Урок спецкурса в 11 классе по теме "Объёмы"
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему

Урок на повторение в 11 классе по теме "Объёмы". На уроке рассмотрены различного вида задачи на вычисление объёмов тел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок спецкурса по математике  в 11 классе.

Тема урока : Различные случаи вычисления объёмов тел.

Цель : В результате изучения темы  «Различные случаи вычисления объёмов тел» учащиеся научаться различать виды задач на нахождения объёмов тел и делать верные расчеты.

Задачи :

  Создать условия для актуализации знаний учащихся.

    Способствовать деятельности учащихся самостоятельно решать поставленные задачи.

Продолжить работу по формированию у учащихся математического чутья, интуиции , смекалки при решении нестандартных задач.

Содействовать развитию умений рассуждать и применять изученный материал при решении задач на вычисление объёмов тел.

Тип урока : урок комплексного применения знаний.

Необходимое тех. Оборудование : проектор, карточки с заданиями.

Структура урока :

1) Организационный момент .

Настроить на работу.

2)Актуализация опорных знаний .

Что знаем ?

1.Свойства объёмов . (равные тела имеют равные объёмы . Если тело состоит из нескольких других тел , то его объём   равен сумме объёмов этих тел). Привести простые примеры на вычисление площадей (из нач.школы).

2. Формулы для вычисления  объёмов тел у которых  ОДНО основания  и ДВА основания  , а так же формулу для вычисления объёма шара. В чем разница ? рассмотреть примеры тел.

 3)Активизация  деятельности учащихся . Решают задачи по слайдам.

    Слайды 1-6.

Вопросы к слайдам :

По какой формуле вычислять?, сколько оснований ? общая ли высота , основание ?

Обратить ВНИМАНИЕ : на тексты заданий ( на само условие и сам вопрос).

4) Проанализировать таблицу :

Уменьшить измерения в   2 раза.

Увеличить измерения в   3

Раза.

Отрезок

(одно измерение)

 Найти длину

Длина отрезка уменьшится в    2 раза.

Длина отрезка увеличится в    3 раза

Прямоугольник

(два измерения: длина и ширина)

Найти площадь

Площадь уменьшится в    4 раза ( 22  )

Площадь увеличится в   9 раз

Прямоугольный параллелепипед

( три измерения:

длина, ширина и высота)

Найти объём

Объём уменьшится в     8 раз ( 23 )

Объём увеличится в    27 раз.

Обратить внимание :  Уменьшить (увеличить )   ВСЕ измерения.

Слайд   7-9.

5) Особые случаи :

В прямоугольник нельзя вписать окружность .

а4 = 2r.

 

Если цилиндр вписан в прямоугольный параллелепипед  то :

В основании может лежать только квадрат и  высоты равные.

Если сфера вписана в прямоугольный параллелепипед , то :

Прям.параллелепипед – КУБ.

                                                                    S6= 6  

6) Самостоятельная работа ( на карточках )

Слайд 15 – 22.

7) подведение итогов, выводы. Дом.задание.

3.5.44. От треугольной пирамиды , объём которой 84 отсечена треугольная пирамида , плоскостью , проходящей через среднюю линию основания и вершину пирамиды. Найдите объём отсеченной треугольной пирамиды.

3.5.45. Объём треугольной пирамиды равен 10 . Плоскость проходит через сторону основания и пересекает противоположное ребро  в точке , делящей его в отношении 2 :3. , считая от вершины пирамиды. Найдите больший из объемов пирамид , на которые плоскость разбивает пирамиду.

3.5.46 . Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра , радиус основания и высота которого 4,5 . Найди его объем .

3.5.47. Прямоугольный параллелепипед описан около сферы радиуса 3,5 . Найди его объем .

3.5.48. В основании прямой призмы лежит квадрат со стороной 5. Боковые ребра  4/ñ .Найдите объем цилиндра , описанного около этой призмы.

3.5.49. В основании прямой призмы лежит прямоугольный  треугольник  с  катетами 7  и  9 . Боковые ребра 10 /ñ .Найдите объем цилиндра , описанного около этой призмы.

 3.5.50. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем  цилиндра , если объем  конуса 84 .

3.5.51.  Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем  конуса  , если объем     цилиндра 84 .

3.5.52. Цилиндр описан около шара.Объем цилиндра 78 . Найдите объем шара.

3.5.53. Цилиндр описан около шара . Объем шара  78 . Найдите объем цилиндра.

3.5.54. Конус вписан в шар . Радиус основания конуса  равен радиусу шара. Объем шара 24 . Найди объем конуса .

3.5.55. Конус вписан в шар . Радиус основания конуса равен радиусу шара. Объем конуса 24 . Найди объем шара.

3.5.56. В цилиндрический сосуд налили   2000 см3  воды. Уровень жидкости оказался равным 16 см . В воду полностью погрузили деталь . При этом уровень жидкости поднялся на 12 см . Чему равен объем детали ?

3.5.57. В сосуд , имеющий форму правильной треугольной  призмы налили 1200 см 3 воды и полностью погрузили деталь . При этом уровень жидкости  поднялся с отметки 25 см до отметки 28 см . Чему равен объем  детали ?

3.5.58. В цилиндрическом сосуде уровень жидкости достигает 20 см . на какой высоте будет находится уровень жидкости , если её перелить во второй цилиндрический сосуд , диаметр которого в 2 раза больше  диаметра первого .

                       3.5.59.     В сосуд , имеющий форму правильной треугольной призмы , налили воду. Уровень воды достигает 36 см . На какой высоте будет находиться уровень воды , если её перелить в другой  такой же сосуд у которого сторона основания в 3 раза больше первого .

                      3.5.60 Объем первого цилиндра 72 . У второго цилиндра высота в 3 раза больше , а радиус основания  в  4 раза меньше , чем у первого. Найди объем второго цилиндра.

                     3.5.62. Во сколько раз увеличиться объем шара , если его радиус увеличить в 4 раза .

 3.5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Найдем отношение объемов Объем параллелепипеда ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 равен 12. Найдите объем треугольной пирамиды B 1 ABC . V пир. = S o H 1 3 A B C D B 1 C 1 D 1 A 1 V приз. = S o H h h 12 3 х 1 0 х В 9 2 2 S ABC =

Слайд 11

Объем куба равен 12. Найдите объем четырехугольной пирамиды, основанием которой является грань куба, а вершиной — центр куба. Найдем отношение объемов V пир. = S o H 1 3 3 х 1 0 х В 9 2 h h 2 1 A B C D A 1 B 1 C 1 D 1 12



Предварительный просмотр:

 

                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки уроков спецкурса "Практическая стилистика" в 7 классе

Представлено электронное учебное пособие, созданное учениками 7 Б класса МОУ "СОШ №35"  г. Братскав по курсу "Практическая стилистика", направленному  на формирование ключевых компетенций....

Спецкурс 11 класс "Избранные вопросы по математике"

Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного ...

«Путешествующая душа» - поэтический урок в 11 классе на материале стихотворений Э. Диккинсон по спецкурсу «Литература Великобритании и США» в 10-11 классах в группах с углубленным изучением английского языка.

В статье представлен анализ урока английского языка в 11 классе по составлению поэтических четверостиший и предложены образцы получившихся работ учащихся....

Спецкурс 8 класс

распечатки...

Программа спецкурса (8 класс) «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни».

   В основе программы лежит мысль о том, что каждый в значительной степени отвечает за своё здоровье. Только проникнувшись этой идеей, человек приходит к необходимости  вести здо...

Спецкурс естественнонаучных классов.

Мы ведь отправлялись в этот маленький поход не только в роли обычного посетителя.  Каждый из нас исследовал условия проживания определенного животного (или нескольких), но исследование это было п...

Рабочая программа по изобразительному искусству. Спецкурс 6 класс.

Рабочая программа спецкурса по изобразительному искусству содержит краеведческий материал. Она рассчитана на учащихся 6 класса, 1 час в неделю....