Конспект урока "Признаки равенства прямоугольных треугольников" 7 класс Атанасян
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Тип урока: Применение умений и навыков. Конспект урока составлен на основе теоретического материала учебника Атанасяна и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_priznaki_ravenstva_pryamougolnyh_treugolnikov_7_klass_atanasyan.docx | 248.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Геометрии
Класс: 7
Тема урока: «Признаки равенства прямоугольных треугольников. »
Тип урока: урок применения умений и навыков
Время урока: 45 мин.
Цели урока:
Образовательные:
- Повторить признаки равенства прямоугольных треугольников;
- Применение знаний и умений в решении задач по данной теме.
Развивающие:
- Развивать математическую речь;
- Развивать у учащихся логическое мышление.
Воспитывающие:
- Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях;
- Воспитывать самоконтроль и взаимопомощь товарищам.
Методы обучения : Репродуктивный
Организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная, устная, письменная.
Средства обучения: классная доска, чертежные инструменты (линейка)
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, обосновывать свою точку зрения и уважительно относиться к иным мнениям.
Регулятивные:
- Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.
Познавательные:
- Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные:
- Развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие;
- Диалог учитель – ученики.
Литература:
- Геометрия. 7—9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — 20-е изд. — М. : Просвещение, 2010.
- Дидактические материалы по геометрии для 7 кл. Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. — 12-е изд. — М. : Просвещение, 2006.
План урока:
- Организационный момент. (2 мин.)
- Актуализация знаний. (7 мин.)
- Практическая часть ( 32 мин.)
- Подведение итогов урока. ( 3 мин.)
- Домашнее задание. (1 мин.)
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
Организационный момент | Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжим изучать тему:"Признаки равенства прямоугольных треугольников", записываем в тетрадь число и тему. | Перед уроком на доске написать число, тему, задание на урок, чертежи для актуализации. | |
Актуализация знаний | Начнем урок с того что сейчас кто то один пойдем к доске и докажет теорему о равенстве прямоугольных треугольников по катету и гипотенузе. (вызываю к доске Юлю, на левой доске) А пока мы с вами решим задачи по готовым чертежам. Смотрим на доску. Первая задача. Итак, как будем доказывать, с чего начнем? Так, и какой вывод мы делаем? Хорошо, смотрим на вторую задачу. Что надо доказать и что у нас надо для этого есть? Чем мы можем воспользоваться? Верно, переходим к следующей задаче. Что делаем в этой задаче? Хорошо, все задачи мы решили. Теперь послушаем Юлю. Пожалуйста, сначала формулировку, потом доказательство. Молодец, садись! (поставить оценку) | Доказательство: 1) Треугольник ABC равнобедренный с основанием ВС, поэтому АВС =АСВ. 2)∆BPD =∆CFD по катету (ВР = CF по условию) и прилежащему острому углу (В=С ). 3) Из пункта 2 следует, что в равных треугольниках BPD и CFD, BD = DC Нужно сначала доказать равенство углов, а чтобы доказать равенство углов, надо доказать равенство ∆MNP и ∆FРN Доказательство: 1) ∆MNP = ∆FPN по двум катетам (MN = FP по условию, NP — общий катет),следовательно MPN =FNP. 2) В ∆NKP два угла равныKPN =KNP , поэтому ∆NKP- равнобедренный. Доказываем, что ∆АВМ = ∆АСМ Доказательство: ∆АВМ = ∆АСМ по гипотенузе и острому углу (1=2 - т.к АМ биссектриса, АM- общая гипотенуза) Из равенства этих треугольников следует, что ВМ=МС Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого, то такие треугольники равны. Рассмотрим треугольники ABC и A1B1C1, у которых углы С и С1 —прямые, AB=A1B1, ВС=В1С1. Докажем, что ∆АВС=∆А1В1С1. Так как C=C1, то треугольник ABC можно наложить на треугольник А1В1С1 так, что вершина С совместится с вершиной C1, а стороны СА и СВ наложатся соответственно на лучи С1А1 и C1B1 Поскольку СВ=С1В1, то вершина В совместится с вершиной В1. Но тогда вершины А и А1 также совместятся. В самом деле, если предположить, что точка А совместится с некоторой другой точкой А2 луча C1A1, то получим равнобедренный треугольник А1В1А2 в котором углы при основании А1А2 не равны A2 — острый, a А1 — тупой, как смежный с острым углом B1А1С1. Но это невозможно, поэтому вершины А и А1 совместятся. Следовательно, полностью совместятся треугольники ABC и А1В1С1 , т. е. они равны. | На доске: 1)
Дано: ∆АВС- равнобедренный Доказать: 2)
Дано: ∆MNP и ∆FPN-прямоугольные МР и NF пересекаются в точке К MN = FP. Доказать: ∆NKP- равнобедренный 3)
Дано: МВ⊥АВ, МС⊥АС, AM-биссектриса А. Доказать: ВМ=МС.
|
Практическая часть | Итак мы вспомнили с вами признаки равенства прямоугольных треугольников, переходим к решению задач. Открываем дидактические материалы, С-21 В-4, В-6 №1. Читаем условие (вызываю к доске Выходи к доске. Рисуй чертеж к задаче. Что будем делать? Хорошо, садись. (поставить оценку) Теперь переходим к В-6. №1 Читаем условие. Есть идеи? Обязательно записываем ответ. Правильно, садись. (поставить оценку) №2 Читаем условие. С чего начнем? Правильно, что потом будем делать? А с чего начнем доказательство? Да, а что будем строить? Хорошо, садись. (поставить оценку) | На сторонах АВ и ВС треугольника ABC взяты точки D и Е соответственно. Из этих точек опущены перпендикуляры DK и ЕР к прямой AC, DK = ЕР, ADK = PEC. Докажите, что АВ = ВС Сначала рассмотрим ∆АDK и ∆СEP. Доказательство: Рассмотрим ∆АDK и ∆СEP (прямоугольные) 1) ∆АDK = ∆СEP по катету и острому углу (AK=PC, ADK=CPE по условию) 2)Т.к. ∆АDK = ∆СEP => А=С 3) Т.к. А=С,=> ∆АВС- равнобедренный, АВ=ВС. Через точку К, взятую на стороне АВ треугольника ABC, проведена прямая, перпендикулярная АВ и пересекающая сторону АС в точке D. Известно, что KDB = KDA, АС = 30 см, ВС = 15 см. Найдите периметр треугольника BDC. Решение: Рассмотрим ∆BDK и ∆KDA 1)DK- общий катет, KDB = KDA по условию, => ∆BDK = ∆KDA по катету и острому углу. 2)т.к. ∆BDK = ∆KDA => BD=DA =>BD - медиана 3)т.к СD=DA=BD =15 см => Р∆ВDС= 45 см. Ответ: 45 см. Отложим биссектрисы, отметим точку пересечения. С дополнительного построения Перпендикуляры из точки О к сторонам АВ, АС и СВ. Доказательство: 1) ОК ⊥ АВ,ОМ ⊥ ВС, ОР⊥АС. Рассмотрим ∆OKB=∆ОМВ 2) ОВ- общая гипотенуза КВО=МВО(т.к. ВО биссектриса.) Рассмотрим ∆OМС=∆ОРС 3) ОС- общая гипотенуза МСО=РСО(т.к. СО биссектриса.) 4)из (2) и (3) => КО=МО,МО=РО => КО=РО. Рассмотрим ∆ КАO=∆РАО 5) КО=РО из (4) АО- общая гипотенуза. 6)т.к ∆ КАO=∆РАО, то КАO=РАО => A- биссектриса. | С-21 В-4 №1 Дано: ∆АВС D ϵ AB, E ϵ BC, DK⊥AC, EP⊥AC, ADK=CPE, DK=PE. Доказать: АВ=ВС С-21 В-6 №1 Дано: ∆ABC ВС=15 см АС=30 см K ϵ AB, DK⊥AB, D ϵ AC KDB = KDA, Найти: Р∆ВDС-? №2 Дано: АL-биссектриса угла А. BO и CO биссектрисы внешних углов В и С. Доказать: AL∩BO=O |
Подведение итогов | Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили признаки равенства прямоугольных треугольников. Какие, еще раз давайте проговорим, бывают признаки равенства прямоугольных треугольников?
Хорошо. На следующем уроке будет самостоятельная работа в начале урока, а затем начнем новую тему. | По двум катетам По катету и острому углу По гипотенузе и острому углу По гипотенузе и катету | |
Домашнее задание | Открываем дневники, записываем задание на дом: С-21, В-3,В-5. Урок окончен, спасибо за внимание! | Записывают | На доске написать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:"Признаки равенства прямоугольных треугольников."
Урок расчитан на 45 минут.На уроке доказываются признаки равенства прямоугольных треугольников,проводится первичное закрепление....
Конспект урока: «Признаки равенства прямоугольных треугольников»
Урок изучения нового материала. Нетрадиционная форма проведения - урок - сказка....
Геометрия, 7класс.Конспект урока по теме" Признаки равенства прямоугольных треугольников" с применением ЭОР
Краткий конспект урока геометрии 7 кл с применением материалов ЭОР по теме" Признаки равества прямоуголных треугольников".С физкультминуткой и ссылками на ЭОРы....
Конспект урока геометрии в 7 классе "Признаки равенства прямоугольных треугольников"
Цель урока: Познакомиться с признаками равенства прямоугольных треугольников;Научиться доказывать данные признаки;Решать простейшие задачи по данной теме, применять признаки прямоугольных треугольнико...
Опорный конспект к уроку "Признаки равенства прямоугольных треугольников" в форме рабочей тетради
...
Конспект урока по геометрии 8 класса Атанасян Параллелограмм и его свойства
Цель урока: ввести понятие параллелограмма, сформулировать его свойства и закрепить их в ходе решения задач.Образовательные задачи урока:организовать работу учащихся по изучению нового материала: осно...
Проверочная работа по теме "Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников", 7 класс
Проверочная работа по теме "Свойства прямоугольных треугольников.Признаки равенства прямоугольных треугольников" предназначена для закрепления материала по данным темам. Проверяется и ...