Методические рекомендации по изложению темы Площади плоских фигур для учащихся 7-9 классов
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему
В методической разработке даётся построение доказательств формул площадей плоских фигур посредством повторяющегося методического приёма. Разработка может быть полезна учителям математики коррекционных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploshchadi_ploskikh_figur.docx | 167.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ школа № 26 V вида Краснодарского края г. Краснодара
Методические рекомендации по изложению темы
«Площади плоских фигур»
по геометрии
в 7 - 9 классах
Выполнила: учитель математики
Стояновская Л.И.
2014 г.
Аннотация. В методической разработке даётся построение доказательств формул площадей плоских фигур посредством повторяющегося методического приёма. Разработка может быть полезна учителям математики коррекционных школ.
- Введение.
Математика в школе относится к числу наиболее отвлечённых, абстрактных учебных дисциплин. Эта особенность учебного предмета является причиной дополнительных трудностей, которые испытывают учащиеся коррекционных школ, вследствие наблюдающихся у них различного рода отклонений физического и психического развития. Одним из способов преодоления трудностей понимания и усвоения учащимися учебного материала может стать хорошо продуманные методические разработки тем и уроков, упрощающие академический стиль учебника.
Показательными для этой цели являются уроки геометрии, объектами изучения которой являются плоские и объёмные фигуры, легко отождествляемые с реальными телами в быту и технике. Настоящая методическая разработка написана к учебной теме «Площади плоских фигур».
При разработке темы преследовалась цель: найти методические приёмы, которые удовлетворяли бы требованиям научности изложения но, вместе с тем, имели бы элементы большей наглядности и простаты подачи материала. Для достижения цели применялись два приёма:
- Рисункам, сопутствующим доказательствам формул площадей, придаётся целенаправленная контрастность, при которой выделяются элементы рисунка, требующие на уроке наибольшего внимания учащихся.
- Для доказательства формул площадей плоских фигур используется один и тот же методический приём на протяжении всей темы, что устраняет, на мой взгляд, излишнее многообразие приёмов для учащихся, испытывающих отставание в умственном развитии.
Изучение темы «Площади плоских фигур» целесообразно начинать с нахождения площади прямоугольника. Прямоугольники ограничивают поверхности большого количества тел, окружающих школьника. Прежде всего, жилище: пол, потолок, стены, окна, двери, поверхность стола, книги, тетради и т.п. – всё это прямоугольники разных площадей. Доказательство формулы площади прямоугольника в данной методической разработке является исходным пунктом, позволяющим далее обосновывать, без привлечения каких-либо новых логических понятий, формулы площадей других плоских фигур от треугольника до круга включительно.
- Единицы измерения площади.
Площадь – одна из основных математических величин, характеризующая геометрические фигуры (реальные тела, объекты и т.п.). В простейших случаях площадь измеряется числом заполняющих плоскую фигуру единичных квадратов со стороной, равной единице длины. Квадрат со стороной 1 м является основной единицей измерения площади. Эта единица называется квадратный метр (м2).
1 м Для измерения больших площадей (поверхности озёр, морей, тер-
1 м2 |
риторий государств и т.д.) используют более крупную единицу
1 м площади – квадратный километр (км2). Малые поверхности
(площади) измеряются квадратными сантиметрами (см2).
3. Нахождение площади прямоугольника.
Определение: Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны (рис. 1).
B a C
b
A D
рис. 1
Пусть дан прямоугольник ABCD, площадь которого нужно определить. Введём обозначения: длина прямоугольника BC = AD = a (м); ширина AB = CD = b (м). Разобьём сторону BC точками K, L, M, N на равные отрезки BK = KL = LM = MN = NC длиной 1 м каждый (рис2а). Точно также разобьём сторону CD точками Q, F, на равные отрезки CQ = QF = FD длиной 1 м каждый. Через точки K, L, M, N проведём прямые параллельные сторонам AB и CD прямоугольника. Соответственно через точки F, Q проведём прямые параллельные сторонам BC и AD. В результате прямоугольник ABCD окажется покрыт единичными квадратиками с площадью 1 м2 каждый. Площадь всех квадратиков равна площади прямоугольника ABCD. Как найти число всех квадратиков?
B K L M N C B C
1 м2 | ||||
| ||||
|
Q E
F
D
рис. 2а рис. 2б
Выделим на прямоугольнике полоску BCQE (рис. 2б). Так как её ширина 1 м, а длина «a» метров, то на ней помещается «a» единичных квадратиков. Столько же квадратиков поместится на второй, третьей и т. д. горизонтальных полосках, равных полоске BCQE. Всего полосок «b». Легко понять, что число всех единичных квадратиков, покрывающих прямоугольник ABCD, равно числу квадратиков на одной полоске, умноженному на число полосок. Итак,
SABCD = Sпрямоуг. = ab
Вывод: площадь прямоугольника равна произведению его длины на ширину.
- Площадь квадрата.
Определение: квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны (рис. 3).
Пусть дан квадрат ABCD. Введём обозначение: AB = BC = CD = DA = a (м). Площадь квадрата, так же как и площадь прямоугольника, равна произведению его длины на ширину. Но у квадрата длина «а» равна ширине «а». Следовательно,
B a C
SABCD = Sквадр. = а∗а = а2
A D Вывод: площадь квадрата равна квадрату его стороны.
рис. 3
Вывод формул площади других плоских фигур (треугольника, параллелограмма, трапеции, круга) достигается путём последовательного применения для всех случаев одного и того же методического приёма: геометрическая фигура разбивается на треугольники, сумма площадей которых составляет площадь данной фигуры. Этот наглядный способ доказательства развивает познавательное воображение ученика, способствует более осмысленному восприятию материала урока.
- Площадь прямоугольного треугольника.
Определение: треугольник – это замкнутая плоская фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и тремя отрезками, соединяющими эти точки. Треугольник, у которого один из углов прямой, называется прямоугольным.
Любой прямоугольник ABCD (рис. 4) делится своей диагональю BD на два равных прямоугольных треугольника ABD и BCD (рис. 4а).
B a C B B a C
b → b b
A D A D D
рис. 4 рис. 4а
А равные фигуры имеют равные площади. Следовательно, площадь каждого прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника.
SABC = SBCD = SABCD
С помощью введённых обозначений площадь прямоугольного треугольника можно записать в виде S = ab. В прямоугольном треугольнике стороны AD = a, AB = b, образующие прямой угол, называются катетами.
Вывод: площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.
- Площадь произвольного треугольника.
Первый вариант.
Пусть дан не прямоугольный разносторонний треугольник ABC со сторонами a, b, c (рис. 5). Опустим из вершины B на основание AC = a высоту BD = h. Высота BD разбивает треугольник на два прямоугольных треугольника ABD и BCD (рис. 5а).
B
b c →
A C
D a рис. 5
B B
h
A D C
рис. 5а
Известно, что площадь фигуры равна сумме площадей частей, из которых она состоит. Следовательно, площадь треугольника ABC можно представить как сумму площадей треугольников ABD и BCD.
SABC = SABD + SBCD (1)
Но SABD = AD∗h; SBCD = DC∗h, где AD и h – катеты Δ ABD; DC и h – катеты Δ BCD. Подставим значения площадей треугольников в равенство (1). Получим:
SABC = AD∗h + DC∗h = h (AD + DC) (2)
Сумма (AD + DC) = AC = a. Заменим в равенстве (2) сумму в скобках на равную ей величину «а», получим
S = ah (Ι)
Получили формулу площади произвольного разностороннего треугольника.
Вывод: площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.
Второй вариант.
Высота h в треугольнике ABC и сторона AB = b являются соответственно катетом и гипотенузой в прямоугольном треугольнике ABD (рис. 5б).
B
b h
α
A D a C
рис. 5б
Обозначим угол при вершине A буквой α. Отношение катета h, лежащего против угла α, к гипотенузе b есть синус угла α: Выразим из этого равенства величину h: h = b∗Произведение b∗ , определяющее вершину h, подставим в формулу (Ι) площади разностороннего треугольника.
S = ab (ΙΙ)
Вывод: площадь треугольника равна половине произведения двух любых его сторон на синус угла между ними.
- Площадь параллелограмма.
Определение: Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.
Пусть дан параллелограмм ABCD (рис. 6). Проведём диагональ DB . Диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника: ABD и DBC (первый признак равенства треугольников: угол A = углу C; AB = DC; AD = BC, рис. 6б).
A B A B B
→
h
D C D D а C
рис. 6 рис. 6а
Так как площади треугольников одинаковы, то площадь параллелограмма можно представить как удвоенную площадь одного треугольника, например, DBC (рис. 6).
Sпарал. = SABCD = 2SDBC (1)
Обозначим основание параллелограмма DA = a. Эта сторона является также основанием треугольника DBC. Опустим из вершины B на основание треугольника высоту h, которая будет также высотой параллелограмма, так как определяет расстояние между параллельными сторонами AB и DC. Запишем известную формулу площади треугольника:
Sпарал. = ah
Подставим это значение площади треугольника в равенство (1). Получим формулу площади параллелограмма:
Sпарал. =2∗ ah = ah
Итак,
Sпарал. = ah
Вывод: площадь параллелограмма равна произведению основания параллелограмма на его высоту.
- Площадь ромба.
Вариант первый.
а
а hhh а
ммff
h
а
рис. 7
Вариант второй.
B
A d1 O C
d2
D
рис. 8
B
A d1 O C
D
рис. 8а
- Площадь трапеции.
Определение: трапецией называется четырёхугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны.
Пусть дана трапеция ABCD (рис. 9). Параллельные стороны AD и BC называются основаниями трапеции. Обозначим основания AD = a, BC = b.
b
B C
A D
a рис. 9
Проведём диагональ трапеции BD. Диагональ делит трапецию на два треугольника ABD и BCD. Очевидно, что площадь трапеции равна сумме площадей этих треугольников:
SABCD = SABD + SBCD (1)
B B b C E
h h
A F a рис. 9а D
В треугольнике ABD опустим высоту BF = h на основание «a» (рис. 9а). В треугольнике BCD опустим высоту DE = h на продолжение основания «b». Высоты треугольников равны, т.к. они определяют расстояние между параллельными основаниями «a» и «b» трапеции. Высота треугольника является одновременно и высотой трапеции. Запишем формулы площадей треугольников:
SABC = ah; SBCD = bh.
Подставляя значения площадей треугольников в равенство (1), получим формулу площади трапеции:
SABCD = ah + bh = (a + b)∗h или SABCD = h
Вывод: площадь трапеции равна произведению полу суммы оснований на высоту.
- Площадь круга.
R
О
рис. 10
рис. 11
рис. 12
A
B
рис. 13
(Ι)
Очевидно, что при достаточно большом числе сторон площадь многоугольника будет практически совпадать с площадью круга. Т.е.,
(ΙΙ)
Зададим вопрос: при каком числе сторон n площадь правильного вписанного многоугольника можно отождествлять с площадью круга? Произведение , стоящее перед , не зависит от радиуса круга. Начиная с n ≥ 150 (см. таблицу), это число с точностью до сотых долей имеет постоянное значение 3,14…
n – число сторон вписанного многоугольника | – центральный угол треугольника | Числовое значение
|
12 | 300 | 3,00000… |
50 | 7,20 | 3,13333… |
100 | 3,60 | 3,13952… |
150 | 2,40 | 3,14067…≈ 3,14… |
300 | 1,20 | 3,14136…≈ 3,14… |
500 | 0,720 | 3,14150…≈ 3,14… |
2000 | 0,180 | 3,14158…≈ 3,14… |
10000 | 0,0360 | 3,14159…≈ 3,14… |
Постоянство множителя (числа) перед R2 при увеличении n от150 до 10000 служит признаком того, что площади многоугольника и круга совпадают с точностью до сотых долей. Число 3,14… обозначают буквой греческого алфавита (пи). Заменяя произведение буквой в равенстве (Ι), получим формулу площади круга:
Sкр R2 .
Примечание. Найти точное (математически точное) значение площади круга по формуле R2 нельзя, т.к. число , известное в математике как трансцендентное число, представляется бесконечной непериодической дробью. Для практических целей ограничиваются числом 3,14…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интеллектуальное казино", методическая разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур".
"Интеллектуальное казино" - это разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур". В ходе соревнования, в непринуждённой игровой форме ребята оттачива...
Презентация Методические рекомендации по изложению темы Площади плоских фигур для учащихся 7-9 классов
В методической разработке даётся построение доказательств формул площадей плоских фигур посредством повторяющегося методического приёма....
Урок - деловая игра по теме: «Площади плоских фигур» в 8 классе
Что такое деловая игра? Деловая игра – это процесс, в котором на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решение з...
Презентация тест по теме: «Площадь плоских фигур». Геометрия 8 класс.
Тест включает 7 заданий и предназначен для текущей проверки базовых знаний учащихся 8 класса при закреплении темы " Площадь плоских фигур"....
Урок геометрии в 10 классе по теме: "Площади плоских фигур"
Тема урока. Решение задач по теме «Площади плоских фигур»Класс: 10.Цели урока:1.Обучающая: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся, закрепить определе...
Урок-практикум по геометрии в 9 классе по теме «Площади плоских фигур»
Урок по подготовке к ОГЭ...
Презентация по геометрии 8 класс по теме " Площади плоских фигур"
Данная презентация разработана с опрой на учебник " Геометрия 7-9" под редакцией Атанасян, Бутузов,Кадомцев.Впрезентации представлен материал по теме " Площади плоских фигур" Испол...