Факультативный курс "Геометрия на клетчатой бумаге"
элективный курс по геометрии (7 класс) на тему

Критинина Ольга Михайловна

Для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_2015-16.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района

 Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  

тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  МО учителей

от _____ 201_  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________    

 подпись                             Ф.И.О.

__________ 201_  года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

__________     Штельцер И.Е.

№______  

 

 от _________        201__г .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    ______факультативному  курсу по математике «Геометрия на клетчатой бумаге»___

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) __основное общее образование, 7 а, 7 б  класс____     

                                             (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов __ 17 

Учитель    __Критинина О.М._________________________________________________

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  Примерной программы основного общего образования по математике (www.mon.gov.ru, 2005 год) и в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по алгебре «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009»

_____________________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2015 - 2016 учебный год

.


1.Пояснительная записка

Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа факультативного курса по математике для учащихся 7 классов направлена на устранение пробелов  знаний по предмету. Темы программы примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи. Тематика задач не выходит за рамки основного курса. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Эти задачи отличаются от обычных задач из действующих учебников  и задачников по геометрии, и в то же время они не требуют дополнительных сведений, направлены именно на обобщающее повторение, на понимание, выработку необходимых геометрических компентенций.

Данная программа факультативного курса «Геометрия на клетчатой бумаге», предназначена для работы с учащимися VII классов. Она составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 17 часов. Тематика факультативных занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.

Основная цель факультативных занятий: 

- сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.

2.Содержание программы

Глава I Начальные геометрические сведения

Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы.

Глава II Треугольники

Признаки равенства треугольников. Задачи на построение. Медианы, биссектрисы  и высоты треугольника.

Глава III Параллельные прямые

Признаки параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Практические способы построения прямых.

Глава IV Соотношения между сторонами и углами треугольника

Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Древнегреческие ученые.

Распределение часов по темам

7 класс

п/п

Содержание

Кол-во

часов

1

Глава I.  Начальные геометрические сведения

4

2

Глава II.  Треугольники

4

3

Глава III.  Параллельные прямые

4

4

Глава IV.  Соотношения между сторонами и углами треугольника

5

Итого:

17

3.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге» у учащихся закрепятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.

Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.

Предлагаемые факультативные занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики.

Таким образом, программа факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Факультативный курс имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.

4.Перечень учебно - методической литературы:

  1. Александрова, Э. Б. Стол находок утерянных чисел / Э. Б. Александрова, В. А. Левшин. — М. : Детская литература, 1988. — 63 с.
  2. Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с.
  3. Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. — М. : Просвещение, 1971. — 464 с.
  4. Беррондо М. Занимательные задачи / М. Беррондо; пер. с фр. Ю. Н. Сударева; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1983. — 229 с.
  5. Болгарский, Б. В. Очерки по истории математики / Б. В. Болгарский; под ред. В. Д. Чистякова. — Минск : Вышэйш. школа, 1974. — 288 с.
  6. Виленкин, Н. Я. Тайны бесконечности / Н. Я. Виленкин // Квант. — 1970. — № 3. — С. 3—13.
  7. Волина, В. В. Мир математики / В. В. Волина. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 508 с.
  8. Ганчив И. Математический фольклор / И. Ганчив, К. Чимев, Й. Стоянов. — М. : Знание, 1987. — 205 с.
  9. Глейзер, Г. И. История математики в школе VII—VIII кл.: пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.
  10. Глейзер, Г. И. История математики в школе: IV—VI кл. : пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1981. — 239 с.
  11. Депман, И. Я. Рассказы о математике / И. Я. Депман. — Л. : Детгиз, 1957. — 142 с.
  12. Депман, И. Я. Рассказы о решении задач / И. Я. Депман. — Л. : Детская литература, 1957. — 127 с.
  13. И.Смирнова, В.Смирнов  «Геометрия на клетчатой бумаге»

Календарно - тематическое планирование (7 а класс)

п\п

Изучаемый материал

кол-во часов

Дата

1

Элементы истории геометрии. Историческая справка «Кто это, Евклид?»

1

14.09

2

Основные понятия геометрии

1

28.09

3-4

Прямые и углы.

2

12.10

26.10

5-6

Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод.

2

09.11

23.11

7

Неутомимые труженики в геометрии: равнобедренный и равносторонний треугольники.

1

14.12

8

Задачи на построение.

1

28.12

9

Практические способы построения параллельных прямых

1

10-12

Задачи на применение признаков параллельных прямых.

3

13-15

Виды треугольников.

3

16

Древнегреческие ученые. Геометрия Лобачевского.

1

17

Итоговое повторение геометрии.

1

Календарно - тематическое планирование (7 б класс)

п\п

Изучаемый материал

кол-во часов

Дата

1

Элементы истории геометрии. Историческая справка «Кто это, Евклид?»

1

09.09

2

Основные понятия геометрии

1

23.09

3-4

Прямые и углы.

2

07.10

21.10

5-6

Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод.

2

11.11

25.11

7

Неутомимые труженики в геометрии: равнобедренный и равносторонний треугольники.

1

09.12

8

Задачи на построение.

1

23.12

9

Практические способы построения параллельных прямых

1

10-12

Задачи на применение признаков параллельных прямых.

3

13-15

Виды треугольников.

3

16

Древнегреческие ученые. Геометрия Лобачевского.

1

17

Итоговое повторение геометрии.

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района

 Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  

тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  МО учителей

от _____ 201_  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________    

 подпись                             Ф.И.О.

__________ 201_  года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

__________     Штельцер И.Е.

№______  

 

 от _________        201__г .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    ______факультативному  курсу по математике «Геометрия на клетчатой бумаге»___

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) __основное общее образование, 7 г  класс____     

                                             (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов __ 35 

Учитель    __Критинина О.М._________________________________________________

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  Примерной программы основного общего образования по математике (www.mon.gov.ru, 2005 год) и в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по алгебре «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009»

_____________________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2015 - 2016 учебный год

.


1.Пояснительная записка

Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа факультативного курса по математике для учащихся 7 классов направлена на устранение пробелов  знаний по предмету. Темы программы примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи. Тематика задач не выходит за рамки основного курса. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Эти задачи отличаются от обычных задач из действующих учебников  и задачников по геометрии, и в то же время они не требуют дополнительных сведений, направлены именно на обобщающее повторение, на понимание, выработку необходимых геометрических компентенций.

Данная программа факультативного курса «Геометрия на клетчатой бумаге», предназначена для работы с учащимися VII классов. Она составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 35 часов. Тематика факультативных занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.

Основная цель факультативных занятий: 

- сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.

2.Содержание программы

Глава I Начальные геометрические сведения

Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы.

Глава II Треугольники

Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Задачи на построение. Медианы, биссектрисы  и высоты треугольника. Окружность.

Глава III Параллельные прямые

Признаки параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Практические способы построения прямых.

Глава IV Соотношения между сторонами и углами треугольника

Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Неравенство треугольника. Древнегреческие ученые.

Распределение часов по темам

7 класс

п/п

Содержание

Кол-во

часов

1

Глава I.  Начальные геометрические сведения

8

2

Глава II.  Треугольники

10

3

Глава III.  Параллельные прямые

8

4

Глава IV.  Соотношения между сторонами и углами треугольника

9

Итого:

35

3.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге» у учащихся закрепятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.

Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.

Предлагаемые факультативные занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики.

Таким образом, программа факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Факультативный курс имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.

4.Перечень учебно - методической литературы:

  1. Александрова, Э. Б. Стол находок утерянных чисел / Э. Б. Александрова, В. А. Левшин. — М. : Детская литература, 1988. — 63 с.
  2. Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с.
  3. Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. — М. : Просвещение, 1971. — 464 с.
  4. Беррондо М. Занимательные задачи / М. Беррондо; пер. с фр. Ю. Н. Сударева; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1983. — 229 с.
  5. Болгарский, Б. В. Очерки по истории математики / Б. В. Болгарский; под ред. В. Д. Чистякова. — Минск : Вышэйш. школа, 1974. — 288 с.
  6. Виленкин, Н. Я. Тайны бесконечности / Н. Я. Виленкин // Квант. — 1970. — № 3. — С. 3—13.
  7. Волина, В. В. Мир математики / В. В. Волина. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 508 с.
  8. Ганчив И. Математический фольклор / И. Ганчив, К. Чимев, Й. Стоянов. — М. : Знание, 1987. — 205 с.
  9. Глейзер, Г. И. История математики в школе VII—VIII кл.: пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.
  10. Глейзер, Г. И. История математики в школе: IV—VI кл. : пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1981. — 239 с.
  11. Депман, И. Я. Рассказы о математике / И. Я. Депман. — Л. : Детгиз, 1957. — 142 с.
  12. Депман, И. Я. Рассказы о решении задач / И. Я. Депман. — Л. : Детская литература, 1957. — 127 с.
  13. И.Смирнова, В.Смирнов  «Геометрия на клетчатой бумаге»

Календарно - тематическое планирование (7 г класс)

п\п

Изучаемый материал

кол-во часов

Дата

1

Элементы истории геометрии. Историческая справка «Кто это, Евклид?»

1

02.09

2

Основные понятия геометрии

1

09.09

3-5

Прямые и углы.

3

16.09

23.09

30.09

6-8

Задачи на вычисление

3

07.10

14.10

21.10

9-11

Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод.

3

28.10

11.11

18.11

12-13

Неутомимые труженики в геометрии: равнобедренный и равносторонний треугольники.

2

25.11

02.12

14-15

Задачи на построение.

2

09.12

16.12

16-18

Задачи на доказательство

3

23.12

30.12

19-20

Практические способы построения параллельных прямых

2

21-24

Задачи на применение признаков параллельных прямых.

4

25-26

Решение задач на местности

2

27-31

Виды треугольников.

5

32-33

Древнегреческие ученые. Геометрия Лобачевского.

2

34-35

Итоговое повторение геометрии.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по теме: Вычисление площадей плоских фигур, изображенных на клетчатой бумаге.

План – конспект урока математики в 5 Б классе по теме: «Вычисление площадей плоских фигур, изображенных на клетчатой бумаге».Цели урока:- содержательная: с помощью практических заданий обеспечить пони...

Вычисление площади фигур на клетчатой бумаге.

Данная презентация разработана мной с целбю подготовки учащихся к КДР, будет полезна при подготовке к ЕГЭ....

Площадьпрямоугольника. Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге с помощью формулы Пика

формирование понятие «Площади» как величины; единицы площади -закрепление формул площади прямоугольника и квадрата - способы нахождения площади треугольника и других многоугольников, использ...

Задачи на клетчатой бумаге

Презентация к факультативному занятию в 6 классе по теме "Задачи на клетчатой бумаге". В разработку входят 11 задач разного уровня сложности и предлагаются учащимся  2 задачи в качестве домашнего...

Урок математики в 6 классе "Геометрия на клетчатой бумаге"

Урок «Геометрия на клетчатой бумаге»Класс: 6Предмет: математикаАвтор учебника: Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. Учебник для 6 класса. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2011. (Образователь...

Арифметическая прогрессия на клетчатой бумаге.

Работа о вычислении суммы членов арифметической прогрессии с помощью прямоугольника.Выполнял ученик 9 класса Торлопов Павел....

В рамках подготовки к ОГЭ по математике: "Линейные уравнения, неравенства, степени", "Смежные углы, параллелограмм, синус, косинус, тангенс на клетчатой бумаге"

Материал для отработки практических умений решать задания базового уровня сложности по модулю "Алгебра", "Геометрия"...