"Перпендикулярные прямые"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Николаевская СШ Кожевникова Л.Ф.
Тема: ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ
КЛАСС: 7В ДАТА: 29.09.15
Цели деятельности | Создать условия для повторения понятия перпендикулярных прямых, рассмотрения свойства перпендикулярных прямых; совершенствовать у учащихся умение решать задачи | |||
Термины и понятия | Угол, смежные углы, вертикальные углы, перпендикулярные прямые | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |||
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления | Познавательные: составлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совметно с учителем. Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | |||
Организация пространства | ||||
Формы работы | Фронтальная (Ф); парная (П); индивидуальная (И) | |||
Образовательные | • Чертежи к задачам. • Задания для парной работы | |||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | ||||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |||
Систематизировать | (Ф/И) 1. Обсуждение вопросов учащихся по домашнему заданию.(приложение 1) 2. Выполнение задания: на каком рисунке изображены смежные углы? (приложение 2) а) б) в) г) | |||
II этап. Решение задач по готовым чертежам | ||||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |||
Совершенствовать | (П) Выполнение заданий и взаимопроверка. (приложение 3) 1. Дано: ОЕ – биссектриса ∠COD; ∠DOE = 32°. Найти: ∠BOC, ∠AOF.
Ответ: ∠BOC = 180° – ∠COD = 116°; ∠AOF = ∠COE = 32°.
Рис. 1
2. Дано: ∠ABD : ∠CBD = 1 : 5. Найти: ∠AOB, ∠BOC.
Ответ: ∠ABD = 30°, ∠CBD = 150°. Рис. 2
| |||
III этап. Изучение нового материала | ||||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |||
Ввести понятие перпендикулярных прямых | (Ф/И) При изучении нового материала можно опираться на имеющиеся у учащихся знания по данной теме за курс математики 6 класса. - Как могут прямые располагаться на плоскости относительно друг друга? (Пересекаться, не пересекаться) - Какие углы могут образовываться при пересечении двух прямых? (Острые, прямые, тупые) рисунок на доске - Вспомним, как называются эти прямые. (Пересекающиеся, перпендикулярные) - Тема нашего урока «Перпендикулярные прямые» – Какие прямые называются перпендикулярными? (Две прямые называются перпендикулярными, если при пересечении они образуют четыре прямых угла.) – Запишите, используя математические символы: «Прямая АВ перпендикулярна прямой CD». Выполните соответствующий рисунок и укажите все углы. – Пересекаются ли две прямые, перпендикулярные третьей? (Нет.) Учащиеся могут вспомнить, что такие прямые параллельны. – Две прямые, перпендикулярные третьей, не пересекаются – это свойство перпендикулярных прямых. Докажем это свойство (п. 12 учебника). (Доказывает учитель.) П. 13 «Построение прямых углов на местности» можно порекомендовать прочитать дома | |||
IV этап. Решение задач | ||||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |||
Совершенствовать | (П) После выполнения заданий представить решение задач на доске. (приложение 4) № 1. Два тупых угла имеют общую сторону, а две другие стороны взаимно перпендикулярны. Найдите величину тупых углов, если известно, что они равны. Решение: ∠AOB = ∠AOC. ВО ⊥ ОС, значит, ∠ВОС = 90°. Так как ∠AOB = ∠AOC, то 2∠АОВ = 360° – 90° = 270°, ∠АОВ = 135°. Рис. 5 № 2. Из вершины развернутого угла проведены два луча, которые делят его на три равные части. Докажем, что биссектриса среднего угла перпендикулярна сторонам развернутого угла. Решение: ∠AOB = ∠ВОС = ∠COD = 60°. OK – биссектриса ∠ВОС, тогда ∠COK = ∠ВОK = 30°, следовательно, Рис. 6 № 3. Углы АОВ и DОС смежные, OМ – биссектриса ∠AOB, луч ON принадлежит внутренней области ∠ВОС и перпендикулярен ОМ. Является ли ON биссектрисой ∠BOC? Почему? Рис. 7 Решение: ∠AOB и ∠ВОС смежные, значит, ∠AOB = 180° – ∠BOC, а так как ОМ – биссектриса ∠АОВ, то ∠ВОМ = | |||
V этап. Итоги урока. Рефлексия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
(Ф/И) – Оцените свою работу на уроке и работу своих – Что нового узнали на уроке? | (И) Домашнее задание: решить задачи № 66, 68 и дополнительные задачи. 1. Один из смежных углов составляет 0,2 другого. Найдите эти смежные углы. 2. Сумма трех углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равна 325°. |
Приложение 1
Проверка домашнего задания
| Проверка домашнего задания
|
Проверка домашнего задания
| Проверка домашнего задания
|
Приложение 2
На каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) | На каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) |
На каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) | На каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) |
На каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) | На каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) |
На каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) | На каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) |
На каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) | На каком рисунке изображены смежные углы? а) б) в) г) |
Приложение 3
(П) Выполнение заданий и взаимопроверка. 1. Дано: ОЕ – биссектриса ∠COD; ∠DOE = 32°. Найти: ∠BOC, ∠AOF.
2. Дано: ∠ABD : ∠CBD = 1 : 5. Найти: ∠AOB, ∠BOC. |
(П) Выполнение заданий и взаимопроверка. 1. Дано: ОЕ – биссектриса ∠COD; ∠DOE = 32°. Найти: ∠BOC, ∠AOF.
2. Дано: ∠ABD : ∠CBD = 1 : 5. Найти: ∠AOB, ∠BOC. |
(П) Выполнение заданий и взаимопроверка. 1. Дано: ОЕ – биссектриса ∠COD; ∠DOE = 32°. Найти: ∠BOC, ∠AOF.
2. Дано: ∠ABD : ∠CBD = 1 : 5. Найти: ∠AOB, ∠BOC. |
№ 1. Два тупых угла имеют общую сторону, а две другие стороны взаимно перпендикулярны. Найдите величину тупых углов, если известно, что они равны. № 2. Из вершины развернутого угла проведены два луча, которые делят его на три равные части. Докажем, что биссектриса среднего угла перпендикулярна сторонам развернутого угла. № 3. Углы АОВ и DОС смежные, OМ – биссектриса ∠AOB, луч ON принадлежит внутренней области ∠ВОС и перпендикулярен ОМ. Является ли ON биссектрисой ∠BOC? Почему? | № 1. Два тупых угла имеют общую сторону, а две другие стороны взаимно перпендикулярны. Найдите величину тупых углов, если известно, что они равны. № 2. Из вершины развернутого угла проведены два луча, которые делят его на три равные части. Докажем, что биссектриса среднего угла перпендикулярна сторонам развернутого угла. № 3. Углы АОВ и DОС смежные, OМ – биссектриса ∠AOB, луч ON принадлежит внутренней области ∠ВОС и перпендикулярен ОМ. Является ли ON биссектрисой ∠BOC? Почему? |
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие №5. Угол между двумя прямыми; условие параллельности и перпендикулярности прямых; условие компланарности двух прямых.
Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №5. Угол между двумя прямыми; условие параллельности и перпендикулярности прямых; у...
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ В ПРОСТРАНСТВЕ.ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕК ПЛОСКОСТИ
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ В ПРОСТРАНСТВЕ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕК ПЛОСКОСТИ. Презентация к уроку геометрии в 10 классе....
Тест по теме "Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых в пространстве" (геометрия 10 класс)
Данный тест можно предложить учащимся как входной перед изучением темы "Многогранники"...
Тесты по теме "Прямые в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости", "Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости"
Тесты предназначены для проверки усвоенияследующих понятий и определений: взаимное расположение прямых в пространстве, определение скрещивающихся прямых, определение параллельных прямых, признак парал...
«Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости».
Конспект урока по геометрии...
Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые.
Иметь представление о перпендикуляре, о длине перпендикуляра, о взаимно перпендикулярных прямых. Уметь находить расстояние от точки до прямой; изображать перпендикулярные прямые, строить перпендикуляр...
23. Интерактивный тест по теме: "Перпендикулярные прямые в пространстве. Перпендикулярность прямой и плоскости".
Данный тест с автоматизированной проверкой ответа, может быть использован на занятиях промежуточного, обобщающего или итогового контроля знаний учащихся. Для корректной работы теста, необходимо устано...