Число π – магический геометрический символ
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему
Урок исследовательский. Тема: Длина окружности. Форма обучения комбинированная. Вычисление значения числа П практическим способом, учащиеся убеждаются что приближенное значение иррационального числа П для разных окружностей одинаково.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по геометрии в 9 классе. Практическим способом учащиеся вычисляют значение числа П | 69.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 9 класс
Число π – магический геометрический символ
Урок исследования.
Форма обучения: комбинированная
Примерная технологическая карта урока:
Цель деятельность учителя деятельность ученика результат
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: Вычисление числа π. Логическое обоснование формулы длины окружности.
На доске записана: Число π – магический геометрический символ
Ресурсы: Нить, цилиндры разной величины (стаканы, фигуры, имеющие форму окружности), линейки, учебник 7-9 класса. Атанасян Л.С.
Тема урока: (формулируют сами учащиеся, а учитель подводит учащихся к осознанию темы). Учитель ведет диалог с классом. Учащиеся вспоминают формулы, где фиксирована буква π, в 5 классе изучали длину окружности и площадь круга. Там и впервые встречались греческой буквой π.
Учащиеся определили тему урока: Длина окружности.
Цель урока: (формулируют сами учащиеся): Определение «магию» числа π. Вычисление числа π и обоснование формулы длины окружности.
Задачи урока: Как мы должны определить «магию» числа π?
- Найти способ определения и получить формулу;
- Применить полученную формулу при решении задач.
План урока: ( При планировании учитель помогает и советует)
- Введение (наглядное представление о длине окружности) – учитель ведет представление о длине окружности.
- Практическая работа, поиск нужной формулы – коллективная или индивидуальная работа учащихся.
- Историческая справка о числе π – подготовил один из учеников в виде домашнего задания
- Вычисление числа π. Логическое обоснование формулы длины окружности
- Задача, связанные с числом π
Ход урока: Деятельность учителя:
Наглядное представление о длине окружности:
Берется нить, распрямленная нить, имеющая форму окружности. Можно измерить длину нити и получить длину данной окружности. Но это на практике очень неудобно, а порою невозможно, в таком случае непосредственные измерения заменяют косвенными. Для этого достаточно знать радиус окружности или диаметр. Чтобы найти радиус или диаметр нужно вписать в окружность правильный n-угольник. Длина окружности мало отличается от периметра вписанного правильного многоугольника с большим числом сторон. Чем больше число сторон правильного многоугольника , тем меньше его периметр отличается от длины окружности
- Практическая деятельность учащихся:
Каждому ученику раздается фигура в форме окружности и предлагается
- Измерить диаметр
- Измерить длину окружности
- Вычислить отношение длины окружности к диаметру
В тетрадях записывают результат.
Вывод:
Теорема: Отношение длины окружности к ее диаметру не зависит от окружности, т.е. одно и то же число для любых окружностей
Это и есть постоянное число π = 3.14159265358979323846264.
- Историческая справка о числе π :
Проблеме π – около 4000 лет. Исследователи древних пирамид установили, что частное, полученное от деления суммы двух сторон основания на высоту пирамиды, выражается числом 3.1416. В Вавилоне в V веке до н.э. пользовались числом 3.14, а в древне Греции числом 3.1462643. В индийский сутрах (V-VI веков) имеются правила, из которых вытекает, что π=3.008. Наиболее древняя формулировка нахождения приблизительного значения отношения длины окружности к диаметру содержится в стихах индийского математика Ариабхаты (V – VI в):
Прибавь четыре к сотне и умножь на восемь,
Потом еще шестьдесят две тысячи прибавь.
Когда поделишь результат на двадцать тысяч,
Тогда откроется значение
Длины окружности к двум радиусам отношенья;
Т.е. длина окружности 62832
Диаметр 20000
Архимед (111 век до н.э.) для оценки числа π вычислял периметры вписанных и описанных многоугольников от 6-ти до 96-ти. Такой метод вычисления длины окружности посредством периметров вписанных и описанных многоугольников применялся многими видными математиками на протяжении почти 2000 лет.
В XV веке иранский математик аль - Каши нашел значение π с 16-ю верными знаками, рассмотрев вписанные и описанные многоугольники с 80035168 сторонами. Голландский вычислитель Рудольф ВАН - Цейлен, вычисляя π дошел до многоугольников с 6020 сторонами и получил 35 верных знаков для π. Обозначение π(первая буква в греческом слове “окружность” ) впервые встречается у английского математика Уильяма Джонса (1706 г), а после опубликования работы Леонардо Эйлера, вычислившего значение π с точностью до 153 десятичных знаков, обозначение π становится общепринятым. Самой важной, можно сказать переломной датой в истории числа π был 1882 год, когда немецкий математик Карл Линдерман окончательно установил таинственный характер этого числа : Число π не может быть корнем алгебраического уравнения с рациональными коэффициентами, т.е. оно трансцендентно.
Самым неутомимым вычислителем π был английский математик Уильям Шенке (конец XIX в). Более 20 лет жизни он посвятил вычислению 707 знаков числа π. К сожалению, он ошибся в 502- м знаке, и все последующие цифры были неверны. Ошибку обнаружили лишь в 1945 году
- Теперь докажем Теорему:
Дано:
l и l - окружности
R и R- радиусы данных окружностей
Доказать:
Доказательство:
Предположим, что
и пусть l = P l = P
P = a * n = 2 R * sin
P = a * n = 2 R* sin
получаем - противоречие
Значит
- окружность. π l=2 πR – длина окружности
Закрепление :
Найдите радиус окружности, если ее длина равна 4 см.
- Решение задач
- Найдите отношение периметра правильного вписанного 24 – угольника к диаметру описанной окружности радиуса 2 и сравните его с приближенным значением π
- Из учебника Атанасяна Л.С. 7 – 9 классы.
- С вала сняли слой стружки толщиной 0.5 см. Определите длину окружности вала для обработки, если длина окружности вала после обработки стала 28.25 см.
Домашняя работа.
Используемая литература:
- Энциклопедия педагогических технологий А.К.Колеченко. Издательство КАРО Санкт-Петербург 2005;
- Самостоятельные и контрольные работы по геометрии 9 класс;
- Приложение «Математика» 1 сентября 2001 №3;
- Учебник Атанасян Л.С. 7 – 9 классы.
Длина окружности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: "Магическое число Пи", ученик - Филипов Евгений
Метод вычисления длины окружности посредством периметров вписанных и описанных многоугольников применялся многими видными математиками на протяжении почти 2000 лет....
" Магические свойства числа три в сказках А.С. Пушкина" ( Презентация и выступление) Автор Дудко Никита 5 класс
Выступление на конференции и презентация о роли чисел в жизни А.С.Пушкина и в его сказках ученика 5 класса Дудко Никиты...
Внеклассное мероприятие по математике на тему: «Магические квадраты и числа»
Цели:1. Расширить кругозор учащихся о магических числах и квадратах.2. Развивать логическое мышление, смекалку, фантазию, творческие способности детей.3. Прививать интерес к математике....
Викторина "Магические числа"
Магия числа 3 в устном народном творчестве тувинцев. Чуведе 3 кара?...
Урок -конференция "Число "Пи"-магический геометрический символ"
Данный урок является обобщающим по теме «Правильные многоугольники»...
Кроссенс как приём развития логического и творческого мышления учащихся (на примере темы «Магическое число 7 в литературе»)
Кроссенс как приём развития логического мышления...
Викторина "Магические числа"
Магия числа 3 в устном народном творчестве тувинцев. Чуведе 3 кара?...