?
А ведь знакомый всем нам треугольник также таит в себе немало интересного и загадочного.
В ходе изучения темы вам были заданы проблемные вопросы, на которые вы должны были найти ответы:
- В чем уникальность равнобедренного и равностороннего треугольника?
- Фракталы? Их связь с геометрией.
Итак, сегодня мы познакомимся с замечательными свойствами равнобедренного и равностороннего треугольников.
Учитель: Математика связана с красотой окружающего нас мира. Например, мир природы и симметрии. Искусство и математика, в частности архитектура, скульптура, изобразительное искусство. Сейчас мы узнаем два новых понятия, которые никогда не узнало бы человечество, если бы в VI веке до нашей эры Фалес Милетский не ввел понятие равнобедренного треугольника и не попытался доказать его свойства. Но прежде, вашему вниманию будет представлена с одной стороны простая, а с другой очень интересная и красивая геометрически, а также интересная и для науки геометрическая система, которая состоит из равнобедренных и равносторонних треугольников. (сообщение ученика о многогранниках )
Учитель: Существует целый класс фигур, которые получили название Фракталы. Основной фигурой, которая участвовала в построении фракталов, являлся равнобедренный треугольник, впоследствии теория фракталов была развита и получила широкое применение не только в геометрии, но и в других отраслях и сейчас мы об этом узнаем.(сообщение ученицы)
Красота фракталов сочетает в себе красоту симметричных объектов типа кристаллов с красотой «живых», природных объектов, привлекательных именно своей неправильностью.
Учитель: Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул, но, изучая математику, мы можем открыть новые элементы прекрасного, которые находят свое применение в окружающем нас мире.
7.Задание на дом.
Учащимся предлагается дома выполнить домашнее задание с опорой на проблемный вопрос урока.
8.Подведение итогов урока.
Учитель предлагает учащимся оценить уровень своих знаний по теме. Оценить сообщения. Учитель оценивает учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Решение задач по теме «Площадь»".
Тема: "Площади” в курсе геометрии 8-го класса включает изучение вопросов: площадь треугольника, площадь параллелограмма, площадь трапеции, теорема Пифагора. Основная цель темы: создать условия для ...
Конспект урока по математике на тему: «Решение задач по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника»»
Надеюсь, что этот конспект поможет в подготовке занятий...
Доклад на тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах».
Докладна тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах»....
Презентация на тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах»
Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах»...
Урок геометрии .7 класс. Тема«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ».
Урок геометрии . 7 класс ТЕМА: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ». Цели: 1. Обучающая – создать условия для формирования умений и ...
Методическая разработка урока по геометрии по теме Решении задач по теме "Прямоугольник, ромб и квадрат" 8 класс
Основой для построения урока взята технология деятельностного подхода со следующими этапами урока: самоопределение к деятельности, организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задач...
Конспект урока математики в 8 классе для детей с овз на тему: "Решение задач на нахождение площади"
Конспект урока математики сочставлен для обучающихся 8 класса....