конспект внеклассного занятия
занимательные факты по геометрии (7 класс) на тему
Представьте себе поверхность и сидящего на ней муравья. Удастся ли муравью доползти до обратной стороны поверхности – образно говоря, до её изнанки, - не перелезая через край? Первый ответ- нет! И все-таки, это возможно! Если поверхность односторонняя, как Лист Мебиуса. Лента Мёбиуса относится к числу «математических неожиданностей». Простая полоска бумаги, но перекрученная всего лишь раз и склеенная затем в кольцо, сразу же превращается в загадочную ленту Мебиуса и приобретает удивительные свойства. Данный материал можно рассмотреть на занятии в рамках предметной недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_po_geometrii_list_mebiusa.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предметная неделя математики»
Конспект внеклассного занятия в 7 классе
по теме: «Лист Мебиуса»
Авдонина Галина Николаевна, учитель математики
Тема: Лист Мебиуса.
Цели: знакомство с объектом – лист Мебиуса;
организация поисковой деятельности учащихся при выполнении практической работы;
способствовать формированию умений сравнивать, обобщать, выделять главное;
воспитывать активность, мобильность, умение общаться.
Тип урока: практическая работа в группах с элементами исследования.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверяется готовность учащихся к уроку.
Объявление темы, целей, вида работы.
2. Краткая историческая справка.
Представим себе поверхность и сидящего на ней муравья. Удастся ли муравью доползти до обратной стороны поверхности – образно говоря, до её изнанки, - не перелезая через край?
Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868) – ученик «короля» математиков Гаусса. Мёбиус был первоначально астрономом, как Гаусс и многие другие, кому математика обязана своим развитием. В те времена занятия математикой не встречали поддержки, а астрономия давала достаточно денег, чтобы не думать о них, и оставляла время для собственных размышлений. И Мёбиус стал одним из крупнейших геометров XIX века.
В возрасте 68 лет Мёбиусу удалось сделать открытие поразительной красоты. Август Мебиус описал геометрическую поверхность, обладающую удивительным свойством; каким именно, мы узнаем в процессе нашего занятия. Эту поверхность и называют листом Мебиуса, а иногда лентой Мебиуса. ЛМ считается одним из символов современной математики, а момент его открытия стал началом рождения новой науки – топологии.
3. Практическая работа.
Если мы возьмем бумажную ленту и склеим ее, то получим кольцо.
Далее показать как склеить лист Мебиуса. Надо взять бумажную ленту и склеить ее концы, предварительно повернув один из них на 180 градусов. ученики в это время наблюдают. После того, как лист Мебиуса получен, предложить учащимся заполнить колонку «Гипотеза» в полученных таблицах.
Каждая группа получает листы с таблицами:
Вопрос | Гипотеза | Эксперимент |
1.Что получится, если разрезать ЛМ вдоль посередине? | ||
2. Что получится, если разрезать ЛМ вдоль, отступив треть от края? | ||
3. Если начать закрашивать ЛМ с одной стороны, не переходя через край, то какая часть ЛМ окажется в результате закрашенной? |
После того, как все ученики заполнили столбец гипотез, раздать каждой группе бумагу, ножницы и скотч для склеивания ЛМ. Затем учащиеся проводят соответствующий эксперимент и снова дают ответы на вопросы, заполняя третий столбец таблицы.
В процессе урока учитель помогает склеить ребятам ЛМ, поясняет вопросы, следит, чтобы ученики не забывали заполнять таблицы.
4. Итог эксперимента.
После окончания работы обсудить с учащимися проведенные эксперименты с ЛМ. При этом ребята должны ответить на следующие вопросы:
- Сколько ответов из колонки гипотез совпало с ответами из колонки эксперимента?
- Каким удивительным свойством обладает ЛМ?(У него одна сторона)
- Какие эксперименты подтверждают это свойство?(Закрашивание)
5. Работа в творческих группах.
Предложить провести свой эксперимент с ЛМ.
1 группа: Исследователи (выдвинуть гипотезу, провести эксперимент).
(Возможные варианты: Что получиться, если перекрутить ленту дважды, а потом разрезать вдоль посередине? На разных сторонах ЛМ сидят паук и муха. Сможет ли паук подкрасться к мухе, не переходя через край ленты?)
2 группа: найти применение свойств ЛМ на практике. (Возможные варианты: лента транспортера, печатная лента для принтера, лента записывающего устройства)
6. Подведение итогов.
В ходе занятия выдвигали гипотезы, проведя эксперимент, убедились, в их подтверждении или опровержении. И главное попытались найти практическое применение ЛМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"
План-конспект внеклассного занятия...
Конспект внеклассного занятия "Математический турнир".
Конспект внеклассного занятия может быть использован как для среднего, так и для старшего звена. В нем содержатся вопросы - шутки и задания на логическое мышление. К занятию прилагается пр...
Конспект внеклассного занятия по математике для 5-8 классов:"Крестики-нолики"
внеклассное мероприятия...
Конспект внеклассного занятия на тему: «Ich liebe die Heimat, die schöne»
Задачи урока: - познакомить с историей достопримечательностей станицы и памятных мест - прививать любовь к своей малой родине - развивать интерес к изучаемому языку - практиковать учащихся в чте...
Конспект внеклассного занятия на тему: «ДЕНЬГИ И ИХ ИСТОРИЯ»
Что же такое деньги? Итак, деньгами называются металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Оноре де Бальзак утверждал, что “деньги – это шестое чувство, позвол...
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...
Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"
Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...