Рабочая программа учебного курса «Геометрия» в 8 классе
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) на тему

Сермягина Ольга Александровна

Рабочая программа учебного курса «Геометрия» в  8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometr8_klass.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Рузаевского муниципального района

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения

Руководитель МО ____

Киржаева Н.Д.

«__»_________20__г.

Рассмотрена и одобрена на заседании научно- методического совета

Руководитель НМС ____

Сарайкина О.В.

«__»_________20__г.

Утверждена руководителем образовательного учреждения

_____________

Сарайкина О.В.

«__»____________20_г.

Рабочая программа

учебного курса «Геометрия»

в 8  классе

Составитель: Сермягина Ольга Александровна,

                  учитель информатики первой квалификационной категории

Рузаевка,  2015


Пояснительная записка

  1. Цели изучения учебного предмета:

- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

- Развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Рабочая программа по геометрии для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по математике, программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы», составитель Т.А. Бурмистрова, Москва: «Просвещение», 2014 год.

Рабочая учебная программа составлена с учетом ключевых положений ФГОС нового поколения:

  1. Приоритет системно – деятельностного и компетентностного подхода;
  2. Популярность проектной деятельности;
  3. Трехуровневый результат.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9» для девятого класса образовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М. Просвещение, 2014 г.

В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

  1. Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

  1. Введение терминологии и отработка умения ее грамотно использовать;
  2. Развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  3. Совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  4. Формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
  5. Совершенствование навыков решения задач на доказательство;
  6. Отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  7. Расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.

Основными средствами контроля являются тематические контрольные работы. Предусматривается  проведение 5 контрольных работ.

  1. Результаты освоения курса.

1.        В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся  интеллектуальной честности и  объективности, способности  к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание    качеств   личности,    обеспечивающих   социальную    мобильность,    способность    принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

2.        В метапредметном направлении:

  • Формирование   представлений   о   математике   как   части   общечеловеческой   культуры,   о   значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3.        В предметном направлении:

  • Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Обязательные результаты составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами основного общего образования.

Требования к подготовке учащихся

В результате изучения курса геометрии учащиеся должны: 

знать:

  1. Основные понятия и определения геометрических фигур по программе
  2. Формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий; уметь:
  3. Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  4. Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  5. Изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
  6. Решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
  7. Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
  8. Проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
  9. Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  10. Владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. Решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  3. Построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  4. Владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Тематическое планирование по геометрии 8 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскур-сии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

1. Вводное повторение.

2

2

II.

2. Четырехугольники.

15

8

6

1

7

III.

3. Площадь.

14

7

6

1

4

 

  1. Подобные треугольники.

20

12

6

2

7

  1. Окружность

16

12

3

1

6

  1. Повторение. Решение задач.

3

-

2

-

1

 

Итого

70

39

24

5

26

Содержание учебного предмета

Повторение курса геометрии 7 класса. (2 часа)

Глава V. Четырехугольники (15 часов)

Основные понятия и термины:

Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники».

Планируемые результаты изучения:

Знать:

  • понятия многоугольника и его элементов, выпуклого многоугольника;
  • формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
  • понятие четырехугольника и его элементов;
  • чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника;
  • определение, свойства и признаки параллелограмма;
  • определение трапеции, виды трапеции, свойства и признаки равнобедренной трапеции;
  • теорему Фалеса;
  • определение, свойства и признак прямоугольника;
  • определение, свойства и признак ромба;
  • определение и свойства квадрата;
  • понятия осевой и центральной симметрии.

Уметь:

  • находить сумму углов выпуклого многоугольника;
  • решать задачи, применяя свойства и признаки прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата;
  • строить и распознавать четырехугольники;
  • строить симметричные фигуры;

Глава VI. Площади фигур (14 часов)

Основные термины и понятия:

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Контрольная работа № 2 по теме: «Площади фигур. Теорема Пифагора»

Планируемые результаты изучения:

Знать:

  • понятие площади многоугольника;
  • единицы измерения площадей;
  • свойства площадей;
  • формулу площади квадрата;
  • теорему и формулу площади прямоугольника;
  • теорему и формулу площади параллелограмма;
  • теорему и формулу площади треугольника;
  • следствия из теоремы о площади треугольника;
  • теорему об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы;
  • теорему и формулу площади трапеции;
  • теорему Пифагора и ей обратную.

Уметь:

  • вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции;
  • применять теорему Пифагора и ей обратную при решении задач.

Глава VII. Подобные треугольники (20 часов)

Основные термины и понятия:

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Контрольная работа № 3 по теме: «Подобие треугольников».

Контрольная работа №4по теме: «Применение теории о подобии треугольников при решении задач».

Планируемые результаты изучения:

Знать:

  • определение отношения отрезков;
  • определение подобных треугольников;
  • теорему об отношении площадей подобных треугольников;
  • три признака подобия треугольников;
  • определение средней линии треугольника;
  • теорему о средней линии треугольника;
  • свойство медиан треугольника;
  • определение среднего пропорционального двух отрезков;
  • свойство высоты и катета прямоугольного треугольника;
  • определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
  • основное тригонометрическое тождество.

Уметь:

  • применять теорему об отношении площадей подобных треугольников при решении задач;
  • решать задачи, применяя признаки подобия треугольников;
  • решать задачи на построение, используя метод подобия;
  • решать задачи, применяя метод подобия;
  • решать задачи на среднюю линию треугольника;
  • решать задачи, применяя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Глава VIII. Окружность (16 часов)

Основные термины и понятия:

Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника.  Вписанная и описанная окружности.

 Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»

Планируемые результаты изучения:

Знать:

  • три случая взаимного расположения прямой и окружности;
  • определение касательной к окружности;
  • теорему о свойстве касательной к окружности;
  • свойство отрезков касательных к окружности;
  • теорему, обратную теореме о свойстве касательной (признак касательной);
  • определение полуокружности;
  • определение центрального угла;
  • как определяется градусная мера дуги окружности;
  • определение вписанного угла;
  • теорему о вписанном угле и два следствия;
  • теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
  • теорему о биссектрисе угла и следствие;
  • определение серединного перпендикуляра к отрезку;
  • теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и следствие;
  • теорему о пересечении высот треугольника;
  • четыре замечательные точки;
  • определение вписанной окружности;
  • теорему об окружности, вписанной в треугольник;
  • свойство сторон четырехугольника, в который можно вписать
  • окружность;
  • определение описанной окружности;
  • теорему об окружности, описанной около треугольника;
  • свойство углов четырехугольника, около которого можно описать окружность;
  • в какой четырехугольник можно вписать окружность, и около какого четырехугольника можно описать окружность.

Уметь:

  • строить окружность с помощью циркуля;
  • строить касательную к окружности;
  • решать задачи на нахождение расстояния от центра окружности до прямой;
  • решать задачи, применяя теорему о свойстве касательной;
  • находить градусную меру дуги окружности;
  • находить градусную меру вписанного угла;
  • решать задачи, применяя теорему о биссектрисе, серединном перпендикуляре, о высотах треугольника;
  • строить вписанные и описанные окружности.    

Повторение. Решение задач. (3 часа)

Четырехугольники. Площади фигур. Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Окружность.

Цель: повторить, систематизировать, закрепить и проверить знания, умения и навыки учащихся по изученному материалу курса геометрии 8 класса.

Календарно – тематическое планирование по геометрии

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1

Вводное повторение

К

1

2

Вводное повторение

К

1

Четырехугольники (15ч.)

3

Многоугольники

УИН

1

4

Многоугольники. Решение задач

УЗИ

1

Самостоятельная работа обучающего характера

5

Параллелограмм

УИН

1

6

Признаки параллелограмма

К

1

Работа по карточкам

7

Решение задач по теме «Параллелограмм»

УЗИ

1

Самостоятельная работа проверочного характера

8

Трапеция

К

1

9

Теорема Фалеса

К

1

Самостоятельная работа обучающего характера

10

Задачи на построение

П

1

11

Прямоугольник

К

1

Тесты

12

Ромб. Квадрат

К

1

13

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

УЗ И

1

Самостоятельная работа обучающего характера

14

Осевая и центральная симметрии

К

1

Самостоятельная работа проверочного характера

15

Решение задач по теме «Четырехугольники»

УПО

1

16

Обзорное повторение по теме «Четырехугольники»

УПО

1

17

Зачет по теме «Четырёхугольники».

УК

1

Площадь (14 ч.)

18

Площадь многоугольника

К

1

19

Площадь прямоугольника

УЗИ

1

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

20

Площадь параллелограмма

К

1

21

Площадь треугольника

К

1

Самостоятельная работа обучающего характера

22

Площадь треугольника

К

1

23

Площадь трапеции

К

1

24

Решение задач на вычисление площадей фигур

УЗИ

1

тест

25

Решение задач на вычисление площадей фигур

УЗИ

1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

26

Теорема Пифагора

УМ

1

27

Теорема, обратная теореме Пифагора

УМ

1

28

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

УЗИ

1

Самостоятельная работа проверочного характера

29

Решение задач по теме «Площадь»

УПО

1

30

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

УПО

1

31

Контрольная работа по теме «Площадь»

УК

1

Письменная работа

Подобные треугольники (20 ч.)

32

Определение подобных треугольников

К

1

33

Отношение площадей подобных треугольников

К

1

Проверочная самостоятельная работа

34

Первый признак подобия треугольников

К

1

35

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

УЗИ

1

Работа по карточкам

36

Второй и третий признаки подобия треугольников

К

1

37

Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников

К

1

тест

38

Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Подготовка к контрольной работе

К

1

39

Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников»

УК

1

к/р

40

Средняя линия треугольника

П

1

41

Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника

П

1

Работа по карточкам

42

Пропорциональные отрезки

К

1

43

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

К

1

тест

44

Измерительные работы на местности

П

1

45

Задачи на построение методом подобия

ЧП

1

46

Задачи на построение методом подобия

ЧП

1

47

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

К

1

тест

48

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°

УЗИ

1

49

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Решение задач

ЧП

1

Проверочная работа

50

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

УПО

1

51

Контрольная работа по теме «Применение теории о подобии треугольников к решению задач»

УК

1

Письменная работа

Окружность (16 ч.)

52

Взаимное расположение прямой и окружности

П

1

53

Касательная к окружности

К

1

Работа по карточкам

54

Касательная к окружности. Решение задач

К

1

55

Градусная мера дуги окружности

К

1

тест

56

Теорема о вписанном угле

К

1

57

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

ЧП

1

58

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»

К

1

Проверочная работа

59

Свойство биссектрисы угла

П

1

60

Серединный перпендикуляр

П

1

61

Теорема о точке пересечения высот треугольника

К

1

62

Вписанная окружность

К

1

тест

63

Свойство описанного четырёхугольника

К

1

тест

64

Описанная окружность

К

1

65

Свойство вписанного четырёхугольника

К

1

66

Решение задач по теме «Окружность». Подготовка к контрольной работе

П

1

тест

67

Контрольная работа по теме «Окружность»

УК

1

к

Повторение. Решение задач (3ч.)

68

Повторение темы «Четырёхугольники»

К

1

тест

69

Повторение темы «Площадь»

К

1

70

Повторение темы «Подобные треугольники»

К

1

тест

Условные обозначения:

УПО – урок повторения и обобщения

УИН – урок изучения нового материала

УЗИ – урок закрепления изученного

К – комбинированный

П – поисковый, проблемный

УК – урок контрольная работа

ЧП – частично-поисковый

Материально-техническое обеспечение:

  1. Линейка классная 1 м деревянная.
  2. Транспортир классный деревянный.
  3. Угольник классный деревянный.
  4. Циркуль для классной доски деревянный.
  5. Дидактический материал (карточки, тесты, контрольные работы).

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-программные материалы:

  1. Примерные программы основного общего образования по математике. Вестник образования. №2, 2013г.
  2. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа, 2014г.

3)        Программно- методические материалы. Математика 5-11 классы.
Москва. Дрофа, 2012г.

Учебно-теоретические материалы:

1)        Учебник: Геометрия 7- 9 классы Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Москва. Просвещение, 2014г.

Учебно-практические материалы:

  1. Дидактические материалы по геометрии. 8 класс. Авторы: Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. Москва. Просвещение, 2013г.
  2. Тесты. Геометрия 7- 9 классы. Автор: П. И. Алтынов. Москва. Дрофа, 2015г.
  3. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра. Геометрия. 8 класс. Авторы: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. Москва. Илекса. 2014г.

Учебно-справочные материалы:

  1. Математический энциклопедический словарь. Москва. Советская энциклопедия, 2012.

Учебно-наглядные материалы:

  1. Таблицы, стенды.
  2. Геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, ромб, квадрат, круг, параллелограмм, трапеция.

Интернет-ресурсы

  1. Тестирование online: 5-11 классы:   http://www.kokch.kts.ru/cdo/
  2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacyer.fio.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса геометрии 7 класса по учебнику Атанасяна Л.С.

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и ...

Рабочая программа учебного курса геометрии 8 класса по учебнику Атанасяна Л.С.

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089)...

Рабочая программа учебного курса геометрии 9 класса по учебнику Атанасяна Л.С.

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и ...

Рабочая программа учебного курса "Геометрия" в 8 классе

Рабочая программа учебного курса "Геометрия" в 8 классе расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год....

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Геометрия 8 класс" для учащихся с ОВЗ.

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Геометрия 8 класс" для учащихся с  ОВЗ....

Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 9 класс

Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 9 класс...

Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 7 класс

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом исовременных мировых требо...