Рабочая программа по школьному курсу «Геометрия» для 8 класса
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана-Граф», 2008.
2. Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы/Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2014.
Рабочая программа соответствует базовому уровню подготовки школьников по Стандарту основного общего образования, конкретизирует содержание тем и даёт распределение часов по разделам курса.
Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_8.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по школьному курсу «Геометрия» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана-Граф», 2008.
2. Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы/Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2014.
Рабочая программа соответствует базовому уровню подготовки школьников по Стандарту основного общего образования, конкретизирует содержание тем и даёт распределение часов по разделам курса.
Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2014 г.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч. из расчета 5 ч. в неделю с V по IX класс.
Математика изучается в 2014/2015 году в 8 классе - 5 ч. в неделю, всего 170 ч.
На преподавание геометрии в 8 классе отведено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В курсе геометрии 8 класса условно выделены четыре основных раздела: четырёхугольники, площадь, подобные треугольники, окружность.
Раздел 1. Четырёхугольники.
Доказательства большинства теорем данного раздела и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому, полезно их повторить в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Цели изучения раздела:
• изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию;
• дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией;
Раздел 2. Площадь.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Цели изучения раздела:
• расширить и углубить полученные в 5 - 6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей;
• вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
• доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Раздел 3. Подобные треугольники.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цели изучения раздела:
• ввести понятие подобных треугольников;
• рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения к доказательству теорем и решению задач;
• сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Раздел 4. Окружность.
В данном разделе вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Цели изучения раздела:
• расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 6 классе;
• изучить новые факты, связанные с окружностью;
• познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
| 14 | |
Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб квадрат. | Объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно точки (прямой), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрии в окружающей нас обстановке. | |
| 14 | |
Площадь многоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора. | Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора. | |
| 19 | |
Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике ; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основные тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов ; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы. | |
| 16 | |
Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. | Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых к окружности из одной точки; формулировать понятие центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы , связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника;; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ. | |
| 3 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
(2 часа в неделю. Всего 68 часов)
№ урока | № пункта учебника | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Повторение | |
по плану | примечание | |||||
1 | Урок вводного повторения. | 1 | 02.09 | |||
2 | Диагностическая работа. | 1 | 04.09 | |||
3-16 | Четырёхугольники | 14 | ||||
3 | 40,41 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. | 1 | 09.09 | ||
4 | 41 | Сумма внутренних углов многоугольника. | 1 | 11.09 | ||
5-6 | 42,43 | Четырёхугольник. Параллелограмм и его свойства. | 2 | 16.09 18.09 | ||
7-8 | 44 | Признаки параллелограмма. | 2 | 23.09 25.09 | ||
9 | Самостоятельная работа. | 1 | 30.09 | |||
10 | 45 | Трапеция. | 1 | 02.10 | ||
11 | 46 | Прямоугольник. | 1 | 07.10 | ||
12-13 | 47 | Ромб, квадрат. | 2 | 09.10 14.10 | ||
14 | Самостоятельная работа. | 1 | 16.10 | |||
15 | Решение задач по теме. | 1 | 21.10 | |||
16 | Контрольная работа №1 «Четырёхугольники» | 1 | 23.10 | |||
17-30 | Площадь | 14 | ||||
17 | 49 | Понятие площади многоугольника. | 1 | 28.10 | ||
18 | 51 | Площадь прямоугольника. | 1 | 30.10 | ||
19-20 | 52 | Площадь параллелограмма. | 2 | 11.11 13.11 | ||
21-22 | 53 | Площадь треугольника. | 2 | 18.11 20.11 | ||
23 | 54 | Площадь трапеции. | 1 | 25.11 | ||
24 | Самостоятельная работа. | 1 | 27.11 | |||
25 | 55 | Теорема Пифагора. | 1 | 02.12 | ||
26 | Решение задач на применение теоремы Пифагора. | 1 | 04.12 | |||
27 | 56 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | 09.12 | ||
28 | 57 | Формула Герона. | 1 | 11.12 | ||
29 | Самостоятельная работа. | 1 | 16.12 | |||
30 | Контрольная работа № 2 «Площадь» | 1 | 18.12 | |||
31-49 | Подобные треугольники | 19 | ||||
31 | 58,59 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. | 1 | 23.12 | ||
32 | 60 | Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач. | 1 | 25.12 | ||
33 | 61 | Первый признак подобия треугольников. | 1 | |||
34 | 62 | Второй признак подобия треугольников. | 1 | |||
35 | 63 | Третий признак подобия треугольников. | 1 | |||
36 | Самостоятельная работа. | 1 | ||||
37 | Анализ самостоятельной работы. Решение задач. | 1 | ||||
38 | Контрольная работа №3 «Подобие треугольников» | 1 | ||||
39 | 64 | Средняя линия треугольника. | 1 | |||
40-41 | 65, 66 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 2 | |||
42 | Самостоятельная работа. | 1 | ||||
43 | Анализ самостоятельной работы. Решение задач. | 1 | ||||
44-45 | 68 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 2 | |||
46 | Проверочная работа. | 1 | ||||
47 | Анализ проверочной работы. Решение задач. | 1 | ||||
48 | 69 | Значения синуса, косинуса и тангенса стандартных углов. | 1 | |||
49 | Контрольная работа №4 «Решение прямоугольных треугольников» | 1 | ||||
50-65 | Окружность | 16 | ||||
50 | 70 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | |||
51 | 71 | Касательная к окружности. | 1 | |||
52 | 72 | Градусная мера дуги окружности | 1 | |||
53 | 73 | Теорема о вписанном угле. | 1 | |||
54 | Самостоятельная работа. | 1 | ||||
55 | Анализ самостоятельной работы. Решение задач. | 1 | ||||
56 | 74 | Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла | 1 | |||
57 | 75 | Свойства серединного перпендикуляра к отрезку | 1 | |||
58 | 76 | Теорема о пересечении высот треугольника | 1 | |||
59 | 77 | Вписанная окружность | 1 | |||
60 | 78 | Описанная окружность | 1 | |||
61 | Решение задач. | 1 | ||||
62 | Самостоятельная работа. | 1 | ||||
63 | Анализ самостоятельной работы. Решение задач. | 1 | ||||
64 | Контрольная работа №5 «Окружность » | 1 | ||||
65 | Решение задач повышенной сложности | 1 | ||||
66-68 | Повторение | 3 |
Литература:
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
- Геометрия: Рабочая тетрадь:8 кл./ к учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др./ Ю. А. Глазков, П. М. Кашаев/ - 4-е издание - М.: Издательство «Экзамен»,2014
- Контрольные работы по геометрии:8 кл./ к учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др./ Н. Б. Мельникова – 5-е изд. –М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Геометрия 8 класс: Зачетная тетрадь ( на класс в кол-ве по 1 на парту)
- Поурочные разработки по геометрии , 8 класс: метод, в помощь школьному учителю / - М.: «ВАКО», 2014.
- Электронное приложение к учебнику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Векторный метод и его применение к решению задач школьного курса геометрии
Выпускная квалификационная работа по специальности "Математика"...
векторы в школьном курсе геометрии
Презентация, которую можно использовать при повторении материала...
«Применение задач на построение одним циркулем в школьном курсе геометрии»
В этой работе я предлагаю несколько задач на построение с помощью циркуля для факультативных занятиях как с помощью учителя, так и самостоятельно....
Доказательство теоремы Пифагора в школьном курсе геометрии 8класса
С глубокой древности математики находят все новые и новые доказательства теоремы Пифагора, все новые и новые замыслы ее доказательств. Таких доказательств – более или менее строгих, более или менее на...
Рабочая программа по школьному курсу «Геометрия» для 9 класса
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:1. Стандарта основного общего образования по математике.Стандарт основного общего образования п...
Геометрические преобразования в школьном курсе геометрии.
Использование геометрических преобразований в школьном курсе имеет большое методическое значение. Методы симметрии, поворота, параллельного переноса, гомотетии позволяют учащимся решать большой класс ...
57. Интерактивный тест по теме: "Итоговый тест за школьный курс Геометрии".
Данный тест с автоматизированной проверкой ответа может быть использован на занятиях итогового контроля знаний учащихся. Для корректной работы теста, необходимо установить низкий уровень безопасности ...