Факультативный курс "Геометрия на клетчатой бумаге"
элективный курс по геометрии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71
тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл. адрес: but-school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей от _____ 201_ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________________ подпись Ф.И.О. __________ 201_ года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы __________ Штельцер И.Е. №______
от _________ 201__г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ______факультативному курсу по математике «Геометрия на клетчатой бумаге»___
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) __основное общее образование, 7 а, 7 б класс____
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов __ 17
Учитель __Критинина О.М._________________________________________________
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по математике (www.mon.gov.ru, 2005 год) и в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по алгебре «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009»
_____________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2015 - 2016 учебный год
.
1.Пояснительная записка
Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа факультативного курса по математике для учащихся 7 классов направлена на устранение пробелов знаний по предмету. Темы программы примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи. Тематика задач не выходит за рамки основного курса. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Эти задачи отличаются от обычных задач из действующих учебников и задачников по геометрии, и в то же время они не требуют дополнительных сведений, направлены именно на обобщающее повторение, на понимание, выработку необходимых геометрических компентенций.
Данная программа факультативного курса «Геометрия на клетчатой бумаге», предназначена для работы с учащимися VII классов. Она составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 17 часов. Тематика факультативных занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Основная цель факультативных занятий:
- сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.
2.Содержание программы
Глава I Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы.
Глава II Треугольники
Признаки равенства треугольников. Задачи на построение. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Глава III Параллельные прямые
Признаки параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Практические способы построения прямых.
Глава IV Соотношения между сторонами и углами треугольника
Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Древнегреческие ученые.
Распределение часов по темам
7 класс | ||
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Глава I. Начальные геометрические сведения | 4 |
2 | Глава II. Треугольники | 4 |
3 | Глава III. Параллельные прямые | 4 |
4 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 5 |
Итого: | 17 |
3.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге» у учащихся закрепятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.
Предлагаемые факультативные занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики.
Таким образом, программа факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Факультативный курс имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
4.Перечень учебно - методической литературы:
- Александрова, Э. Б. Стол находок утерянных чисел / Э. Б. Александрова, В. А. Левшин. — М. : Детская литература, 1988. — 63 с.
- Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с.
- Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. — М. : Просвещение, 1971. — 464 с.
- Беррондо М. Занимательные задачи / М. Беррондо; пер. с фр. Ю. Н. Сударева; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1983. — 229 с.
- Болгарский, Б. В. Очерки по истории математики / Б. В. Болгарский; под ред. В. Д. Чистякова. — Минск : Вышэйш. школа, 1974. — 288 с.
- Виленкин, Н. Я. Тайны бесконечности / Н. Я. Виленкин // Квант. — 1970. — № 3. — С. 3—13.
- Волина, В. В. Мир математики / В. В. Волина. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 508 с.
- Ганчив И. Математический фольклор / И. Ганчив, К. Чимев, Й. Стоянов. — М. : Знание, 1987. — 205 с.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе VII—VIII кл.: пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе: IV—VI кл. : пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1981. — 239 с.
- Депман, И. Я. Рассказы о математике / И. Я. Депман. — Л. : Детгиз, 1957. — 142 с.
- Депман, И. Я. Рассказы о решении задач / И. Я. Депман. — Л. : Детская литература, 1957. — 127 с.
- И.Смирнова, В.Смирнов «Геометрия на клетчатой бумаге»
Календарно - тематическое планирование (7 а класс)
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов | Дата |
1 | Элементы истории геометрии. Историческая справка «Кто это, Евклид?» | 1 | 14.09 |
2 | Основные понятия геометрии | 1 | 28.09 |
3-4 | Прямые и углы. | 2 | 12.10 26.10 |
5-6 | Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод. | 2 | 09.11 23.11 |
7 | Неутомимые труженики в геометрии: равнобедренный и равносторонний треугольники. | 1 | 14.12 |
8 | Задачи на построение. | 1 | 28.12 |
9 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | |
10-12 | Задачи на применение признаков параллельных прямых. | 3 | |
13-15 | Виды треугольников. | 3 | |
16 | Древнегреческие ученые. Геометрия Лобачевского. | 1 | |
17 | Итоговое повторение геометрии. | 1 |
Календарно - тематическое планирование (7 б класс)
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов | Дата |
1 | Элементы истории геометрии. Историческая справка «Кто это, Евклид?» | 1 | 09.09 |
2 | Основные понятия геометрии | 1 | 23.09 |
3-4 | Прямые и углы. | 2 | 07.10 21.10 |
5-6 | Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод. | 2 | 11.11 25.11 |
7 | Неутомимые труженики в геометрии: равнобедренный и равносторонний треугольники. | 1 | 09.12 |
8 | Задачи на построение. | 1 | 23.12 |
9 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | |
10-12 | Задачи на применение признаков параллельных прямых. | 3 | |
13-15 | Виды треугольников. | 3 | |
16 | Древнегреческие ученые. Геометрия Лобачевского. | 1 | |
17 | Итоговое повторение геометрии. | 1 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71
тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл. адрес: but-school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей от _____ 201_ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________________ подпись Ф.И.О. __________ 201_ года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы __________ Штельцер И.Е. №______
от _________ 201__г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ______факультативному курсу по математике «Геометрия на клетчатой бумаге»___
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) __основное общее образование, 7 г класс____
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов __ 35
Учитель __Критинина О.М._________________________________________________
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по математике (www.mon.gov.ru, 2005 год) и в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по алгебре «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009»
_____________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2015 - 2016 учебный год
.
1.Пояснительная записка
Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа факультативного курса по математике для учащихся 7 классов направлена на устранение пробелов знаний по предмету. Темы программы примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи. Тематика задач не выходит за рамки основного курса. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Эти задачи отличаются от обычных задач из действующих учебников и задачников по геометрии, и в то же время они не требуют дополнительных сведений, направлены именно на обобщающее повторение, на понимание, выработку необходимых геометрических компентенций.
Данная программа факультативного курса «Геометрия на клетчатой бумаге», предназначена для работы с учащимися VII классов. Она составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 35 часов. Тематика факультативных занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Основная цель факультативных занятий:
- сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.
2.Содержание программы
Глава I Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы.
Глава II Треугольники
Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Задачи на построение. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Окружность.
Глава III Параллельные прямые
Признаки параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Практические способы построения прямых.
Глава IV Соотношения между сторонами и углами треугольника
Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Неравенство треугольника. Древнегреческие ученые.
Распределение часов по темам
7 класс | ||
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Глава I. Начальные геометрические сведения | 8 |
2 | Глава II. Треугольники | 10 |
3 | Глава III. Параллельные прямые | 8 |
4 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 9 |
Итого: | 35 |
3.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге» у учащихся закрепятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.
Предлагаемые факультативные занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики.
Таким образом, программа факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Факультативный курс имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
4.Перечень учебно - методической литературы:
- Александрова, Э. Б. Стол находок утерянных чисел / Э. Б. Александрова, В. А. Левшин. — М. : Детская литература, 1988. — 63 с.
- Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с.
- Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. — М. : Просвещение, 1971. — 464 с.
- Беррондо М. Занимательные задачи / М. Беррондо; пер. с фр. Ю. Н. Сударева; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1983. — 229 с.
- Болгарский, Б. В. Очерки по истории математики / Б. В. Болгарский; под ред. В. Д. Чистякова. — Минск : Вышэйш. школа, 1974. — 288 с.
- Виленкин, Н. Я. Тайны бесконечности / Н. Я. Виленкин // Квант. — 1970. — № 3. — С. 3—13.
- Волина, В. В. Мир математики / В. В. Волина. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 508 с.
- Ганчив И. Математический фольклор / И. Ганчив, К. Чимев, Й. Стоянов. — М. : Знание, 1987. — 205 с.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе VII—VIII кл.: пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе: IV—VI кл. : пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1981. — 239 с.
- Депман, И. Я. Рассказы о математике / И. Я. Депман. — Л. : Детгиз, 1957. — 142 с.
- Депман, И. Я. Рассказы о решении задач / И. Я. Депман. — Л. : Детская литература, 1957. — 127 с.
- И.Смирнова, В.Смирнов «Геометрия на клетчатой бумаге»
Календарно - тематическое планирование (7 г класс)
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов | Дата |
1 | Элементы истории геометрии. Историческая справка «Кто это, Евклид?» | 1 | 02.09 |
2 | Основные понятия геометрии | 1 | 09.09 |
3-5 | Прямые и углы. | 3 | 16.09 23.09 30.09 |
6-8 | Задачи на вычисление | 3 | 07.10 14.10 21.10 |
9-11 | Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод. | 3 | 28.10 11.11 18.11 |
12-13 | Неутомимые труженики в геометрии: равнобедренный и равносторонний треугольники. | 2 | 25.11 02.12 |
14-15 | Задачи на построение. | 2 | 09.12 16.12 |
16-18 | Задачи на доказательство | 3 | 23.12 30.12 |
19-20 | Практические способы построения параллельных прямых | 2 | |
21-24 | Задачи на применение признаков параллельных прямых. | 4 | |
25-26 | Решение задач на местности | 2 | |
27-31 | Виды треугольников. | 5 | |
32-33 | Древнегреческие ученые. Геометрия Лобачевского. | 2 | |
34-35 | Итоговое повторение геометрии. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вычисление площади фигур на клетчатой бумаге.
Данная презентация разработана мной с целбю подготовки учащихся к КДР, будет полезна при подготовке к ЕГЭ....
Площадьпрямоугольника. Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге с помощью формулы Пика
формирование понятие «Площади» как величины; единицы площади -закрепление формул площади прямоугольника и квадрата - способы нахождения площади треугольника и других многоугольников, использ...
Задачи на клетчатой бумаге
Презентация к факультативному занятию в 6 классе по теме "Задачи на клетчатой бумаге". В разработку входят 11 задач разного уровня сложности и предлагаются учащимся 2 задачи в качестве домашнего...
Урок математики в 6 классе "Геометрия на клетчатой бумаге"
Урок «Геометрия на клетчатой бумаге»Класс: 6Предмет: математикаАвтор учебника: Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. Учебник для 6 класса. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2011. (Образователь...
Арифметическая прогрессия на клетчатой бумаге.
Работа о вычислении суммы членов арифметической прогрессии с помощью прямоугольника.Выполнял ученик 9 класса Торлопов Павел....
В рамках подготовки к ОГЭ по математике: "Линейные уравнения, неравенства, степени", "Смежные углы, параллелограмм, синус, косинус, тангенс на клетчатой бумаге"
Материал для отработки практических умений решать задания базового уровня сложности по модулю "Алгебра", "Геометрия"...
Урок по теме "Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге. Формула Пика."
Разработка урока по геометрии "Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге. Формула Пика" 8 класс. Содержит конспект и презентацию. Можно использовать при подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике....