Рабочая программа "Геометрия 9 класс"
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Преподавание ведется по учебнику
«Геометрия 7- 9 класс» под редакцией А.В.Погорелова. - М. : Просвещение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geometriya_9.docx | 47.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Кому адресована программа
Данная программа адресована обучающимся общеобразовательной школы, освоившим курс геометрии 8 класса и продолжающим расширять знания по предмету в 9 классе на базовом уровне. Программа ориентирована на обучающихся общеобразовательных классов Рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы под редакцией Т.А.Бурмистровой.- М.: Просвещение, 2009год.
Преподавание ведется по учебнику
« Геометрия 7- 9 класс» под редакцией А.В.Погорелова. - М. : Просвещение , 2011 год, дидактических материалов, других методических пособий и электронных ресурсов для учащихся.
Концепция программы
Основой курса является формирование пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве, и применение этих свойств, при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы» в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение, как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах
Обоснованность программы
Значимость
Изучение геометрии в 9 классе вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Знания, приобретенные на уроках геометрии, используются при изучении смежных школьных предметов и для решения практических задач в повседневной жизни. Школьники овладевают умением переносить изученное на реальные объекты, у них вырабатывается четкое понимание конечной цели математического исследования, формируются такие элементы математической культуры, как умение анализировать и интерпретировать математические модели. Учащиеся осознают практическую значимость геометрии, ее место в системе наук.
Актуальность
Курс геометрии 9 класса направлен на систематизацию и обобщение курса «Планиметрия» 7-9 классов и получение школьниками начального представления о «Стереометрии», о пространственных фигурах, их признаках и свойствах - это помогает при описании и исследовании разнообразных процессов природы, техники. Материал курса геометрии 9 класса - основа для изучения геометрии в 10-11классах, решение задач из отдельных блоков (тем) является подготовкой к ГИА и ЕГЭ.
Новизна
Курс отличается тем, что расширен круг изучаемых понятий. В курс внесен дополнительный методологический раздел: «Элементы стереометрии» - это компонент школьного образования, усиливающий ее прикладное практическое и значение . Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся пространственного представления. Дается начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве, определяется система аксиом стереометрии и пример доказательства с их помощью теорем.
Образовательная область
Курс геометрии 9 класса входит в образовательную область - «Математика»
Цели и задачи
- Формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать свою деятельность и ее результаты (рефлексия);
- Формирование системы ценностей и ее проявлений в личных качествах;
- Формирование представлений о месте геометрии в математическом методе исследования реального мира, роли и месте геометрии в системе наук;
- Овладение специальными предметными знаниями, обеспечивающими включение учащихся в деятельность на уроках геометрии, в деятельность на смежных предметах и практической жизни
Место и роль предмета в обучении
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений субъектов Российской Федерации предусматривает обязательное изучение геометрии в 9 класс - 68 часов.
Программа по геометрии под редакцией Т.А.Бурмистровой в основном отражает обязательный минимум, определенный стандартом основного общего образования. Происходит систематизация материала геометрии 7-8 классов, что позволяет осуществлять подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации. В программе практические задания разделены на обязательные задания базового уровня и задания повышенной трудности. Обучающимся предлагается дополнительный материал по изучаемой теме, не включенным в требования к уровню подготовки учащихся, но дающий возможность для работы с одаренными детьми.
Сроки реализации программы
На изучение предмета отводится 34 учебных недели по 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Основные принципы отбора материала
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных результатов и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, ценностно-смысловой и информационной компетенций.
Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым, совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог.
Ценностно-смыслова я компетенция - осмысленная организация собственной деятельности, уметь учиться.
Информационная компетенция - учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, интернет), передавать ее.
Усвоение коммуникативно - деятельностной направленности курса алгебры, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования математической функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде, а также одним из условий реализации эксперимента «Апробация модели «Основная школа», который реализуется на основании Программы развития школы[1].
Общая характеристика учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок.
8 часов отводится на контрольные работы, включающие задания позволяющие выполнить проверку знаний по изученной теме. Урок, следующий за контрольной работой, полностью посвящен работе над ошибками и решению заданий подобных тем, в которых было допущено больше всего ошибок. Это обусловлено необходимостью своевременного выявления места и причины затруднений и отработки навыков выполнения подобных заданий.
Развитие коммуникативных и личностных особенностей в курсе освоения предмета будет осуществляться, в том числе, за счет часов, отведенных на практикумы по решению развивающих задач (5 часов) и проекты (2 часа) 7 часов, что составляет 10% от всего запланированного времени. Это позволит развивать личностное общение и общественно-значимую деятельность. А также реализовывать методическую тему школы «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения» .
Логические связи данного предмета с предметами учебного плана
В результате изучения курса геометрии 9 класса учащиеся приобретают умения и навыки которые могут использовать на уроках физики, химии - это пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира, изображать геометрические фигуры, проводить операции над векторами, вычислять площади и объемы. Умение работать с системой координат используется на уроках географии. Проводить доказательные рассуждения при решении задач по физики и химии.
Система оценки достижений учащихся
Контроль за уровнем достижений учащихся по математике проводится в форме письменных работ: математических диктантов, самостоятельных работ, контрольных работ.
Контрольная работа служит средством проверки знаний по определенной теме. Тексты работы состоят из обязательной части, которая позволяет проверить обязательный, базовый уровень, и дополнительной - это задания повышенной трудности, которые позволяют учащимся показать свой уровень знаний по данной теме.
Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса, еще не пройденной до конца. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах.
Математический диктант позволяет проверить знание понятий, признаков, свойств фигур, символов.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как учебный проект.
Работы обучающихся оцениваются по пятибалльной системе: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов | Контрольные работы | Уроки практикумы | Уроки проекты |
1 | Подобие фигур | 14 | 2 | 1 | - |
2 | Решение треугольников | 9 | 1 | 1 | - |
3 | Многоугольники | 15 | 2 | 2 | - |
4 | Площади фигур | 17 | 2 | 1 | - |
5 | Элементы стереометрии | 7 | - | - | 2 |
6 | Повторение | 6 | 1 | ||
Всего | 68 | 8 | 5 | 2 |
Содержание тем учебного курса
Подобие фигур -14 ч
Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия. Подобие фигур. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Углы, вписанные в окружность. Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
Решение треугольников – 9 ч
Теорема косинусов. Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами. Решение треугольников
Многоугольники - 15 ч
Ломаная. Выпуклы многоугольники. Правильные многоугольники. Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. Подобие правильных выпуклых многоугольников. Длина окружности .Радианная мера угла..
Площади фигур – 17 ч
Понятие площади. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника. Площадь трапеции. Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. Площади подобных фигур. Площадь круга.
Элементы стереометрии - 7 ч
Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
Повторение - 6 ч, из них 1час итоговая контрольная работа
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Вид урока | Цели урока, основное содержание | Дата | |
Подобие фигур – 14 ч | план | факт | |||
1. | Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия. | Урок-лекция | Ввести понятие преобразования подобия , гомотетии и определить основные свойства подобия | 1.09 | |
2. | Комбинированный урок | Ввести понятие подобных фигур | 3.09 | ||
3. | Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам. | Комбинированный урок | Усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения | 8.09 | |
4 | Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними. | Комбинированный урок | 10.09 | ||
5 | Признак подобия треугольников по трем сторонам. | Комбинированный урок | 15.09 | ||
6 | Решение задач. | Урок практикум | Отработка умений решать задачи с использованием признаков подобия треугольников | 17.09 | |
7 | Контрольная работа «на входе» | Урок контроля | Проверить знание основных понятий геометрии 8 класса | 22.09 | |
8 | Подобие прямоугольных треугольников | Комбинированный урок | Отработка умений решать задачи с использованием признаков подобия прямоугольных треугольников | 24.09 | |
9 | Углы, вписанные в окружность. . | Урок объяснения нового материала | Разобрать вопрос об углах, вписанных в окружность | 29.09 | |
10 | Урок закрепление | Отработать умение определять на чертеже углы, вписанные в окружность и центральные углы и определить связывающую их зависимость | 1.10 | ||
11 | Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности. | Урок объяснения нового материала | Разобрать вопрос о пропорциональности отрезков , хорд и секущих окружности. | 6.10 | |
12 | Решение задач. | Урок практикум | Отработка умений решать задачи с использованием признаков подобия прямоугольных треугольников | 8.10 | |
13 | 13.10 | ||||
14 | Контрольная работа «Подобие фигур». | Урок контроля | Проверить умений решать задачи с использованием признаков подобия треугольников | 15.10 | |
Решение треугольников – 9 ч | |||||
15. | Теорема косинусов. | Урок объяснения нового материала | Доказать теорему косинусов. Показать соответствие между сторонами и углами треугольника показанное в теореме косинусов | 20.10 | |
16. | Теорема синусов. | Комбинированный урок | Сформировать умение находить стороны треугольника с помощью теоремы косинусов | 22.10 | |
17. | Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами. | Урок объяснения нового материала | Доказать теорему синусов. Показать соответствие между сторонами и углами треугольника показанное в теореме синусов | 27.10 | |
18. | Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами. | Комбинированный урок | Сформировать умение находить стороны треугольника с помощью теоремы синусов | 29.10 | |
19. | Решение треугольников. | Урок объяснения нового материала | Познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников (задачи 1и 2) | 10.11 | |
20. | Решение треугольников. | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников (задачи 3и 4) | 12.11 | |
21. 22 | Решение задач. | Урок практикум | Отработать основные алгоритмы решения произвольных треугольников (задачи 1и2;3и 4) | 17.11 | |
19.11 | |||||
23. | Контрольная работа «Решение треугольников». | Урок контроля | Проверить умение применять основные алгоритмы решения произвольных треугольников | 24.11 | |
Многоугольники - 15 ч | |||||
24. | Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. | Урок объяснения нового материала | Расширить и систематизировать сведения о многоугольниках | 26.11 | |
25 | 1.12 | ||||
26 | 4.12 | ||||
27 | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | объяснения нового материала | Расширить и систематизировать сведения об окружности | 8.12 11.11 15.12 | |
28 | |||||
29 | |||||
30 | Построение некоторых правильных многоугольников. | Урок практикум | Отработать навыки построения многоугольников | 18.12 | |
31 | Подобие правильных многоугольников | Комбинированный урок | Усвоить признаки подобия многоугольников | 22.12 | |
32 | Контрольная работа за 1 полугодие | 25.12 | |||
33 | Длина окружности. | Комбинированный урок | Отработать алгоритм решения задач на использование формулы длины окружности | 12.01 | |
34 | Радианная мера угла. | Комбинированный урок | Сформировать понятие меры угла | 15.01 | |
35 | Решение задач. | Урок практикум | Решение задач на вычисление элементов правильных многоугольников, длин окружностей и их дуг. | 19.01 22.01 | |
36 | |||||
37 | 26.01 | ||||
38 | Контрольная работа «Многоугольники». | Урок контроля | Проверить умение решать задачи на вычисление элементов правильных многоугольников, длин окружностей и их дуг. | 29.01 | |
Площади фигур – 17 ч | |||||
39 | Понятие площади. | Комбинированный урок | Сформировать общее представление о площади и свойствах площади. | 5.02 | |
40 | Площадь прямоугольника. | Комбинированный урок | Отработать уметь вычислять площадь прямоугольника | 19.02 | |
41 | Площадь параллелограмма. | Комбинированный урок | Отработать уметь вычислять площадь параллелограмма | 12.02 16.02 | |
42 | |||||
43 44 | Площадь треугольника. | Комбинированный урок | Отработать уметь вычислять площадь треугольника | 19.02 | |
23.02 | |||||
45 | Формула Герона для площади треугольника. | Комбинированный урок | Отработать уметь вычислять площадь треугольника | 26.02 2.03 | |
46 | |||||
47 | Площадь трапеции. | Комбинированный урок | Отработать уметь вычислять площадь трапеции | 5.03 | |
48 | Решение задач. | Урок практикум | Формирование практических навыков вычисления площадей плоских фигур | 9.03 | |
49 | Контрольная работа «Площади фигур». | Урок контроля | Проверить умение находить площади плоских фигур | 12.03 | |
50 | Формулы для радиусов вписанной и описанной окружности треугольника. | Комбинированный урок | Отработать навыки использования формул для радиусов вписанной и описанной окружности треугольника | 16.03 19.03 | |
51 | |||||
52 | Площади подобных фигур | Комбинированный урок | Определить отношение площадей подобных фигур | 30.03 | |
53 | Площадь круга. | Комбинированный урок | Показать, что нахождение площади круга является составной частью решения задач на многогранники и тела вращения | 2.04 | |
54 | Решение задач. | Комбинированный урок | Решение задач по нахождение площади многоугольников и круга | 6.03 | |
55. | Контрольная работа «Площади подобных фигур». | Урок контроля | Проверить умение решать задачи по нахождение площади многоугольников и круга | 9.04 | |
Элементы стереометрии – 7 ч | |||||
56. | Аксиомы стереометрии | Комбинированный урок | Дать понятие о телах и поверхностях в пространстве | 13.04 | |
57 | Параллельность прямых и плоскостей в пространстве | Урок-проект | Сформировать представление о расположении прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей. | 16.04 20.04 | |
58 | |||||
59 | Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве | Комбинированный урок | Сформировать представление о расположении прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей | 23.04 27.04. | |
60 | |||||
61 | Многогранники | Комбинированный урок | Сформировать представление о простейших многогранниках | 30.04 | |
62 | Тела вращения | Урок-проект | Сформировать представление о многообразии тел вращения | 4.05 | |
Повторение - 6 ч | |||||
63 | Итоговое повторение. Подобие фигур | Комбинированный урок | Повторить тему: « Подобие фигур» | 7.05 | |
64 | Итоговое повторение. Решение треугольников | Комбинированный урок | Повторить тему « Решение треугольников» | 11.05 | |
65 | Годовая контрольная работа | Урок контроля | Проверить уровень усвоения курса геометрии 9 класс | 14.05 | |
66 | Итоговое повторение. Многоугольники | Комбинированный урок | Повторить тему: « Многоугольники» | 18.05 | |
67 | Итоговое повторение. Площади фигур | Комбинированный урок | Повторить тему: «Площади фигур « | 21.05 | |
68 | Итоговое повторение. Элементы стереометрии курса | Повторить тему: «Элементы стереометрии курса» | 25.05 |
Требования к уровню подготовки
В результате изучения геометрии в 9 классе ученик должен знать / понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- каким образом геометрия применяется для решения практических задач;
- примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
В результате изучения геометрии в 9 классе ученик должен уметь:
- Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
- Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач
- Вычислять значение геометрических величин: длин , углов, площадей.
- Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения
- Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
- проводить доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации утверждений;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-методическое обеспечение
Методические и учебные пособия
- Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 класс общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2012
- Бурмистрова Л.Е.«Геометрия 7-9 класс»,М.: Просвещение2009год № 13, Тематическое планирование и контрольные работы.
- Медяник А.И. Контрольные и проверочные работы по геометрии ,7-11классы – М.: «Дрофа»
- Евстафьева Л.П. Геометрия «Рабочая тетрадь» М.: Просвещение
- Зив Б.Г. .Дидактические материалы по геометрии 9 класс. М.: Просвещение.
- Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9 классы. М.: «Илекса»
7.Учебно-методическое пособие под редакцией Ф.Ф. Лысенко Алгебра 9 класс (подготовка к государственной итоговой аттестации 2010) «Легион-М» 2009 .
8.Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
9.Сайт http://математическая-школа.рф
Оборудование и приборы
Компьютер, проектор, экран, чертежные принадлежности, тематические таблицы, документ-камера
Дидактические материалы
- Евстафьева Л.П. Геометрия «Рабочая тетрадь» М.: Просвещение
- Зив Б.Г. .Дидактические материалы по геометрии 9 класс. М.: Просвещение.
- Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9 классы. М.: «Илекса»
- Учебно-методическое пособие под редакцией Ф.Ф. Лысенко Алгебра 9 класс (подготовка к государственной итоговой аттестации 2010) «Легион-М» 2009 .
Электронные ресурсы
1.Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
2.Сайт http://математическая-школа.рф, https://edugalaxy.intel.ru , http://rechu gia.ru,
3. Электронная база видеоуроков, презентаций и тестов по математике (более 700 файлов) проекта «Инфоурок» на сайте "Уроки математики". urokimatematiki.ru
Список литературы, использованной при подготовке программы
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Примерные программы основного общего образования. Математика – М: Просвещение, 2007 г
- Рабочие программы по геометрии: 9-11 классы/ сост. Т.А.Бурмистрова, М: Просвещение, 2009 г
- Учебный план МБОУ «СОШ №1» Приказ №224 от 31.08.2012
- Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15
Список литературы, рекомендованной для учащихся
1. Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 класс общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2006
2 .Учебно-методическое пособие под редакцией Ф.Ф. Лысенко Алгебра 9 класс (подготовка к государственной итоговой аттестации 2010) «Легион-М» 2012
3.Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
4.Сайт http://математическая - школа.рф
5. Электронная база видеоуроков, презентаций и тестов по математике (более 700 файлов) проекта «Инфоурок» на сайте "Уроки математики". urokimatematiki.ru
[1] Программа развития школы «Апробация модели «основная школа» утверждена педсоветом школы Протокол №10 от 28.05.2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...