Разработка урока геометрии по теме:"Свойства параллельных прямых"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Кожухарь Наталья Валерьевна

Разработка урока по теме «Свойства параллельных прямых» ставит следующие цели:  рассмотреть свойства параллельных прямых, показать учащимся применение свойств параллельных прямых и закрепить знания, умения, навыки учащихся по данной теме при решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_geometrii.docx72.12 КБ
Office presentation icon paral_pryamye_ustno.ppt414.5 КБ
Office presentation icon svoystva_paral_pryamykh.pps414.5 КБ
Файл test_priznaki_paral_pr.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Свойства параллельных прямых» (геометрия 7 класс, учебник «Геометрия 7-9 класс, автор Л.С. Атанасян)

Выполнила: Учитель математики 1 категории Кожухарь Н.В.

Цели урока:   1. Рассмотреть свойства параллельных прямых.

                          2. Показать учащимся применение свойств параллельных прямых.

                          3. Закрепить знания, умения, навыки учащихся по теме «Аксиома параллельных прямых».

 План урока:  1. Организационный момент

                          2. Актуализация опорных знаний

                          3. Изучение нового материала

                          4. Закрепление изученного материала

                          5. Итог урока

Ход урока:   1. Организационный момент: Приветствие учащихся. Сообщается тема урока, ставятся цели урока.

2. Актуализация опорных знаний: Проверка усвоения материала учащимися:

          1. Сформулировать определение параллельных прямых.

          2. Повторить признаки параллельности двух прямых.

          3. Вспомнить аксиому параллельных прямых.

  После повторения изученного двое учащихся работают с тестом (приложение 1), один человек у доски показывает решение домашней задачи, остальные работают устно по готовым чертежам. (Презентация 1)

3. Изучение нового материала:   

   1. Во всякой теореме различают две части: условие и заключение. Условие теоремы – это то, что дано, а заключение – то, что требуется доказать.

   2. Привести примеры изученных теорем и выделить в них условие и заключение. Ввести понятие теоремы, обратной данной. Сформулировать теоремы, обратные  трём теоремам, выражающим признаки параллельности прямых.

   3. Рассмотреть доказательство теоремы о накрест лежащих углах. (Презентация 2)         4. Закрепление изученного материала:  

       Решите задачу по готовому чертежу (устно):    

               Дано:  а // b, 1 = 75°, с – секущая.

               Найти: 2, 3, 4.

                                                                                                                                                                                                     

       № 205 – подробный разбор у доски,

       № 209 – самостоятельно, один человек на закрытой доске.

5. Итог урока: Повторить свойства параллельных прямых. Объяснить домашнее задание.

    Домашнее задание:   п. 27 – 29; повторить пункты 15 – 28; ответить на вопросы 1 – 15 на странице 68 учебника; решить задачи № 199, 202, 212

       

 Приложение 1

Тест по теме:  «Признаки параллельности прямых»

  1. Используя рисунок, выберите верные утверждения:

а) 1 и 3 – вертикальные;

б) 5 и 1 – односторонние;

в) 7 и 6 – соответственные;

г) 5 и 3 – накрест лежащие;

д) 2 и 4 – смежные;

е) 7 и 1 – накрест лежащие;

ж) 7 и 3 – односторонние.

     2.  Выберите верные утверждения, используя рисунок задания 1.

         Прямые а и b параллельны, если:   а) 1 = 3;                 б) 8 + 5 = 180°;

                                                                           в) 7 = 6;                 г) 8 + 3 = 180°;

                                                                           д) 5 = 3;                 е) 2 =  6;

                                                                          ж) 1 + 4 = 180°;     з) 1 + 7 = 180°.

     3. Указать продолжение высказывания, не соответствующее действительности.

          Прямые не параллельны, если при пересечении двух прямых секущей:

          а) сумма односторонних углов не равна 180 °;

          б) сумма соответственных углов равна 180°;

          в) вертикальные углы не равны;

          г) накрест лежащие углы не равны;

          д) сумма смежных углов не равна 180 °;

          е) соответственные углы не равны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Признаки параллельности прямых Устная работа

Слайд 2

Закончи предложение: Параллельными называются прямые… Два отрезка называются параллельными , если… Если две прямые перпендикулярны третьей, то они … между собой. Прямая m называется секущей по отношению к прямым а и b , если … При пересечении двух прямых секущей образуется … неразвернутых углов.

Слайд 3

Как называются эти углы? а в с

Слайд 4

B A M E C F D Назовите угол, который составляет с углом АВС пару углов: а) односторонних К б) накрест лежащих в) соответственных

Слайд 5

B C D A 1) Как называются эти углы? 2) Для каких прямых и какой секущей? секущая

Слайд 6

B C D A 1) Как называются эти углы? 2) Для каких прямых и какой секущей? секущая

Слайд 7

B C D A 1) Как называются эти углы? 2) Для каких прямых и какой секущей? секущая

Слайд 8

B C D A 1) Как называются эти углы? 2) Для каких прямых и какой секущей? секущая

Слайд 9

B C D A 1) Как называются эти углы? 2) Для каких прямых и какой секущей? секущая

Слайд 10

B C D A 1) Как называются эти углы? 2) Для каких прямых и какой секущей? секущая

Слайд 11

Признаки параллельности прямых Если при пересечении двух прямых секущей то эти прямые параллельны . Накрест лежащие углы равны Соответственные углы равны Односторонние в сумме 180 ° ИЛИ ИЛИ

Слайд 12

a b m 50 ° 130 ° a b m a b m 45 ° 45 ° 150 ° 150 ° a ||b , т.к. внутренние накрест лежащие углы равны a ||b , т.к. соответственные углы равны a ||b , т.к. сумма внутренних односторонних углов равна 180 ° 1 2 3 Соотнесите чертеж и его описание.

Слайд 13

Какой величиной заменим знак вопроса, для того, чтобы прямые были параллельны? а в с ? 150 ° 150 ° ? 30 ° ? 150 °

Слайд 14

3 На рисунке , . Докажите , что d ll e .   Р 47 1   Р 133 2 d e f 1 2 ПОДСКАЗКА односторонние

Слайд 15

Q M N P 1 2 3 4 На рисунке MN = PQ , MQ = PN . Докажите , что MQ ll PN , MN ll PQ . Подсказка Докажите, что угол 1 равен углу 2 , а угол 3 равен углу 4 .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Задачи для школьников : Знать: а) понятие теоремы, обратной данной; б) алгоритм доказательства методом от противного; в) теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. 2. Уметь применять эти знания при решении задач .

Слайд 2

Теорема, обратная данной. Теорема – это утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений . Такие рассуждения – доказательство теоремы . Свойство смежных углов – теорема: если углы смежные , то их сумма равна 180 о Если … , то … Условие (дано). Утверждение, заключение ( что следует доказать) Теоремой, обратной данной , называется такая теорема, в которой условием является заключение данной теоремы, а заключением - условие данной теоремы. Данная теорема Обратная теорема Дано: Доказать: Доказать : Дано:

Слайд 3

Теорема, обратная данной. Данная теорема Обратная теорема Теорема . Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны , то прямые параллельны. Теорема . Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны. c b a 1 2 Дано : a; b; с – секущая; < 1 и < 2 – накрест лежащие; < 1 = < 2 Доказать : a b c b a 1 2 Дано : a; b; с – секущая; < 1 и < 2 – накрест лежащие; a b Доказать : < 1 = < 2

Слайд 4

Метод доказательства от противного. Алгоритм : Предполагаем противоположное тому, что нужно доказать. Выясняем, что следует из нашего предположения. Находим противоречие с ранее изученными аксиомами, теоремами. Делаем вывод: предположение неверно, а верно то, что нужно доказать .

Слайд 5

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Теорема . Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны. c b a 1 2 Дано : a; b; a b , с – секущая; < 1 и < 2 – накрест лежащие; Доказать : < 1 = < 2 Доказательство (методом от противного). 1) Предположим, что < 1 = < 2. 2) Тогда существует < 3 = < 2 < 3 и < 2 – накрест лежащие m b , но по условию а b 3) m b ; а b ; M a; M m. Противоречие с аксиомой параллельных прямых. 4 ) Вывод. Предположение неверно, а верно то, что надо доказать. Значит, < 1 = < 2 m 3 M

Слайд 6

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Теорема . Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны. c b a 1 2 Дано : a; b; с – секущая; < 1 и < 2 – соответственные; a b Доказать : < 1 = < 2 3 Доказательство. < 1 = < 3 ( по теореме о накрест лежащих углах) < 2 = < 3 ( вертикальные); < 1 = < 2 Теорема . Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 180 о . b a 1 2 3 c Дано : a; b; с – секущая; < 1 и < 2 – односторонние; a b Доказать : < 1 + < 2 = 180 о Доказательство. < 1 = < 3 ( по теореме о накрест лежащих углах) < 2 + < 3 = 180 о (по свойству смежных углов); < 1 + < 2 = 180 о

Слайд 7

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. c b a 1 2 Теорема . Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны. c b a 1 2 b a 1 2 c Теорема . Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 180 о . Теорема . Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны .



Предварительный просмотр:

Тест по теме:  «Признаки параллельности прямых»

  1. Используя рисунок, выберите верные утверждения:

а) 1 и 3 – вертикальные;

б) 5 и 1 – односторонние;

в) 7 и 6 – соответственные;

г) 5 и 3 – накрест лежащие;

д) 2 и 4 – смежные;

е) 7 и 1 – накрест лежащие;

ж) 7 и 3 – односторонние.

     2.  Выберите верные утверждения, используя рисунок задания 1.

         Прямые а и b параллельны, если:   а) 1 = 3;                 б) 8 + 5 = 180°;

                                                                           в) 7 = 6;                 г) 8 + 3 = 180°;

                                                                           д) 5 = 3;                 е) 2 =  6;

                                                                          ж) 1 + 4 = 180°;     з) 1 + 7 = 180°.

     3. Указать продолжение высказывания, не соответствующее действительности.

          Прямые не параллельны, если при пересечении двух прямых секущей:

          а) сумма односторонних углов не равна 180 °;

          б) сумма соответственных углов равна 180°;

          в) вертикальные углы не равны;

          г) накрест лежащие углы не равны;

          д) сумма смежных углов не равна 180 °;

          е) соответственные углы не равны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Параллельность прямых и плоскостей в пространстве"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийФорма урока: урок проводится в  форме коллоквиума, обеспечивающей повторение и систематизацию учебного материала, контроль знаний учащихся, ...

Презентация к уроку геометрии по теме "Свойства параллельных прямых"

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Свойства параллельных прямых". В ней дается представление о свойствах параллельных прямых, показано отличие свойства от признака. Геометрия,...

Презентации к урокам геометрии для 7 класса по теме "Свойства параллельных прямых"

Презентации подготовлены для проведения урока-изучения нового материала (содержит тестовые задания теоретического характера на повторение и новый теоретический материал с задачами на готовых чертежах)...

Урок геометрии по теме "Свойства параллельных прямых" 7 класс, УМК А.Г.Мерзляк, В.М.Поляков

Урок геометрии в 7 классе (углублённое изучение). Урок содержит кейс – метод: практический кейс: метод ситуативного анализа. На данном уроке учащиеся должны применить знания к решению задач...

Урок по геометрии в 7 классе по теме "Свойства параллельных прямых"

Тема:  Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Форма : повторительно – ...

презентация по геометрии для учащихся 7 класса на тему "Свойства параллельных прямых"

В презентации представлены сведения  о свойствах параллельных прямых. задачи на готовых чертежах...