Рабочая программа Геометрия 10 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (10 класс) на тему

Гарибян Ольга Фёдоровна

Рабочая программа составлена на основе

·        федерального компонента государственного стандарта общего образования,

·        примерной программы по математике основного общего образования,

·        авторской программы «Геометрия, 10 – 11», авт. Л.С. Атанасян и др.,

·          федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass_atanasyan.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Рабочая программа составлена на основе

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,
  • примерной программы по математике основного общего образования,
  • авторской программы «Геометрия, 10 – 11», авт. Л.С. Атанасян и др.,
  •   федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования

Актуальность курса

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Цели  обучения 

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

Задачи обучения

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

  Общая характеристика предмета

  1. Введение.

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

  1. Параллельность прямых и плоскостей.

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

  1. Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей.

  1. Многогранники.

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

  1. Повторение. Решение задач.

Место предмета:

Планирование  курса     для  10 класса  в  соответствии  с  учебным  планом  рассчитано  на  68 часов

Содержание  курса  

Введение (5 час).

 Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство) и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом.

Параллельность прямых и плоскостей (19 часов, из них 2 часа контрольные работы, 1 час зачет).

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости, признак и свойства. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.

Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур.

Тетраэдр и параллелепипед, куб. Сечения куба, призмы, пирамиды.

Перпендикулярность прямых и плоскостей (21 час, из них 1 час контрольная работа, 1 час зачет).

Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Площадь ортогональной проекции многоугольника.

Многогранники (12 часов, из них 1 час контрольная работа, 1 час зачет).

Понятие многогранника, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности.

 Прямая и наклонная призма. Правильная призма.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая и зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Векторы в пространстве (6 часов, из них 1 час зачет).

Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Повторение курса геометрии 10 класса (4 часа)

Результаты изучения учебного предмета

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический чертеж.
  • Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
  • Уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве.
  • Уметь изображать основные многоугольники; выполнять чертежи по условию задач.
  • Уметь строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды.
  • Уметь решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
  • Уметь использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь распознавать на чертежах  и моделях пространственные формы.
  • Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении.
  • Проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

1.  Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обоснованиях  решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах.

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.  Оценка устных ответов обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Литература

  1. Атанасян Л.С.  Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2009.
  2. Бурмистрова Т.А. Геометрия.  10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. -  М., «Просвещение», 2010.
  3. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике. - М., «Дрофа», 2002.
  4. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике //»Вестник образования» - 2004 - № 14 - с.107-119.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Учебник

(пункт)

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ. АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ И ИХ СЛЕДСТВИЯ

5

1

Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии.

1

1, п.1,2

2

Некоторые следствия из аксиом

1

1, п.3

3

Повторение формулировок аксиом и доказательств следствий из них

1

1, п.1,2,3

4.

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. Подготовка к ЕГЭ

1

1, п.1,2,3

5

Самостоятельная работа по теме «Аксиомы стереометрии и их следствия»

1

1, п.1,2,3

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Учебник

(пункт)

План

Факт

ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

19

6

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых

1

1, п.4,5

7

Параллельность прямой и плоскости

1

1, п.6

8

Повторение теории, решение задач на параллельность прямых. Подготовка к ЕГЭ

1

1, п.4,5,6

9

Решение задач на применение параллельности прямой и плоскости

1

1, п.4,5,6

10

Самостоятельная работа по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

1

1, п.4,5,6

11

Скрещивающиеся прямые. Подготовка к ЕГЭ

1

1, п.7

12

Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми в пространстве.

1

1, п. 8,9

13

Повторение теории, решение задач на взаимное расположение прямых в пространстве.

1

1, п.7-9

14

Решение задач по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

1

1, п.4-9

15

Контрольная работа №1 «Взаимное расположение прямых в пространстве»

1

1, п.1-9

16

Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.

1

1,п.10,11

17

Решение задач на применение определения и свойств параллельных плоскостей.

1

1,п.10,11

18

Тетраэдр. Подготовка к ЕГЭ

1

1,п.12

19

Параллелепипед. Подготовка к ЕГЭ

1

1,п.13

20

Примеры задач на построение сечений

1

1, п.14

21

Задачи на построение сечений

1

1,п.14

22

Повторение теории. Решение задач.

1

1,п.10-14

23.

Контрольная работа №2 «Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед»

1

1,п.10-14

24

Зачёт №1 «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей»

1

1,п.1-14

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

21

25

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

1

1, п.15,16

26

Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Подготовка к ЕГЭ

1

1, п.17

27

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

1, п. 18

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Учебник

(пункт)

План

Факт

28

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

1

1,п. 15-18

29

Повторение теории. Решение задач

1

1,п. 15-18

30

Самостоятельная работа по теме «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости»

1

1,п. 15-18

31

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах.

1

1, п. 19,20

32

Угол между прямой и плоскостью.

1

1, п. 21

33

Повторение теории. Решение задач. Подготовка к ЕГЭ

1

1,п. 19-21

34

Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах

1

1,п. 19-21

35

Решение задач  на применение угла между прямой и плоскостью.

1

1,п. 19-21

36

Самостоятельная работа по теме «Теорема о трёх перпендикулярах»

1

1,п. 19-21

37

Двугранный угол. Подготовка к ЕГЭ

1

1, п.22

38

Признак перпендикулярности двух плоскостей.

1

1,п. 23

39.

Прямоугольный параллелепипед

1

1, п.24

40

Решение задач на применение свойств прямоугольного параллелепипеда

1

1, п.24

41

Повторение теории и решение задач. Подготовка к ЕГЭ

1

1, п.15-24

42

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»

1

1, п.15-24

43

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

1, п.15-24

44

Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

1, п.15-24

45

Зачёт №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

1, п.15-24

МНОГОГРАННИКИ

13

46

Понятие многогранника. Призма.

1

1, п.27-30

47

Площадь боковой поверхности призмы

1

1, п.27-30

48

Решение задач на нахождение элементов и поверхности призмы

1

1, п.27-30

49

Самостоятельная работа по теме «Призма»

1

1, п.27-30

50

Пирамида. Подготовка к ЕГЭ

1

1,п. 32

51

Правильная пирамида. Подготовка к ЕГЭ

1

1, п.33

52

Решение задач на нахождение элементов и поверхности пирамиды

1

1, п.32,33

53

Усечённая пирамида.

1

1, п.34

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Учебник

(пункт)

План

Факт

54

Самостоятельная работа по теме «Пирамида»

1

1, п.32-34

55

Правильные многогранники

1

1,п. 35-37

56

Повторение теории и решение задач по теме «Многогранники»

1

1, п.27-37

57

Контрольная работа №4 «Многогранники»

1

1, п.27-37

58

Зачёт №3 «Многогранники»

1

1, п.27-37

ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ

6

59

Понятие вектора. Равенство векторов.

1

1, п. 38,39

60

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.

1

1, п. 40,41

61

Умножение вектора на число.

1

1, п.42

62

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.

1

1, п. 43,44

63

Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

1

1, п.45

64

Зачёт №4 «Векторы в пространстве»

1

1, п.38-45

Повторение курса геометрии 10 класса

6

65

Повторение. Аксиомы стереометрии и их следствия. Подготовка к ЕГЭ

1

1, введение

66

Повторение. Параллельность прямых и плоскостей. Подготовка к ЕГЭ

1

1, главаI

67

Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Подготовка к ЕГЭ

1

1, главаII

68

Повторение. Применение теоремы о трёх перпендикулярах. Подготовка к ЕГЭ

1

1, главаII


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Уровень базовый, 2 часа в неделю...

Рабочая программа геометрия 7 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 7 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программа геометрия 8 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Геометрия 9 КЛАСС

Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования ...

Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.

Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.  А.В.Погорелов....

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.  А.В.Погорелов....

Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...