Урок по теме "Вычисление объёмов тел вращения и многогранников методом коэффициентов"
план-конспект урока по геометрии (11 класс) по теме
Урок знакомства с очень простым методом решать задачи на нахождение объема
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 18.93 КБ |
конспект урока | 48.97 КБ |
раздаточный материал | 75.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование, наглядность, электронные приложения к уроку:
- Компьютер. Мультимедийный проектор.
- Флеш-ролик
- Листы с печатной основой для групповой работы.
- Чертёжные инструменты
№п/п | Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Ожидаемый результат | время |
1. | Организационный момент | Приветствует учеников Объяснение темы урока | Приветствуют учителя, настраиваются на работу | Организация на работу | 1 мин. |
3. | Актуализация знаний. | Предлагает сопоставить фигуру и её название | Работают индивидуально, сопоставляют, затем проверяют у доски. | Правильное сопоставление | 3мин. |
Постановка проблемы | Какой фигуры нет, в классе расставлены предметы конической формы | Конус | Правильный ответ | 1 мин | |
2. | Историческая справка. | Обобщает сообщения показом слайдов | Внимательно слушают | Развитие познавательного интереса | 3 мин. |
5. | Изучение нового материала | Объяснение теоремы | Делают анализ записей. Проверка на доске. | Запись теоремы | 5мин. |
6. | Первичное закрепление теоремы на примере конуса | Фронтальная работа | Отвечают на вопросы как решить задачу, применив теорему | Запомнить теорему | 5 мин. |
8. | Первичное закрепление теоремы на различных телах вращения и многогранников | Способствует развитию умений применять знания при решении задач. | Решают задачи | Уметь применить теорему | 8мин. |
9. | Закрепление материала | Проверка и помощь при самостоятельном решении | Решают задачи, задают вопросы | Уметь применить теорему | 7 мин |
Закрепление материала | Работа в группах | Решают задачи и рассказывают свое решение | 7мин | ||
9. | Подведение итогов | Работа по слайду | Отвечают на вопросы | Закрепляют теоретический материал | 3мин. |
10. | Рефлексия | Предлагает проанализировать свою работу на уроке Коротко О Нашем Уроке С | К О Н У С | 2мин. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Амбарнская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока геометрии в 11 классе
«Вычисление объемов тел вращения и многогранников методом коэффициентов»
Учитель математики и информатики
Шабаева Мария Валерьевна
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
к уроку по теме: «Вычисление объемов тел вращения и многогранников методом коэффициентов»
Вашему вниманию представлен урок в 11 классе. Данный метод в учебнике не рассматривается, но является, очень прост в понимании, и быстром запоминании. Урок можно провести после изучения темы «Объемы тел вращения и многогранников».
ЦЕЛИ:
• Образовательные:
1. Организовать деятельность учащихся по восприятию темы «Вычисление объемов тел вращения и многогранников методом коэффициентов» и первичному закреплению:
2. Создавать условия для создания в памяти учащихся системы опорных знаний и умений.
3. Учить сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать правильную математическую речь, целесообразную вариативности математических упражнений, закрепить знания в результате решения задач на применение метода коэффициентов;
• Развивающие:
1. Развивать аналитико – синтезирующее мышления (способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы).
2. Развивать абстрактное мышление (развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них).
3. Побуждать учеников к самоконтролю и взаимоконтролю .
• Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, внимательность; развитие интереса учащихся к предмету математика, активизация мыслительной деятельности, развитие математической речи, расширение математического кругозора у учащихся, научить учащихся мыслить логически, быстро думать и принимать правильные решения;
Достижение этих целей выполняется с помощью ряда задач:
- Формирование умения сочетать знания и навыки, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
- Вести работу над развитием связанной речи учащихся, умением ставить и разрешать проблемы.
Оборудование урока:
На уроке использовалась самостоятельная работа, работа в парах, все факты о геометрической фигуре конус были взяты учителем в Интернете с официальных сайтов СМИ и переработаны специально для данного урока с учётом темы урока. Мультимедийный проектор, флэш-ролик создан на сайте Prezi.com.
Содержание урока:
Содержание урока соответствует программе и задачам урока.
Тип и структура урока:
Данный урок является уроком освоения новых знаний и навыков поэтому рационально было применить элементы исследовательской деятельности .
Реализация принципов обучения:
На уроке были реализованы принципы:
- Научности обучения.
- Принцип систематичности и последовательности в обучении был осуществлён при постоянной опоре на ранее изученный материал.
- Сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигалась в виде стимулирования познавательной активности с помощью эффективных приёмов и средств наглядности (таких как показ слайдов, предоставления сведений.
- На уроке был реализован принцип комфортности.
Формы и методы обучения:
Во время урока были применены различные формы обучения – это индивидуальная и фронтальная работа, взаимопроверка. Такие формы более рациональны для данного типа урока, так как позволяют ребёнку развивать самостоятельность мышления, критичность мысли, способность отстаивания своей точки зрения, умение сравнивать и делать выводы.
Метод наглядности – флэш ролик представляет собой, картинку с изображением кита, который окунается в огромное водное пространство, а затем выныривает (трехмерная графика), подобно тому, что учащиеся знакомятся, с новым метом решения задач ЕГЭ, отрабатывают навыки по его применению вместе с учителем, и наконец, самостоятельно выполняют задания.
Общие результаты урока:
Считаю, что задачи, поставленные на урок, реализованы, дети применяли знания в новой ситуации, каждый мог высказать свою точку зрения. Использование наглядности в виде флэш ролика, индивидуальных печатных листов учащихся позволяет мотивировать учащихся на каждом этапе урока и избегать перегрузки и переутомления учащихся
Тема « Вычисление объемов тел вращения и многогранников методом коэффициентов»
Цель урока:
- Познакомиться с методом коэффициентов при решении задач;
- Учить сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать правильную математическую речь, целесообразную вариативности математических упражнений, закрепить знания в результате решения задач на применение метода коэффициентов;
- Воспитывать трудолюбие, внимательность; развитие интереса учащихся к предмету математика, активизация мыслительной деятельности, развитие математической речи, расширение математического кругозора у учащихся, научить учащихся мыслить логически, быстро думать и принимать правильные решения;
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте!
Тема нашего урока« Вычисление объемов тел вращения и многогранников методом коэффициентов»
Вычислить это значит получить число, ответ
Объем это вместимость геометрического тела, т. е. части пространства, ограниченной одной или несколькими замкнутыми поверхностями. Вместимость или емкость выражается числом в кубических единицах
Тело вращения это объёмные тела, возникающие при вращении плоской геометрической фигуры, ограниченной кривой, вокруг оси, лежащей в той же плоскости стр.
Многогранник это это часть пространства, ограниченная плоскими многоугольниками --- гранями стр.
А с методом коэффициентов мы познакомимся позже. Откройте тетради. Запишите число и тему урока.
Опрос. Сейчас я вам предлагаю повторить известные вам из курса геометрии некоторые многогранники и тела вращения (Повторить известные многогранники и тела вращения– определения и чертежи – заранее заготовленных карточках.)
Соедините стрелкой название фигуры с соответствующим чертежом. Слайд 1
Название | Чертеж |
Прямоугольный параллелепипед | |
Пирамида |
|
Сфера | |
Куб | |
Призма |
|
Цилиндр |
|
Какой фигуры здесь не хватает
Конус
Как вы думаете какая связь между картиной Шишкина "Корабельная роща" и геометрическим телом, которое называется "конус". «konos» слайд 2
конус – «сосновая шишка» ( с греческого)
Дополнительная информация о конусе. Слайд 3
С конусом люди знакомы с глубокой древности.
В книге Архимеда (287–212 до н.э.) “ О методе”(найденной в 1906 г) , дается решение задачи об объеме общей части пересекающихся цилиндров. Архимед приписывает честь открытия этого принципа Демокриту (470–380 г до н.э.) – древнегреческому философу-материалисту. С помощью этого принципа Демокрит получил формулу для вычисления объема конуса.
Большой трактат о конических сечениях был написан Аполлонием Пергским (260–170 г до н.э.) – учеником Евклида (III в. до н.э.) , который создал великий труд из 15 книг под названием “начала” . Эти книги издаются и по сей день, а в школах Англии по ним учатся до сих пор.
По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1 000 000 жителей (чаще в южных странах). Этого бы не случалось, если бы везде были громоотводы, так как образуется конус безопасности. . Чем выше громоотвод, тем больше объем такого конуса. Тем больше ваша безопасность во время грозы
В физике встречается понятие “телесный угол”. Это конусообразный угол, вырезанный в шаре. Единица измерения телесного угла – 1 стерадиан. 1 стерадиан – это телесный угол, квадрат радиуса которого равен площади части сферы, которую он вырезает. Если в этот угол поместить источник света в 1 канделу (1 свечу), то получим световой поток в 1 люмен. Свет от киноаппарата, прожектора распространяется в виде конуса.
В геологии существует понятие “конус выноса” . Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину.
В биологии есть понятие “конус нарастания” . Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани.
“Конусами”называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2-16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 500 видов. Некоторые улитки конусы – изощренные хищники. Они подстерегая рыб, закапываются в песок и выставляют длинные хоботки, похожие на червей. Хоботки – приманка для рыб. Конусы убивают жертву сильным ядом и переваривают добычу в глотке-воронке, натягивая ее на рыбу как чулок. Живут в тропиках и субтропиках. Укус конусов для человека очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.
ЕГЭ задача на вычисление объема конуса (слайд4)
Как решить такую задачу.
В подобных задачах конус растягивают или сжимают по разным направлениям. В результате чего объем новой конуса надо найти
Прежде всего запомним
Конус рассматривается в трехмерном пространстве. И все изменения происходят по одной из трех осей. Ось ОХ, Ось OY, ось ОZ. (Слайд5)
Ось ОХ, Ось OY- это плоскость основания (В основании лежит круг- а это фигура двумерная, поэтому если менять радиус, изменение идет в обе стороны)
ось ОZ -это высота
конус растягивают или сжимают, варианты могут быть разными растягивать или сжимать высоту, растягивать или сжимать основание
Растяжение –это увеличение(пружина)
Сжатие -это уменьшение(пружина)
Теорема: Vстар – объем фигуры, а,в,с- коэффициенты растяжения по осям ОХ, OY, ОZ соответственно. Тогда V новый= Vстар*а*в*с, если по какой то оси происходит сжатие, то умножение заменяется делением. (Слайд6)
Вернемся к задачи. Слайд4
Единственное, что надо научиться определять по какой оси и во сколько раз происходит растяжение или сжатие. Вот этим мы с вами сейчас и займемся.
Как изменится объем конуса, если радиус основания уменьшить вдвое? Уменьшиться В 4 раза
Как изменится объем конуса, высоту увеличить в 9 раз? Увеличиться в 9 раз
Как изменится объем конуса, если радиус основания увеличится в 3 раза, а высоту уменьшить в 2 раз? В 4,5 раз
Как изменится объем конуса, если радиус основания увеличится в 3 раза, а высоту уменьшить в 9 раз? Не измениться
Вернемся к нашей задачи
Задача: Конус имеет объем 50 см3. Высоту конуса уменьшили в 5 раз, а радиус основания увеличили в 3 раза. В результате получился новый конус, объем которого надо найти.
50/5*3*3=90см3 на примере конуса мы рассмотрели эту теорему
А распространяется эта теорема на все виды многогранников и тела вращения с которыми производят сжатие или растяжение. Решение задач: Вместе Параллелепипед АВСДА1В1С1Д1 имеет объем 35 см3. Ребро АВ увеличили в 2 раза, ребро АС увеличили в 5 раз, а ребро АА1 уменьшили в 7 раз. Найдите объем нового параллелепипеда. 35*2*5/7=50 Объем шара 0,75 м3. Какой объем будет занимать шар, если его радиус в 2 раза больше. 0,75*2*2*2=6. Растяжение по всем 3 осям одинаково, если нет шар приплюснутый, эллипсоид. Объем цилиндра равен 20 см 3. Радиус основания цилиндра увеличили в 3 раза, а образующую уменьшили в 4 раза. Найдите объем получившегося цилиндра. 20*3*3/4= 45 Самостоятельная работа Объём данного правильного тетраэдра равен 2 см3. Найдите объём правильного тетраэдра, ребро которого в 3 раза больше ребра данного тетраэдра. Объем первого цилиндра равен 81 м3. У второго цилиндра высота в 4 раза больше, а радиус основания — в 3 раза меньше, чем у первого. Найдите объем второго цилиндра. Ответ дайте в кубических метрах. Во сколько раз увеличиться объем шара, если его диаметр увеличить в 5 раз. Бетонный шар весит 0,5. Сколько тонн будет весить шар вдвое большего радиуса, сделанный из такого же бетона. В группах В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили воду. Уровень воды достигает 12 см. На какой высоте будет находиться уровень воды, если ее перелить в другой такой же сосуд, у которого сторона основания в 2 раза больше, чем у первого? количество жидкости одинаково, значит изменение объёма обратно пропорционально изменению высоты жидкости. Если объем увеличиваем в 4 раза, высота уменьшается в 4 раза.12/4=3 см Кубик весит 10 г. Сколько граммов будет весить кубик, ребро которого в 3 раза больше, чем ребро первого кубика, оба кубика изготовлены из одного и того же материала. 10*3*3*3=270 так как плотности равны масса прямо пропорциональна объёму, В сосуд имеющим форму конуса, налили 20 мл жидкости до половины высоты сосуда. Сколько миллилитров нужно долить в сосуд, чтобы заполнить его доверху. 20*2*2*2=160, 160-20=140 В цилиндрическом сосуде уровень жидкости достигает 384 см. На какой высоте будет находиться уровень жидкости, если её перелить во второй цилиндрический сосуд, диаметр которого в 8 раз больше диаметра первого. Объем сосуда увеличиться в 64 раза ,поскольку объем жидкости одинаковый и Высота величина обратная площади основания, то высота уменьшиться в 64 раза.384/64=6. На следующем уроке геометрии один представитель из группы познакомит класс со своей задачей. Домашнее задание. Итог урока. Мы с вами сегодня детально на примере тела вращения (конус) рассмотрели теорему о вычислении объема методом коэффициентов, и применение данной теоремы для других тел вращения и многогранников. Еще раз напомню эту теорему можно применять, если с телом вращения или многогранником производят сжатие или растяжение. Рефлексия: К оротко О Н ашем У роке С пасибо всем, за работу, за поддержку, за то что мне посчастливилось работать с вами.
|
Предварительный просмотр:
Как изменится объем конуса, если радиус основания уменьшить вдвое?
Как изменится объем конуса, высоту увеличить в 9 раз?
Как изменится объем конуса, если радиус основания увеличится в 3 раза, а высоту уменьшить в 2 раз?
Как изменится объем конуса, если радиус основания увеличится в 3 раза, а высоту уменьшить в 9 раз?
Параллелепипед АВСДА1В1С1Д1 имеет объем 35 см3. Ребро АВ увеличили в 2 раза, ребро АС увеличили в 5 раз, а ребро АА1 уменьшили в 7 раз. Найдите объем нового параллелепипеда.
Объем шара 0,75 м3. Какой объем будет занимать шар, если его радиус в 2 раза больше.
Объем цилиндра равен 20 см3. Радиус основания цилиндра увеличили в 3 раза, а образующую уменьшили в 4 раза. Найдите объем получившегося цилиндра.
В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили воду. Уровень воды достигает 12 см. На какой высоте будет находиться уровень воды, если ее перелить в другой такой же сосуд, у которого сторона основания в 2 раза больше, чем у первого?
Кубик весит 10 г. Сколько граммов будет весить кубик, ребро которого в 3 раза больше, чем ребро первого кубика, оба кубика изготовлены из одного и того же материала.
В сосуд имеющим форму конуса, налили 20 мл жидкости до половины высоты сосуда. Сколько миллилитров нужно долить в сосуд, чтобы заполнить его доверху.
В цилиндрическом сосуде уровень жидкости достигает 384 см. На какой высоте будет находиться уровень жидкости, если её перелить во второй цилиндрический сосуд, диаметр которого в 8 раз больше диаметра первого.
Дополнительные задачи
Объём данного правильного тетраэдра равен 2 см3. Найдите объём правильного тетраэдра, ребро которого в 3 раза больше ребра данного тетраэдра.
Объем первого цилиндра равен 81 м3. У второго цилиндра высота в 4 раза больше, а радиус основания — в 3 раза меньше, чем у первого. Найдите объем второго цилиндра. Ответ дайте в кубических метрах.
Во сколько раз увеличиться объем шара, если его диаметр увеличить в 5 раз.
Бетонный шар весит 0,5. Сколько тонн будет весить шар вдвое большего радиуса, сделанный из такого же бетона.
К оротко О Н ашем У роке С | |
К оротко О Н ашем У роке С | |
К оротко О Н ашем У роке С | |
К оротко О Н ашем У роке С | |
К оротко О Н ашем У роке С |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока "Объёмы тел вращения"
Рассмотрим пример урока - «Объемы тел вращения». Он содержит несколько вкладок.Первая из них содержит информационную часть о площадях и объёмах геометрических тел (презентация). На второй предлагается...
Объёмы тел вращения
Цель данного урока –это обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, изучить дополнительный теоретический материал по теме «Объёмы тел вращения». Формировать навыки работы учащихс...
приложение к "Объёмы тел вращения" Конус.
приложение к "Объёмы тел вращения" Конус....
приложение к "Объёмы тел вращения" Сфера вращения.
приложение к "Объёмы тел вращения" Сфера вращения....
Бинарный урок по математике и кулинарии по теме "Многогранники и тела вращения, простые нарезки овощей"
Данная методическа разработка предназначена для учащихся СПО по профессии "Повар, кондитер". В данной разработке собран познавательный материал по математике и кулинарии, который помогае развить у уча...
Открытый урок в 11 классе по теме"Объёмы тел вращения"
Повторение формул для вычисления объёмов тел вращения с использованием текстов задач ЕГЭ.Кконспекту урока есть презентация, интерактивная лаборатория с испольхованием программы GEO GEBRA, приложение с...
Презентация к уроку "Задачи по теме «Тела вращения» на вычисление объёмов и площади поверхности"
Данный урок является одним из уроков, отведенных в 11 классе на подготовку к ЕГЭ.Презентация к уроку по математике «Задачи по теме «Тела вращения» на вычисление объёмов и площа...