рабочие программы по геометрии 7-10 класс
рабочая программа по геометрии (7, 8, 9, 10 класс) по теме
рабочие программы по геометрии 7-10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geometriya_7_kl.doc | 158 КБ |
rabochaya_programma_geometriya_8_kl.doc | 190.5 КБ |
rabochaya_programma_geometriya_9_kl.doc | 137 КБ |
rabochaya_programma_geometriya_10_kl.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания
Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).
- Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю (68ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ – 5 ч.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами:
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать1
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
***Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются и знания, необходимые для применения перечисленных ниже умений.
В результате изучения геометрии ученик должен уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации. В 1988 году учебник занял первое место на Всесоюзном конкурсе учебников по математике для средней общеобразовательной школы.
Изучаемый материал в учебнике разбит на главы (всего 14 глав, для 7-9 класса нумерация глав сквозная). В конце каждой главы есть вопросы для повторения и дополнительные задачи.
Каждая глава разбита на параграфы (для каждой главы нумерация параграфов начинается заново). В конце каждого параграфа есть практические задания по данной теме, вопросы и задачи. Каждый параграф состоит из пунктов (всего 127 пунктов, нумерация пунктов сквозная).
В конце учебник есть подборка задач повышенной трудности по главам, два приложения «Об аксиомах стереометрии» и «Некоторые сведения о развитии геометрии», ответы и указания, предметный указатель
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Начальные геометрические сведения (10 ч)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур.
Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.
Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;
- формулировать определения перпендикуляра к прямой;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- сопоставлять полученный результат с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»
2. Треугольники (17 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
- формулировать определение равных треугольников;
- формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;
- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №2 «Треугольники»
3. Параллельные прямые (13 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
- формулировать аксиому параллельных прямых;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;
- формулировать и доказывать теоремы
- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
- о сумме углов треугольника,
- о внешнем угле треугольника;
- формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»
5. Повторение (9 ч)
Тематическое планирование
№ | Содержание материала | К.р. | Кол. часов | Примечание |
1 | Вводное занятие .Что такое - геометрия? | 1 | ||
2 | Глава 1. Начальные геометрические сведения | №1 | 10 | |
3 | Глава 2. Треугольники. | №2 | 17 | |
4 | Глава 3. Параллельные прямые | №3 | 13 | |
5 | Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника | №4,5 | 18 | |
6 | Повторение | 9 | ||
Итого часов | 5 | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела и темы урока | Примечание | Дата проведения | ||
Планируем. | Фактическая | ||||
Вводное занятие. Что это такое – геометрия? | |||||
Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (10 ч) | |||||
Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности. | |||||
Луч и угол. | |||||
Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов | |||||
Длина отрезка. Измерение отрезков. | |||||
Градусная мера угла. Измерение углов. | |||||
Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов» | |||||
Смежные и вертикальные углы. | |||||
Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности | |||||
Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения» | |||||
Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» | |||||
Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (17 ч) | |||||
Анализ контрольной работы Треугольник. | |||||
Первый признак равенства треугольников | |||||
Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников» | |||||
Перпендикуляр к прямой | |||||
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | |||||
Свойства равнобедренного треугольника | |||||
Второй признак равенства треугольников | |||||
Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников» | |||||
Третий признак равенства треугольников | |||||
Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников» | |||||
Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» | |||||
Окружность. Элементы окружности | |||||
Построения циркулем и линейкой | |||||
Примеры задач на построение | |||||
Обобщающий урок по теме «Треугольники» | |||||
Контрольная работа №2 «Треугольники» | |||||
Анализ контрольной работы | |||||
Определение параллельных прямых. Практические способы построения параллельных прямых. | |||||
Признаки параллельности двух прямых | |||||
Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» | |||||
Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» | |||||
Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых | |||||
Метод доказательства от противного | |||||
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | |||||
Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» | |||||
Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» | |||||
Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых. Признаки параллельности прямых» | |||||
Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые» | |||||
Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | |||||
Анализ контрольной работы | |||||
Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (18 ч) | |||||
Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника | |||||
Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. | |||||
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | |||||
Неравенство треугольника. | |||||
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | |||||
Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | |||||
Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | |||||
Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников | |||||
Решение задач на применение некоторых свойств прямоугольных треугольников | |||||
Признаки равенства прямоугольных треугольников | |||||
Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников | |||||
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | |||||
Построение треугольника по двум сторонам и углу меду ними | |||||
Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам | |||||
Построение треугольника по трем сторонам | |||||
Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» | |||||
Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» | |||||
Анализ контрольной работы | |||||
Повторение. Начальные геометрические сведения | |||||
Повторение. Треугольники | |||||
Повторение. Параллельные прямые | |||||
Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | |||||
Повторение. | |||||
Повторение. | |||||
Повторение. | |||||
Повторение. | |||||
Повторение. |
Учебно-методические средства обучения.
Л.С. Атанасян Геометрия 7-9 кл. М.: Просвещение 2014
Математика. Итоговые уроки 5-9 кл. 2008
Математические кружки в школе 5-8 кл. 2006
Математические олимпиады в школе 5-11 кл. 2005
Предметные недели в школе . Математика.2007
Предметная неделя математики в школе. 2007
Поурочные планы по геометрии 7 кл. 2006
Поурочные планы по геометрии 7 кл. Диф. Подход. 2006
Школьные математические олимпиады. 2002
Геометрия в таблицах и схемах. 2004
Конструирование современного урока.2002
Методическая разработка курса «Наглядная геометрия» 2000
Изучение геометрии 7-9кл. 2001
Нестандартные уроки. 2005
Дидактические карточки по геометрии. 2004
Геометрия. Теоретический материал. Способы решения задач. 2000
Математика. Игровые технологии. 2007
Дидактический материал по геометрии 7 кл. 2002
Тематические тесты по геометрии7 кл. 2007
Технические средства обучения и наглядные пособия.
Математика 5 кл.(18 л.) 2009 (таблицы)
Математика 6 кл. (12л.) 2009 (таблицы)
Функция и графики (10л.) 2009 (таблицы)
Решение уравнений графическая иллюстрация (12л.) 2010 (таблицы)
Производная и её применение 2010 (таблицы)
Геометрия 7-11 кл. (10л.) (таблицы)
Набор геометрических тел (7л.) 2008
Набор прозрачных геометрических тел с сечением. 2010
Линейка деревянная 1м. 2010
Транспортир пласт. 2010
Угольник 30° и 60° пласт. 2010
Угольник 45° и 45° пласт. 2010
Портреты известных математиков. (10л.) 2008
Компьютер
Проектор
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования. Составлена на основе программы общеобразовательных учреждений под авторством Т.А. Бурмистровой,»Просвещение» 2010 год , рассчитана на учебник Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9 классы» «Просвещение» 2013 год. Объём 2 ч/н, всего 68 ч/г.
Внесённые изменения: в начале учебного года выделено 3 часа на повторение курса геометрии за 7 класс и входную контрольную работу
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели изучения курса:
--развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-учить ясно и точно излагать свои мысли;
-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
-помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи курса:
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
-ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;.
-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
-ознакомить с понятием касательной к окружности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводиться 2 часа в неделю, всего 68 часов в год
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения курса геометрии в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать:
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
- существо понятия алгоритма;
- определение многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
- формулировку теоремы Фалеса, основные типы задач на построение;
- представление о способе измерения площади многоугольника; формулы вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, треугольника;
- формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы;
- формулировки признаков подобия треугольников, теорем об отношении площадей и периметров подобных треугольников; свойство биссектрисы треугольника;
- формулировки теорем о средней линии треугольника и трапеции, свойство медиан треугольника, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;
- понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45,60,90 градусов; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
- случаи взаимного расположения прямой и окружности; формулировку свойства касательной, отрезков касательных; формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд; четыре замечательные точки треугольника;
- понятие вписанной, описанной окружности, теоремы о свойствах вписанного и описанного четырехугольника.
уметь:
- распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, на чертежах среди четырехугольников распознавать прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапецию и ее виды;
- выполнять чертежи по условию задачи; решать задачи на нахождение углов и сторон параллелограмма, ромба, равнобедренной трапеции; сторон квадрата, прямоугольника; угла между диагоналями прямоугольника;
- применять теорему Фалеса в процессе решения задач;
- вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, треугольника; применять формулы площадей при решении задач; решать задачи на вычисление площадей;
- находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора;
- находить стороны, углы, отношения сторон, отношения периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия;
- находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами; находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан;
- находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- решать задачи и приводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических задач (например: нахождение сторон квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника);
- для решения практических задач, связанных с нахождением площади треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба (например: нахождение площади пола);
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.Вводное повторение (3 ч).
Начальные геометрические сведения. Треугольники. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника
2 Четырехугольники (14 ч).
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрия.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать определения рассматриваемых четырехугольников; формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства этих четырехугольников; определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
- уметь: распознавать на рисунке и по определению четырехугольники; применять признаки в решении задач; строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией
3. Площади фигур (14 ч).
Понятие площади многоугольника, площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель – сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.
Основное внимание уделяется формированию практических навыков вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач.
Учащиеся знакомятся с теоремой об отношении площадей треугольников, имеющих по одному равному углу. Воспроизведение ее доказательства необязательно.
Доказательство теоремы Пифагора ведется с опорой на знания свойств площадей. Теорема, обратная теореме Пифагора рассматривается в ознакомительном порядке. Особое внимание уделяется решению задач.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать основные свойства площади, формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировки теоремы Пифагора и обратной к ней теоремы;
- уметь применять их в решении задач.
4. Подобные треугольники (19 ч).
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Основная цель – сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников, сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников.
При изучении признаков подобия треугольников достаточно доказать два из них, так как доказательства аналогичны.
Решение задач на построение методом подобия можно рассматривать с учащимися, интересующимися математикой.
Важную роль в изучении, как математики, так и смежных дисциплин играют понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, с которыми учащиеся знакомятся при изучении данной темы. Основное внимание уделяется выработке прочных навыков в решении прямоугольных треугольников, в частности с помощью микрокалькулятора.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать определения пропорциональных отрезков, подобных треугольников, формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства подобных треугольников; определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
- уметь воспроизводить доказательства признаков подобия треугольников, доказывать основное тригонометрическое тождество, применять их в решении задач.
5. Окружность (17 ч).
- Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. [Четыре замечательные точки треугольника]. Вписанная и описанная окружности.
- Основная цель – дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях.
- Новыми понятиями в данной теме для учащихся будут понятия вписанной и описанной окружностей и вписанного угла. Усвоение этого материала происходит в ходе решения задач и при доказательствах теорем об окружностях, вписанных в треугольник и описанных около него. Материал, связанный с изучением четырех замечательных точек треугольника, можно рассмотреть в ознакомительном плане. Однако свойства биссектрисы угла играют важную роль во всем курсе геометрии – им нужно уделить достаточно внимания. Рассматриваются задачи на построение вписанных и описанных окружностей с помощью циркуля.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать случаи расположения прямой и окружности; определение, свойство и признак касательной; определения центрального, вписанного углов, теорему о вписанном угле и следствия из нее; какая окружность называется вписанной, описанной, теоремы о свойствах окружностей.
- уметь доказывать и применять их в решении задач.
6.Повторение. Решение задач
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Контр. раб | Примечание |
ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 3 | 1 | ||
1. | ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ | 14 | 1 | |
2. | ПЛОЩАДЬ | 14 | 1 | |
3. | ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ | 19 | 2 | |
4. | ОКРУЖНОСТЬ | 17 | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ. | 1 | |||
ИТОГО | 68 | 6 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание материала | Примечание | Сроки план. | Сроки факт. |
Повторение курса 7 класса | ||||
1 | Вводное повторение. Треугольники. Равенство треугольников | |||
2 | Повторение. Параллельность прямых | |||
3 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | |||
ГЛАВА V ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ | ||||
§1. МНОГОУГОЛЬНИКИ. | ||||
4 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник, | |||
5 | Четырехугольник,. | |||
§2. ПАРАЛЛЕЛОГРАММ И ТРАПЕЦИЯ. | ||||
6 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма,. | |||
7 | Признаки параллелограмма, | |||
8 | Решение задач на свойства и признаки параллелограмма. | |||
9 | Трапеция, | |||
10 | Теорема Фалеса. Решение задач на трапецию, | |||
11 | Задачи на построение параллелограмма и трапеции. | |||
§3. ПРЯМОУГОЛЬНИК. РОМБ. КВАДРАТ. | ||||
12 | Прямоугольник, | |||
13 | Ромб и квадрат, | |||
14 | Решение задач по теме «Прямоугольник | |||
15 | Осевая и центральная симметрии, | |||
16 | Решение задач на четырехугольники | |||
17 | Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники | |||
ГЛАВА VI ПЛОЩАДЬ | ||||
§1. ПЛОЩАДЬ МНОГОУГОЛЬНИКА. | ||||
18 | Понятие площади. Свойства площадей, | |||
19 | Площадь прямоугольника, | |||
§2. ПЛОЩАДИ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА, | ||||
20 | Площадь параллелограмма,. | |||
21 | Площадь треугольника, | |||
22 | Площадь треугольника, | |||
23 | Площадь трапеции, | |||
24 | . Решение задач. | |||
25 | Решение задач. | |||
§3. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА. | ||||
26 | Теорема Пифагора,. | |||
27 | Теорема, обратная теореме Пифагора, | |||
28 | Решение задач по теореме Пифагора | |||
29 | Решение задач на вычисление площадей и теорему Пифагора | |||
30 | Решение задач на вычисление площадей и теорему Пифагора | |||
31 | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | |||
ГЛАВА VII ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ | ||||
§1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДОБНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ. | ||||
32 | Пропорциональные отрезки. Понятие подобных треугольников, | |||
33 | Отношение площадей подобных треугольников,. | |||
§2. ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ. | ||||
34 | Первый признак подобия треугольников по двум углам, | |||
35 | Первый признак подобия треугольников | |||
36 | Второй и третий признак подобия треугольников, | |||
37 | Второй и третий признак подобия треугольников,. | |||
38 | Решение задач на подобие треугольников. | |||
39 | Контрольная работа №3 по теме «Подобие треугольников» | |||
§3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. | ||||
40 | Средняя линия треугольника | |||
41 | Решение задач по теме «Средняя линия» | |||
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, | |||
43 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, | |||
44 | Практические приложения подобия треугольников, | |||
45 | Практические приложения подобия треугольников, | |||
46 | Измерительные работы на местности | |||
§4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА. | ||||
47 | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике, | |||
48 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°,. | |||
49 | Решение задач по теме «Соотношения в прямоугольном треугольнике». | |||
50 | Контрольная работа №4 по теме «Применение подобия к решению задач» | |||
ГЛАВА VIII ОКРУЖНОСТЬ | ||||
§1. КАСАТЕЛЬНАЯ К ОКРУЖНОСТИ. | ||||
51 | Взаимное расположение прямой и окружности на плоскости, | |||
52 | Касательная к окружности, | |||
53 | Касательная к окружности, | |||
§2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ВПИСАННЫЕ УГЛЫ. | ||||
54 | Градусная мера дуги окружности, | |||
55 | Вписанный угол, | |||
56 | Свойство точки пересечения хорд окружности,. | |||
57 | Решение задач на вписанный угол и свойство пересечения хорд. | |||
§3. ЧЕТЫРЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ ТРЕУГОЛЬНИКА. | ||||
58 | Свойства биссектрисы угла,. | |||
59 | Свойства биссектрисы угла, | |||
60 | Теорема о пересечении высот треугольника, . | |||
§4. ВПИСАННАЯ И ОПИСАННАЯ ОКРУЖНОСТИ. | ||||
61 | Вписанная окружность, | |||
62 | Вписанная окружность | |||
63 | Описанная окружность, | |||
64 | Описанная окружность, | |||
65 | Решение задач | |||
66 | Решение задач | |||
67 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | |||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | ||||
68 | Четырехугольники . Площадь. |
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Геометрия: Учеб. для 7 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. / Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2010г.
- Бурмистрова Т.А. Геометрия 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2008.
- Н. Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. Дифференцированный подход. – М.: Вако, 2004.
- Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2004
- Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Методические рекомендации для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Е. Б. Арутюнян, М. Б. Волович и др. Математические диктанты для 5 – 9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
- П. И. Алтынов. Тесты. Геометрия 7 – 9. – М.: Дрофа, 1997.
Технические средства обучения и наглядные пособия.
Математика 5 кл.(18 л.) 2009 (таблицы)
Математика 6 кл. (12л.) 2009 (таблицы)
Функция и графики (10л.) 2009 (таблицы)
Решение уравнений графическая иллюстрация (12л.) 2010 (таблицы)
Производная и её применение 2010 (таблицы)
Геометрия 7-11 кл. (10л.) (таблицы)
Набор геометрических тел (7л.) 2008
Набор прозрачных геометрических тел с сечением. 2010
Линейка деревянная 1м. 2010
Транспортир пласт. 2010
Угольник 30° и 60° пласт. 2010
Угольник 45° и 45° пласт. 2010
Портреты известных математиков. (10л.) 2008
Компьютер
Проектор
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).
- Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч.
В том числе:
Контрольных работ – 5 часа, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» 2 часа, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час и 1 час на итоговую административную контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Повторение векторы и метод координат - 2 часа +9 часов+11 часов
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 12часов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга - 12 часов
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения - 12 часов
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах планиметрии 2 часа
Повторение. Решение задач 6часов
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование темы | Кол-во часов | В том числе контрольных работ | Примечание |
1 | Вводное повторение | 2 |
|
|
2 | Векторы | 9 |
|
|
3 | Метод координат. | 11 | № 1 |
|
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 12 | №2 |
|
5 | Длина окружности и площадь круга. | 12 | №3 |
|
6 | Движения. | 12 | №4 | |
7 | Об аксиомах планиметрии. | 2 | ||
8 | Повторение. Решение задач. | 8 | ||
Итого часов | 68 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока/№ в теме | Содержание учебного материала | Примечание | Примерные сроки | Фактические сроки |
Вводное повторение | 2 | |||
1/1 | Повторение. Треугольники | |||
2/2 | Повторение. Четырёхугольники. | |||
Векторы. | 9 | |||
3/1 | Понятие вектора | |||
4/2 | Понятие вектора. | |||
5/3 | Сложение и вычитание векторов . | |||
6/4 | Сложение и вычитание векторов. | |||
7/5 | Сложение и вычитание векторов. | |||
8/6 | Умножение вектора на число. | |||
9/7 | Умножение вектора на число. | |||
10/8 | Применение векторов к решению задач. | |||
11/9 | Применение векторов к решению задач. | |||
Метод координат | 11 | |||
12/1 | Координаты вектора. | |||
13/2 | Координаты вектора. | |||
14/3 | Решение задач. | |||
15/4 | Контрольная работа №1. | |||
16/5 | Простейшие задачи в координатах. | |||
17/6 | Простейшие задачи в координатах. | |||
18/7 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | |||
19/8 | Уравнение прямой. | |||
20/9 | Уравнение окружности и прямой. | |||
21/10 | Решение задач. | |||
22/11 | Решение задач. | |||
Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 12 | |||
23/1 | Синус, косинус, тангенс угла. | |||
24/2 | Синус, косинус, тангенс угла | |||
25/3 | Синус, косинус, тангенс угла | |||
26/4 | Теорема о площади треугольника. | |||
27/5 | Теорема синусов. | |||
28/6 | Теорема косинусов. | |||
29/7 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | |||
30/8 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | |||
31/9 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | |||
32/10 | Скалярное произведение векторов. | |||
33/11 | Скалярное произведение векторов. | |||
34/12 | Контрольная работа №2 | |||
Длина окружности и площадь круга. | 12 | |||
35/1 | Правильные многоугольники. | |||
36/2 | Правильные многоугольники. | |||
37/3 | Правильные многоугольники. | |||
38/4 | Правильные многоугольники. | |||
39/5 | Длина окружности и площадь круга. | |||
40/6 | Длина окружности и площадь круга. | |||
41/7 | Длина окружности и площадь круга. | |||
42/8 | Длина окружности и площадь круга. | |||
43/9 | Решение задач. | |||
44/10 | Решение задач. | |||
45/11 | Решение задач. | |||
46/12 | Контрольная работа №3 | |||
Движения. | 12 | |||
47/1 | Понятие движения. | |||
48/2 | Понятие движения. | |||
49/3 | Понятие движения. | |||
50/4 | Понятие движения. | |||
51/5 | Параллельный перенос. | |||
52/6 | Параллельный перенос. | |||
53/7 | Поворот. | |||
54/8 | Поворот. | |||
55/9 | Решение задач по теме «Параллельный перенос» | |||
56/10 | Решение задач по теме «Поворот» | |||
57/11 | Решение задач по теме «Движение» | |||
58/12 | Контрольная работа №4 | |||
Об аксиомах планиметрии | 2 | |||
59/1 | Об аксиомах планиметрии. | |||
60/2 | Об аксиомах планиметрии. | |||
Повторение. | 8 | |||
61/1 | Повторение темы «Параллельные прямые» | |||
62/2 | Повторение темы «Треугольники» | |||
63/3 | Повторение темы «Окружность» | |||
64/4 | Повторение темы «Четырёхугольники» | |||
65/5 | Повторение темы «Векторы» | |||
66/6 | Повторение темы «Векторы» | |||
67/7 | Повторение темы «Окружность» | |||
68/8 | Повторение темы «Окружность» |
Учебно- методические средства обучении.
Л.С. Атанасян геометрия 7-9 кл. М.: Просвещение 2012
Математика . Итоговые уроки. 2008
ГИА выпускников 9 кл. Геометрия. 2009
ГИА выпускников9кл. Геометрия 2010
Математические олимпиады в школе5-11 кл. 2005
Олимпиадные задания по математике 9 кл. 2007
Предметные недели в школе. Математика. 2007
Предметная неделя математики в школе. 2007
Поурочные планы по геометрии 9 кл. 2006
Поурочные планы по геометрии9 кл. Диф. Подход. 2006
Математические олимпиады школьников 9 кл.1997
Школьные математические олимпиады. 2002
Геометрия в таблицах и схемах. 2004
Методическая разработка курса «Наглядная геометрия» 2000
Конструирование современного урока. 2002
Изучение геометрии 7-9 кл. 2001
Нестандартные уроки. 2005
Геометрия. Теоретический материал. Способы решения задач. 2000
Математика . Игровые технологии на уроках. 2007
Тесты «Геометрия 7-9 кл.» 2000
Дидактический материал по геометрии 9 кл. 2002
Технические средства обучения и наглядные пособия.
Математика 5 кл.(18 л.) 2009 (таблицы)
Математика 6 кл. (12л.) 2009 (таблицы)
Функция и графики (10л.) 2009 (таблицы)
Решение уравнений графическая иллюстрация (12л.) 2010 (таблицы)
Производная и её применение 2010 (таблицы)
Геометрия 7-11 кл. (10л.) (таблицы)
Набор геометрических тел (7л.) 2008
Набор прозрачных геометрических тел с сечением. 2010
Линейка деревянная 1м. 2010
Транспортир пласт. 2010
Угольник 30° и 60° пласт. 2010
Угольник 45° и 45° пласт. 2010
Портреты известных математиков. (10л.) 2008
Компьютер
Проектор
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Программы для общеобразовательных учреждений Геометрия 10- 11 классы составитель Т.А. Бурмистрова 2-е издание Москва Просвещение 2010
2. Стандарт основного общего образования по математике.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общий объём данного курса 2 ч/н всего 68 часов.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на геометрию по 2 часа в неделю или 68 часов в 10 классе
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения геометрии в 10 классе ученик должен знать и уметь:
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников
- систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу,
- иметь навыки поиска необходимой информации
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ( 3часа)
Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом
Знать: основные понятия стереометрии
Уметь: применять аксиомы при решении задач
2. Параллельность прямых и плоскостей, (16часов)
Параллельность прямых. прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Знать: определение и признак параллельности прямой и плоскости.
Уметь: находить на моделях параллелепипеда параллельные, скрещивающиеся и пересекающиеся прямые, определять взаимное расположение прямой и плоскости
3. Перпендикулярность прямых и плоскостей, (17 часов)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Знать: признак перпендикулярности двух плоскостей, свойства прямоугольного параллелепипеда, куба
Уметь:
- определять двугранные углы; находить угол между диагональю прямо-угольного параллелепипеда и одной из граней.
- находить наклонную или ее проекцию, используя соотношения в прямоугольном треугольнике; находить угол между диагональю прямоугольного параллелепипеда и одной из его граней
4. Многогранники (14часов).
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Знать: основные многогранники
Уметь:
- распознавать на моделях и чертежах, выполнять чертежи по условию задачи
- строить сечения призмы, пирамиды плоскостью, параллельной грани
- находить элементы правильной n-угольной пирамиды (n=3,4); находить площадь боковой поверхности пирамиды, призмы. Основания которых –равно-бедренный или прямо-угольный треугольник
5. Векторы в пространстве (12часов).
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Знать: теорему о разложении любого вектора по трем некомпланарным векторам
Уметь:
- выполнять разложение вектора по трем некомпланарным векторам на модели параллелепипеда
- на моделях параллелепипеда и треугольной призмы находить сонаправленные, противоположно направленные, равные векторы; на моделях параллелограмма, треугольника выражать вектор через два заданных вектора; на модели тетраэдра, параллелепипеда раскладывать вектор по трем некомпланарным векторам
6. Итоговое повторение.(6 часов) Решение задач.
Знать: основополагающие аксиомы стереометрии, признаки взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, основные пространственные формы.
Уметь:
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, лов, площадей) и проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол. часов | Контр. Раб. | Примечание |
1 | Введение | 3 | ||
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 16 | 2 | |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | 1 | |
4 | Многогранники | 14 | 1 | |
5 | Векторы в пространстве | 12 | ||
6 | Повторение. Резерв | 6 | 1 | |
Итого | 68 | 6 | ||
Тип урока | ||
УИНМ УЗИ УПЗН УОСЗ УПКЗУ КУ УКЗ | Урок изучение нового материала Урок закрепления изученного Урок применения знаний и навыков Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки и коррекции знаний и умений Комбинированный урок Урок коррекции знаний |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание материала | Примечание | Дата план | Дата факт |
Введение | 3 | |||
1 | Предмет стереометрии Аксиомы стереометрии. | |||
2 | Некоторые следствия из аксиом | |||
3 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | |||
Параллельность прямых и плоскостей | 16 | |||
4 | Параллельность прямых в пространстве | |||
5 | Параллельность трех прямых | |||
6 | Параллельность прямой и плоскости | |||
7 | Решение задач на параллельность прямых, прямой и плоскости | |||
8 | Скрещивающиеся прямые. Угол с сонаправленными сторонами | |||
9 | Угол между двумя прямыми | |||
10 | Решение задач на нахождение углов между двумя прямыми | |||
11 | Контрольная работа №1 | |||
12 | Параллельные плоскости | |||
13 | Свойства параллельных плоскостей | |||
14 | Тетраэдр | |||
15 | Параллелепипед | |||
16 | Задачи на построение сечений | |||
17 | Задачи на построение сечений | |||
18 | Решение задач н по теме» Параллельность прямых и плоскостей» | |||
19 | Контрольная работа №2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | |||
Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | |||
20 | Перпендикулярные прямые в пространстве. | |||
21 | Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | |||
22 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | |||
23 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | |||
24 | Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости». | |||
25 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах | |||
26 | Угол между прямой и плоскостью | |||
27 | Решение задач на нахождение перпендикуляра и наклонной | |||
28 | Решение задач на нахождение перпендикуляра и наклонной | |||
29 | Решение задач на нахождение на нахождение угла между прямой и плоскостью | |||
30 | Решение задач на нахождение угла между прямой и плоскостью | |||
31 | Двугранный угол. | |||
32 | Признак перпендикулярности двух плоскостей | |||
33 | Прямоугольный параллелепипед | |||
34 | Решение задач по теме «Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей» | |||
35 | Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | |||
36 | Контрольная работа № 3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | |||
Многогранники | 14 | |||
37 | Понятие многогранника | |||
38 | Призма | |||
39 | Решение задач на призму. | |||
40 | Пирамида. Правильная пирамида | |||
41 | Усеченная пирамида | |||
42 | Усеченная пирамида | |||
43 | Решение задач по теме «Пирамида» | |||
44 | Симметрия в пространстве | |||
45 | Понятие правильного многогранника | |||
46 | Элементы симметрии правильных многогранников | |||
47 | Решение задач на нахождение элементов правильных многогранников | |||
48 | Решение задач по теме «Многогранники» | |||
49 | Решение задач по теме «Многогранники» | |||
50 | Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники» | |||
Векторы в пространстве | 12 | |||
51 | Понятие вектора в пространстве | |||
52 | Равенства векторов | |||
53 | Решение задач по теме «Понятие вектора в пространстве» | |||
54 | Сложение и вычитание векторов | |||
55 | Сумма нескольких векторов | |||
56 | Умножение вектора на число. | |||
57 | Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.» | |||
58 | Компланарные векторы | |||
59 | Правило параллелепипеда | |||
60 | Разложение вектора по трём некомпланарным векторам | |||
61 | Решение задач по теме «Векторы в пространстве» | |||
62 | Контрольная работа №5 «Векторы в пространстве» |
| ||
Итоговое повторение. Решение задач | 6 | |||
63 | Аксиомы стереометрии . Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости | |||
64 | Многогранники | |||
65 | Многогранники | |||
66 | Векторы в пространстве | |||
67 | Итоговая контрольная работа | |||
68 | Обобщение пройденного материала |
Технические средства обучения и наглядные пособия.
Математика 5 кл.(18 л.) 2009 (таблицы)
Математика 6 кл. (12л.) 2009 (таблицы)
Функция и графики (10л.) 2009 (таблицы)
Решение уравнений графическая иллюстрация (12л.) 2010 (таблицы)
Производная и её применение 2010 (таблицы)
Геометрия 7-11 кл. (10л.) (таблицы)
Набор геометрических тел (7л.) 2008
Набор прозрачных геометрических тел с сечением. 2010
Линейка деревянная 1м. 2010
Транспортир пласт. 2010
Угольник 30° и 60° пласт. 2010
Угольник 45° и 45° пласт. 2010
Портреты известных математиков. (10л.) 2008
Компьютер
Проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по геометрии для 10 класса.Учебник "Геометрия 10-11",авт.Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов и др.
Рабочая программа по геометрии для 10 класса содержит несколько разделов, в том числе содержание курса геометрии 10 класса,календарно-тематическое планирование,контрольные работы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (по учебнику Погорелова А.В. Геометрия 7-11 класс)
Рабочая программа по геометрии для 9 классаУчитель - Давтян Римма Артемовна...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ГЕОМЕТРИИ 7-9 класс УМК Л.С. Атанасяна Геометрия 7-9 класс
календарно-тематическое планирование и рабочая программа по геометрии на 2016-2017 учебный год...