Факультативный курс "Геометрия на клетчатой бумаге"
элективный курс по геометрии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71
тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл. адрес: but-school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей от _____ 201_ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________________ подпись Ф.И.О. __________ 201_ года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы __________ Штельцер И.Е. №______
от _________ 201__г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ______факультативному курсу по математике «Геометрия на клетчатой бумаге»___
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) __основное общее образование, 7 а, 7 б класс____
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов __ 17
Учитель __Критинина О.М._________________________________________________
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по математике (www.mon.gov.ru, 2005 год) и в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по алгебре «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009»
_____________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2015 - 2016 учебный год
.
1.Пояснительная записка
Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа факультативного курса по математике для учащихся 7 классов направлена на устранение пробелов знаний по предмету. Темы программы примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи. Тематика задач не выходит за рамки основного курса. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Эти задачи отличаются от обычных задач из действующих учебников и задачников по геометрии, и в то же время они не требуют дополнительных сведений, направлены именно на обобщающее повторение, на понимание, выработку необходимых геометрических компентенций.
Данная программа факультативного курса «Геометрия на клетчатой бумаге», предназначена для работы с учащимися VII классов. Она составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 17 часов. Тематика факультативных занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Основная цель факультативных занятий:
- сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.
2.Содержание программы
Глава I Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы.
Глава II Треугольники
Признаки равенства треугольников. Задачи на построение. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Глава III Параллельные прямые
Признаки параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Практические способы построения прямых.
Глава IV Соотношения между сторонами и углами треугольника
Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Древнегреческие ученые.
Распределение часов по темам
7 класс | ||
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Глава I. Начальные геометрические сведения | 4 |
2 | Глава II. Треугольники | 4 |
3 | Глава III. Параллельные прямые | 4 |
4 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 5 |
Итого: | 17 |
3.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге» у учащихся закрепятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.
Предлагаемые факультативные занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики.
Таким образом, программа факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Факультативный курс имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
4.Перечень учебно - методической литературы:
- Александрова, Э. Б. Стол находок утерянных чисел / Э. Б. Александрова, В. А. Левшин. — М. : Детская литература, 1988. — 63 с.
- Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с.
- Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. — М. : Просвещение, 1971. — 464 с.
- Беррондо М. Занимательные задачи / М. Беррондо; пер. с фр. Ю. Н. Сударева; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1983. — 229 с.
- Болгарский, Б. В. Очерки по истории математики / Б. В. Болгарский; под ред. В. Д. Чистякова. — Минск : Вышэйш. школа, 1974. — 288 с.
- Виленкин, Н. Я. Тайны бесконечности / Н. Я. Виленкин // Квант. — 1970. — № 3. — С. 3—13.
- Волина, В. В. Мир математики / В. В. Волина. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 508 с.
- Ганчив И. Математический фольклор / И. Ганчив, К. Чимев, Й. Стоянов. — М. : Знание, 1987. — 205 с.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе VII—VIII кл.: пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе: IV—VI кл. : пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1981. — 239 с.
- Депман, И. Я. Рассказы о математике / И. Я. Депман. — Л. : Детгиз, 1957. — 142 с.
- Депман, И. Я. Рассказы о решении задач / И. Я. Депман. — Л. : Детская литература, 1957. — 127 с.
- И.Смирнова, В.Смирнов «Геометрия на клетчатой бумаге»
Календарно - тематическое планирование (7 а класс)
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов | Дата |
1 | Элементы истории геометрии. Историческая справка «Кто это, Евклид?» | 1 | 14.09 |
2 | Основные понятия геометрии | 1 | 28.09 |
3-4 | Прямые и углы. | 2 | 12.10 26.10 |
5-6 | Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод. | 2 | 09.11 23.11 |
7 | Неутомимые труженики в геометрии: равнобедренный и равносторонний треугольники. | 1 | 14.12 |
8 | Задачи на построение. | 1 | 28.12 |
9 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | |
10-12 | Задачи на применение признаков параллельных прямых. | 3 | |
13-15 | Виды треугольников. | 3 | |
16 | Древнегреческие ученые. Геометрия Лобачевского. | 1 | |
17 | Итоговое повторение геометрии. | 1 |
Календарно - тематическое планирование (7 б класс)
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов | Дата |
1 | Элементы истории геометрии. Историческая справка «Кто это, Евклид?» | 1 | 09.09 |
2 | Основные понятия геометрии | 1 | 23.09 |
3-4 | Прямые и углы. | 2 | 07.10 21.10 |
5-6 | Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод. | 2 | 11.11 25.11 |
7 | Неутомимые труженики в геометрии: равнобедренный и равносторонний треугольники. | 1 | 09.12 |
8 | Задачи на построение. | 1 | 23.12 |
9 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | |
10-12 | Задачи на применение признаков параллельных прямых. | 3 | |
13-15 | Виды треугольников. | 3 | |
16 | Древнегреческие ученые. Геометрия Лобачевского. | 1 | |
17 | Итоговое повторение геометрии. | 1 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71
тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл. адрес: but-school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей от _____ 201_ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________________ подпись Ф.И.О. __________ 201_ года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы __________ Штельцер И.Е. №______
от _________ 201__г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ______факультативному курсу по математике «Геометрия на клетчатой бумаге»___
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) __основное общее образование, 7 г класс____
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов __ 35
Учитель __Критинина О.М._________________________________________________
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по математике (www.mon.gov.ru, 2005 год) и в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по алгебре «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009»
_____________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2015 - 2016 учебный год
.
1.Пояснительная записка
Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа факультативного курса по математике для учащихся 7 классов направлена на устранение пробелов знаний по предмету. Темы программы примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи. Тематика задач не выходит за рамки основного курса. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Эти задачи отличаются от обычных задач из действующих учебников и задачников по геометрии, и в то же время они не требуют дополнительных сведений, направлены именно на обобщающее повторение, на понимание, выработку необходимых геометрических компентенций.
Данная программа факультативного курса «Геометрия на клетчатой бумаге», предназначена для работы с учащимися VII классов. Она составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 35 часов. Тематика факультативных занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Основная цель факультативных занятий:
- сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.
2.Содержание программы
Глава I Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы.
Глава II Треугольники
Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Задачи на построение. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Окружность.
Глава III Параллельные прямые
Признаки параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Практические способы построения прямых.
Глава IV Соотношения между сторонами и углами треугольника
Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Неравенство треугольника. Древнегреческие ученые.
Распределение часов по темам
7 класс | ||
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Глава I. Начальные геометрические сведения | 8 |
2 | Глава II. Треугольники | 10 |
3 | Глава III. Параллельные прямые | 8 |
4 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 9 |
Итого: | 35 |
3.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге» у учащихся закрепятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.
Предлагаемые факультативные занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики.
Таким образом, программа факультативных занятий «Геометрия на клетчатой бумаге», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Факультативный курс имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
4.Перечень учебно - методической литературы:
- Александрова, Э. Б. Стол находок утерянных чисел / Э. Б. Александрова, В. А. Левшин. — М. : Детская литература, 1988. — 63 с.
- Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с.
- Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. — М. : Просвещение, 1971. — 464 с.
- Беррондо М. Занимательные задачи / М. Беррондо; пер. с фр. Ю. Н. Сударева; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1983. — 229 с.
- Болгарский, Б. В. Очерки по истории математики / Б. В. Болгарский; под ред. В. Д. Чистякова. — Минск : Вышэйш. школа, 1974. — 288 с.
- Виленкин, Н. Я. Тайны бесконечности / Н. Я. Виленкин // Квант. — 1970. — № 3. — С. 3—13.
- Волина, В. В. Мир математики / В. В. Волина. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 508 с.
- Ганчив И. Математический фольклор / И. Ганчив, К. Чимев, Й. Стоянов. — М. : Знание, 1987. — 205 с.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе VII—VIII кл.: пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.
- Глейзер, Г. И. История математики в школе: IV—VI кл. : пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1981. — 239 с.
- Депман, И. Я. Рассказы о математике / И. Я. Депман. — Л. : Детгиз, 1957. — 142 с.
- Депман, И. Я. Рассказы о решении задач / И. Я. Депман. — Л. : Детская литература, 1957. — 127 с.
- И.Смирнова, В.Смирнов «Геометрия на клетчатой бумаге»
Календарно - тематическое планирование (7 г класс)
№ п\п | Изучаемый материал | кол-во часов | Дата |
1 | Элементы истории геометрии. Историческая справка «Кто это, Евклид?» | 1 | 02.09 |
2 | Основные понятия геометрии | 1 | 09.09 |
3-5 | Прямые и углы. | 3 | 16.09 23.09 30.09 |
6-8 | Задачи на вычисление | 3 | 07.10 14.10 21.10 |
9-11 | Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод. | 3 | 28.10 11.11 18.11 |
12-13 | Неутомимые труженики в геометрии: равнобедренный и равносторонний треугольники. | 2 | 25.11 02.12 |
14-15 | Задачи на построение. | 2 | 09.12 16.12 |
16-18 | Задачи на доказательство | 3 | 23.12 30.12 |
19-20 | Практические способы построения параллельных прямых | 2 | |
21-24 | Задачи на применение признаков параллельных прямых. | 4 | |
25-26 | Решение задач на местности | 2 | |
27-31 | Виды треугольников. | 5 | |
32-33 | Древнегреческие ученые. Геометрия Лобачевского. | 2 | |
34-35 | Итоговое повторение геометрии. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по теме: Вычисление площадей плоских фигур, изображенных на клетчатой бумаге.
План – конспект урока математики в 5 Б классе по теме: «Вычисление площадей плоских фигур, изображенных на клетчатой бумаге».Цели урока:- содержательная: с помощью практических заданий обеспечить пони...
Вычисление площади фигур на клетчатой бумаге.
Данная презентация разработана мной с целбю подготовки учащихся к КДР, будет полезна при подготовке к ЕГЭ....
Площадьпрямоугольника. Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге с помощью формулы Пика
формирование понятие «Площади» как величины; единицы площади -закрепление формул площади прямоугольника и квадрата - способы нахождения площади треугольника и других многоугольников, использ...
Задачи на клетчатой бумаге
Презентация к факультативному занятию в 6 классе по теме "Задачи на клетчатой бумаге". В разработку входят 11 задач разного уровня сложности и предлагаются учащимся 2 задачи в качестве домашнего...
Урок математики в 6 классе "Геометрия на клетчатой бумаге"
Урок «Геометрия на клетчатой бумаге»Класс: 6Предмет: математикаАвтор учебника: Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. Учебник для 6 класса. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2011. (Образователь...
Арифметическая прогрессия на клетчатой бумаге.
Работа о вычислении суммы членов арифметической прогрессии с помощью прямоугольника.Выполнял ученик 9 класса Торлопов Павел....
В рамках подготовки к ОГЭ по математике: "Линейные уравнения, неравенства, степени", "Смежные углы, параллелограмм, синус, косинус, тангенс на клетчатой бумаге"
Материал для отработки практических умений решать задания базового уровня сложности по модулю "Алгебра", "Геометрия"...