Технология формулирования результатов обученности в рамках государственных стандартов нового поколении
статья по теме
Технология формулирования результатов обученности в рамках государственных стандартов нового поколении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie._teoreticheskaya_chast.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формулировка результатов обученности
в рамках государственных стандартов нового поколении
Образование представляет социальный феномен, а поэтому в соответствии с развитием общества, изменениями в социокультурной ситуации необходима модернизация образования. К важнейшим задачам модернизации образования относятся: обеспечение системного реформирования содержания образования, дальнейшая разработка и внедрение государственных стандартов для всех ступеней и форм образования, развитие национальной системы оценки качества образования, и на этой основе создание условий для объективного контроля качества знаний обучающихся. Сегодня в нашей стране по сравнению с советским периодом резко возросли возможности для проявления личной инициативы, человеку приходится регулярно принимать важные решения и при этом нести полную ответственность за качество принятых решений. Современные производства, фирмы и предприятия остро нуждаются в работниках и руководителях, способных быстро и правильно решать возникающие постоянно конкретные задачи, имеющих достаточное образование и научную культуру. И поэтому можно считать, что разработка стандарта общего образования второго поколения лежит в русле стратегии развития страны и стратегии развития образования.
В качестве методологической основы разработки стандарта заложен системно - деятельностный подход, который не противостоит компетентностному подходу, а лишь интегрирует его лучшие достижения. Как научить ребенка ориентироваться в очень сложном и постоянно изменяющемся мире - задача стандарта. Этот подход реализуется в самом определении целей образования, которые выступают в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Такой подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию обучающихся и их интерес к предмету. Согласно новым стандартам необходимо выбирать такие методы и приемы обучения, которые обеспечили бы полную и адекватную ориентировку ученика в задании, а также такие формы учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива обучающегося.
В концепции новых госстандартов образовательные результаты понимаются как достижение общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося. Именно поэтому ключевой компетенцией является умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
На мой взгляд положительным моментом является включение дополнительного методологического раздела: математика в историческом развитии, что связано с реализацией общекультурных и общеинтеллектуальных целей развития учащихся. Увеличение активных форм работы учащихся также является важной составляющей новых государственных стандартов. Большое внимание уделяется использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математики. Но вызывает опасение тот факт, что не все школы и кабинеты математики оснащены компьютерами и другими техническими средствами.
Педагогически грамотный учебный процесс всегда имеет в основе ту или иную научную концепцию, в русле которой трактуется применяемые технологии, методы, формы обучения. Таким научным основанием выступает интегративный подход. Реформирование современного российского образования сегодня направленно на сближение, согласование с западными тех или иных образовательных ориентиров (соблюдение тех или иных положений Болонского процесса). Чтобы занимать видное место в мире, необходимо не только учитывать мировую коньюнктуру, но и подчинять свои интересы и особенности сложившимся в мире западным социальным стереотипам. Следует отметить, что в России проживает много народов, каждый из которых имеет свой язык, народную педагогику. Поэтому можно выделить два аспекта: национально-государственный и национально-этнический, предполагающий создание условий для реализации воспитания для детей каждого этноса.
Ведущим интегративным понятием является понятие образование. В законе РФ «Об образовании» (1992г.) оно определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней. В научных подходах к интерпретации сущности образования можно выделить несколько позиций.
Воспитание как составная часть образования – это педагогическое целесообразное взаимодействие педагогов и воспитанников, имеющих своей целью физическое и духовное развитие и становление всех субъектов воспитания. Обучение рассматривается как научный феномен, категорию дидактики, а процесс обучения связан с реализацией обучения
во времени и пространстве, т.е. это явление педагогической практики. Важно выделить составляющие обучения, которыми являются деятельность педагога-преподавание и деятельность обучаемых - учение. Выявляя проблемы и тенденции развития обучения сегодня, необходимо отметить те особенности развития современного общества, которые влияют на стратегию и тактику образовательной политики:
- Развитие науки и техники требует от человека все более узкой специализации труда.
- Российское общество сегодня стало «открытым», существует множество связей между различными государствами, отдельными людьми.
- Человеку приходится жить в быстро меняющихся условиях, каждое новое поколение имеет меньше возможностей перенять и использовать от предыдущего поколения опыт и навыки жизнеустроения.
- Существует много идеологий, спектр которых очень широк. Способность делать самостоятельный выбор из множества ценностных ориентиров является важным условием становления гражданина.
- Наука сегодня становится массовой, превращается в одну из основных форм занятости населения.
В России уже приняты важнейшие документы, касающиеся образования, которые должны обеспечить вхождение России в Болонский процесс. Это «Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, направления развития образовательной системы Российской Федерации».
В России сегодня существует две позиции в отношении стратегии образования. Первую можно назвать технократической. Другая позиция - культурно-ценностная, согласно которой образование связано с погружением формирующейся личности в культуру, с освоением её ценностей и традиций, с развитием творчески - креативных способностей.
В иерархии целей образования можно выделить три уровня.
- Первый уровень: перспективные цели, их можно назвать цели
векторы.
- Второй уровень: цели стандарты, определяющие проверяемые
результаты образования. Сегодня это выражается в стандартах среднего образования, разработанных по различным дисциплинам.
- Третий уровень: цели практической деятельности педагога, которые
конструирует учитель по определенной теме, к определенному уроку.
Можно назвать несколько подходов в отборе содержания образования:
-научно-фундаментальный подход, при котором содержание обучения выстраивается по логике «большой» науки;
-методологический подход, цель которого состоит в том, чтобы раскрыть содержание в научно-исследовательском контексте;
-концептуальный подход требует группировки материала вокруг важнейших понятий той или иной науки, при этом могут быть эффективно реализованы идеи межпредметного и метапредметного обучения;
-деятельностно- прагматический подход, обеспечивающий школьникам набор прикладных знаний и умений, которые могут быть востребованы в жизни. Понятие интеграции в педагогике сегодня употребляется широко и чаще всего понимается как суммирование знаний из различных предметов.
В таких случаях интеграция отождествляется с межпредметными связями, функцией которых является создание объемной картины изучаемого
и углубление представлений о тех или иных явлениях.
Процесс интегративного обучения осуществляется в режиме постоянного творческого саморазвития, выработки инновационных педагогических средств конструирования целостного педагогического процесса. Непременным атрибутом интегративного обучения является решение содержательно-предметных, методических, организационных и других проблем, так как в любой проблеме заложено противоречие.
Благодаря исследованиям российского ученого В.В.Беспалько на основе подхода американский психологов были выделены ключевые принципы технологии критериально - ориентированного обучения. Её также называют технологией полного усвоения. Исходным моментом является установка на то, что все ученики способны усвоить необходимый учебный материал. Для этого и должны быть заданы критерии усвоения или стандарты образования. Предлагаемые стандарты обученности, являются основой для разработки четких критериев усвоения.
Модель КОО включает следующие элементы (этапы):
- Точное определение эталона (критерия) усвоения темы (занятия),
который выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения в действиях с определением уровней усвоения, требуемых программой)
- Подготовка проверочных работ - тестов соответствующих целям.
- Деление учебного материала на отдельные фрагменты (учебные
единицы). Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел
материала; помимо содержательной целостности основным параметрам при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала (2-3- занятия, 2-3 недели). Выбор методов изучения материала, составление обучающих заданий.
- Разработка альтернативных коррекционных и обогащающих
материалов по каждому из тестовых вопросов.
Ключевым моментом технологии КОО является точное определение и формулировка критерия полного усвоения. Его основа - научно обоснованные цели. Выделяют наиболее важные функции учебных целей обучении: коструирующая функция, функция отбора оптимального содержания, технологическая функция, перспективная развивающая функция, функции личностной направленности обучения.
Технология постановки целей в критериально-ориентированном обучении предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых. Конкретизация цели обучения в действиях предполагает перечисление действий, ожидаемых от учащихся.
Можно выделить три уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков. (по В.П.Беспалько).
- Первый уровень – знакомство, различение.
- Второй уровень – алгоритмический.
- Третий уровень – творческий.
1. Критерии и показатели научно обоснованных целей урока в технологии критериально-ориентированного обучения.
1. Диагностичность целей (возможность проверки). Показатели: а) четкое выделение элементов содержания урока; б) определение
уровней усвоения соответственно каждому элементу содержания; в) формулирование конкретизированных целей, выраженных в действиях учащихся; г) подбор адекватных уровням усвоения форм проверки.
2. Реальность целей. Учет и оценка возможностей учащихся по достижению определенных целей, организация высокой учебно-познавательной активности разных - групп учащихся, построение целей с учетом имеющихся средств для их реализации. Показатели: а) анализ содержания с точки зрения абстрактности/конкретности, сложности/доступности и т.д. и выявление возможных затруднений со стороны учащихся по реализации целей; б) определение вспомогательных целей для «слабых» учащихся; в) подбор форм и методов оказания помощи «слабым» учащимся; г) определение дополнительных целей для «сильных» учащихся.
3. Конструктивность целей. Цели урока должны служить основой его планирования (составление программы урока). Показатели: а) деление урока на этапы; б) определение задач каждого этапа; в) подбор адекватных форм и методов обучения в соответствии с целями урока, задачами каждого этапа, особенностями содержания учебной информации, возможностями учителя и учащихся и резервом времени.
4. Осознанность целей учащимися (рефлексия). Цели обучения должны обеспечить успешную коммуникацию между учителем и учащимися, понимание ими своих достижений, успехов и трудностей, меры своего продвижения в освоении знаний и развитии. Показатели:
а) формирование целеполагающей деятельности самих учащихся; б) подведение итогов достижения целей; в) анализ достигнутых результатов с обязательным соотнесением с целями.
5. Перспективность и системность целей. Данный критерий означает необходимость тщательного осмысления учителем возможных результатов занятия в плане их наибольшей ценности для дальнейшей работы, места целей занятия в системе целей всей темы; иерархических взаимосвязей всех целей
Формулирование результатов обученности по теме: Прямоугольник. Ромб. Квадрат»
Тема урока: «Прямоугольник».
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Метод урока: репродуктивный.
Тема урока: «Ромб. Квадрат»
Тип урока: урок усвоения новых знаний Метод урока: репродуктивный
Предметные результаты | Методы проверки | Формы проверки |
1. Учащиеся должны формулировать определение ромба и квадрата, воспроизводить по памяти свойства параллелограмма | Объяснительно-иллюстративный: беседа, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой. | Тест-опознание Соотнести вид четырехугольника с названием и объяснить почему.
Прямоугольник Ромб Параллелограмм Квадрат а) б) в) г) |
2. Учащиеся должны формулировать свойства равнобедренного треугольника, особое свойство ромба. Учащиеся должны уметь внимательно читать условие задачи, составлять план решения задачи, уметь аргументировать свои действия.Учащиеся должны видоизменять свойства ромба и квадрата в их признаки, выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснованных логических шагов решения, интерпретировать полученный результат и сопоставлять условия. | Репродуктивный: практическая работа (работа в группах), проверочная беседа. Найдите углы образовавшихся треугольников. Сформулируйте свои выводы. 1 группа 2 группа 3 группа | Решение задач (самостоятельно). Учитель оказывает индивидуальную помощь. 1. Найдите углы, которые образуют диагонали ромба с его сторонами, если один из углов ромба равен 460. 2. Диагонали квадрата ABCD пересекаются в точке O. Найдите углы треугольника COD. 3. Даны равнобедренный прямоугольный треугольник ABC с прямым углом C, катетом AC=12см и квадрат CDEF, такой, что две его стороны лежат на катетах, а вершина E – на гипотенузе треугольника. Найдите периметр квадрата. |
3. Учащиеся должны применять имеющиеся у них знания в новой ситуации. | Творческая работа | Придумать сказку и создать к ней иллюстрацию, персонажами которой являются изученные четырехугольники. |
Тема урока: «Осевая и центральная симметрия».
Тип урока: урок усвоения новых знаний Метод урока: репродуктивный
Предметные результаты | Методы обучения | Формы проверки |
1.Учащиеся должны строить точку симметричную данной относительно прямой и относительно заданного центра, с помощью угольника проводить перпендикуляр к прямой, откладывать равные отрезки с помощью циркуля. Учащиеся должны знать, какие фигуры обладают осевой и центральной симметрией. | Объяснительно-иллюстративный: объяснение учителя, демонстрация, работа с учебником. Пробное выполнение практических действий. | Практическая работа по точным указаниям учителя («слабые» учащиеся); практическая работа («сильные»). Конструктивный тест по вариантам (выполнение и проверка осуществляется на маркерных досках) Вариант 1 (вариант 2). 1.Верно ли, что прямоугольник имеет центр симметрии (ромб имеет центр симметрии)? 2.Может ли параллелограмм не иметь осей симметрии (параллелограмм иметь четыре оси симметрии)? 3.Треугольник ABC имеет ось симметрии BD. Назовите равные углы треугольника (Назовите равные стороны треугольника). 4.Верно ли, что ни один треугольник не имеет центра симметрии (ни одна трапеция не имеет центра симметрии)? 5. Может ли прямоугольный треугольник иметь ось симметрии (равнобедренный треугольник иметь три оси симметрии)? |
2.Учащиеся, используя определение фигуры, симметричной относительно прямой (точки), должны уметь достраивать правую часть фигуры. Учащиеся должны добавлять недостающий элемент, чтобы появился центр симметрии и ось симметрии. | Практическая работа | Практическая работа (проверка осуществляется посредством ресурсов интерактивной доски). 1. Достроить правую часть фигуры, симметричной относительно прямой a
2. Достроить фигуру, обладающую центральной симметрией.
3. Из спичек выложили следующие фигуры. Добавьте в каждую по одной спичке так, чтобы появился центр симметрии (ось симметрии). (1) (2) |
3. Учащиеся должны уметь ставить цель, составлять план, собирать и преобразовывать информацию. Учащиеся должны демонстрировать свой личностный смысл представляемого материала, выстраивать логику своего изложения и приводить аргументы. | Частично-поисковый Творческое задание | Задание на выбор (могут объединяться в группы) Творческая работа в форме презентации по теме: «Осевая и центральная симметрия в нашей жизни». Перекодировать элемент содержания в виде рисунка: «Выполнить осевую или центральную симметрию для выбранного негеометрического объекта» |
Тема урока: «Решение задач».
Тип урока: урок закрепления изученных знаний Метод урока: репродуктивный
Предметные результаты | Методы обучения | Формы проверки |
1. Учащиеся должны знать и уметь их применять в типовых ситуациях свойства и признаки изученных многоугольников; уметь выполнять вычислительные операции. | Выполнение тренировочных упражнений, проверочная беседа. | Математический диктант со взаимопроверкой по готовым ответам. Вариант 1 (Вариант 2) 1.Диагонали прямоугольника AEKM пересекаются в точке О. Отрезок АО равен 3дм. Найдите длину диагонали ЕМ. (Диагонали параллелограмма равны 3 и 5дм. Является ли этот параллелограмм прямоугольником?). 2. Диагонали четырехугольника равны. Обязательно ли этот четырехугольник - прямоугольник? (Сумма длин диагоналей прямоугольника равна 13 см. Найдите длину каждой диагонали). 3.Периметр ромба равен 12см. Найдите длины его сторон. (Верно ли, что каждый ромб является параллелограммом?) 4.Верно ли, что каждый параллелограмм является ромбом? (Периметр ромба равен 30 см. Найдите его стороны.) 5.Диагонали ромба делят его на четыре треугольника. Найдите углы каждого треугольника, если один из углов ромбаравен30о. (Ромб имеет прямой угол. Является ли этот ромб квадратом?). |
2.Учащиеся должны знать свойства параллелограмма, особое свойство ромба, свойство острых углов прямоугольного треугольника; уметь перекодировать задачи, анализировать состав задачи, составлять план решения задачи, применять изученные свойства четырехугольников. | Решение типовых задач | Решение транформативных задач 1.Велосипедная рама состоит из верхней и подседельной труб, длины которых относятся как 3:5. Для их изготовления взяли металлическую трубу длиной 1м 20 см. Определите длины верхней и подседельной труб. 2. Диагонали ромба образуют с одной из его сторон углы, один из которых на 30о больше другого. Найдите углы ромба. |
Личностные результаты | Методы обучения |
1. Развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи. 2.Развитие умения сотрудничать с другими на групповых занятиях: задавать вопросы, действовать по совместно выработанной инструкции, объяснять свое собственное мнение и аргументировать свою точку зрения, умения слушать. 1 группа (слабая). Развитие способности высказывать свое мнение перед одноклассниками, не испытывая страха. 2 группа (средняя) Развитие умения критично мыслить, распознавать логически некорректные высказывания. 3 группа (сильная) Развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей, стремления разгадать неизвестное. 3. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. | Проверочная беседа Диалог, дискуссия Групповая работа по решению задач Творческие работы: презентации, сказки, рисунки |
Метапредметные результаты | Формы проверки |
Развитие умения видеть математическую задачу в окружающей жизни и в других дисциплинах. | Решение задач Презентация. |
Развитие умения находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме | |
Развитие умения понимать и использовать математические средства наглядности для аргументации, иллюстрации. | |
Развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом |
В процессе работы необходимо чтобы учащиеся приобретали новые знания, но при этом всегда опирались на базовые знания, а также на общие учебные и предметные умения. В основу работы закладываю изучение способностей личности, выделяя две основные группы компонентов математических способностей: быстроту усвоения и активность мышления. По результатам диагностик в классе формируются три группы учащихся. На основе этого очень часто применяю групповую работу разных уровней. В каждой группе работает по 3 - 4 человека. На уроках ребята каждой группы с интересом работают над одним и тем же заданием. Обычно, для учащихся сильного уровня задания выходят за рамки школьного курса, планка знаний учащихся этой группы очень высокая. Работая в группах, ребята легко себя оценивают, стремятся быть сильнее в учёбе, развивается активность детей, присутствует элемент соревнования, не боятся высказывать и отстаивать свое мнение.
Прочитав сказки, сочиненные учениками, действующими лицами которых становятся математические объекты, с удовлетворением можно отметить, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.
На первое место в своей работе я ставлю детей. Стараюсь принять такими, какие они есть и создать на уроке такую обстановку, которая позволила ученику самовыразиться, поверить в себя. Считаю, что только тогда можно добиться активной деятельности учащихся на каждом уроке, когда ребенок идет на урок, зная, что в нем я вижу личность, что интересуюсь его проблемами, что уважаю его и понимаю и в любое время окажу ему помощь и поддержку.
Каждый ребенок на уроках с интересом и удовольствием выступает со своей работой, защищает ее, делится своими находками и открытиями.
Литература
- Алексеев И.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы
теории и практики. — Тюмень, 1997. - Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. - Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентирован
ного обучения. — Ростов- на-Дону, 2000. - Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.,1995.
- ГриценкоЛ.И. Теория и практика обучения : интегративный подход: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/Л.И.Гриценко.-М.:Издательский центр «Академия»,2008.-240с.
- Загвяшнский В. И. Теория обучения. Современная интерпрета
ция. - М., 2005. - Иванов А. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентност-
ный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструментарий. —
М., 2003.
8.Интернет ресурсы http://pedsovet.org http://www.edu.ru http://www.edu.ru
9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995
10.Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. — М., 1983 —
1986. - Т. 4.
11.Педагогика и психология: курс лекций: учебное пособие/Под ред.проф.Л.И.Гриценко.-Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2009.-288с.
12.Сухомлинскии В.А. Разговор с молодым директором школы. —
М., 1973.
13.Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.
— М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педсовет"Современные технологии обучения в рамках подготовки ФГОС второго поколения"
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать так...
IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в рамках стандартов второго поколения
Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо. Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учить...
Современные педагогические технологии обучения в рамках подготовки к ФГОС второго поколения
Еще А.С.Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным "педагогическим производством" , ставил проблемы разработки "педагогической техники". В технологическом подходе изн...
Применение современных образовательных технологий в обучении английскому языку в рамках реализации стандартов второго поколения
Описание опыта работы...
Методическая разработка "Технология интегрированного обучения в рамках предмета Искусство"
"Острый ритм в искусстве" ИЗО Музыка 4 класс УМК"Школа России"...
Турнир по мини – футболу как средство социального развития детей младшего возрастного периода в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения.
Турнир, посвященный выводу Советских войск из Афганистана, в этом году проводится в десятый раз и объединяет команды 6 – 8 летних футболистов. Турнир проводят ветераны боевых действий в рамках реализа...