Перпендикулярность прямых и плоскостей
учебно-методический материал по геометрии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 19
им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского
округа Сызрань Самарской области
Открытый урок по геометрии в 10 классе по теме
«Теорема о тех перпендикулярах»
Учитель: Антипова Марина Сергеевна
Дата проведения:19.01.2014 г.
2013-2014 учебный год
Тема урока « Теорема о трех перпендикулярах»
Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений.
Цели урока:
Образовательные - проверить:
- степень усвоения учащимися основных понятий по теме «Теорема о трех перпендикулярах»;
- умение применять эти понятия для решения задач;
- сформированность у учащихся умения решать задачи по данной теме.
Развивающие - развивать и совершенствовать навыки решения задач, умение применять навыки решения задач в измененной ситуации, логическое и пространственное мышление, развивать математическую речь.
Воспитательные – воспитывать познавательную активность, внимание, самостоятельность, формировать коммуникативную культуру учащихся.
Оборудование: компьютеры – 6 штук, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный момент (1 мин.)
2.Проверка домашнего задания (фронтальный опрос) (3 мин.)
3.Актуализация знаний (5 мин.)
4.Проверка умений учащихся применять знания в стандартных условиях (самостоятельная работа)(10 мин.)
5.Проверка умений применять знания в измененных условиях (Работа в группах) – 19 мин.
6.Подведение итогов урока(1 мин.)
7. Инструктаж домашнего задания(1 мин.)
На данном уроке планируется работа в группах, поэтому до урока учащиеся разбиваются на группы по 4 человека. В состав группы включаю учащихся, имеющих разные уровни знаний. Учащиеся размещаются на соседних партах следующим образом:
1 парта
2 парта
План урока:
1.Организационный момент.
Приветствую учащихся. Отмечаю отсутствующих. Проверяю готовность класса к уроку.
Ребята мы продолжаем изучать тему «Теорема о трех перпендикулярах». Мы изучили с вами теорию, доказали теорему о трех перпендикулярах, решили задачи по данной теме базового уровня, сегодня мы повторим основные теоретические понятия, необходимые для решения задач, проверим домашнее задание и подробно разберем его, напишем самостоятельную работу, в которой вы будете решать задачи базового уровня и поработаем в группах с задачами более сложными.
2.Проверка домашнего задания.
Учитель. Для проверки домашнего задания к доске я приглашаю двоих учащихся. Ваша задача выполнить чертежи к домашним задачам № 46 и
№ 48. (приглашаются слабые учащиеся). Как только чертежи на доске будут выполнены, к доске выйдут еще двое учащихся, которые должны будут решить данные задачи, предварительно оценив работу своих товарищей. Если чертежи выполнены верно, то вы приступаете к решению задач. Если в чертеже будут допущены ошибки, то вы мелом красного цвета исправляете их, после чего решаете задачи.
3. Актуализация знаний.
В это время я работаю с классом, задаю вопросы по теории (теоретическая разминка):
- Что называется перпендикуляром, опущенным из данной точки на данную плоскость?
- Что называется основанием перпендикуляра?
- Как найти расстояние от точки до плоскости?
- Сформулируйте определение наклонной, проведенной из точки к данной плоскости.
- Что называется основанием наклонной?
- Сформулируйте определение проекции наклонной.
- Что называется расстоянием от прямой до параллельной ей плоскости?
- Что называется расстоянием между двумя параллельными плоскостями?
- Сформулируйте теорему о трех перпендикулярах.
- Сформулируйте теорему, обратную теореме о трех перпендикулярах.
Продолжение проверки домашнего задания. Мы повторили с вами все основные определения и понятия, сейчас проверим как решили домашние задачи наши учащиеся. Класс выслушивает ответы учащихся по домашним задачам, задает дополнительные вопросы учащимся и оценивает их ответы.
- Проверка умений учащихся применять знания в стандартных условиях (самостоятельная работа)(10 мин.)
А теперь все выполняем самостоятельную работу, работаем на два варианта. Тексты задач перед вами на доске, задачи, которые я предлагаю вам решить базового уровня. Ребята, я надеюсь, что вы все справитесь. Желаю успеха, начинаем.
Самостоятельная работа на 2 варианта. (10 мин)
Вариант №1.
К плоскости треугольника из центра вписанной в него окружности радиуса 3 см восстановлен перпендикуляр длиной 4 см. Найдите расстояние от конца этого перпендикуляра до сторон треугольника.
Из вершины равностороннего треугольника АВС восстановлен перпендикуляр АД к плоскости треугольника. Найдите расстояние от точки Д до стороны ВС, если АД = 2√13 см, ВС = 8 см.
Вариант № 2.
- К плоскости треугольника из центра вписанной в него окружности восстановлен перпендикуляр. Расстояние от конца этого перпендикуляра до сторон треугольника равно 10 см. Длина перпендикуляра равна 8 см. Найдите радиус вписанной в треугольник окружности.
- Из вершины равностороннего треугольника АВС восстановлен перпендикуляр ВД к плоскости треугольника. Найдите расстояние от точки Д до плоскости треугольника, если расстояние от точки Д до стороны АС равно 5√5 см, сторона треугольника равно 10 см.
- Проверка умений применять знания в измененных условиях (Работа в группах) – 19 мин.
Учитель. Работы все сдали. Сейчас давайте поработаем немного устно, еще раз закрепим основные понятия по данной теме. Вашему вниманию предложены чертежи к задачам. Внимательно их рассмотрите и приготовьтесь отвечать на мои вопросы. (Классу предлагается несколько чертежей и по данным чертежам учащиеся отвечают на вопросы учителя).
Следующий этап нашей работы – работа в группах. Пожалуйста, поворачиваемся к своим компьютерам
Учащиеся пересаживаются к компьютерам. Каждой группе предлагается задача, чертеж к задаче и условие на экране компьютера. Задач 3, каждую получают 2 группы. Группа читает чертеж, обсуждает решение задачи и выполняет его.
Проверка работы групп.
Учитель. Ребята, работа закончена. Слушаем отчеты групп по решению задач. На доске чертеж задачи № 1, пожалуйста, представитель первой группы к доске. Мы все внимательно слушаем решение, предложенное первой группой, и если нам непонятно или мы не согласны с этим решением – задаем вопросы. Особенно внимательны должны быть члены группы №4, у которых была такая же задача. (По одному представителю от групп выходят к доске, на экране появляется чертеж к данной задаче и учащийся рассказывает решение. Представители других групп задают вопросы учащемуся по задаче, если они возникают. Если учащийся не отвечает, то ему помогают члены его группы. Ответ учащегося оценивают представители других групп.)
- Подведение итогов урока. Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Учащиеся отвечают, учитель отмечает учащихся, активно участвующих в работе, оценивает их работу)
Рефлексия.
Каждый учащийся оценивает свою деятельность на уроке по критериям:
- Я знаю и понял данную тему, самостоятельно решил все задачи и принимал активное участие в работе группы.
- Я знаю и понял теорию по данной теме, самостоятельно решил задачи, но решение задач, предложенных группе, вызвали у меня затруднения.
- Я понял теорию, но задачи из самостоятельной работы решаю с трудом, в группе был пассивным участником.
- Я не знаю теории, поэтому и не могу решать задачи.
- Домашнее задание. Ребята, спишите записанное на доске домашнее задание.
Повторить п. …….., № ; на «5» № ….
Спасибо всем за урок. Урок окончен. Все свободны. До свидания.
Приложение № 1. Задача № 1.
М В
Z d
С К
А
Дан прямоугольный треугольник АВС , С = 900.
МС (АСВ), МС = Z , МК АВ, МК = d. Найти высоту прямоугольного треугольника, опущенную из вершины прямого угла на гипотенузу.
Задача № 2.
М
Y
В
А
X
С
Дан прямоугольный треугольник АВС , С = 900.
МА (АСВ), МА = Y, АС = X. Найти расстояние от конца перпендикуляра МА т. М до катета СВ треугольника АВС.
Приложение № 2. P Группы № 2 и №5
m
В n С
a
А D
Дан прямоугольник АВСД. ВС = n, DC = a. РВ – перпендикуляр к плоскости прямоугольника, РВ = m. Найти расстояние от точки Р до вершины прямоугольника т. D.
Группы № 1 и № 4.
К
В С
О
А Д
Дан ромб АВСД. Т.О – точка пересечения его диагоналей. КС - перпендикуляр к плоскости ромба. Сторона ромба равна 10см, диагональ
ВД = 12 см, КС = √17 см. Найти расстояние от точки К до диагонали ВД.
Группы № 3 и №6
М
А
С
Р
В
Дан равнобедренный треугольник АВС, А = 600, ВС= 4 см.
АМ (АВС), АМ = 2√6 см. Найти расстояние от точки М до стороны ВС треугольника АВС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование: "Признак перпендикулярности прямой и плоскости"
конспект урока...
Урок геометрии по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"
конспект урока геометрии в 10 классе по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"...
Презентация по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости"
Презентация по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости" соответствует теоритическому материалу, изучаемому в этом разделе стереометрии....
Урок по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости. Решение задач "
Представлена разработка урока в 10 классе, по геометрии к УМК: Геометрия для 10--11 кл., авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.. Это урок изучения нового материала с использова...
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Итоговый урок - обобщение по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей", геометрия 10 класс. vПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИvПЕРПЕНДИКУЛЯР И НАКЛОННАЯvТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХvПЕР...
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Презентация к уроку геометрии 10 класс
Презентация к уроку геометрии 10 класс по теме "Признак перпендикулярности прямой и плоскости". Доказательство признака, задачи на закрепление материала...
Презентация по теме: "Перпендикулярность прямой и плоскости"
Презентация по теме: "Перпендикулярность прямой и плоскости"....