Практикум 10 класс
учебно-методический материал по геометрии (10 класс) на тему
В практикуме основной упор сделан на отработку основный умений, необходимых для уверенного применения формул тригонометрии. Поэтому в каждом задании содержится до 20 однотипных упражнений. Для учеников, быстрее усвоивших материал, предлагаются задания продвинутого уровня, их номера взяты в рамку. Это или более сложные технически, или нестандартно сформулированные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trigonometriya-_praktikum_osnovnoe.doc | 895.5 КБ |
Предварительный просмотр:
VI. Формулы половинного аргумента (знак – по функции в левой части):
VII. Формулы сумм:
VIII. Формулы произведений:
IX. Универсальная тригонометрическая подстановка:
X. Некоторые дополнительные формулы:
1. Считая числовую окружность образом беговой дорожки стадиона, отметьте на ней конец дистанции: а) 1500 м; б) 42 км 195 м.
2. Дана окружность радиуса 1 см. Чему равна длина: а) всей окружности; б) ее половины; в) ее четверти?
Горизонтальный диаметр СА и вертикальный диаметр DB разбивают единичную окружность на четыре четверти: АВ – первая, ВС – вторая, CD – третья, DA – четвертая.
Опираясь на эту геометрическую модель, решите задачи № 3, 4, 5, 6, 7, 8.
3. Первая четверть разделена точкой М на две равные части, а точками К и Р – на три равные части (точка Р между М и В). Чему равна длина дуги: АМ, МВ, АК, КР, РВ, АР, КМ?
4. Вторая четверть разделена пополам точкой М, а третья четверть разделена на три равные части точками К и Р (точка Р между К и D). Чему равна длина дуги: АМ, ВК, МР, DC, КА, ВР, СВ, ВС?
5. Вторая четверть разделена точкой М пополам, а четвертая четверть разделена на три равные части точками К и Р (точка Р между К и А). Чему равна длина дуги: АМ, АК, АР, РВ, МК, КМ?
6. Первая четверть разделена на две равные части точкой М, а четвертая разделена на три равные части точками К и Р (точка Р между К и А). Чему равна длина дуги: АМ, ВD, CK, MP, DM, MK, СP, PС?
7. Третья четверть разделена точкой Р в отношении 1 : 5. Чему равна длина дуги: СР, PD, АР?
8. Первая четверть разделена точкой М в отношении 2 : 3. Чему равна длина дуги: АМ, МВ, DM, МС?
9. Выразите в радианах:
1) 1°; 4) 10°; 7) 15°; 10) 30°;
2) 45°; 5) 60°; 8) 70°; 11) 90°;
3) 225°; 6) 240°; 9) 320°; 12) 330°.
10. Переведите из градусной меры в радианную:
1) 120°; 3) 220°; 5) 300°; 7) 765°;
2) 210°; 4) 150°; 6) 315°; 8) 675°.
11. Выразите в градусах:
1) π; 4) π; 7) π; 10) π;
2) π; 5) π; 8) 1,5π; 11) 3π;
3) 0,25π; 6) π; 9) – π; 12) π.
12. Переведите из радианной меры в градусную:
1) π; 3) π; 5) π; 7) π;
2) π; 4) π; 6) π; 8) π.
13. Окружность разделена на шесть равных частей. Выразить в градусах и радианах сумму дуг:
1) ;
2) .
14. Угол А трапеции ABCD (AD || BC) на 70° меньше угла В и на 10° больше угла D. Найдите радианную меру каждого из углов трапеции.
15. Перечертите в тетрадь и заполните таблицу:
1° | 3° | 5° | 9° | 12° | 18° | 30° | 45° | 90° | |||||||||
π |
16. Один из углов треугольника больше другого на 20° и меньше третьего на 50°. Найдите радианную меру каждого из углов этого треугольника.
17. Записать общий вид углов для случаев, когда конечный радиус их занимает положение: 1) ОВ; 2) ОС и найти несколько частных значений этих углов.
18. В какой четверти находится конечная точка поворота на угол:
1) 220°; 3) –160°; 5) 906°;
2) 285°; 4) –290°; 6) 4825°?
19. Представьте в виде α0 + 360° ⋅ п (α0 ∈ [0°; 360°), п ∈ Z) углы:
1) 840°; 3) –1700°; 5) 3200°; 7) –2450°;
2) 1200°; 4) –3900°; 6) 3500°; 8) –3100°.
I. Основное тригонометрическое тождество и следствия из него:
II. Формулы (теоремы) сложения аргументов:
III. Формулы приведения:
1) функция меняется на кофункцию при переходе через вертикальную ось и не меняется при переходе через горизонтальную;
2) перед приведенной функцией ставится знак приводимой функции, считая α углом первой четверти.
IV. Формулы двойного аргумента:
V. Формулы понижения степени:
128. В прямоугольный треугольник вписана окружность. Точка касания делит один из его катетов на отрезки 3 см и 4 см. Вычислите косинусы острых углов треугольника.
129. В квадрат со стороной а вписан другой квадрат так, что вершины второго квадрата лежат на сторонах первого, а сторона второго квадрата образует угол α со сторонами первого. Найдите сторону вписанного квадрата.
130. Пусть α, β и γ – углы некоторого треугольника. Докажите, что для них выполняются следующие соотношения:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) ;
7) ;
8) ;
9) ;
10) sin α⋅cos β⋅cos γ + cos α⋅sin β⋅cos γ + cos α⋅cos β⋅sin γ = sin α⋅sin β⋅sin γ;
11) tg α ⋅ tg β + tg α ⋅ tg γ + tg β ⋅ tg γ = 1;
12) ctg α ⋅ ctg β + ctg α ⋅ ctg γ + ctg β ⋅ ctg γ = 1;
13) ;
14) ;
15) ;
16) ;
17) .
20. Найти на числовой окружности точку, которая соответствует заданному числу:
1) ;
2) .
21. Отметьте на координатной окружности точки, соответствующие числам:
1) ; 2) .
22. Какой четверти числовой окружности принадлежит число:
1) ; 2) ; 3) 100?
23. Запишите три числа, которые изображаются на окружности той же точкой, что и π.
24. Часы отстали на 18 минут. На какой угол надо повернуть минутную стрелку, чтобы часы показывали верное время?
25. Переведите углы из градусной меры в радианную:
1) 36°; 3) –120°; 5) 870°; 7) –2510°;
2) 265°; 4) –135°; 6) 1020°; 8) –2940°.
26. Найдите радианную меру дуг:
1) 18°; 3) –252°; 5) 1530°;
2) 324°; 4) 828°; 6) –2490°.
27. Чему равна градусная мера углов:
1) π; 3) π; 5) – π; 7) π;
2) π; 4) π; 6) – π; 8) π?
28. Найдите градусную меру угла, радианная мера которого равна:
1) π; 3) π; 5) – π;
2) π; 4) π; 6) – π.
29. Найдите на числовой окружности точку, которая соответствует заданному числу:
1) π; π; – π; 3) π; π; –2π;
2) π; π; – π; 4) 2π; π; – π.
30. На числовой окружности укажите точку, соответствующую числу:
1) 7π; π; π; 3) 10π; π; – π;
2) 4π; π; – π; 4) 3π; π; π.
31. Какой четверти числовой окружности принадлежит точка, соответствующая числу:
1) 6,1; 4) 2,8; 7) 4,8; 10) 31;
2) 5,4; 5) 3,2; 8) 1,4; 11) –17;
3) –4,3; 6) –5,1; 9) –2,8; 12) –95?
32. Какой четверти принадлежат точки:
1) π; 3) π; 5) 4,3; 7) 20;
2) π; 4) – π; 6) –3,3; 8) –100?
33. Как расположены на числовой окружности точки, соответствующие числам:
1) t и –t; 3) t и t + π;
2) t и t + 2πk, k ∈ Z; 4) t – π и и t + π?
34. Ведро в колодце поднимается на 2 м, если рукоятка ворота повернута на пять полных оборотов по часовой стрелке. На какой угол надо повернуть рукоятку ворота, чтобы ведро: 1) поднялось на 1,5 м?
2) опустилось на 1,25 м?
35. Вычислите:
1) 2sin 30° – tg 45° + ctg 30°;
2) ;
3) 6cos 30° – 3tg 60° + 2sin 45°;
4) ;
5) ;
122. Замените произведение тригонометрических функций суммой:
1) cos 52° cos 22°; 5) cos 50° cos 58°;
2) 2 sin 52° cos 8°; 6) sin 31° cos 41°;
3) sin 52° sin 7°; 7) 2 sin 24° sin 44°;
4) ; 8) .
123. Упростите выражения:
1) cos 3α cos α – cos 7α cos 5α; 3) sin 4β cos 3β – sin 5β cos 2β;
2) cos 3α cos α – sin 3α sin α; 4) sin 4β cos 3β – cos 4β sin 3β.
124. Преобразуйте выражения:
1) cos 7ϕ cos 3ϕ + sin 8ϕ sin 2ϕ; 2) cos 7ϕ cos 3ϕ + sin 7ϕ sin 3ϕ.
125. Проверьте равенства:
1) ; 4) ;
2) ; 5) ;
3) sin 5α – 2 cos 4α sin α = sin 3α; 6) cos 3α – 2 sin 2α sin 5α = cos 7α.
126. Вычислите:
1) tg 15° + tg 75°; 5) ;
2) cos2 3 + cos2 1 – cos 4 cos 2; 6) ;
3) tg 41° tg 43° tg 45° tg 47° tg 49°; 7) ;
4) tg 20° tg 40° tg 50° tg 70°; 8) .
127. Вычислите значение выражения
, если .
116. Докажите тождество:
.
117. Упростите выражение:
1) ; 5) ;
2) ; 6) ;
3) ; 7) ;
4) ; 8) .
118. Вычислите:
1) cos 95° + cos 94° + cos 93° + cos 85° + cos 86° + cos 87°;
2) tg 9° – tg 27° – tg 63° + tg 81°;
3) .
119. Преобразуйте выражение:
120. Тангенсы двух углов треугольника равны соответственно 1,5 и 5. Найдите третий угол треугольника.
121. Преобразуйте произведение в сумму:
1) sin 42° cos 12°; 5) cos 23° cos 27°;
2) cos 42° cos 18°; 6) 2 sin 18° sin 22°;
3) 2 sin 42° sin 3°; 7) sin 40° cos 56°;
4) ; 8) .
6) ;
7) ;
8) ;
9) ;
10) .
36. Найдите значение выражения:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) 4cos 180° – 3sin 270° + 3sin 360° – ctg 90°.
37. (Устно). Существуют ли числа α, β и γ, для которых:
1) ;
2) ;
3) ?
38. Оцените выражение, т.е. укажите его наименьшее и наибольшее значение:
1) 1 + 2sin α; 4) 2sin x + 3; 7) 1 – 4cos2x;
2) 4sin α + 1; 5) 2cos2α; 8) 4 + cos(α – 15°);
3) 1 – 3cos α; 6) 5 + 2cos2x; 9) 2 – sin (α – β).
39. Найти наибольшее и наименьшее значение выражения:
1) 3sin x – 1; 3) 2cos x – 3; 5) 10 – 9sin2x;
2) 2 + 3cos x; 4) 5 – 4sin x; 6) sin2x – 5.
40. Определить, в какой четверти находится конечная точка поворота на угол α и каковы знаки cos α и sin α, если угол равен:
1) 260°; 3) 565°; 5) –915°; 7) 8760°;
2) 290°; 4) 480°; 6) –825°; 8) 8000°.
41. Определить знак каждого из данных произведений:
1) sin 100° ⋅ sin 132°; 5) ctg 300° ⋅ sin 222°;
2) cos 210° ⋅ sin 115°; 6) sin 118° ⋅ cos 118° ⋅ tg 118°;
3) cos 285° ⋅ cos 316°; 7) sin 2,1 ⋅ ctg 2,1 ⋅ cos 2,1;
4) tg 112° ⋅ sin 165°; 8) cos 123° ⋅ tg 123° ⋅ sin 312°.
42. Какой знак имеет произведение sin ϕ ⋅ cos ϕ ⋅ tg ϕ, если число ϕ равно:
1) 4,1; 2) – 240°; 3) π?
43. Вычислите:
1) ;
2) ;
3) .
44. Найдите значение выражения:
1) ;
2) ;
3) .
45. Найдите значение:
1) cos 2550°; 5) sin(–4005°); 9) cos(–2220°);
2) tg 2205°; 6) tg 3630°; 10) sin(–3555°);
3) sin 3300°; 7) ctg 2100°; 11) tg(–2460°);
4) ctg 2130°; 8) cos(–3210°); 12) ctg(–2115°).
46. Вычислите:
1) sin 2580°; 3) tg(–2835°); 5) ctg(–2565°);
2) ctg 2190°; 4) sin 2490°; 6) cos(–2820°).
109. Вычислите:
.
110. Известно, что , где . Вычислите .
111. Вычислите .
112. В равнобедренном треугольнике косинус угла при вершине равен . Найдите синус угла при основании.
113. Преобразуйте сумму в произведение и упростите результат, если это возможно:
1) sin 50° + sin 20°; 4) cos 160° + cos 80°; 7) cos 3α – cos 5α;
2) cos 28° – cos 12°; 5) sin 83° – sin 23°; 8) sin 10° + cos 40°;
3) ; 6) ; 9) .
114. Замените сумму произведением:
1) cos 40° – cos 10°; 4) cos 37° + cos 23°; 7) cos 20° – cos 70°;
2) sin 42° – sin 26°; 5) sin 130° + sin 110°; 8) sin β – sin 3β;
3) ; 6) ; 9) .
115. Упростите выражение:
1) ; 5) ;
2) ; 6) ;
3) ; 7) ;
4) ; 8) .
99. Упростите выражения:
1) ; 3) ; 5) ;
2) ; 4) ; 6) .
100. Преобразуйте следующие выражения:
1) ;
2) ; 3) .
101. Вычислите без помощи калькулятора или таблиц:
1) ; 2) .
Вычислите:
102. , если .
103. , если .
104. tg (4х – у), если .
105. (sin 4α + 2sin 2α) cos α, если .
106. Упростите выражение .
107. Найдите значение выражения:
1) ; 2) .
108. Без помощи таблиц или калькулятора вычислите:
.
47. Определите:
1) ; 5) ; 9) ;
2) ; 6) ; 10) ;
3) ; 7) ; 11) ;
4) ; 8) ; 12) .
48. Вычислите:
1) ; 3) ; 5) ;
2) ; 4) ; 6) .
49. С помощью тригонометрической окружности решите уравнения:
1) ; 3) ; 5) ;
2) ; 4) ; 6) .
50. Используя единичную окружность, решите уравнения:
1) ; 3) ; 5) ;
2) ; 4) ; 6) .
51. Найдите значения тригонометрических функций угла α, если известно, что:
1) ; 3) ;
2) ; 4) .
52. По заданному значению функции найдите значения остальных тригонометрических функций:
1) ; 2) .
53. Упростите выражения (предпочтительно устно):
1) 4cos23α + 4sin23α; 2) 2sin25α + 2cos25α;
3) 1 – sin23x; 4) 1 – cos24β;
5) sin27y – 1; 6) cos23t – 1;
7) 2sin2t – 1; 8) 1 – 2cos23γ;
9) tg 3β ctg 3β; 10) ctg 1,1 ⋅ tg 1,1;
11) tg α cos α; 12) sin 2ϕ ctg 2ϕ;
13) ctg2ϕ sin2ϕ; 14) tg2α cos2α;
15) tg γ cos γ sin γ; 16) sin 2α cos 2α ctg 2α;
17) (1 – cos 3β)(1 + cos 3β); 18) (1 – sin 2ϕ)(1 + sin 2ϕ);
19) (sin t + 1) (sin t – 1); 20) (cos 5α – 1)(1 + cos 5α);
21) sin2γ cos2γ + cos4γ; 22) sin4ϕ + sin2ϕ cos2ϕ;
23) (sin α – cos α)2 + (sin α + cos α)2;
24) (3sin t + 4 cos t)2 + (4sin t – 3 cos t)2.
54. Преобразуйте следующие выражения:
1) sin2α + cos2α – cos2β; 13) cos2α + cos2α ctg2α;
2) tg x ctg x – cos23α; 14) sin4α + cos2α – cos4α;
3) tg25β + tg t ctg t; 15) sin4β + sin2β cos2β + cos2β;
4) (1 – sin23α) tg23α; 16) tg2ϕ – sin2ϕ – tg2ϕ sin2ϕ;
5) ctg2β(cos2β – 1) + 1; 17) (ctg2α – cos2α) tg2α;
6) 1 + cos2γ – sin2γ; 18) ctg2y (1 – cos y)(1 + cos y);
7) 1 – sin α cos α ctg α; 19) ;
8) (tg β cos β)2 + (ctg β sin β)2; 20) ;
9) 2 – cos2ϕ tg2ϕ – cos2ϕ; 21) ;
10) ; 22) ;
11) ; 23) ;
12) ; 24) .
95. Упростите выражения:
1) 0,5 sin 2β ctg β; 5) cos2 2x – 4 sin2 x cos2 x;
2) 2 sin2 α + cos 2α; 6) 2sin2 4α + cos 8α + 1;
3) cos2 4β – cos 8β; 7) 4 sin4 x + sin2 2x.
96. Преобразуйте выражение:
1) sin 2t ctg t – 1; 7) ctg β(1 – cos 2β);
2) ; 8) ;
3) ; 9) (tg t + ctg t) sin 2t;
4) ; 10) ;
5) ; 11) ;
6) ; 12) .
97. Выполните преобразование:
1) ; 5) tg α (1 + cos 2α);
2) ; 6) ;
3) ; 7) ;
4) ; 8) .
98. Вычислите:
1) ;
2) .
(Указание: представьте 3 = 2 + 1, 1 = 2 – 1, 4 = 2 ⋅ 2, 2 = 2 ⋅ 1).
87. Применить формулы двойного угла к следующим выражениям:
1) sin 80°; 5) cos 46°; 9) tg 72°;
2) sin 4ϕ; 6) cos 6β; 10) tg 8γ;
3) sin 15y; 7) cos 13x; 11) tg 11ϕ;
4) ; 8) ; 12) .
88. Применить формулы двойного угла к следующим выражениям:
1) sin 42°; 4) cos 38°; 7) tg 54°;
2) sin 10α; 5) cos 12β; 8) tg 14γ;
3) ; 6) ; 9) .
Вычислите:
89. а) sin 15°; б) cos 75°.
90. а) cos 15°; б) sin 75°.
91. 1) cos 20° cos 40° cos 80°;
2) ;
3) .
92. Дано: . Найти sin 2α, cos 2α, tg 2α.
93. Дано: . Найти sin 2α, cos 2α, tg 2α.
94. Упростите выражения:
1) 2 cos2 x tg x; 5) 8 sin2 α cos2 α + cos 4α;
2) cos 6γ + sin2 3γ; 6) 1 + 2cos2 t – cos 2t;
3) cos 2β – 2 cos2 β; 7) 4 sin4 x + sin2 2x;
4) 1 + cos 2α; 8) cos4 α – sin4 α.
55. Упростите выражения:
1) sin2x – tg 2α ctg 2α; 10) sin2α tg2α + sin2α;
2) sin24α + tg2ϕ + cos24α; 11) cos4x – sin4x + sin2x;
3) tg 3 ctg 3 + ctg2x; 12) sin2α + sin2α cos2α + cos4α;
4) 7 – 4sin2β – 4cos2β; 13) cos2t + ctg2t cos2t – ctg2t;
5) cos ϕ ctg ϕ sin ϕ – 1; 14) (ctg2α – cos2α) tg2α;
6) ; 15) ;
7) ; 16) ;
8) ; 17) ;
9) ; 18) .
56. Преобразуйте выражения:
1) ; 7) ;
2) ; 8) ;
3) ; 9) sin t cos t (tg t + ctg t);
4) ; 10) sin t – cos t (tg t + ctg t);
5) ; 11) ;
6) ; 12) .
57. Замените выражение ему равным:
1) ; 7) ;
2) ; 8) ;
3) ; 9) ;
4) ; 10) ;
5) ; 11) ;
6) ; 12) .
58. Зная значение одной функции угла α, найдите значения остальных тригонометрических функций этого угла:
1) ; 2) .
59. Вычислите остальные три тригонометрические функции, если:
1) ; 2) .
60. Упростите выражения:
1) ; 7) ;
2) ; 8) ;
3) ; 9) ;
4) ; 10) ;
5) ; 11) ;
6) ; 12) .
81. Тангенсы трех острых углов соответственно равны , , . Докажите, что первый угол равен сумме двух других углов.
82. Синусы острых углов треугольника соответственно равны и . Найдите косинус внешнего угла треугольника, не смежного с двумя данными.
83. Вычислите:
1) tg 420° + 2cos 870° – 2 cos 1410°;
2) ;
3) 3tg 930° + sin 1200° – cos 1770°.
84. Найдите значение выражения:
1) 3tg 570° – 2cos 1350° + 2 sin 1200°;
2) ;
3) 2sin 750° + sin 1230° + ctg 1395°.
85. Преобразуйте в синус, косинус или тангенс некоторого угла выражение:
1) 2 sin ϕ cos ϕ; 7) cos2 70° – sin2 70°;
2) 2 sin 12° cos 12°; 8) cos2 112,5° – sin2 67,5°;
3) 2 cos 105° sin 105°; 9) ;
4) 4 sin ϕ cos ϕ cos 2ϕ; 10) sin2 3x – cos2 3x;
5) ; 11) ;
6) 8 cos 2x cos 4x cos 8x; 12) .
86. Упростите выражение:
1) 2 sin 2ϕ cos 2ϕ; 5) cos2 75° – sin2 75°;
2) 2 cos 72° sin 72°; 6) cos2 22,5° – sin2 22,5°;
3) 3 sin β cos β cos 2β; 7) cos2 5α – sin2 5α;
4) 16 cos 3x cos 6x cos 12x; 8) .
77. Вычислите:
1) cos 73° sin 103° + cos 17° sin 13°; 6) cos 73° sin 107° + sin 73° sin 197°;
2) sin 170° cos 20° + sin 20° cos 350°; 7) cos 109° cos 49° + cos 41° sin 71°;
3) cos 118° cos 28° – cos 152° sin 28°; 8) sin 7° cos 217° + cos 7° cos 53°;
4) cos 5° cos 40° – sin 140° sin 175°; 9) sin 22° cos 203° + cos 22° cos 113°;
5) ; 10) .
78. Найдите значение выражения:
1) sin 49° cos 11° + cos 229° cos 101°; 5) cos 11° sin 236° – sin 214° sin 11°;
2) sin 43° cos 13° + cos 103°sin 47°; 6) sin 175° cos 140° – sin 85° cos 50°;
3) ; 7) ;
4) ; 8) .
79. Упростите выражения:
1) ;
2) ;
3) .
80. Преобразуйте выражения:
1) ;
2) ;
3) .
61. Преобразуйте выражения:
1) ; 6) ;
2) ; 7) ;
3) ; 8) ;
4) ; 9) .
5) ;
62. Докажите тождество:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) .
63. Покажите, что при всех допустимых значениях углов значение выражения не зависит от величины угла:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) .
64. Вычислите:
1) sin 17° cos 13° + cos 17° sin 13°; 6) sin 20° cos 50° – cos 20° sin 50°;
2) sin 9° cos 99° – sin 99° cos 9°; 7) cos 10° cos 35° – sin 35° sin 10°;
3) ; 8) ;
4) sin 15° sin 15° – cos 15° cos 15°; 9) sin 22,5° sin 22,5° – cos 22,5° cos 22,5°;
5) ; 10) .
65. Найдите значение выражения:
1) sin 10° cos 20° + sin 20° cos 10°; 6) cos 109° cos 49° + sin 109° sin 49°;
2) sin 50° cos 20° – cos 50°sin 20°; 7) cos 71° sin 11° – sin 71° cos 11°;
3) ; 8) ;
4) ; 9) ;
5) ; 10) .
66. Упростите выражения:
1) ; 4) ;
2) ; 5) ;
3) ; 6) .
67. Упростите следующие выражения:
1) ; 3) ;
2) ; 4) .
Дано:
68. Найти: а) tg (α + β); б) tg (α – β).
69. Найти sin (α – β).
70. Найти tg (α – β).
71. . Найти cos(α + β + γ).
72. Упростите выражения:
1) ;
2) .
73. Замените тригонометрической функцией угла α:
1) ; 5) ; 9) ;
2) ctg (π + α); 6) tg (180° – α); 10) cos (90° – α);
3) cos (2π – α); 7) sin (180° + α); 11) sin (270° – α);
4) sin (2π + α); 8) ctg (360° – α); 12) tg (270° + α).
74. Упростите выражение:
1) ; 2) ; 3) tg (α – 2π).
75. Преобразуйте выражение:
1) ; 2) ; 3) .
76. Приведите к тригонометрической функции угла α:
1) ; 5) ; 9) ;
2) tg (π + α); 6) ctg (π – α); 10) cos (α – π);
3) cos (2π + α); 7) sin (π + α); 11) ctg (α – 360°);
4) tg (90° – α); 8) cos (90° + α); 12) tg (–α + 270°).
26 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные р...
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...
Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»
Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...
Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...
Внеурочное занятие для родителей Семинар-практикум по математике для родителей (гуманитарного) класса «Осенняя песня о главном.» (Подготовка к ЕГЭ, базовая математика, 11 класс).
Занятие для родителей поможеи им справиться со стрессом, неизбежно возниающим при оказании помощи своим детям при подготовке к ЕГЭ...