Рабочая программа.10 класс, геометрия. Погорелов.
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему

Еремина Надежда Александровна

Рабочая программа.10 класс, геометрия. Погорелов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_geometrii_10_klass_1.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №41 муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

Утверждаю

Приказ  № _________

от «____»_______201   г.

Директор МОУ гимназия № 41

_________Т.В. Яковлева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Геометрия» в 10 «В» классе

Профильный уровень

                 Составитель:  Еремина Н.А.

                  учитель математики высшей категории

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089, на основе примерной  и авторской программы по геометрии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных школ А.В. Погорелова, составитель Н.Ф. Гаврилова (М.: ВАКО, 2012), в соответствии с Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 №253.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Цели

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • Интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Характеристика особенностей контингента обучающихся, их образовательных запросов, возможностей и потребностей

10 в  класс – класс естественно-научного профиля. В классе 20 обучающихся,  50% из них планируют поступать в вузы технической  направленности.  Класс имеет высокий уровень познавательной активности. Объяснение материала должно строиться на основе синтеза.

Распределение учебных часов по разделам программы

Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия – 6 часов.

Параллельность прямых и плоскостей – 14 часов.

Перпендикулярность прямых и плоскостей – 24 часа.

Декартовы координаты и векторы в пространстве – 15 часов.

Повторение – 9 часов.

В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.

В ходе изучения материала планируется проведение четырех контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы. 

Содержание обучения

§1. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия ( 6 часов).

Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость). Аксиомы стереометрии. Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку. Замечание к аксиоме 1. Пересечение прямой с плоскостью. Существование плоскости, проходящей через три данные точки. Разбиение пространства плоскостью на два полупространства.

§2. Параллельность прямых и плоскостей (14 часов)

Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых. Признак параллельности прямой и плоскости. Решение задач

Признак параллельности плоскостей. Существование плоскости, параллельной данной плоскости. Свойства параллельных плоскостей. Изображение пространственных фигур на плоскости. Решение задач

Контрольная работа №1

§3. Перпендикулярность прямых и плоскостей (24 часа)

Перпендикулярность прямых в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Построение перпендикулярных прямой и плоскости. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач

Контрольная работа №2

Признак перпендикулярности плоскостей. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Применение ортогонального проектирования в техническом черчении

Контрольная работа №3

§4. .Декартовы координаты в пространстве ( 15 часов)

Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Преобразование симметрии в пространстве. Симметрия в природе и на практике. Движение в пространстве. Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур. Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Решение задач. Угол между плоскостями. Площадь ортогональной проекции многоугольника

Контрольная работа №4

Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Уравнение плоскости. Решение задач

Контрольная работа №5

Итоговое повторение (5 часов)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:

  • основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • формулировки аксиом стереометрии, основных теорем и их следствий;
  • возможности геометрии в описании свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
  • роль аксиоматики в геометрии;

уметь:

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площадей поверхности пространственных тел и их простейших комбинаций;
  • строить сечение многогранников;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления длин и площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
  1. Нормы и критерии оценивания
  2. 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

 Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  1. 2. Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
  • Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.
  • Отметка «3» ставится в следующих случаях:
  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
  • Отметка «2» ставится в следующих случаях:
  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  1. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Календарно - тематическое планирование учебного материала

2 часа в неделю, 68 часов за год, учебник «Геометрия. 10—11 классы» Погорелов А.В.

10 класс

урока

Тема

Примерные сроки изучения

Скоректиро-ванные сроки изучения

Повторение курса планиметрии (4 часа)

1

Повторение планиметрии

01.09-06.09

2

Повторение планиметрии

01.09-06.09

3

Повторение планиметрии

08.09-13.09

4

Повторение планиметрии

08.09-13.09

§1. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия (6 часов)

5

Аксиомы стереометрии.

15.09-20.09

6

Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку.

15.09-20.09

7

Пересечение прямой с плоскостью.

22.09-27.09

8

Существование плоскости, проходящей через три данные точки. Замечание к аксиоме 1.

22.09-27.09

9

Разбиение пространства на два полупространства.

29.09-04.10

10

Решение задач.

29.09-04.10

                                                                                          Итого: 6 часов

§2. Параллельность прямых и плоскостей  (14 часов)

11

Параллельные прямые в пространстве.

06.10-11.10

12

Параллельные прямые в пространстве.

06.10-11.10

13

Признак параллельности прямых.

13.10-18.10

14

Признак параллельности прямых.

13.10-18.10

15

Признак параллельности прямой и плоскости.

20.10-25.10

16

Признак параллельности плоскостей.

20.10-25.10

17

Признак параллельности плоскостей.

03.11-08.11

18

Существование плоскости, параллельной данной плоскости.

03.11-08.11

19

Свойства параллельных плоскостей.

10.11-15.11

20

Свойства параллельных плоскостей.

10.11-15.11

21

Свойства параллельных плоскостей.

17.11-22.11

22

Изображение пространственных фигур на плоскости.

17.11-22.11

23

Решение задач.

24.11-29.11

24

Контрольная работа 1

24.11-29.11

                                                                                        Итого: 14 часов

§3. Перпендикулярность прямых и плоскостей  (24 часа)

25

Перпендикулярность прямых в пространстве.

01.12-06.12

26

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

01.12-06.12

27

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

08.12-13.12

28

Построение перпендикулярных прямой и плоскости.

08.12-13.12

29

Свойства перпендикулярных прямой и плоскости.

15.12-20.12

30

Свойства перпендикулярных прямой и плоскости.

15.12-20.12

31

Перпендикуляр и наклонная.

22.12-27.12

32

Перпендикуляр и наклонная.

22.12-27.12

33

Перпендикуляр и наклонная.

12.01-17.01

34

Перпендикуляр и наклонная.

12.01-17.01

35

Решение задач.

19.01-24.01

36

Решение задач.

19.01-24.01

37

Контрольная работа 2

26.01-31.01

38

Теорема о трех перпендикулярах.

26.01-31.01

39

Теорема о трех перпендикулярах.

02.02-07.02

40

Теорема о трех перпендикулярах.

02.02-07.02

41

Признак перпендикулярности плоскостей.

09.02-14.02

42

Признак перпендикулярности плоскостей.

09.02-14.02

43

Признак перпендикулярности плоскостей.

16.02-21.02

44

Расстояние между скрещивающимися прямыми.

16.02-21.02

45

Применение ортогонального проектирования в техническом черчении.

23.02-28.02

46

Решение задач.

23.02-28.02

47

Решение задач.

02.03-07.03

48

Контрольная работа 3

02.03-07.03

                                                                                        Итого: 24 часа

§4. Декартовы координаты в пространстве.  (15 часов)

49

Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками.

09.03-14.03

50

Координаты середины отрезка.

09.03-14.03

51

Координаты середины отрезка.

16.03-21.03

52

Преобразование симметрии в пространстве. Движение в пространстве.

16.03-21.03

53

Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур.

30.03-04.04

54

Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью.

30.03-04.04

55

Угол между плоскостями.

06.04-11.04

56

Угол между плоскостями.

06.04-11.04

57

Площадь ортогональной проекции многоугольника.

13.04-18.04

58

Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве.

13.04-18.04

59

Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Уравнение плоскости.

20.04-25.04

60

Решение задач.

20.04-25.04

61

Решение задач.

27.04-01.05

62

Решение задач.

27.04-01.05

63

Контрольная работа 4.

04.05-09.05

                                                                                        Итого: 15 часов

Повторение курса геометрии за 10 класс (5 часов)

04.05-09.05

64

Повторение. Решение задач.

11.05-16.05

65

Повторение. Решение задач.

11.05-16.05

66

Повторение. Решение задач.

18.05-23.05

67

Контрольная работа 5 (итоговая)

18.05-23.05

68

Резерв.

                                                                                        Итого: 5 часов

                                                                                        Итого: 68 часов

Учебно-методическое обеспечение:

Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

.  Рабинович Е.М. Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы М.: Илекса, 2006.

         Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № _________

от «____»________201   г.

Руководитель ШМО

_________Н.А. Еремина

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________Л.В. Самуйлова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 10 класс А.В. Погорелов.

Рабочая  программа по  геометрии 10  класса   составлена  в соответствии с федеральным  компонентом  Государственного  стандарта  общего  образо...

Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа, тематическое планирование....

Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень. 11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа, тематическое планирование....

Рабочая программа по геометрии для 8 класса Погорелов (с ККЭ)

Рабочая программа рассчитана на количество часов: всего 86        ; в неделю      2 ч в I полугодии, 3 ч во II полугодии Рабочая программа с...

Рабочая программа по геометрии для 7 класса Погорелов (с ККЭ и УУД)

Количество часов: всего 68 ; в неделю: 2 ч Рабочая программа создана на основе:федерального  государственного образовательного стандарта общего образования 2004г,программы по геометрии (для 7-9 ...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...