Урок геометрии в 9 классе по теме "Окружность и многоугольники"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему
Конспект урока по теме "Окружность и многоугольники " предназначен для проведения итогового повторения в 9 классе и составлен с учётом требований ФГОС. Расширение задачной базы предполагается средствами интернет-ресурсов прямо на уроке из раздела "РЕШУ ГИА".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок геометрии в 9 классе по теме "Окружность и многоугольники" | 805.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №56 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска
План - конспект урока
- ФИО
- Место работы
- Должность
- Предмет
- Класс
- Тема урока
- Базовый учебник
Волоснова Елена Алексеевна
МАОУ «СОШ №56 УИМ»
Учитель математики
Математика
9
«Окружность и многоугольники»
Александров А.Д. Геометрия: учеб. для 9 кл. с углуб.изучением математики /А.Д.Александров, А.Л.Вернер, В.И.Рыжик. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008г.
- Цель урока: совершенствование практических навыков решения задач на комбинацию окружности и многоугольников и умение применять их при решении задач повышенной сложности (вида С26 ГИА)
- Планируемые результаты:
Предметные: уметь в процессе решения задач повышенной трудности использовать основные теоретические факты и формулы и умения решать основные типы задач на комбинацию окружности и многоугольников
Личностные: уметь работать в парах, группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
Метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
- Задачи:
Образовательные: формирование познавательных УУД :обеспечить осознанное усвоение методов решения задач на комбинацию окружности и многоугольников; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на комбинацию окружности и многоугольников; систематизация, обобщение и углубление знаний учащихся при решении задач на комбинацию окружности и многоугольников
Воспитательные: формирование коммуникативных и личностных УУД: умение слушать и вступать в диалог, организовывать работу в микрогруппе; развивать внимательность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Развивающие: формирование регулятивных УУД: повысить познавательный интерес к предмету, развитие логического мышления и способности рассуждать.
- Тип урока: обобщение знаний и умений
- Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
- Необходимое оборудование: карточки самооценивания, мобильный класс, документ- камера, АРМ учителя
- Структура и ход урока:
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
| Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей | Включаются в деловой ритм урока | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
| Обеспечить мотивацию учения и принятие обучающимися целей урока | Мотивирует учащихся: определяет вместе с ними цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы | Выдвигают предположение, определяют тему и цель урока, выполняют запись в тетради. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса |
| Актуализация опорных знаний и способов действий | Организация повторения основных теоретических положений и формул, используемых при решении задач на комбинацию окружности и многоугольников | Участвуют в работе по повторению: выполняют практическое задание, в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы | Познавательные: структурирование собственных знаний, умение работать с ноутбуком; Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные: оценивание усваиваемого материала Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
| Показать применение различных способов и методов в решении задач повышенной трудности на примере С26 ГИА | Организация и контроль за процессом решения задач | Работают в парах и группах над поставленными задачами | Познавательные: формирование интереса к данной теме Личностные: формирование готовности к самообразованию Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата. |
| Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся на уроке | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины выявленных ошибок | Анализируют свою работу, высказывают затруднения и обсуждают правильность решения предложенных задач | Личностные: формирование позитивной самооценки; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
| Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания | Даёт комментарий к домашнему заданию | Записывают задания в дневник | |
| Дать количественную оценку работы учащихся на уроке | Подводит итоги работы групп и класса в целом | Сдают карточки самооценивания | Регулятивные: оценивание собственной деятельности |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждой группы на столе лежит карточка самооценивания. Впишите фамилии участников группы. В течение урока мы будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи вы должны оценить свою работу: «+»- справился с задачей без затруднений «+»- справился с задачей, но возникали сложности «-»- не справился с задачей | Учащиеся слушают учителя В течение урока после выполнения каждого задания учащиеся оценивают результаты своей деятельности в карточке самооценивания |
Задание: Откройте, пожалуйста, файл с названием «Рисунки» и скажите, о какой теме сегодня пойдёт речь. Через месяц мы сдаём экзамен, и его результат будет связан с решением задач определённого уровня сложности. Какой уровень нам надо освоить и под каким номером задачи этого уровня предложены в экзаменационных текстах? Итак, сформулируйте тему урока. Цель нашего урока — обобщить знания по теме «Комбинация окружности и многоугольника» и суметь применить их при решении задач повышенной сложности. | Ответ: Взаимное расположение окружности и многоугольников. Ответ: задачи повышенной сложности, С26 Ответ: «Задачи повышенной сложности на комбинацию окружности и многоугольника» Выполняют запись в тетради. |
Приём «Корзина идей» В Мимио-блокноте открыть файл с рисунками задач. • Работа в группах по заданию: выбрать из печатного списка теории только те утверждения, которые подходят по смыслу условия и предполагаемого решения задачи. Номера выбранных утверждений перенести в корзину, остальные оставить на месте. • Решить каждую задачу в черновике, записать ответы в бланке. | Проверяют бланки ответов других групп, обсуждают ошибки
|
Приступаем к решению задач типа С26 ГИА Гущин «Решу ГИА», № 311704 , № 311664 |
Проверка чертежей через Мимио Дорешивают задачи до конца с объяснением, проверка - через документ-камеру. |
Егерев В.К. и др. Сборник задач по математике для поступающих в вузы/ Под ред. М.И.Сканави.- К.:Каннон, 1997, задача №10.369, №10.386, №10.372 | Учащиеся анализируют свою работу, проговаривают вслух свои затруднения, обсуждают правильность решения. Критерии оценивания: Задача №1 - «3», №10.372 Задача №2 - «4 , №10.369 Задача №3 - «5», №10.386 |
Вам предлагается выбрать задачи разных уровней сложности и соответственно разных критериев оценивания. | Выбор задач из распечатки |
Какие способы действий, правила сегодня вы запомнили лучше всего? С каждым учебным годом задачи становятся всё труднее, но и вы приобретаете новые знания, которые помогут вам справиться с любыми трудностями. Собирает карточки самооценивания, выставляет оценки за работу. | Учащиеся сдают карточки самооценивания |
Приложение
1. Карточка самооценивания № группы__________, руководитель__________________________________
ФИ учащегося | «+»- справился с задачей без затруднений | «+, - »- справился с задачей, но возникали сложности | «-»- не справился с задачей |
Тест «Вписанная окружность» | |||
«Корзина идей» | |||
№ 311704 | |||
№311664 | |||
Впишите номер выбранной задачи: | |||
2. Теоретические факты
- Свойство отрезков касательных к окружности
- Свойство четырёхугольника, вписанного в окружность
- Свойство четырёхугольника, описанного около окружности
- Расширенная теорема синусов
- Свойство равных хорд окружности
- Вычисление углов в окружности
- Расположение центра окружности, описанной около многоугольника
- Расположение центра окружности, вписанной в многоугольник
- Свойства углов при параллельных прямых и секущей
10. Формулы для вычисления площади четырёхугольника
11. Свойства равнобедренной трапеции
12. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
3. Тест по теме «Вписанная окружность»
Вариант 1.
1. Центр вписанной в треугольник окружности совпадает с точкой пересечения его ….
А) медиан; Б) биссектрис; В) серединных перпендикуляров.
2. Центр вписанной в треугольник окружности равноудалён от …..
А) сторон Б) углов; В) вершин треугольника.
3. Центр вписанной в треугольник окружности является точкой пересечения его медиан. Этот треугольник ….
А) прямоугольный Б) равнобедренный; В) равносторонний.
4. Окружность называется вписанной в многоугольник, если….
А) все его стороны касаются окружности;
Б) все его вершины лежат на окружности;
В) все его стороны имеют общие точки с окружностью.
Таблица ответов:
1 | 2 | 3 | 4 |
Вариант 2.
1. Радиус вписанной в треугольник окружности равен расстоянию от центра окружности до ….
А) сторон треугольника Б) вершин треугольника; В) углов треугольника.
2. Центр вписанной в равнобедренный треугольник окружности может лежать …..
А) на любой из его высот; Б) на одной из его медиан;
В) на любом из его серединных перпендикуляров.
3. Центр вписанной в треугольник окружности является точкой пересечения его биссектрис. Этот треугольник может быть….
А) разносторонним Б) только равносторонним; В) только прямоугольным.
4. Многоугольник называется описанным около окружности, если….
А) окружность имеет общие точки с его сторонами
Б) окружность проходит через его вершины;
В) окружность касается всех его сторон.
Таблица ответов:
1 | 2 | 3 | 4 |
4. Комментарий к рисункам:
Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5
Найти углы Найти площадь трапеции АВСD
четырёхугольника МРКN Найти периметр треугольника MBN,
если АВ=10, ВС=12, АС=6
5. Инструкция по выполнению работы
- На рабочем столе найдите файл «Рисунки». Работаем вместе с классом
- Выполнение теста на карточках, проверка через документ-камеру
- Открыть Мимио-блокнот на нижней панели.
- Работа в группах по заданию: для каждого из 5 рисунков выбрать из печатного списка теории только те утверждения, которые подходят по смыслу условия и предполагаемого решения задачи. Номера выбранных утверждений перенести в корзину, остальные оставить на месте. Работаем по проверке вместе с классом.
- Решить каждую задачу в черновике, записать ответы в бланке (обратная сторона карточки самооценивания), сдать учителю
- После проверки задач вместе с классом свернуть Мимио-блокнот.
- Задачи к уроку: Гущин «Решу ГИА», № 311704 , № 311664
- Открыть компьютер учителя на Рабочем столе. Работаем по тексту задачи вместе с классом над чертежом и условием.
Проверка чертежа через документ-камеру. Закончить решение с обоснованием.
- Работа с компьютером учителя.
Проверка чертежа через документ-камеру
5. Контроль усвоения знаний.
- Задача №10.372
Текст: Биссектриса угла А треугольника АВС пересекает описанную около него окружность в точке D. Найти длину хорды DC, если центр окружности, вписанной в данный треугольник, удалён от точки D на расстояние m.
- Задача №10.369
Текст: В треугольник с периметром, равным 20см, вписана окружность. Отрезок касательной, проведённой к окружности параллельно основанию, заключённый между сторонами треугольника, содержит 2,4см. Найти основание треугольника.
- Задача №10.386
Текст: Расстояния от центра окружности, вписанной в прямоугольный треугольник, до вершин его острых углов, равны √5см и √10см . Найдите катеты треугольника.
Критерии оценивания:
Задача №1 - «3», №10.372 Задача №2 - «4 , №10.369 Задача №3 - «5», №10.386
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"
Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...
Урок геометрии 8 класс. Тема "Площадь многоугольника. Площадь квадрата."
Первый урок по теме "Площадь". Основная цель - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развивать умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства....
Урок геометрии 8 классе по теме "Площади многоугольников"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: повторение изученного материала по теме "Площадь многоугольника", отработка навыков применения формул для нахождения площадей.Образо...
Конспект урока геометрии 8 класс "Площадь многоугольника"
Площадь – одно из важнейших понятий школьного курса математики. Практические умения и навыки, которые получают школьники при изучении этой темы, необхо...
Урок в 8 классе по теме "Площади многоугольников"
Конспект урока и презентация...
презентация к уроку геометрии 9 класс по теме "Правильные многоугольники"
Урок по УМК Атанасян...
Конспект урока в 9 классе по теме «Площадь многоугольника»
Данный урок относится к повторению всего пройденного материала для подготовки к ОГЭ и проводился в 9 гиманитарном классе. Главная задача урока - повторить площади многоугольников и нестандартные спосо...