Урок геометрии в 9 классе по теме "Окружность и многоугольники"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему

Волоснова Елена Алексеевна

Конспект урока по теме "Окружность и многоугольники "  предназначен для проведения итогового повторения  в 9 классе и составлен с учётом требований ФГОС. Расширение задачной базы предполагается средствами интернет-ресурсов прямо на уроке из раздела "РЕШУ ГИА".

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска

План - конспект урока

  1. ФИО
  2. Место работы
  3. Должность
  4. Предмет
  5. Класс
  6. Тема урока
  7. Базовый учебник

Волоснова Елена Алексеевна

МАОУ «СОШ №56 УИМ»

Учитель математики

Математика

9

«Окружность и многоугольники»

 Александров А.Д. Геометрия: учеб. для 9 кл. с углуб.изучением математики /А.Д.Александров, А.Л.Вернер, В.И.Рыжик. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008г.

  1. Цель урока: совершенствование практических навыков решения задач на комбинацию окружности и многоугольников и умение применять их при решении задач повышенной сложности (вида С26 ГИА)
  2. Планируемые результаты:

Предметные:  уметь в процессе решения задач повышенной трудности использовать основные теоретические факты и формулы и умения решать основные типы задач на комбинацию окружности и многоугольников

Личностные:  уметь работать в парах, группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

Метапредметные:  уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

  1. Задачи:

Образовательные:  формирование познавательных УУД :обеспечить осознанное усвоение методов решения задач на комбинацию окружности и многоугольников; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач  на комбинацию окружности и многоугольников; систематизация, обобщение и углубление знаний учащихся при решении задач на комбинацию окружности и многоугольников

Воспитательные:  формирование коммуникативных и личностных УУД: умение слушать и вступать в диалог, организовывать работу в микрогруппе; развивать внимательность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Развивающие:   формирование регулятивных УУД: повысить познавательный интерес к предмету, развитие логического мышления и способности рассуждать.

  1.  Тип урока: обобщение знаний и умений
  2.  Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
  3.  Необходимое оборудование: карточки самооценивания, мобильный класс, документ- камера, АРМ учителя
  4.  Структура и ход урока:

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

  1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

  1. Постановка цели  и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Обеспечить мотивацию учения и принятие обучающимися целей урока

Мотивирует учащихся: определяет вместе с ними цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы

Выдвигают предположение, определяют тему и цель урока, выполняют запись в тетради.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

  1. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Организация повторения основных теоретических положений и формул, используемых при решении задач на комбинацию окружности и многоугольников

Участвуют в работе по повторению: выполняют практическое задание, в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

Познавательные: структурирование собственных знаний, умение работать с ноутбуком;

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные: оценивание усваиваемого материала

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать применение различных  способов и методов в решении задач повышенной трудности на примере С26 ГИА

Организация и контроль за процессом решения задач

Работают в парах и группах над поставленными задачами

Познавательные: формирование интереса к данной теме

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся на уроке

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины выявленных ошибок

Анализируют свою работу, высказывают затруднения и обсуждают правильность решения предложенных  задач

Личностные: формирование позитивной самооценки;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

  1. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания

Даёт комментарий к домашнему заданию

Записывают задания в дневник

  1. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся на уроке

Подводит итоги работы групп и класса в целом

Сдают карточки самооценивания

Регулятивные: оценивание собственной деятельности

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

У каждой группы на столе лежит карточка самооценивания. Впишите фамилии участников группы. В течение урока мы будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи вы должны оценить свою работу:

«+»- справился с задачей без затруднений

«+»- справился с задачей, но возникали сложности

«-»- не справился с задачей

Учащиеся слушают учителя

В течение урока после выполнения каждого задания учащиеся оценивают результаты своей деятельности в карточке самооценивания

  1. Постановка цели  и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Задание: Откройте, пожалуйста, файл с названием «Рисунки» и скажите, о какой теме сегодня пойдёт речь.

Через месяц мы сдаём экзамен,  и его результат  будет связан с решением задач определённого уровня сложности. Какой уровень нам надо освоить и под каким номером задачи этого уровня предложены в экзаменационных текстах?

Итак, сформулируйте тему урока.

Цель нашего урока — обобщить знания по  теме «Комбинация окружности и многоугольника» и суметь применить их при решении задач повышенной сложности.

Ответ: Взаимное расположение окружности и многоугольников.

Ответ: задачи повышенной сложности, С26

Ответ: «Задачи повышенной сложности на комбинацию окружности и многоугольника»

Выполняют запись в тетради.

  1. Актуализация знаний

Приём «Корзина идей»

В Мимио-блокноте открыть файл с рисунками задач.

•        Работа в группах по заданию: выбрать из печатного списка теории только те утверждения, которые подходят по смыслу условия и предполагаемого решения задачи. Номера выбранных утверждений перенести  в корзину, остальные оставить на месте.

•        Решить каждую задачу в черновике, записать ответы в бланке.

Проверяют бланки ответов других групп, обсуждают ошибки

        C:\Documents and Settings\Волоснова\Мои документы\Мои рисунки\Изображение 012.jpg

C:\Documents and Settings\Волоснова\Мои документы\Мои рисунки\Изображение 013.jpg

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Приступаем к решению задач типа С26 ГИА

 Гущин «Решу ГИА», № 311704  , № 311664

  1. Открывают страницу учителя. Работают по тексту задачи  над чертежом и условием.
  2. Работа со страницей учителя.

Проверка чертежей через Мимио

Дорешивают задачи до конца с объяснением, проверка -  через документ-камеру.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 

Егерев В.К. и др. Сборник задач по математике для поступающих в вузы/ Под ред. М.И.Сканави.- К.:Каннон, 1997, задача №10.369, №10.386, №10.372

Учащиеся анализируют свою работу, проговаривают вслух свои затруднения, обсуждают правильность решения.

Критерии оценивания:

Задача №1  - «3», №10.372

Задача №2  - «4 , №10.369

Задача №3  - «5», №10.386

  1. Информация о домашнем задании

Вам предлагается выбрать задачи  разных уровней сложности и соответственно разных критериев оценивания.

Выбор задач из распечатки

  1. Рефлексия (подведение итогов урока)

Какие способы действий, правила сегодня  вы запомнили лучше всего? С каждым учебным годом задачи становятся всё труднее, но и вы приобретаете новые знания, которые помогут вам справиться с любыми трудностями.

Собирает карточки самооценивания, выставляет оценки за работу.

Учащиеся сдают карточки самооценивания

 

Приложение

1. Карточка самооценивания                                                                                   № группы__________, руководитель__________________________________

ФИ учащегося

«+»- справился с задачей без затруднений

«+, - »- справился с задачей, но возникали сложности

«-»- не справился с задачей

Тест «Вписанная окружность»

«Корзина идей»

№ 311704

№311664

Впишите номер выбранной задачи:                      

2. Теоретические факты

  1. Свойство отрезков касательных к окружности
  2. Свойство четырёхугольника, вписанного в окружность
  3. Свойство четырёхугольника, описанного около окружности
  4. Расширенная теорема синусов
  5. Свойство равных хорд окружности
  6. Вычисление углов в окружности
  7. Расположение центра окружности, описанной около многоугольника
  8. Расположение центра окружности, вписанной в многоугольник
  9. Свойства углов при параллельных прямых и секущей

     10. Формулы для вычисления площади четырёхугольника

     11. Свойства равнобедренной трапеции

     12. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

3. Тест по теме «Вписанная окружность»

Вариант 1.

1. Центр вписанной в треугольник окружности совпадает с точкой пересечения его ….

     А) медиан;         Б)  биссектрис;           В)  серединных перпендикуляров.

2. Центр вписанной в треугольник окружности равноудалён от …..

         А) сторон            Б)  углов;              В)  вершин треугольника.

3. Центр вписанной в треугольник окружности является точкой пересечения его медиан. Этот треугольник ….            

        А) прямоугольный               Б)  равнобедренный;                  В)  равносторонний.

4. Окружность называется вписанной в многоугольник, если….

     А) все его стороны касаются окружности;  

     Б)  все его вершины лежат на окружности;

     В)  все его стороны имеют общие точки с окружностью.

Таблица ответов:

1

2

3

4

Вариант 2.

1. Радиус вписанной в треугольник окружности равен расстоянию от центра окружности до ….

     А) сторон треугольника         Б)  вершин треугольника;        В)  углов треугольника.

2. Центр вписанной в равнобедренный треугольник окружности может лежать …..

         А) на любой из его высот;        Б)  на одной из его медиан;      

         В)  на любом из его серединных перпендикуляров.

3. Центр вписанной в треугольник окружности является точкой пересечения его биссектрис. Этот треугольник может быть….

     А) разносторонним         Б) только равносторонним;      В)  только прямоугольным.

4. Многоугольник называется описанным около окружности, если….

     А) окружность имеет общие точки с его сторонами      

     Б)  окружность проходит через его вершины;

     В)  окружность касается всех его сторон.

Таблица ответов:    

1

2

3

4

4. Комментарий к рисункам:

Рисунок 3                                                               Рисунок 4                                                              Рисунок 5                      

                     C:\Documents and Settings\Волоснова\Мои документы\Мои рисунки\Изображение 013.jpgC:\Documents and Settings\Волоснова\Мои документы\Мои рисунки\Изображение 012.jpg

Найти углы                                                                      Найти площадь трапеции АВСD              

четырёхугольника МРКN                                                                                                                                         Найти периметр треугольника MBN,

                                                                                                                                                                                                если АВ=10, ВС=12, АС=6

5. Инструкция по выполнению работы

  1. На рабочем столе найдите  файл «Рисунки». Работаем вместе с классом
  2. Выполнение теста на карточках, проверка через документ-камеру
  3. Открыть Мимио-блокнот на нижней панели.
  • Работа в группах по заданию: для каждого из 5 рисунков выбрать из печатного списка теории только те утверждения, которые подходят по смыслу условия и предполагаемого решения задачи. Номера выбранных утверждений перенести  в корзину, остальные оставить на месте. Работаем по проверке вместе с классом.  
  • Решить каждую задачу в черновике, записать ответы в бланке (обратная сторона карточки самооценивания), сдать учителю
  • После проверки задач вместе с классом свернуть  Мимио-блокнот.
  1. Задачи к уроку: Гущин «Решу ГИА», № 311704 , № 311664

  1. Открыть компьютер  учителя на Рабочем столе. Работаем по тексту задачи  вместе с классом над чертежом и условием.

Проверка чертежа через документ-камеру. Закончить решение с обоснованием.

  1. Работа с компьютером учителя.

Проверка чертежа через документ-камеру

5.  Контроль усвоения знаний.

  • Задача №10.372

Текст: Биссектриса угла А треугольника АВС пересекает описанную около него окружность в точке D. Найти длину хорды DC, если центр окружности, вписанной в данный треугольник, удалён от точки D на расстояние m.

  • Задача №10.369

Текст: В треугольник с периметром, равным 20см, вписана окружность. Отрезок касательной, проведённой к окружности параллельно основанию, заключённый между сторонами треугольника, содержит 2,4см. Найти основание треугольника.

  • Задача №10.386

Текст:  Расстояния от центра окружности, вписанной в прямоугольный треугольник, до вершин его острых углов, равны   √5см  и  √10см .    Найдите катеты треугольника.

Критерии оценивания:

Задача №1  - «3», №10.372                     Задача №2  - «4 , №10.369                                     Задача №3  - «5», №10.386


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"

Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...

Урок геометрии 8 класс. Тема "Площадь многоугольника. Площадь квадрата."

Первый урок  по теме "Площадь". Основная цель - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развивать умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства....

Урок геометрии 8 классе по теме "Площади многоугольников"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: повторение изученного материала по теме "Площадь многоугольника", отработка навыков применения формул для нахождения площадей.Образо...

Конспект урока геометрии 8 класс "Площадь многоугольника"

Площадь – одно из важнейших понятий школьного курса математики.  Практические умения и навыки, которые получают школьники при изучении этой темы, необхо...

Конспект урока в 9 классе по теме «Площадь многоугольника»

Данный урок относится к повторению всего пройденного материала для подготовки к ОГЭ и проводился в 9 гиманитарном классе. Главная задача урока - повторить площади многоугольников и нестандартные спосо...