РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии для 8 классов
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана на основании:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (23.12.2003г. № 21/12; Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089)/ Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М.: Дрофа, 2000 г./, рекомендованный Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
- Образовательной программы училища.
- Учебного плана училища на 2012 – 2013 учебный год.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 год.
- Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова)– М: «Просвещение», 2008. – 128с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_rab_pr_geometriya.docx | 46.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора училища по учебной работе С. Маврин «____»______________ 20 ___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор училища В. Шкирков «____»______________ 20 ___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии для 8 классов
на 2012-2013 учебный год
Классы: 8А, 8Б, 8В, 8Г
Количество часов:
- 2 часа в неделю;
- 70 часов в год.
Программа разработана на основании: Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова) – М: «Просвещение», 2008. – 128 с..
Разработала:
- Дряхлова Елена Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Рассмотрено и одобрено на заседании отдельной дисциплины «Математика, информатика и ИКТ», протокол № … от «…» …………………. 20 … г. Руководитель отдельной дисциплины __________________ И. Воронина (подпись) (расшифровка) |
Содержание
1. | Пояснительная записка ………………………………………...... | 3 |
2. | Содержание ………………………………………………………. | 5 |
3. | Требования к уровню подготовки обучающихся ………………. | 7 |
4. | Программно-методическое обеспечение программы…………... | 8 |
5. | Список литературы для преподавателей………………………... | 8 |
6. | Список литературы для учащихся……………………….............. | 9 |
7. | Перечень Web-сайтов для дополнительного образования по предмету…………………................................................................ | 10 |
8. | Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету………………………………………………………... | 10 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основании:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (23.12.2003г. № 21/12; Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089)/ Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М.: Дрофа, 2000 г./, рекомендованный Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
- Образовательной программы училища.
- Учебного плана училища на 2012 – 2013 учебный год.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 год.
- Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова)– М: «Просвещение», 2008. – 128с.
Содержание предлагаемого курса полностью соответствует «Обязательному минимуму содержания образования по математике», рекомендованному Министерством образования РФ.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности. В связи с этим следует выделить следующие цели обучения геометрии:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорема Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; обучающиеся знакомятся с четырьмя замечательными точками треугольника; с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
На изучение геометрии в 8 классе отводится 70 часов (из расчета 35 уч. недель по 2 часа в неделю). Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет: добавлено 2 часа, которые отведены: 1ч - в начале учебного года на повторение вопросов курса геометрии 7 класса, 1ч – резерв в конце второй четверти.
Срок реализации программы – один учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
Геометрия (70 ч.)
1. Повторение курса геометрии 7 класса (1 ч.)
2. Четырехугольники (14 ч.)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник, параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
3. Площадь (14 ч.)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
4. Подобные треугольники (20 ч.)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
5. Окружность (17 ч.)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
6. Повторение. Решение задач (4 ч.)
СТРУКТУРА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Геометрия
8 класс
(2 часа в неделю – 70ч.)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Повторение курса геометрии 7 класса. | 2 | ||
I. Четырёхугольники. | 14 | 1 | |
1. | Многоугольники. | 2 | |
2. | Параллелограмм и трапеция. | 5 | |
3. | Прямоугольник, ромб, квадрат. | 4 | |
4. | Осевая и центральная симметрия | 1 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Решение задач. | 1 | |
6. | Контрольная работа №1. | 1 | 1 |
II. Площадь. | 14 | 1 | |
1. | Площадь многоугольника. | 1 | |
2. | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. | 7 | |
3. | Теорема Пифагора. | 3 | |
4. | Решение задач. | 2 | |
5. | Контрольная работа № 2. | 1 | 1 |
III. Подобные треугольники. | 20 | 2 | |
1. | Определение подобных треугольников. | 2 | |
2. | Признаки подобия треугольников. | 4 | |
3. | Контрольная работа № 3. | 1 | 1 |
4. | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 7 | |
5. | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 4 | |
6. | Резерв | 1 | |
7. | Контрольная работа № 4. | 1 | 1 |
IV. Окружность. | 17 | 1 | |
1. | Касательная к окружности. | 3 | |
2. | Центральные и вписанные углы. | 4 | |
3. | Четыре замечательные точки треугольника | 3 | |
4. | Вписанная и описанная окружности. | 6 | |
5. | Контрольная работа № 5. | 1 | 1 |
Повторение. Решение задач. | 4 | ||
Итоговая контрольная работа в форме теста. |
Предусмотрено:
- контрольные работы – 6 часов(из них итоговая контрольная работа в форме теста – 1ч).
№ п/п | Тема контрольной работы | Количество часов |
Четырёхугольники | 1 | |
Площадь | 1 | |
Признаки подобия треугольников | 1 | |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | |
Окружность | 1 | |
Итоговая контрольная работа в форме теста. | 1 |
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
Текущий контроль в виде самостоятельных работ и тестов.
Тематический контроль в виде контрольных работ.
Итоговый контроль в виде теста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения геометрических и практических задач;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 1800 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Используется учебно-методический комплект, входящий в список рекомендованных МО РФ к использованию в 2012 – 2013 учебном году
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова)– М: «Просвещение», 2008. – 128с.
- Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М. Просвещение, 2010. – 65 с.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. –М.; Просвещение, 2010. – 159 с.
А также дополнительных пособий по предмету
для преподавателя:
- С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
- Г.И. Кукарцева. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7-9 классы. 2001. – 128 с.
- А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 8 класса. М.: Илекса,2006. – 148 с.
- Е.М. Рабинович. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.- М.: Илекса, 2001. – 56 с.
- М.Е. Козина, О.М. Фадеева. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках. - Волгоград, Учитель, 2007. – 122 с.
- С.Г. Манвелов. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя. – М.: Просвещение,2005.
- Н.Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2005.
- Н. В. Бурмистрова, Н. Г. Старостенкова. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии. 8 класс. – Саратов: «Лицей», 2002. – 64 с.
- Р. К. Гордин. Геометрия. Планиметрия. 7 – 9 классы. – 3-е изд., испр. – М.: МЦНМО, 2006. – 416 с.
- Н. Б. Мельников, Н. М. Лепихова. Тематический контроль по геометрии. 8 класс / К учебнику Л. С. Атанасяна и др. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 88 с.
- Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
- Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
- Единый государственный экзамен 2006-2012. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Цент, 2005-2012.
для учащихся:
- Кулагин Е.Д., Норин В.П., Федин С.Н., Шевченко Ю.А.3000 конкурсных задач по математике. М.: Рольф,1999. – 338 с.
- Л. Ж. Жалпанова. Геометрия за 24 часа / Л. Ж. Жалпанова, О. А. Калинина, Г. Н. Мальянц. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.- 303 с.
- В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович. Учимся решать задачи по геометрии. Учеб.-метод. Пособие. – К.: «Магистр», 1996. – 256 с.
- В. С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии.- 4-е изд. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 336 с.
- Б. Г. Зив. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7 – 11 кл. образоват. учреждений / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Бахарский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 271 с.
- Е. П. Нелин. Геометрия в таблицах: Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Мнемозина, 2011. – 78 с.
- Геометрия в таблицах. 7 – 11 кл.: справочное пособие / авт.-сост. Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 124 с.
- А. В. Юзбашев. Планиметрия. Свойства геометрических фигур: Учебное пособие для учащихся школ, лицеев и гимназий. – М.: МАТИ, 2005. – 210 с.
- А. Н. Чудовский, Л. А. Сомова. Проверьте свои знания по геометрии: Кн. для учащихся сред. Шк. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету:
- Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/
- Федеральный портал «Российское образование» : http:/edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
- Федеральный институт педагогических измерений: http://www.fipi.ru/
- Образовательные ресурсы Интернета - Математика. http://www.alleng.ru/edu/math.htm
- Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru/
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/
- Всё для учёбы: http://www.studfiles.ru
- Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету:
- Многоугольники в природе и архитектуре.
- Симметрия в природе.
- Площадь. Равновеликость и равносоставленность.
- Удивительный квадрат.
- Пифагор и геометрия.
- Различные доказательства теоремы Пифагора.
- Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
- Решение задач на нахождение недоступных расстояний с помощью подобия треугольников.
- Задачи на подобие в литературных произведениях.
- Истоки тригонометрии.
- Центральные и вписанные углы.
- Замечательные точки треугольника.
- Решение задач с помощью дополнительных построений.
Преподаватель математики Е. Дряхлова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.
Уровень базовый, 2 часа в неделю...
Рабочая программа геометрия 7 класс (Погорелов)
Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 7 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа геометрия 8 класс (Погорелов)
Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...