Открытый урок по теме "Ломоносов-математик"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме
Урок направленный на закрепление умений выполнять задания на построение (отрезок равный данному, угол равный данному и т.д.). Данный урок посвящён личности М.В.Ломоносова, включает в себя историческую справку и "квест" - "Путь из Холмогор в Москву", который позволяет узнать, через какие города проходил Михаил Васильевич. Название каждого нового города открывается в результате успешного выполнения задания. На уроке так же рассматриваются способы построения равнобедренного и равностороннего треугольника с помощью циркуля и линейки, которые не указаны в учебнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 43.46 КБ |
Приложение 1. | 735.92 КБ |
Приложение 2. | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ломоносов-математик (задачи на построение)
Планируемые результаты
Предметные умения: умеют решать задачи на построение.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: умеют самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Цели урока: проверить уровень сформированности теоретических знаний по теме; отработать практические навыки решения задач на построение.
Тип урока: урок на закрепление изученного материала.
Оборудование: проектор, презентация (Приложение 1), циркуль и линейки для работы у доски.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие и проверка готовности к уроку, проверка наличия принадлежностей для геометрических построений.
- Сообщение темы и целей урока
- Ребята, мероприятия, посвящённые какому событию, проходят сейчас в школе? (Юбилей М.В.Ломоносова)
– Сегодня на уроке мы повторим материал предыдущих уроков, закрепим умение решать задачи на построение и заодно попробуем «пройти» путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву, узнав через какие города он проходил. (Слайд 1 и 2)
Историческая справка: (Слайд 3)
Ломоносов не оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать математическими, однако без понимания его отношения к математике представление о его научном наследии было бы неполным. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.
Ломоносов получил фундаментальную для своего времени подготовку по математике и естественным наукам. В Марбургском университете он слушал лекции по математике, астрономии, алгебре, физике, механике, логике и другим дисциплинам, а в дополнение к перечисленному брал ещё уроки арифметики, геометрии и тригонометрии. Примечательно, что свои первые работы там Ломоносов подписывал как «студент математики и философии».
Ну что ж, давайте и мы начнём приводить свой ум в порядок и приступим к уроку.
- Работа по теме урока: (слайд 4)
– В процессе решения задач мы будем открывать названия городов, через которые пролегал путь М.В.Ломоносова.
Проверка усвоения теоретического материала. (Вызываются два учащихся к доске для выполнения заданий, остальные выполняют их по вариантам.)
1-й вариант: на данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному. (Отрезок строим произвольной длины).
2-й вариант: отложить от данного луча угол, равный данному. (Угол строим произвольный).
По завершении заданий открывается название первого города «Шенкурск».
Изучение нового способа построения равнобедренного и равностороннего треугольников.
– Какие «особенные» треугольники мы изучали на предыдущих уроках? (равнобедренные, равносторонние)
- Равносторонний. Давайте его построим с помощью циркуля и линейки.
- проведём отрезок АВ, который будет основанием (3 см).
- проведите окружности с центрами в точках А и В с радиусом равным отрезку АВ.
- соедините верхнюю точку пересечения окружностей С с точками А и В.
- измерьте все стороны линейкой. Равны ли они? (да)
- Равнобедренный.
– проведите так же отрезок АВ, который будет основанием (3 см).
– проведите окружности с центрами в точках А и В, но с радиусом больше данного отрезка (4 см).
– соедините верхнюю точку пересечения окружностей С с точками А и В.
– измерьте стороны АС и CВ, равны ли они между собой? (да)
По завершении построений открывается следующее название «Вологда»
Решение задач (геометрия 7-9. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.).
№ 150. (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
Дано: окружность с центром в точке О, точка А Окр; PQ – отрезок.
Построить: М Окр. (О; r), такую, чтобы АМ = PQ. (Сначала требуется задать исходные фигуры.)
Возможны три случая.
1. 2. 3.
На слайде открывается название нового города Ярославль.
№148.
Дано: прямая а; точки А и В.
Построить: точку С, так, чтобы ВС = 2АВ.
Построение: как можно решить задачу с помощью циркуля? Какой отрезок, соединяющий две точки окружности, равен сумме каких двух отрезков, соединяющих центр окружности и любую точку на окружности? (d=2r)
В какой точке будет находиться цент окружности? (в точке А)
Что примем за радиус и что будет диаметром? (r = AB, d = BC)
AB a, BC = 2AB.
Открывается ещё одно название города – Ростов.
- Подведение итогов. Рефлексия.
– Удалось ли нам узнать названия всех городов, через которые пролегал путь М.В.Ломоносова? Какие это города? Была ли эта информация для вас новой?
– Как вы думаете, зачем нужно решать задачи на построение?
– Обведите в анкетах, которые вам раздали перед уроком то, что вам подходит. (Приложение 2)
Выставляются оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: Написать эссе на тему «Для чего мне нужно уметь строить…»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверить знания по теме; Закрепить умение решать задачи на построение; «Пройти» путь из Холмогор в Москву. Цели урока:
Минутка истории: Ломоносов Михаил Васильевич
Написать эссе на тему «Для чего мне нужно уметь строить…» Домашнее задание
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...