Планирование по геометрии 8 класс (Образовательная система "Школа2100")
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Данное планирование предлагается тем учителям, которые работают по учебному пособию Образовательной системы "Школа2100" Козлова С.А., Рубин А.Г. Новый учебник значительно отличается от стандартных учебников Атанасяна. В нем идет изучение плоскостных и объемных фигур параллельно. В данном планировании уроки длятся 90 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_g-8_shkola_2100.docx | 48.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
(полного дня художественно – эстетического направления)
Утверждена: Составлена на основе рекомендованной
Директор школы_______/Марьина Г.С./ государственной программы и
требований к минимуму содержания
Принята на заседании
методического совета школы
«___»______________2013 г.
Рассмотрена на заседании
Методического объединения
Протокол № ___ от_________
Рабочая программа
Геометрия 8 класс (Образовательная программа «Школа2100»)
на 2014-2015 учебный год.
Составитель: Гильмутдинова З.В. - учитель математики.
Срок реализации программы 1 год.
г. Сарапул.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Рабочая программа по предмету «Геометрия» в 8 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и реализуется на основе следующих документов:
1. Стандарта основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике // Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. – М., «Вентана – Граф», 2008.
2. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5- 9 классов авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина, В.Н. Гераськина, В.А. Гусева, П.В. Чулкова.
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Геометрия 7-9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /авт. С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.А. Гусев - М., БАЛАСС, 2013.
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса математики.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней составляет описание непрерывного курса математики с 1-го по 9-й класс общеобразовательной школы.
В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетентностей: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетентностями нами выделены главные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Математика».
Предметная компетентность. Под предметной компетентностью понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетентность представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетентность умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетентность. Под коммуникативной компетентностью понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетентность умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетентность. Под организационной компетентностью понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетентность умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетентность. Под общекультурной компетентностью понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетентность представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.
Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается с 5-го по 9-й класс в виде следующих учебных курсов: 5–6 класс – «Математика», 7–9 класс – «Алгебра» и «Геометрия». Общее количество уроков в неделю с 5 по 9 класс составляет 25 часов (5–6 класс – по 5 часов в неделю, 7–9 класс – алгебра по 3 часа в неделю, геометрия – по 2 часа в неделю.). Согласно базисному Федеральному плану на изучение геометрии в 8 классе отводится 68 часа, что соответствует 34 блокам. В нашей школе уроки проводятся в блочно – урочной форме.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Личностными результатами изучения предмета «Математика» (в виде следующих учебных курсов: 5–6 класс – «Математика», 7–9 класс – «Алгебра» и «Геометрия») являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
7–9-й классы
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: 5–9-й классы
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР – Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД: 5–9-й классы
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Геометрия» в 8 классе являются следующие умения.
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
- пересекающихся прямых,
- перпендикулярных прямых, построение перпендикулярных прямых;
- параллельных прямых, аксиомы параллельных прямых, признаки параллельности прямых, построение параллельных прямых;
- о пересечении двух прямых секущей, Свойствах параллельных прямых и секущей;
- определении параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата; их свойствах и признаках;
- определении трапеции; элементах трапеции; теореме о средней линии трапеции;
- определении окружности, круга и их элементов;
- теореме об измерении углов, связанных с окружностью;
- определении и свойствах касательных к окружности; теореме о равенстве двух касательных, проведённых из одной точки;
- высоте треугольника, его площади, свойстве средней линии, сумме углов треугольника, свойстве биссектрисы равнобедренного треугольника;
- теореме Фалеса;
- формулах для площади треугольника, параллелограмма, трапеции;
- теореме Пифагора.
- применять признаки и свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата при решении задач;
- решать простейшие задачи на трапецию;
- применять свойства касательных к окружности при решении задач;
- выполнять основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки;
- находить площади треугольников, параллелограммов, трапеций;
- применять теорему Пифагора при решении задач;
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Содержание учебного предмета « Геометрия 8-й класс» (68 часов)
Пересекающиеся прямые.
Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы. Теорема о вертикальных углах. Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника. Конус. Развертка конуса.
Перпендикулярные прямые.
Перпендикулярные прямые. Перпендикуляр. Построение перпендикулярных прямых. Теорема о единственности перпендикуляра. Высота треугольника. Осевая симметрия и её применение. Оси симметрии отрезка. Серединный перпендикуляр к отрезку. Оси симметрии некоторых круглых фигур. Оси симметрии угла и равнобедренного треугольника. Свойство биссектрисы равнобедренного треугольника. Неравенство треугольника. Геометрическое место точек. Перпендикуляр и наклонная. Касательная к окружности. Свойство касательной к окружности.
Параллельные прямые.
Параллельные прямые. Скрещивающиеся прямые. Параллельность прямых и центральная симметрия. Задача о построении прямой параллельной данной прямой и проходящей через точку, не лежащую на данной прямой. Параллельность и перпендикулярность прямых. Аксиома параллельных. Построение параллельных прямых. Перпендикуляр и наклонная. Параллельность прямых в пространстве. Пересечение двух прямых секущей. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых и секущей. Теорема о сумме углов треугольника. Свойства углов треугольников и многоугольников. Теорема о внешнем угле треугольника. Теорема о сумме внешних углов выпуклого n-угольника. Неевклидова геометрия.
Параллелограмм, ромб, трапеция.
Параллелограмм и его свойства. Центр симметрии параллелограмма. Признаки параллелограмма. Обратные теоремы. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Теорема о средней линии треугольника. Ромб. Ось симметрии ромба. Трапеция. Виды трапеций. Теорема о средней линии трапеции.
Площади и объёмы.
Знакомство с площадями фигур. Площадь прямоугольника. Площади поверхностей куба и прямоугольного параллелепипеда. Теорема Пифагора. Площадь треугольника. Площадь параллелограмма. Площадь трапеции и произвольного многоугольника. Знакомство с объёмами фигур.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Наименование глав. | Планируемые результаты | Кол- во ча-сов/ блоков. | В том числе прак-тика* | ||
Личностные УУД | Предметные УУД | Метапредметные УУД | ||||
1. | Пересекающиеся прямые | Развивать креативность мышления, активность при выполнении действий с натуральными числами, контролировать действия партнера, анализировать и оценивать свои решения, сравнивать с решениями других, находить ошибки и исправлять их, грамотно и коротко излагать свои мысли и решения. | Знать определение пересекающихся прямых, вертикальных углов, внешнего угла треугольника, конуса, доказательство теорем о вертикальных углах и внешнем угле треугольника. | Уметь работать с информацией: находить из различных источников, анализировать её, отбирать, систематизировать, находить главное. На уроке уметь ставить цели, планировать свою деятельность и осуществлять её. Уметь применять знания формул площадей при решении заданий. Уметь применять знания в новых ситуациях. | 6 / 3 | К. р. №1, проекты |
2. | Перпендикулярные прямые | Знать определения перпендикулярных прямых, высоты треугольника, серединного перпендикуляра. Выполнять построения перпендикулярных прямых, высот различных треугольников, фигур, симметричных данным относительно прямой. Доказывать теорему о свойстве биссектрисы в равнобедренном треугольнике, о свойстве касательной к окружности. | 16 / 8 | К. р. №2, проекты | ||
3. | Параллельные прямые | Знать определения параллельных прямых, скрещивающихся прямых. Выполнять построение параллельных прямых. Доказывать аксиому параллельных прямых, признаков параллельности прямых, теорему о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника. | 12 / 6 | К.р. № 3, № 4 , проекты | ||
4. | Параллелограмм, ромб, трапеция | Знать определения параллелограмма, прямоугольника, ромба и трапеции, свойства данных фигур. Доказывать теоремы о свойствах данных фигур, о средней линии треугольника, о средней линии трапеции, теорему Фалеса. | 14 / 7 | К. р. №5, №6 , проекты | ||
5. | Площади и объемы | Знать свойства площадей фигур, формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, поверхностей куба, прямоугольного параллелепипеда, треугольника, трапеции. Доказывать теорему Пифагора. | 12 / 6 | К. р.№7, проекты | ||
6. | Повторение | Систематизировать знания и умения обучающихся по пройденным темам. | 8 / 4 | К. р. № 8 Проекты. | ||
Итого: 68 / 32 8 |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Разделы. | Содержание раздела. |
Список литературы для учителя и учащихся с указанием полных выходных данных литературы, перечень КИМов. | Литература для учащихся. 1. С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.А. Гусев. Геометрия7-9 классы.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ - М.: Баласс, 2013. – 320 с 2. В.А. Гусев. Контрольные работы к учебнику «Геометрия 7-9 кл.», 7 кл./ В.А. Гусев, А.Г. Рубин.- М., БАЛАСС, 2013. – 32 с. 3. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-9 классы. – М., Просвещение, 1982.- 145 с. 4. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Задачи логического характера. Книга для учащихся 5 – 11 классов. – М. Просвещение, 1996. – 160 с. Литература для учителя. 1. С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.А. Гусев. Геометрия7-9 классы.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ - М.: Баласс, 2013. – 320 с 2. В.А. Гусев. Контрольные работы к учебнику «Геометрия 7-9 кл.», 8 кл./ В.А. Гусев, А.Г. Рубин.- М., БАЛАСС, 2013. – 32 с. 4. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Задачи логического характера. Книга для учащихся 5 – 11 классов. – М. Просвещение, 1996. – 160 с. |
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся. | Интерактивная доска, компьютер. |
Цифровые образовательные ресурсы, перечень Интернет ресурсов и других электронно – информационных источников. | 1.Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школ – http://katalog.iot.ru/ 2. Российский общеобразовательный портал - http://school.edu.ru/ 3.Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu/ru/ 4. Образовательный математический сайт - http://www.exponenta/ru 5. Публикации по алгебре, геометрии, тригонометрии - http://www.ega-math.narod.ru/ 6. Интернет – проект «Задачи». Помощь при подготовке уроков, кружков -http://www.problems.ru/ 7. Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru 8. Материалы газеты «Математика» - http://mat.1september.ru 9. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» - http://www.openklass.ru 10. Путеводитель «В мире науки для школьников» - http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka 11. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия - http://mega.km.ru |
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал. | 1. Башмаков П.Н. Дидактический материал по математике. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М., Мнемозина, 2003. |
Учебно – лабораторное оборудование и приборы. | Линейка, треугольники, циркуль, транспортир, модели фигур. |
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по геометрии 7 класс. (Учебник "Геометрия 7-9" Атанасян Л.С. и др.)
Данное планирование асчитано на 68 учебных часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели)...
Календарно-тематическое планирование по геометрии 12 класс Л.С.Атанасян «Геометрия 10-11 класс»
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (заочное обучение) Класс: 12Всего часов: 34 (1 час в неделю)УМК:Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11:...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По геометрии Класс: 7 «а»
Количество часов: всего 68 часов (в неделю 2 часа)...
Урок по геометрии в 8 классе к учебнику «Геометрия» для 7-9 классов образовательных учреждений / Л.С. Атанасян и др.
Данный урок соответствует основным требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование для 7 класс (геометрия)+ дидактическое сопровождение образовательного процесса
Календарно-тематическое планирование для 7 класс (геометрия)+ дидактическое сопровождение образовательного процессаучебник Атанасян...
Календарно-тематическое планирование для 8 класс (геометрия)+ дидактическое сопровождение образовательного процесса
Календарно-тематическое планирование для 8 класс (геометрия)+ дидактическое сопровождение образовательного процесса автор учебника Атанасян...