Дидактическая игра по математике «Морской бой» как средство пропедевтики изучения в 6 классе темы «Координатная плоскость».
учебно-методический материал по геометрии (6 класс) на тему
Дидактическая цель - определять координаты точек, заданных на плоскости, и уметь строить точки по их координатам. Для игры вывешивается плакат с изображением координатной плоскости, изображающей морские просторы. На координатных осях подписаны положительные и отрицательные числа. С помощью линий, проведённых параллельно координатным осям, нанесена координатная сетка. В точках пересечений координатных линий пришиты фигурки кораблей. Корабли двух цветов: синие и зелёные. Синие корабли одной команды, зелёные – другой. Во время игры за кораблики в петельки от ниток вдеваются «огоньки», вырезанные из красной бумаги. Такой корабль наглядно демонстрирует, что корабль подбит, т.е. уничтожен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-2.docx | 617.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Т. П. Нурпеисова, преподаватель математики.
Дидактическая игра по математике «Морской бой» как средство пропедевтики изучения в 6 классе темы
«Координатная плоскость».
Блезу Паскалю принадлежат слова: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Занимательность — необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.
Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют дидактические игры. Включенные в урок игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. В игровых формах обучения проявляется возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, непосредственности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с большим интересом.
Поэтому на своих уроках я использую элементы занимательности, игровые моменты. Они позволяют сделать процесс обучения увлекательным, создают высокую активность на уроке, помогают незаметно преодолевать трудности.
Тема «Координатная плоскость» в 6-м классе невелика. У детей среднего возраста она неизменно вызывает интерес. Они не только с удовольствием изображают отдельные объекты и даже целые сюжеты по заданным координатам, но и самостоятельно составляют их, определяя координаты узловых точек. Несмотря на привлекательность таких заданий, дидактическая цель остаётся неизменной: определять координаты точек, заданных на плоскости, и уметь строить точки по их координатам. Не всем детям одинаково легко даются эти навыки. Задолго до изучения этой темы во внеурочное время я начинаю играть с ними в дидактическую игру «Морской бой». Ученики, начиная уже со второго класса, не зная таких понятий, как «координатная плоскость», «координаты точки», «положительные и отрицательные числа», в процессе игры быстро обучаются навыкам определения координат точек и нахождению точек по заданным координатам. Поэтому в 6 классе эти дети уже не испытывают затруднений при изучении темы «Координатная плоскость». Математическая игра «Морской бой» - верное средство пропедевтики данной темы.
Описание игры:
Для игры вывешивается плакат с изображением координатной плоскости, изображающей морские просторы. На координатных осях подписаны положительные и отрицательные числа. С помощью линий, проведённых параллельно координатным осям, нанесена координатная сетка. В точках пересечений координатных линий пришиты фигурки кораблей. Корабли двух цветов: синие и зелёные. Синие корабли одной команды, зелёные – другой. Во время игры за кораблики в петельки от ниток вдеваются «огоньки», вырезанные из красной бумаги. Такой корабль наглядно демонстрирует, что корабль подбит, т.е. уничтожен.
Игроки разбиваются на две команды. Каждая команда выбирает «наводчика» и «стрелка». Наводчики по очереди называют координаты кораблей противника, которые надо сбить. Стрелки по этим озвученным координатам размещают на координатной плоскости «огонёк». Если «снаряд» попал в корабль, то «огонёк» размещается за этим кораблём. Если же координаты названы неправильно, то стрелок на несколько секунд ставит «огонёк» в заданную наводчиком точку плоскости. Дети наглядно видят, что снаряд не попал в корабль. Выигрывает та команда, которая первая уничтожит все корабли противника.
В эту игру могут играть и только два игрока, и четыре, что позволяет использовать её в сельской малокомплектной школе. Игра вызывает живой интерес у школьников. В эту игру дети с удовольствием играют и в группе продлённого дня. Я в своей практике использую игру «Морской бой» уже более 10 лет. Поэтому я уже много раз убедилась в том, что эта игра прекрасно готовит детей к изучению в 6 классе темы «Координатная плоскость».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики, 6 класс. Тема: "Координатная плоскость".
Урок-конкурс для 6 класса с применением игровой технологии обучения....
6 класс тема" Координатная плоскость"
Задания по теме " Координатная плоскость" в 6 классе...
Конспект урока математики в 6 классе. Тема "Координатная плоскость".
Конспект урока математики на тему "Координатная плоскость" в 6 классе. Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Урок математики в 6 класса. Тема «Координатная плоскость».
Урок математики с применением сингапурской методики обуения....
Технологическая карта урока по математике. 6 класс. Тема: " Координатная плоскость"
Урок рефлексии по математике. 6 класс. Тема " Координатная плоскость"...
квн. 6 класс. тема: "Координатная плоскость".
Ребятам в начале урока раздаются задания( можно работать в парах), раздаются листы ответов.Дополнительные задачи для сильных учеников,которые быстро справятся с работой....
Урок математики в 6 классе. Тема: «Координатная плоскость» (2 часа)
Разработка урока математики в 6 кл с применением проблемно - модульной технологии....