Технологическая карта урока геометрии по теме "Симметрия"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему
Урок в 8 классе по учебнику А.В. Погорелова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_geometrii_v_8_b_klasse.doc | 129.5 КБ |
vidy_simmetrii_k_uroku_geometrii_8b.ppt | 321.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 8 Б классе
Учитель: Лебедева О.Ю.
Тема урока: Симметрия. Виды симметрии.
Учебник: Погорелов А.В. «Геометрия 7 – 9»
Дата проведения: 22.04.2010
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Симметрия. Виды
симметрии»
Цели изучения темы:
- освоить знания о понятии движения на плоскости: симметриях, параллельном переносе, повороте;
- сформировать навыки построения точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте;
- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения геометрических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.
Цель урока: закрепить и обобщить знания по теме «Симметрия»
Обучающие цели:
- повторить центральную и осевую симметрии;
- закрепить знания по видам симметрии.
Развивающие цели:
- развивать аналитическое мышление;
- развивать память;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать интерес к изучению геометрии;
- развивать умение входить в группы и функционировать в них;
Воспитательные цели:
- формировать умение быть сдержанным, тактичным, уметь выслушать точку зрения других, быть ответственным в коллективном решении;
- формировать уверенность в себе;
Применяемые технологии:
- компьютерные;
- развивающие;
- проблемного обучения.
Применяемые формы работы:
- групповые;
- работа с компьютерными моделями;
- работа с учебной книгой.
ПЛАН УРОКА
1 | Организационный момент | 1 | мин |
2 | Создание проблемной ситуации | 1 | мин |
3 | Активизация деятельности учащихся | 1 | мин |
4 | Повторение центральной симметрии, принципа построения | 4 | мин |
5 | 1 | мин | |
6 | Групповая работа в тетрадях | 4 | мин |
7 | Анализ полученных результатов в группах. Подведение итогов | 1 | мин |
8 | Повторение осевой симметрии, принципа построения | 3 | мин |
9 | Повторение определений фигур, симметричных относительно точки и оси | 2 | мин |
10 | Постановка задачи по работе с фигурами | 1 | мин |
11 | Выполнение практической работы по определению симметричных фигур | 4 | мин |
12 | Анализ выполненной работы | 1 | мин |
13 | Решение задачи № 17 | 9 | мин |
14 | Закрепление знаний по видам симметрии | 2 | мин |
15 | Детская презентация | 3 | мин |
16 | Домашнее задание | 1 | мин |
17 | Подведение итогов и постановка задач для последующих уроков | 1 | мин |
Итого | 40 | мин |
Ход урока.
| |
| |
Работа учителя | Работа учащихся |
Демонстрация высказывания о симметрии (слайд 1) | Анализируют ситуацию. Выдвигают гипотезы математического понятия |
3. Активизация деятельности учащихся | |
Учитель формулирует определение симметрии по Г. Вейлю (слайд 3); |
|
сообщает цель урока (слайд 4); | Записывают в тетрадь дату и тему урока; |
предлагает вспомнить известные виды симметрии. | называют известные виды симметрии. |
4. Повторение центральной симметрии, принципа построения | |
(слайд 5). | Предлагают ответы на поставленные вопросы. Один ученик выполняет на доске построение точки, симметричной данной относительно центра, остальные – смотрят. |
| Предлагают варианты ответов с обоснованием. |
центра О с помощью слайда 6. | Выполняют задание учителя. |
Распределение заданий между группами (сформированы заранее) | |
6. Групповая работа в тетрадях 7. Анализ полученных результатов в группах. Подведение итогов | |
Учитель отвечает на возникающие вопросы, работая с каждой группой | Выполняют в тетради поставленное перед группой задание. |
Этап подведения итогов и уточнения результатов проводится с использованием слайда 7. Учитель задает уточняющие вопросы. Обращает внимание на ошибки и неточности, организуя поиск правильного построения. Проверяет построения в тетрадях. | Выступающие в группах делают вывод о принципе построения симметричных фигур в зависимости от центра симметрии. |
8. Повторение осевой симметрии, принципа построения | |
1. Учитель предлагает учащимся вспомнить принцип построения точки, симметричной данной относительно прямой, и назвать используемые инструменты при построении (слайд 8). | Предлагают ответы на поставленные вопросы. Один ученик выполняет на доске построение точки, симметричной данной относительно прямой, остальные – смотрят. |
2. Учитель предлагает установить симметричность точек с помощью слайда 8. | Предлагают варианты ответов с обоснованием. |
9. Повторение определений фигур, симметричных относительно точки и прямой | |
1. Учитель предлагает учащимся самостоятельно вспомнить определения симметричных фигур. | Формулируют определения симметричных фигур. |
симметричность фигур, изображенных на слайде 9. | Проводят доказательства. |
С помощью слайда 10 учитель формулирует задание по определению симметричных фигур. | |
11. Выполнение практической работы по определению симметричных фигур | |
Учитель отвечает на возникающие вопросы, работая с каждой группой | Выполняют задание на заранее приготовленных учителем карточках, проверяют верность внесения фигур в таблицу. |
12. Анализ выполненной работы | |
Этап анализа выполненной работы и уточнения результатов проводится с использованием слайда 11. Учитель задает уточняющие вопросы. Обращает внимание на ошибки и неточности, организуя поиск правильного ответа. | Участвуют в дискуссии. |
13. Решение задачи № 17 | |
Учитель сообщает № задачи. Используется слайд 12. | Выполняют чертеж в тетради и записывают условие. Проверяют правильность выполнения. |
Учитель задает уточняющие вопросы. Обращает внимание на ошибки и неточности, организуя поиск правильного решения. | Самостоятельно решают задачу, затем один ученик записывает решение на доске. Проверяют правильность выполнения. |
14. Закрепление знаний | |
Формулирует вопрос: «Где вы встречались с симметрией в жизни?» | Перечисляют различные проявления симметрии. |
15. Детская презентация | |
Помогает организовать презентацию | Участвуют в просмотре презентации |
16. Домашнее задание | |
Предлагает в качестве домашнего задания создание презентации на любую из предложенных тем: «Симметрия в природе», «Симметрия в живописи», «Симметрия в архитектуре», «Симметрия в технике» и т.д. | Записывают д/з |
17. Подведение итогов и постановка задач для последующих уроков |
Анализ урока геометрии
Учитель: Лебедева О.Ю.
Класс: 8 Б
Дата проведения 22.04.2010
Тема: «Симметрия. Виды симметрии»
Цель: проанализировать уровень методической подготовки учителя в связи с выходом на аттестацию.
Готовность учителя к уроку проявилась в четко составленном подробном плане, подготовленности доски, медиатехники и дидактических материалов. Помещение классной комнаты было проветрено. Учащиеся приготовили на партах все необходимое. Организационное начало содержало установку на внимание и активность. Учитель поставил цели, мотивировал на совместную работу.
Урок начинается со звонком, что говорит об ответственности и дисциплинированности ребят.
– Оценка правильности определения целей занятия.
Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока поставлены и реализованы в соответствии с выбранной темой и разделом образовательной программы.
Цели урока обоснованы особенностью учебного материала, местом данного урока в системе уроков по теме. Самостоятельная деятельность и межличностное общение являются ведущими для старшеклассников. Поставленные цели были достигнуты в результате чётко спланированной работы.
Содержание урока соответствует программе «Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы» составитель Т.А. Бурмистрова и уровню знаний учащихся.
Целям урока соответствовала и его структура. Продуманность выбора формы урока, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока, целесообразность распределения времени позволили организовать работу на высоком уровне.
–Рациональность структурного построения занятия и целесообразность распределения по его элементам.
Структура урока включает: подготовительный этап (создание проблемной ситуации), основной (повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Симметрия»), подведение итогов и объявления результатов. Состав и последовательность элементов урока психологически оправданы, логически правильно выстроены, обеспечивают необходимые условия для продуктивности учебного труда учащихся на уроке.
– Оптимальность отбора содержания учебного материала, выделение главного и второстепенного.
Учебный материал представлен предметными знаниями по теме «Симметрия. Виды симметрии», включая умения строить фигуры симметричные данным относительно оси и центра симметрии, определять фигуры обладающие центром и осью симметрии. В процессе урока возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
– Эффективность реализации образовательных и развивающих целей.
Достижение целей урока просматривается четко. Они направлены на формирование общеинтелектуальных умений, усвоение и закрепление геометрических понятий, решение практических и познавательных задач. Основной мотив урока – продолжить формирование понятия симметрия. Процесс урока способствует углублению знаний и развитию умений использовать полученные знания на практике.
– Оценка эффективности выбора методов и приемов обучения, способов формирования и развития познавательного интереса и учебной мотивации.
На уроке были активно использованы различные методы: репродуктивный, проблемно-поисковый, практический, наглядный. Выбор методов позволял функционально согласовать взаимодействие учителя с учащимися, достаточно полно использовать возможности индивидуального и группового взаимодействия. Уроку присуща системность. подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. На уроке была использована мультимедийная презентация, что повышает интерес учащихся к учебной деятельности, способствует совершенствованию имеющихся знаний.
– _ Содержание учебной деятельности учащихся на занятии
( формирование у них общеучебных умений, эффективность использования средств обучения, формирование способности к рефлексии, овладение методикой самоконтроля и т.д.).
На уроке использовались коллективная и групповая формы работы, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. Учащиеся на уроке выступали в качестве соавторов и проявили следующие качества: активность, ответственность, самодисциплину, умение участвовать в диалоге, умение отстаивать свою позицию, стремление к взаимопониманию. Явно был выражен интерес к предмету. На разных этапах наблюдалась высокая работоспособность учащихся, выработка рациональных приёмов учебного труда: в группах ребята самостоятельно распределяли задания, обобщали полученные результаты. При фронтальной работе один из учеников работает у доски, а остальные на местах следят за ответом своего товарища, при необходимости внося исправления, дополняя ответ. Итоги урока подводились учителем совместно с учащимися. Во время рефлексии ребята отмечали, чему они научились, а в конце урока сообща с учителем выставили оценки за работу в группах. Организованная таким образом работа предполагает обучение приемам самостоятельной и совместной работы, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки знаний и умений.
– Организация педагогического общения на учебном занятии.
Организация педагогического общения осуществлялась эффективно, позволяла актуализировать имеющийся познавательный опыт учащихся. Учитель конструктивно использует фронтальный способ взаимодействия с классом, а также организует индивидуальную работу. Во время работы учащихся в группах учитель выполнял роль консультанта и наблюдателя. Культура общения между учениками и учителем основана на соблюдении норм этики и такта. Учителем в коллективе создан положительный морально-психологический климат.
– Педагогический стиль.
На разных этапах урока стиль отношений с учащимися гуманистический и деловой, что обеспечивает доброжелательный психологический климат. Это позволяет учащимся в полной мере реализовать свои учебные и творческие возможности.
Проведенный урок геометрии, в целом, отвечает требованием к современному уроку, соотносится с возрастными особенностями и интеллектуальным уровнем учащихся.
Главный методист ТИМО Ленинского района_____________/С.В. Долматова/
Заместитель директора по УМР _____________/С.Ф. Кузнецова/
06.05.2010
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Симметрия. Виды симметрии
«Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство» Герман Вейль
1 . Повторить осевую и центральную симметрии; 2 . З акрепить знания по видам симметрии. Цель урока: закрепить и обобщить знания по теме «Симметрия»
Центральная симметрия Точки Х 1 и Х 2 называются симметричными относительно точки О, если О – середина отрезка Х 1 Х 2 Х 1 Х 2 О О Р Q M M 1 N N 1 Х 1 О = ОХ 2 Точка О – центр симметрии
Центральная симметрия фигур
Центральная симметрия А В С А 1 С 1 А В С О С 1 А 1 В 1 О А С В А 1 В 1 С 1
Осевая симметрия Точки Х и Х 1 называются симметричными относительно прямой g , если эта прямая проходит через середину отрезка ХХ 1 и перпендикулярна к нему. g Х Х 1 g – ось симметрии Р М М 1 b N N 1 Точка Р симметрична самой себе относительно прямой b
Фигуры, обладающие центральной и осевой симметрией О В А L N D С Фигура F называется центрально-симметричной относительно точки О , если преобразование симметрии относительно точки О переводит фигуру F в себя. Точка О называется центром симметрии. Фигура F называется симметричной относительно прямой g , если преобразование симметрии относительно прямой g переводит фигуру F в себя. Прямая g называется осью симметрии фигуры. К М E P g T Q
Определить фигуры: обладающие центральной симметрией и указать их центр ; обладающие осевой симметрией и указать ось симметрии; имеющие обе симметрии.
Фигуры, обладающие центральной симметрией Фигуры, обладающие осевой симметрией Фигуры, имеющие обе симметрии
Задача № 17. Докажите, что прямая, содержащая медиану равнобедренного треугольника, проведенную к основанию, является осью симметрии треугольника. Дано: АВС – равнобедренный, АС – основание, В D – медиана, В D k , k – прямая Доказать: k – ось симметрии А В С D k
Практическая работа Ж У Н Г О Ш Б П Т
Зеркальная симметрия «Что может быть больше похоже на мою руку или мое ухо, чем их собственное отражение в зеркале? И все же руку, которую я вижу в зеркале «нельзя поставить на место настоящей руки…» Иммануил Кант
На зеркальной поверхности Сидит мотылек. От познания истины Бесконечно далек. Потому что, наверное, И не ведает он, Что в поверхности зеркала Сам отражен. Леонид Мартынов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока (Геометрия)
Технологическая карта интегрированного урока (математика и физика)...
Технологическая карта урока геометрии в 7 классе "Решение задач по теме "Параллельные прямые"" (урок 38)
Технологическая курта урока...
Технологическая карта урока геометрии в 7 классе " Подготовка к контрольной работе по теме "параллельные прямые"" (урок 39)
Технологическая карта урока геометрии...
Технологическая карта урока геометрии в 7 классе. Тема урока: Внешний угол.
Технологическая карта урока геометрии в 7 классе.Тема урока:...
Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс
Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....
Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс
Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...
Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля открытых уроков на тему "Площади фигур"
Технологическая карта урока геометрии в 8 классе в рамках муниципального фестиваля открытых уроков на тему "Площади фигур"...