План кружковой работы "Родной край" 5-7 классы
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Галкина Ирина Валерьевна

 

Программа имеет историко-краеведческую направленность и рассчитана на 3 года, по 2 часа в неделю.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Мачешанской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Галкиной Ирины Валерьевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в школе села Мачеха. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у обучающихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружка в общеобразовательной школе. Возраст детей с 5-11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

План кружковой работы.

Название «Родной край»

Сроки: 2 часа в неделю (рассчитан на 3 года)

Составитель: учитель истории и обществознания

МКОУ «Мачешанская СОШ»

Галкина Ирина Валерьевна

                           Пояснительная записка.

Программа имеет историко-краеведческую направленность и рассчитана на 3 года, по 2 часа в неделю.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Мачешанской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Галкиной Ирины Валерьевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в школе села Мачеха. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у обучающихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружка в общеобразовательной школе. Возраст детей с 5-11 класс.

Цели программы:

- познакомить обучающихся с историко - культурным наследием села Мачеха, Киквидзенского района, Волгоградской области;

- сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

- изучение прошлого и настоящего села, обычаев, традиций и духовной культуры земляков, проживающих в нашем  районе;

- воспитание патриотизма  обучающихся через краеведческие знания о селе и районе;

-формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;

- активизация поисковой деятельности учащихся;

- выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

- формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения;

-пополнение фондов школьного краеведческого музея работами учащихся по краеведению.

Сроки реализации: программа реализуется в течение трёх лет по два  часа в неделю, в течение учебного года. Итого 68 часов в год, 204 часа за три года.

Формы проведения занятий:

Экскурсия.

Экспедиция.

Работа в архивах.

Конференции.

Поисковая деятельность.

Работа с документами.

Исследовательская деятельность.

Оформление новых выставок.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы обучающиеся должны

знать:

- историю родного края;

- хранить историю, обычаи  и традиции своей «малой родины»;

- приумножать историческое наследие края.

уметь:

- работать с музейно-архивными документами, материалами;

- развивать творческие способности и возможности школьников;

- сохранять нравственные основы через знакомство с православными праздниками и обычаями русского народа, архитектурными памятниками, бытом русских людей, православной культурой в целом.

Формы подведения итогов:

Выставки.

Экскурсии.

Проекты.

Презентации.

Конференции.

Исследовательские работы.

Учебно-тематический план

ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”

Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем селе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

№                        

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

Да-та

Теория

Прак-тика

1 раздел

Краеведение- наука о родном крае.

2

4

1

Краеведение- наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

1

2-3-4

Экскурсия по селу

Путешествие по улицам села.

Посещение памятников села. Могилы погибшего воина афганца. Могилы воина погибшего в Чечне

3

5-6

Экскурсия «Достопримечательности села»

Клуб. Почта. Школа.

1

1

2 раздел

Красотою славится наша земля.

11

23

7-8-9

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

1

2

10-11-12

Мачешанская земля

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

1

2

13-14-15-16

Наша жемчужина.

Легенды и предания об истории села.   Памятник природы. Красная книга  в растениях края.

2

2

17-18-19-20

Топонимика нашего района

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории  района.

2

2

21-22-23

Река, давшая жизнь нашему городу.

Река Мачеха, Бузулук. Стихи о реке. Современное состояние реки. Экология.

1

2

24-25-26-27-28

Наш дом родной.

Экскурсия по селу.

Васильевская слобода.

Александровская.

1

4

29-30-31-32

Откуда пошёл мой род.

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи

1

3

33-34-35-36

Мачешанская  земля в литературе, живописи.

Знакомство с литературными произведениями Трощило, Ярового,Колпакова.

Живопись- В.Н.Стародубовой, В.И.Рудичева

1

3

37-38-39-40

Я и мое село

Мое село через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем.

1

3

3 раздел

История села Мачеха

8

20

41-42-43

История села. Истоки.

История села. Воспоминания старожил.

1

2

44-45-46

Легенды о названии села

Анализ легенд о названии села

1

2

47-48-49-50

Село в 18 веке

Воспоминания старожил.

Чтение стихов. Анализ воспоминаний

1

3

51-52-53-54

Село в 19 веке

Воспоминания старожил.

 Анализ воспоминаний

1

3

55-56-57-58

Село в 20 веке

Воспоминания старожил.

Чтение стихов. Анализ воспоминаний

1

3

59-60-61-62

От чистого истока

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.

1

3

63-64-65-66

Подводим итоги работы кружка за год.        

Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

1

3

67-68

Подведение итогов

Выступление руководителя кружка.

Консервация экспонатов на лето.

1

1

ВТОРОЙ ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”

Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Гражданской и Великой Отечественной войны.

№                        

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

Да-та

Теория

Практика

1 раздел.  Гражданская война

8

26

1-2-3-4

История Гражданской войны

1

3

5-6-7-8-9-10

Изучение воспоминаний о гражданской войне

Село в годы войны. Списки участников боевых сражений их воспоминания.

1

5

11-12-13-14

Изучение рукописной книги Есиева А.З

Изучение рукописной книги Есиева А.З., анализ произведения. Подбор материала для экскурсии

1

3

15-16-17-18

Изучение рукописной книги И.Х.Рупина

Изучение рукописной книги И.Х.Рупина, анализ произведения. Подбор материала для экскурсии

1

3

19-20-21-22

Изучение рукописной книги Андрющенко А.А.

Изучение рукописной книги А.А.Андрющенко, анализ произведения. Подбор материала для экскурсии

1

3

23-24-25-26

Изучение рукописной книги Анищенко А.И

Изучение рукописной книги Анищенко А.И., анализ произведения. Подбор материала для экскурсии

1

3

27-28-29-30

Подвиги В.Киквидзе и его друга Медведовского.

 Анализ воспоминаний. Подбор материала для экскурсии.

1

3

31-32-33-34

Изучение литературы местных поэтов и писателей.

Подбор материала для экскурсий.

1

3

2 раздел. Великая Отечественная война

10

24

35-36-37-38

Начало Вов.

Демобилизация. Офицеры запаса.

1

3

39-40-41-42

Школа в годы ВОв.

История школы, педколлектив принимавший участие в ВОв

1

3

43-44-45-46

Грозный 1942 год.

Анализ воспоминаний, изучение хронологии

1

3

47-48-49-50

Сталинградская битва.

Изучение воспоминаний участников Рудичевой А.С, Рудичева И.М. и др.

1

3

51-52-53-54

Тыл в годы ВО войны

Анализ воспоминаний тыловиков.

1

3

55-56-57-58

Герои Советского Союза – наши земляки.

Изучение материала, отбор для экскурсионной беседы

1

3

59-60

Бутко А. С

Герои Советского Союза – наш земляк. Изучение материала

1

1

61-62

Гайдуков С.В.

Герои Советского Союза – наш земляк. Изучение материала

1

1

63-64

Победа ВОв.

Изучение материала, отбор для экскурсионной беседы

1

1

65-66

Подведение итогов работы за год

Выступление руководителя и кружковцев.

1

1

67-68

Консервация экспонатов на лето.

Консервация экспонатов на лето.

2

ТРЕТИЙ ГОД. «ЛЮДИ ЗЕМЛИ МАЧЕШАНСКОЙ»

Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наше село и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.

№                        

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

Да-та

Теория

Практика

1 раздел.  Человек своего времени.

7

21

1-2

Человек своего времени.

Человек. Гражданин. Личность. О людях нашего села

1

1

3-4

Добро создаваемое добрыми руками.

Мастера своего дела.

1

1

5-6-7-8-9-10

Летописец истории родного края.

Воспоминания о тружениках колхоза «Урожай»

1

4

11-12

Рассказ о великом семьянине.

О многодетных семьях нашего края.

1

1

13-14-15-16

Им гордится наш район

О П.М.Дегтяреве. Подбор материала для экскурсии.

1

3

17-18-19

Оформление стенда о Дегтяреве.

Оформление стенда о Дегтяреве.

3

20-21-22-23

Создание колхоза «Урожай»

Изучение материала о МТС, коллективизации.

1

3

24-25-26-27

Передовики производства

Передовики производства колхоза «Урожай», награды.

1

3

28-29

Изучение периодической печати

Изучение периодической печати

2

2 раздел Учителя мачешанской земли

3

9

30-31-32-33

История МСШ

История школы. 1936 год. Церковно-приходская школа.

Открытие средней школы.

1

3

34-35

36-37

Директора в разные годы

Знакомство с директорами школы в разные периоды. Сапов- участник войны и другие. Переход на кабинетную систему.

1

3

38-39-40-41

Учителя МСШ.

Награды учителей их заслуги. Фото.

1

3

3 раздел Гордость земли мачешанской.

3

11

42-43

Воины интернационалисты

Воспоминания воинов интернационалистов. Анализ событий.

1

1

44-45

Посещение погибшего  в Афганистане В.Бондарева

Посещение погибшего  в Афганистане В.Бондарева

2

46-47

Встреча с воином афганцем Комаровым А.П.

Встреча с воином афганцем Комаровым А.П.

2

48-49-50-51

Воины служившие в Чечне

Сбор фото, материала, воспоминаний

1

3

52-53-54-55

Подбор материала для экскурсий.

Подбор материала для экскурсий.

1

3

4 раздел Работа с документами

2

11

56-57-58-59

Работа с музейно – архивными документами

Работа с музейно – архивными документами

1

3

60-61

Работа с картотекой

Работа с картотекой

2

62-63

Сбор новых экспонатов

Сбор новых экспонатов

2

64-65

Подведение итогов за 3 года

Выступление ребят и руководителя

1

1

66-67-68

Консервация экспонатов на лето

Консервация экспонатов на лето

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год

МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР  IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....

план кружковой работы

план работы кружка "Познаем Францию"...

План кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки - ладошки" (знакомство с малыми фольклорными формами)

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки-ладошки". Планирование расчитано на воспитанников младшего возраста и включает в себя сле...

План кружковой работы кружка "Юный натуралист"

Данная работа может быть использована для кружковой работы в коррекционных школа 8 вида...

План кружковой работы по литературе

План работы кружка "Как хорошо уметь читать"...

План кружковой работы

Курс «Немецкая литература: поэзия и проза» предназначен в качестве элективного обучающимся I - III курсов в рамках кружковой работы с практической целью углубления и расширения знаний о литературе Гер...

план кружковой работы

кружковая работа с 9-11 классами...