Рабочая программа учебного курса «Геометрия» в 8 классе
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса «Геометрия» в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometr8_klass.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО ____ Киржаева Н.Д. «__»_________20__г. | Рассмотрена и одобрена на заседании научно- методического совета Руководитель НМС ____ Сарайкина О.В. «__»_________20__г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения _____________ Сарайкина О.В. «__»____________20_г. |
Рабочая программа
учебного курса «Геометрия»
в 8 классе
Составитель: Сермягина Ольга Александровна,
учитель информатики первой квалификационной категории
Рузаевка, 2015
Пояснительная записка
- Цели изучения учебного предмета:
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- Развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Рабочая программа по геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по математике, программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы», составитель Т.А. Бурмистрова, Москва: «Просвещение», 2014 год.
Рабочая учебная программа составлена с учетом ключевых положений ФГОС нового поколения:
- Приоритет системно – деятельностного и компетентностного подхода;
- Популярность проектной деятельности;
- Трехуровневый результат.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9» для девятого класса образовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М. Просвещение, 2014 г.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
- Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
- Введение терминологии и отработка умения ее грамотно использовать;
- Развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
- Совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
- Формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
- Совершенствование навыков решения задач на доказательство;
- Отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
- Расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.
Основными средствами контроля являются тематические контрольные работы. Предусматривается проведение 5 контрольных работ.
- Результаты освоения курса.
1. В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3. В предметном направлении:
- Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Обязательные результаты составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами основного общего образования.
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения курса геометрии учащиеся должны:
знать:
- Основные понятия и определения геометрических фигур по программе
- Формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий; уметь:
- Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- Изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
- Решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
- Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
- Проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
- Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- Владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- Решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- Построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- Владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Тематическое планирование по геометрии 8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскур-сии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
I. | 1. Вводное повторение. | 2 | 2 | ||||
II. | 2. Четырехугольники. | 15 | 8 | 6 | 1 | 7 | |
III. | 3. Площадь. | 14 | 7 | 6 | 1 | 4 | |
|
| 20 | 12 | 6 | 2 | 7 | |
| 16 | 12 | 3 | 1 | 6 | ||
| 3 | - | 2 | - | 1 | ||
| Итого | 70 | 39 | 24 | 5 | 26 |
Содержание учебного предмета
Повторение курса геометрии 7 класса. (2 часа)
Глава V. Четырехугольники (15 часов)
Основные понятия и термины:
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники».
Планируемые результаты изучения:
Знать:
- понятия многоугольника и его элементов, выпуклого многоугольника;
- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- понятие четырехугольника и его элементов;
- чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника;
- определение, свойства и признаки параллелограмма;
- определение трапеции, виды трапеции, свойства и признаки равнобедренной трапеции;
- теорему Фалеса;
- определение, свойства и признак прямоугольника;
- определение, свойства и признак ромба;
- определение и свойства квадрата;
- понятия осевой и центральной симметрии.
Уметь:
- находить сумму углов выпуклого многоугольника;
- решать задачи, применяя свойства и признаки прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата;
- строить и распознавать четырехугольники;
- строить симметричные фигуры;
Глава VI. Площади фигур (14 часов)
Основные термины и понятия:
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Контрольная работа № 2 по теме: «Площади фигур. Теорема Пифагора»
Планируемые результаты изучения:
Знать:
- понятие площади многоугольника;
- единицы измерения площадей;
- свойства площадей;
- формулу площади квадрата;
- теорему и формулу площади прямоугольника;
- теорему и формулу площади параллелограмма;
- теорему и формулу площади треугольника;
- следствия из теоремы о площади треугольника;
- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы;
- теорему и формулу площади трапеции;
- теорему Пифагора и ей обратную.
Уметь:
- вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции;
- применять теорему Пифагора и ей обратную при решении задач.
Глава VII. Подобные треугольники (20 часов)
Основные термины и понятия:
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Контрольная работа № 3 по теме: «Подобие треугольников».
Контрольная работа №4по теме: «Применение теории о подобии треугольников при решении задач».
Планируемые результаты изучения:
Знать:
- определение отношения отрезков;
- определение подобных треугольников;
- теорему об отношении площадей подобных треугольников;
- три признака подобия треугольников;
- определение средней линии треугольника;
- теорему о средней линии треугольника;
- свойство медиан треугольника;
- определение среднего пропорционального двух отрезков;
- свойство высоты и катета прямоугольного треугольника;
- определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
- основное тригонометрическое тождество.
Уметь:
- применять теорему об отношении площадей подобных треугольников при решении задач;
- решать задачи, применяя признаки подобия треугольников;
- решать задачи на построение, используя метод подобия;
- решать задачи, применяя метод подобия;
- решать задачи на среднюю линию треугольника;
- решать задачи, применяя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Глава VIII. Окружность (16 часов)
Основные термины и понятия:
Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»
Планируемые результаты изучения:
Знать:
- три случая взаимного расположения прямой и окружности;
- определение касательной к окружности;
- теорему о свойстве касательной к окружности;
- свойство отрезков касательных к окружности;
- теорему, обратную теореме о свойстве касательной (признак касательной);
- определение полуокружности;
- определение центрального угла;
- как определяется градусная мера дуги окружности;
- определение вписанного угла;
- теорему о вписанном угле и два следствия;
- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- теорему о биссектрисе угла и следствие;
- определение серединного перпендикуляра к отрезку;
- теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и следствие;
- теорему о пересечении высот треугольника;
- четыре замечательные точки;
- определение вписанной окружности;
- теорему об окружности, вписанной в треугольник;
- свойство сторон четырехугольника, в который можно вписать
- окружность;
- определение описанной окружности;
- теорему об окружности, описанной около треугольника;
- свойство углов четырехугольника, около которого можно описать окружность;
- в какой четырехугольник можно вписать окружность, и около какого четырехугольника можно описать окружность.
Уметь:
- строить окружность с помощью циркуля;
- строить касательную к окружности;
- решать задачи на нахождение расстояния от центра окружности до прямой;
- решать задачи, применяя теорему о свойстве касательной;
- находить градусную меру дуги окружности;
- находить градусную меру вписанного угла;
- решать задачи, применяя теорему о биссектрисе, серединном перпендикуляре, о высотах треугольника;
- строить вписанные и описанные окружности.
Повторение. Решение задач. (3 часа)
Четырехугольники. Площади фигур. Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Окружность.
Цель: повторить, систематизировать, закрепить и проверить знания, умения и навыки учащихся по изученному материалу курса геометрии 8 класса.
Календарно – тематическое планирование по геометрии
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1 | Вводное повторение | К | 1 | |||
2 | Вводное повторение | К | 1 | |||
Четырехугольники (15ч.) | ||||||
3 | Многоугольники | УИН | 1 | |||
4 | Многоугольники. Решение задач | УЗИ | 1 | Самостоятельная работа обучающего характера | ||
5 | Параллелограмм | УИН | 1 | |||
6 | Признаки параллелограмма | К | 1 | Работа по карточкам | ||
7 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | УЗИ | 1 | Самостоятельная работа проверочного характера | ||
8 | Трапеция | К | 1 | |||
9 | Теорема Фалеса | К | 1 | Самостоятельная работа обучающего характера | ||
10 | Задачи на построение | П | 1 | |||
11 | Прямоугольник | К | 1 | Тесты | ||
12 | Ромб. Квадрат | К | 1 | |||
13 | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» | УЗ И | 1 | Самостоятельная работа обучающего характера | ||
14 | Осевая и центральная симметрии | К | 1 | Самостоятельная работа проверочного характера | ||
15 | Решение задач по теме «Четырехугольники» | УПО | 1 | |||
16 | Обзорное повторение по теме «Четырехугольники» | УПО | 1 | |||
17 | Зачет по теме «Четырёхугольники». | УК | 1 | |||
Площадь (14 ч.) | ||||||
18 | Площадь многоугольника | К | 1 | |||
19 | Площадь прямоугольника | УЗИ | 1 | Самостоятельная работа с последующей самопроверкой | ||
20 | Площадь параллелограмма | К | 1 | |||
21 | Площадь треугольника | К | 1 | Самостоятельная работа обучающего характера | ||
22 | Площадь треугольника | К | 1 | |||
23 | Площадь трапеции | К | 1 | |||
24 | Решение задач на вычисление площадей фигур | УЗИ | 1 | тест | ||
25 | Решение задач на вычисление площадей фигур | УЗИ | 1 |
| ||
26 | Теорема Пифагора | УМ | 1 | |||
27 | Теорема, обратная теореме Пифагора | УМ | 1 | |||
28 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | УЗИ | 1 | Самостоятельная работа проверочного характера | ||
29 | Решение задач по теме «Площадь» | УПО | 1 | |||
30 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | УПО | 1 | |||
31 | Контрольная работа по теме «Площадь» | УК | 1 | Письменная работа | ||
Подобные треугольники (20 ч.) | ||||||
32 | Определение подобных треугольников | К | 1 | |||
33 | Отношение площадей подобных треугольников | К | 1 | Проверочная самостоятельная работа | ||
34 | Первый признак подобия треугольников | К | 1 | |||
35 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | УЗИ | 1 | Работа по карточкам | ||
36 | Второй и третий признаки подобия треугольников | К | 1 | |||
37 | Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников | К | 1 | тест | ||
38 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Подготовка к контрольной работе | К | 1 | |||
39 | Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников» | УК | 1 | к/р | ||
40 | Средняя линия треугольника | П | 1 | |||
41 | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника | П | 1 | Работа по карточкам | ||
42 | Пропорциональные отрезки | К | 1 | |||
43 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | К | 1 | тест | ||
44 | Измерительные работы на местности | П | 1 | |||
45 | Задачи на построение методом подобия | ЧП | 1 | |||
46 | Задачи на построение методом подобия | ЧП | 1 | |||
47 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | К | 1 | тест | ||
48 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60° | УЗИ | 1 | |||
49 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач | ЧП | 1 | Проверочная работа | ||
50 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | УПО | 1 | |||
51 | Контрольная работа по теме «Применение теории о подобии треугольников к решению задач» | УК | 1 | Письменная работа | ||
Окружность (16 ч.) | ||||||
52 | Взаимное расположение прямой и окружности | П | 1 | |||
53 | Касательная к окружности | К | 1 | Работа по карточкам | ||
54 | Касательная к окружности. Решение задач | К | 1 | |||
55 | Градусная мера дуги окружности | К | 1 | тест | ||
56 | Теорема о вписанном угле | К | 1 | |||
57 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | ЧП | 1 | |||
58 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | К | 1 | Проверочная работа | ||
59 | Свойство биссектрисы угла | П | 1 | |||
60 | Серединный перпендикуляр | П | 1 | |||
61 | Теорема о точке пересечения высот треугольника | К | 1 | |||
62 | Вписанная окружность | К | 1 | тест | ||
63 | Свойство описанного четырёхугольника | К | 1 | тест | ||
64 | Описанная окружность | К | 1 | |||
65 | Свойство вписанного четырёхугольника | К | 1 | |||
66 | Решение задач по теме «Окружность». Подготовка к контрольной работе | П | 1 | тест | ||
67 | Контрольная работа по теме «Окружность» | УК | 1 | к | ||
Повторение. Решение задач (3ч.) | ||||||
68 | Повторение темы «Четырёхугольники» | К | 1 | тест | ||
69 | Повторение темы «Площадь» | К | 1 | |||
70 | Повторение темы «Подобные треугольники» | К | 1 | тест |
Условные обозначения:
УПО – урок повторения и обобщения
УИН – урок изучения нового материала
УЗИ – урок закрепления изученного
К – комбинированный
П – поисковый, проблемный
УК – урок контрольная работа
ЧП – частично-поисковый
Материально-техническое обеспечение:
- Линейка классная 1 м деревянная.
- Транспортир классный деревянный.
- Угольник классный деревянный.
- Циркуль для классной доски деревянный.
- Дидактический материал (карточки, тесты, контрольные работы).
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-программные материалы:
- Примерные программы основного общего образования по математике. Вестник образования. №2, 2013г.
- Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа, 2014г.
3) Программно- методические материалы. Математика 5-11 классы.
Москва. Дрофа, 2012г.
Учебно-теоретические материалы:
1) Учебник: Геометрия 7- 9 классы Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Москва. Просвещение, 2014г.
Учебно-практические материалы:
- Дидактические материалы по геометрии. 8 класс. Авторы: Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. Москва. Просвещение, 2013г.
- Тесты. Геометрия 7- 9 классы. Автор: П. И. Алтынов. Москва. Дрофа, 2015г.
- Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра. Геометрия. 8 класс. Авторы: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. Москва. Илекса. 2014г.
Учебно-справочные материалы:
- Математический энциклопедический словарь. Москва. Советская энциклопедия, 2012.
Учебно-наглядные материалы:
- Таблицы, стенды.
- Геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, ромб, квадрат, круг, параллелограмм, трапеция.
Интернет-ресурсы
- Тестирование online: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacyer.fio.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса геометрии 7 класса по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и ...
Рабочая программа учебного курса геометрии 8 класса по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089)...
Рабочая программа учебного курса геометрии 9 класса по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и ...
Рабочая программа учебного курса "Геометрия" в 8 классе
Рабочая программа учебного курса "Геометрия" в 8 классе расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год....
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Геометрия 8 класс" для учащихся с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Геометрия 8 класс" для учащихся с ОВЗ....
Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 9 класс...
Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 7 класс
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом исовременных мировых требо...