Практические работы по введению в геометрию для учащихся 5-6 классов
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему
Практические работы по введению в геометрию для учащихся 5-6 классов. При выполнении работ делается опора на интуицию, жизненный опыт учащихся. Во многих работах учащихся ожидают открытия, иногда геометрические закономерности.
Практическая работа № 1 по теме «Отрезок»
Практическая работа № 2 по теме «Отрезок. Луч»
Практическая работа № 3 по теме «Окружность»
Практическая работа № 4 по теме «Угол»
Практическая работа № 5 по теме «Треугольник»
Практическая работа № 6 по теме «Прямоугольник»
Практическая работа № 7 по теме «Параллельные отрезки»
Практическая работа № 8 по теме «Перпендикулярные отрезки»
При составлении практических работ использована статья «Введение в геометрию. Лабораторные работы» А. Окунева, Математика № 32, 1998.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1 по теме «Отрезок»
- Отметьте какие-нибудь точки А и О.
- Соедините их любой линией.
- Соедините их еще двумя другими линиями.
- Выберите из всех проведенных линий, соединяющих точки А и О, самую короткую и обведите ее красным карандашом.
- Изображен ли кратчайший путь из точки А в точку О? Если нет, то проведите его.
Вывод. Получилось, что отрезок, соединяющий точки А и О, короче любой другой линии, соединяющей эти же точки.
- Измерьте длину отрезка АО.
- Нарисуйте еще два отрезка, каждый из которых равен отрезку АО.
- Нарисуйте два отрезка, каждый из которых равен отрезку АО, так, чтобы точка А была бы их общим началом.
- Соедините отрезком их другие концы и найдите его длину.
- Сравните эту длину с длиной отрезка АО.
- Придумайте, как можно построить два равных отрезка с общим концом в одной точке, чтобы отрезок, соединяющий их другие концы, был равен им.
Практическая работа № 2 по теме «Отрезок. Луч»
- Нарисуйте отрезок АВ.
- Нарисуйте отрезок СD, равный АВ.
- Нарисуйте отрезок MN, равный СD.
- Сравните длину этих отрезков, вспомните, как вы их строили (СD=АВ и СD=MN), и подумайте, каким способом можно установить равенство двух отрезков.
Вывод. Два отрезка АВ и MN, равные одному и тому же отрезку CD, равны друг другу.
- Нарисуйте луч l.
- Отложите от его начала отрезок, равный некоторому отрезку АВ.
- Попробуйте отложить от начала луча l еще один отрезок, равный отрезку АВ.
Вывод. На луче l от его начала можно отложить только один отрезок, равный данному.
- Нарисуйте отрезок РК и фигуру, все точки которой являются концами всевозможных отрезков, равных отрезку РК и проведенных из точки Р.
- Нарисуйте отрезок, равный отрезку РК, концы которого лежат на построенной в п.8 окружности.
- Посмотрите на рисунок и нарисуйте три отрезка, равных между собой, каждый из которых имеют общий конец.
Практическая работа № 3 по теме «Окружность»
- Отметьте некоторую точку О.
- Нарисуйте окружность радиуса 4 см с центром в точке О.
- Отметьте точку А, удаленную от точки О на расстояние 4 см.
- Соедините отрезком точки А и О.
- Нарисуйте отрезки ОВ, ОС, ОМ, равные отрезку АО.
- Нарисуйте отрезки ОК, ОН, длина которых меньше, чем отрезок ОА.
- Установите, где находятся все точки, являющиеся концами отрезков, проведенных из точки О, длина которых меньше, чем отрезок ОА. Отметьте синим карандашом все такие точки.
- Соедините отрезком точку Х, лежащую вне круга, с центром О. Сравните длину этого отрезка с радиусом окружности.
- Отметьте красным карандашом точки, удаленные от центра на расстояние, большее, чем длина радиуса.
Практическая работа № 4 по теме «Угол»
- Начертите на отдельном листе острый угол.
- Убедитесь с помощью транспортира или чертежного треугольника, что этот угол действительно острый.
- Придумайте способ построения угла, равного данному, и выполните это построение.
- Продлите одну из сторон нарисованного угла за вершину его и измерьте транспортиром градусную меру получившегося тупого угла.
- Подумайте, как, используя только линейку карандаш, нарисовать тупой угол, имеющий такую же градусную меру.
- Нарисуйте прямую. Отметьте на ней точку и постройте тупой угол с вершиной в этой точке, одна сторона которого лежит на этой прямой.
- Нет ли на чертеже острого угла? Если такой угол есть, то выпишите его.
- Убедитесь, что указанный угол действительно острый.
Практическая работа № 5 по теме «Треугольник»
- Нарисуйте какой-нибудь треугольник. Обозначьте его АВС.
- Измерьте длины всех его сторон.
- Сравните длину какой-либо стороны этого треугольника с суммой длин других его сторон.
Вывод. В треугольнике АВС сумма длин двух любых его сторон больше третьей.
- Измерьте величины всех углов треугольника и найдите сумму их градусных мер.
Вывод. В треугольнике АВС сумма всех углов близка к 180°.
- Нарисуйте тупой угол А1В1С1.
- Попробуйте нарисовать треугольник А1В С1, у которого два тупых угла.
Вывод. Мы не смогли построить треугольник, у которого больше одного тупого угла.
- Нарисуйте прямой угол МNК.
- Нарисуйте треугольник МNК, у которого один прямой и один тупой угол.
Вывод. Мы не смогли построить треугольник с двумя прямыми углами.
- Нарисуйте треугольник MNК, у которого два прямых угла.
Вывод. Мы не смогли построить треугольник с двумя прямыми углами.
- Нарисуйте треугольник, в котором против угла 90°лежит сторона, равная 5 см, а один острый угол равен 60°.
- Измерьте сторону, лежащую против угла 60°, еще один угол треугольника и сторону, лежащую против него.
Практическая работа № 6 по теме «Прямоугольник»
- Нарисуйте какой-нибудь отрезок AD.
- Постройте, используя чертежный угольник, прямые углы ВАD и СDА так, чтобы точки С и В лежали по одну сторону от АD.
- Отложите на отрезках АВ и DС от точек А и D соответственно равные отрезки и их концы А1 и D1 соедините отрезком.
- Убедитесь, что построенный четырехугольник-прямоугольник.
- Нарисуйте отрезки АD1 и А1D. Точку их пересечения обозначьте буквой О.
- Сравните длины отрезков АD1 и А1D. Отрезки AD1 и А1D в прямоугольнике АА1D1D называются диагоналями.
Вывод. Диагонали прямоугольника АА1D1D равны.
- Посмотрите на диагонали АD1 и А1D и на точку их пересечения, сравните длины отрезков А1О и ОD, АО и ОD 1 и сформулируйте свои наблюдения.
Вывод. Диагонали прямоугольника АА1D1D точкой пересечения делятся пополам.
- Нарисуйте от руки окружность с центром в точке О радиуса АО.
- Проверьте точность вашего построения с помощью циркуля.
- Нарисуйте отрезок МN.
- Найдите середину отрезка МN - точку К.
- Через прямую К проведите какую-нибудь прямую а.
- Отметьте на прямой а точки L и Р такие, чтобы четырехугольник MLNP был прямоугольником, отрезки МN и LР — его диагоналями.
- Проверьте, что нарисованный четырехугольник MLNP — прямоугольник.
Практическая работа № 7 по теме «Параллельные отрезки»
- Нарисуйте отрезок ВС, найдите его середину и обозначьте её буквой О.
- Отметьте точку А, не лежащую на отрезке ВС.
- Соедините отрезками точки А и В, А и С, А и О.
- Постройте отрезок АА1 так, чтобы точка О была его серединой. Соедините отрезками точки В и А1,С и А1.
- В четырёхугольнике АВА1С найдите параллельные отрезки и выпишите их.
- Возьмите угольник, линейку и расположите угольник так, чтобы на одной из его сторон лежал отрезок АВ. Приложите к угольнику линейку и, двигая по ней угольник, убедитесь, что АВ и СА1 параллельны. Таким же образом убедитесь, что АС и ВА1 параллельны.
- Выясните, являются ли отрезки АВ и А1В параллельными. Установите признак, на основании которого можно сделать вывод о том, что АВ и А1В не параллельны.
- С помощью линейки и угольника начертите отрезки разной длины: МN и параллельный ему отрезок РК.
- Нарисуйте отрезки МР и NК.
- Если получится четырехугольник, то установите, сколько у него пар параллельных сторон.
- Выполните некоторые построение, из которого будет ясно, что прямые, на которых лежат отрезки МР и NК, не параллельны.
- Нарисуйте четырехугольник, у которого нет ни одной пары параллельных сторон.
- Используя линейку и угольник, нарисуйте шестиугольник, у которого три пары параллельных сторон.
- Нарисуйте шестиугольник, у которого только две пары параллельных сторон.
Практическая работа № 8 по теме «Перпендикулярные отрезки»
- Нарисуйте горизонтально отрезок.
- Не двигая линейки, приложите к ней угольник так, чтобы можно было нарисовать отрезок, пересекающий первый отрезок. Нарисуйте его.
- Нарисованные отрезки обозначьте а, b, а точку их пересечения А. Под рисунком запишите:
1) Отрезок а перпендикулярен b, так как они образуют прямой угол;
2) Отрезки а и b —перпендикулярны.
- Расположите линейку так, чтобы отрезок а лежал на ней, затем «поставьте» на неё прямоугольный треугольник, таким образом, чтобы вторая сторона прямого угла не содержала отрезок b, и постройте отрезок с, перпендикулярный а.
- На рисунке нарисованы три отрезка: а,b,с.
Выпишите:
а) пересекающиеся отрезки;
б) перпендикулярные отрезки;
в) пересекающиеся, но не перпендикулярные отрезки;
г) параллельные отрезки.
6. С помощью угольника нарисуйте треугольник, у которого две стороны перпендикулярны. Обозначьте его АВС (С - вершина прямого угла).
- Возьмите угольник и расположите его так, чтобы сторона АС лежала на одной стороне его прямого угла, вершину прямого угла совместите с точкой А и постройте отрезок, перпендикулярный АС.
- Расположите угольник так, чтобы из точки В можно было провести отрезок, перпендикулярный СВ. Постройте его.
- Покажите, что прямые, на которых лежат построенные отрезки, перпендикулярные АС и ВС, пересекаются.
- Точку пересечения обозначьте Р.
- Сколько пар параллельных сторон в четырёхугольнике АРВС? Выпишите их.
- Нарисуйте вертикально отрезок MN.
- Используя угольник, начертите два отрезка разной длины, перпендикулярные отрезку MN. Обозначьте их МК и NL
- Нарисуйте отрезок КL.
- Выпишите стороны МКLN, которые:
а) перпендикулярны;
б) не перпендикулярны;
в) параллельны;
г) не параллельны.
- Нарисуйте отрезок, проходящий через К перпендикулярный прямой, на которой лежит отрезок NL.
- Имеется ли на рисунки отрезок, параллельный MN?
- Сколько на рисунке отрезков, перпендикулярных LN?
- Покажите, что из произвольно выбранной точки отрезка МК можно провести отрезок, перпендикулярный прямой NL и параллельный МN.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-309993-1381138691.jpg)
Электронный справочник по геометрии для учащихся 7,8 классов "Геометрические фигуры и их свойства"
Электронный справочник содержит определения основных геометрических фигур, свойства и признаки треугольников и практические задания для оценки знаний учащихся по данным темам....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/02/picture-115050-1349159244.jpg)
Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов
“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление. Есть все основания полагать, что роль обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-563342-1575722050.jpg)
Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов.
Цель программы: дать учащимся основы психологических знаний, познакомить с основными разделами п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-553112-1419098535.jpg)
СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
реферат по теме самообразования для учителя химии....
Практическая работа «Методика введения фундаментальных понятий, законов и закономерностей курса астрономии старшей школы»
Практическая работа с дистанционных курсов по астрономии...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/09/picture-1133699-1557404767.jpg)
Практическая работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля за знаниями учащихся в настоящее время является актуальной. Поэтому данная статья будет полезна учител...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/29/picture-1283916-1603992856.jpg)
Организация лабораторных работ по наглядной геометрии для учащихся 5-6 классов
Организация лабораторных работ по наглядной геометрии для учащихся 5-6 классов...