план кружковой работы
методическая разработка по геометрии (9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.НОВЫЙ БАТАКО»
Утверждаю
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
«Любители геометрии»
Автор : учитель математики МОУ СОШ с. Новый Батако
Гагиева Анжелика Олеговна
2012-2013 учебный год
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учащиеся 9-11 классов
Целью работы математического кружка является:
- Развитие творческого и математического мышления учащихся;
- Воспитание устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности математического характера;
- Привитие школьникам навыка употребления нестандартных методов рассуждения при решении геометрических задач;
- Ознакомление учащихся с новыми идеями и методами;
- Расширение представления об изучаемом материале;
Данная программа состоит из двух разделов:
- Олимпиадные задачи по геометрии (планиметрия);
- Олимпиадные задачи по стереометрии;
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего предусмотрено 60 занятий.
Занятие математического кружка предполагают расширение и углубление знаний школьников, полученных ранее на уроках и дополнительных занятиях, изучение на более глубокой математической основе тем, вызывающих трудности при решении. Особое внимание уделяется решению задач планиметрии, поскольку большинство стереометрических задач сводится к решению планиметрической задачи.
Программа занятий кружка:
1. Задачи из планиметрии –22 часа.
Задачи по теме “Подобие”.
Задачи по теме “Площади фигур, свойства площадей”.
Вписанные и описанные окружности. Углы, связанные с окружностью.
Теорема Стюарта. Теоремы Чевы и Менелая.
Цель:
- Углубить и несколько расширить знания школьного курса геометрии по темам “Подобие”, “Площади”, “Вписанные и описанные окружности”;
- Расширить представления учащихся о геометрических задачах на построение;
- Ознакомить учащихся с теоремами Стюарта , Чевы и Менелая и показать, как они позволяют легко решать определенный тип задач.
2. Олимпиадные задачи по стереометрии – 28 часов.
Сечение многогранников.
Теорема о трех перпендикулярах.
Теорема косинусов для трехгранного угла. Правило трех косинусов.
Задачи, связанные с тетраэдром.
Три способа нахождения расстояния от точки до плоскости.
Расстояние между скрещивающимися прямыми (3 случая).
Расстояние между скрещивающимися ребрами тетраэдра (достраивание параллелепипеда).
Цель: Углубить и расширить школьные знания по стереометрии.
Календарно – тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
1-2 | Задачи на построение | 2 |
3-4 | Задачи по теме “Подобие” | 2 |
5-6 | Вписанные и описанные окружности. | 2 |
7-8 | Углы, связанные окружностью. | 2 |
9-10 | Теорема Чевы в задачах. Теорема, обратная теореме Чевы (о пересечении прямых) | 2 |
11-12 | Решение задач с помощью теоремы Чевы. Теорема Чевы в задачах по теме “Площади | 2 |
13-14 | Задачи по теме “Свойства площадей”. Площади фигур | 2 |
15-16 | Задачи по теме “Площадь треугольника, параллелограмма, трапеции” | 2 |
17-18 | Отношение площадей. | 2 |
19-20 | Теорема Менелая. Решение задач с помощью теоремы Менелая | 2 |
21-22 | Теорема Стюарта. Решение задач с помощью теоремы Стюарта | 2 |
23-24 | Задачи на сечение многогранников. Признак параллельности плоскостей. Обратная теорема. Теорема о трех перпендикулярах. | 2 |
25-26 | Теорема косинусов для трехгранного угла. Правило трех косинусов | 2 |
27-28 | Задачи, связанные с тетраэдром | 2 |
29-30 | Расстояние между скрещивающимися прямыми | 2 |
30-31 | Расстояние между скрещивающимися ребрами тетраэдра | 2 |
32-33 | Достраивание до параллелепипеда | 2 |
34-35 | Замена параллелепипеда тетраэдром | 2 |
36-37 | Координатный метод при нахождении расстояния от точки до плоскости | 2 |
38-39 | Нахождение расстояния с помощью объёмов тел | 2 |
40-41 | Решение задач по теме “Углы и расстояния” | 2 |
42-43 | Геометрические методы решения уравнений и систем, использование а) Теоремы Пифагора | 2 |
44-45 | б) Теоремы косинусов | 2 |
46-47 | в) формулы площади треугольника | 2 |
48-49 | г) формулы длины биссектрисы угла треугольника | 2 |
50-51 | д) неравенство треугольника | 2 |
52-53 | е) теории подобия треугольника | 2 |
54-55 | ж) теорема о средних пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике | 2 |
56-58 | Построение одним циркулем | 2 |
59-60 | Итоговые задания | 2 |
Ожидаемые результаты:
По окончании изучения курса учащиеся смогут сформировать собственный взгляд при рассмотрении заданий по тригонометрии и стереометрии, научиться применять специальные методы и приемы, используемые при их решении. Самостоятельному поиску решения, работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать, применять.
Литература:
- С.А.Генкин, И.В.Интерберг, Д.В.Фомин “Ленинградские математические кружки”, г. Киров, 1994
- И.Кушнир “Шедевры школьной математики”, книга 1, Киев, “Астарта”, 1995
- И.Ф.Шарыгин “Геометрия 9-11”, задачник, М, “Дрофа”, 1996
- А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир “Неожиданный шаг или сто тридцать красивых задач”
- Д.В.Фомин “Санкт-Петербургские математические олимпиады”, С-Петербург, 1994
- “Зарубежные математические олимпиады”, под редакцией И.Н.Сергеева, М, “Наука”, 1987
- В.В.Прасолов “Задачи по планиметрии”, ч.1,М, “Наука”, 1991
- Я.П. Понарин “Геометрия для 7-11 классов, ч.1 Планиметрия”, Ростов на Дону, “Феникс”, 1997
- М.Долесова, Е.Семенко “Углы и расстояния в школьном курсе стереометрии”, Краснодар, 1993
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть строго обязательной. Важно исходить из общего уровня знаний и умений учащихся.
Кружковые занятия, как и уроки, необходимо строить с учетом основных принципов дидактики: научности, доступности, наглядности, учета индивидуальных особенностей школьников. Кружковые занятия строятся на интересе детей и не должны носить принудительный характер.
При построении кружковых занятий учитывается главная закономерность обучения, сформулированная дидактами: “Чем разностороннее деятельность учащихся, тем выше качество усвоения знаний”. Они должны приносить детям глубокое удовлетворение, радость познания. Материал, предлагаемый учащимся, должен быть понятен каждому ученику. Для поддержания интереса в любом новом материале должны быть элементы известного детям.
Цели и задачи программы:
- содействовать развитию психических процессов учащихся: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения,
- развивать познавательную деятельность учащихся, гибкость их мышления,
- формировать математические способности учащихся, а именно: обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать,
- развивать различные виды деятельности учащихся: исполнительскую, вос-производящую, преобразующую, контролирующую и поисковую,
- способствовать созданию положительного эмоционального тонуса,
- показать межпредметные связи с другими школьными предметами.
Содержание программы кружковых занятий включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки, экскурсии, путешествия и т.д., т.е. такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей. Для облегчения перехода от известного к неизвестному полезно использовать различные виды наглядности: полную предметную наглядность, неполную предметную наглядность, символику.
Интерес к математике необходимо поддерживать занимательностью самих задач, вопросов, заданий, целесообразно вносить элементы юмора, остроумия, игрового настроя, праздничности. Юмор должен быть добрым, создавать бодрое, приподнятое настроение.
Методы, используемые учителем на кружковых занятиях разнообразны, большое место должны занимать дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. В процессе кружковой работы полезно включать не только математические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики.
Отчётность по итогам кружковой работы проводится в следующем виде: подготовка и проведение предметных недель, лекторий по классам на различные темы, защита исследовательских работ и рефератов.
Ожидаемым результатом является более свободное выражение чувств детьми, развитие различных сторон мышления школьника: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, критического.
Характерной особенностью внеклассной работы по математике является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
На изучении отводится по 1 часу в каждом из классов 5, 6, 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год
МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....
план кружковой работы
план работы кружка "Познаем Францию"...
План кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки - ладошки" (знакомство с малыми фольклорными формами)
Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки-ладошки". Планирование расчитано на воспитанников младшего возраста и включает в себя сле...
План кружковой работы кружка "Юный натуралист"
Данная работа может быть использована для кружковой работы в коррекционных школа 8 вида...
План кружковой работы по литературе
План работы кружка "Как хорошо уметь читать"...
План кружковой работы
Курс «Немецкая литература: поэзия и проза» предназначен в качестве элективного обучающимся I - III курсов в рамках кружковой работы с практической целью углубления и расширения знаний о литературе Гер...
План кружковой работы "Родной край" 5-7 классы
Программа имеет историко-краеведческую направленность и рассчитана на 3 года, по 2 часа в неделю.В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего ...