РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии для 8 классов
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Дряхлова Елена Анатольевна

Настоящая рабочая программа разработана на основании:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (23.12.2003г. № 21/12; Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089)/ Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М.: Дрофа, 2000 г./, рекомендованный Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

- Образовательной программы училища.

- Учебного плана училища на 2012 – 2013 учебный год.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством  образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 год.

- Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова)– М: «Просвещение», 2008. – 128с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_rab_pr_geometriya.docx46.51 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора училища по учебной работе

С. Маврин

«____»______________ 20 ___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор училища

В. Шкирков

«____»______________ 20 ___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по геометрии для 8 классов

на 2012-2013 учебный год

Классы: 8А, 8Б, 8В, 8Г

Количество часов:

- 2 часа в неделю;

- 70 часов в год.

Программа разработана на основании: Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова) – М: «Просвещение», 2008. – 128 с..

Разработала:

    - Дряхлова Елена Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории.

Рассмотрено и одобрено на заседании отдельной дисциплины «Математика, информатика и ИКТ»,

протокол № … от «…» …………………. 20 … г.

Руководитель отдельной дисциплины

__________________               И. Воронина

                             (подпись)                                        (расшифровка)

Содержание

1.

Пояснительная записка ………………………………………......

3  

2.

Содержание ……………………………………………………….

5

3.

Требования к уровню подготовки обучающихся ……………….

7

4.

Программно-методическое обеспечение программы…………...

8

5.

Список литературы для преподавателей………………………...

8

6.

Список литературы для учащихся………………………..............

9

7.

Перечень Web-сайтов для дополнительного образования по предмету…………………................................................................

10

8.

Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету………………………………………………………...

10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основании:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (23.12.2003г. № 21/12; Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089)/ Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М.: Дрофа, 2000 г./, рекомендованный Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
  • Образовательной программы училища.
  • Учебного плана училища на 2012 – 2013 учебный год.
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством  образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 год.
  • Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова)– М: «Просвещение», 2008. – 128с.

Содержание предлагаемого курса полностью соответствует «Обязательному минимуму содержания образования по математике», рекомендованному Министерством образования РФ.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности. В связи с этим следует выделить следующие цели обучения геометрии:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании   предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,  деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В курсе геометрии 8 класса  изучаются наиболее важные виды четырехугольников:  параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорема Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; обучающиеся знакомятся с четырьмя замечательными точками треугольника; с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

На изучение геометрии в 8 классе отводится 70 часов  (из расчета 35 уч. недель  по 2 часа в неделю). Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет: добавлено 2 часа, которые отведены: 1ч - в начале учебного года на повторение вопросов курса геометрии 7 класса, 1ч – резерв в конце второй четверти.

Срок реализации программы – один учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

Геометрия (70 ч.)

1. Повторение курса геометрии 7 класса (1 ч.)

2. Четырехугольники  (14 ч.)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник, параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

3. Площадь   (14 ч.)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

4. Подобные треугольники  (20 ч.)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.

Применение  подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

5. Окружность  (17 ч.)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

6. Повторение. Решение задач (4 ч.)

СТРУКТУРА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Геометрия

 8 класс

(2 часа в неделю – 70ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

1

2

3

4

Повторение курса геометрии 7 класса.

2

I. Четырёхугольники.

14

1

1.

Многоугольники.

2

2.

Параллелограмм и трапеция.

5

3.

Прямоугольник, ромб, квадрат.

4

4.

Осевая и центральная симметрия

1

1

2

3

4

5.

Решение задач.

1

6.

Контрольная работа №1.

1

1

II. Площадь.

14

1

1.

Площадь многоугольника.

1

2.

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

7

3.

Теорема Пифагора.

3

4.

Решение задач.

2

5.

Контрольная работа № 2.

1

1

III. Подобные треугольники.

20

2

1.

Определение подобных треугольников.

2

2.

Признаки  подобия треугольников.

4

3.

Контрольная работа № 3.

1

1

4.

 Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

7

5.

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

4

6.

Резерв

1

7.

Контрольная работа № 4.

1

1

IV.  Окружность.

17

1

1.

 Касательная к окружности.

3

2.

Центральные и вписанные углы.

4

3.

Четыре замечательные точки треугольника

3

4.

Вписанная и описанная окружности.

6

5.

Контрольная работа № 5.

1

1

Повторение. Решение задач.

4

Итоговая контрольная работа в форме теста.

Предусмотрено:

  • контрольные работы – 6 часов(из них итоговая контрольная работа в форме теста – 1ч).

 п/п

Тема контрольной работы

Количество часов

Четырёхугольники

1

Площадь

1

Признаки подобия треугольников

1

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

1

Окружность

1

Итоговая контрольная работа в форме теста.

1

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

Текущий контроль в виде самостоятельных работ  и тестов.

Тематический контроль в виде  контрольных работ.

Итоговый контроль в виде теста.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения геометрии ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения геометрических и практических задач;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 1800 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Используется учебно-методический комплект, входящий в список рекомендованных МО РФ к использованию в 2012 – 2013 учебном году

  • Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова)– М: «Просвещение», 2008. – 128с.
  • Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
  • Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
  • Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М. Просвещение, 2010. – 65 с.
  • Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. –М.; Просвещение, 2010. – 159 с.

А также дополнительных пособий по предмету

 для преподавателя:

  • С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
  • Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
  • Г.И. Кукарцева. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7-9 классы. 2001. – 128 с.
  • А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 8 класса. М.: Илекса,2006. – 148 с.
  • Е.М. Рабинович. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.- М.: Илекса, 2001. – 56 с.
  • М.Е. Козина, О.М. Фадеева. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках. - Волгоград, Учитель, 2007. – 122 с.
  • С.Г. Манвелов. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя. – М.: Просвещение,2005.
  • Н.Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2005.
  • Н. В. Бурмистрова, Н. Г. Старостенкова. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии. 8 класс. – Саратов: «Лицей», 2002. – 64 с.
  • Р. К. Гордин. Геометрия. Планиметрия. 7 – 9 классы. – 3-е изд., испр. – М.: МЦНМО, 2006. – 416 с.
  • Н. Б. Мельников, Н. М. Лепихова. Тематический контроль по геометрии. 8 класс / К учебнику Л. С. Атанасяна и др. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 88 с.
  • Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
  • Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
  • Единый государственный экзамен 2006-2012. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Цент, 2005-2012.

для учащихся:

  • Кулагин Е.Д., Норин В.П., Федин С.Н., Шевченко Ю.А.3000 конкурсных задач по математике. М.: Рольф,1999. – 338 с.
  • Л. Ж. Жалпанова. Геометрия за 24 часа / Л. Ж. Жалпанова, О. А. Калинина, Г. Н. Мальянц. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.- 303 с.
  • В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович. Учимся решать задачи по геометрии. Учеб.-метод. Пособие. – К.: «Магистр», 1996. – 256 с.
  • В. С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии.- 4-е изд. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 336 с.
  • Б. Г. Зив. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7 – 11 кл. образоват. учреждений / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Бахарский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 271 с.
  • Е. П. Нелин. Геометрия в таблицах: Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Мнемозина, 2011. – 78 с.
  • Геометрия в таблицах. 7 – 11 кл.: справочное пособие / авт.-сост. Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 124 с.
  • А. В. Юзбашев. Планиметрия. Свойства геометрических фигур: Учебное пособие для учащихся школ, лицеев и гимназий. – М.: МАТИ, 2005. – 210 с.
  • А. Н. Чудовский, Л. А. Сомова. Проверьте свои знания по геометрии: Кн. для учащихся сред. Шк. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.

Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету:

  • Министерство образования РФ:     http://www.informika.ru/;   http://www.ed.gov.ru/
  • Федеральный портал «Российское образование» : http:/edu.ru/
  • Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  • Федеральный институт педагогических измерений: http://www.fipi.ru/ 
  • Образовательные ресурсы Интернета - Математика. http://www.alleng.ru/edu/math.htm
  • Тестирование online: 5 - 11 классы:      http://www.kokch.kts.ru/cdo/ 
  • Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:      http://teacher.fio.ru/
  • Новые технологии в образовании:      http://edu.secna.ru/main/
  • Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/
  • Всё для учёбы: http://www.studfiles.ru
  • Интернет портал PROШколу.ru  http://www.proshkolu.ru/

Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ  по предмету:

  • Многоугольники в природе и архитектуре.
  • Симметрия в природе.
  • Площадь. Равновеликость и равносоставленность.
  • Удивительный квадрат.
  • Пифагор и геометрия.
  • Различные доказательства теоремы Пифагора.
  • Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
  • Решение задач на нахождение недоступных расстояний с помощью подобия треугольников.
  • Задачи на подобие в литературных произведениях.
  • Истоки тригонометрии.
  • Центральные и вписанные углы.
  • Замечательные точки треугольника.
  • Решение задач с помощью дополнительных построений.

Преподаватель  математики                                     Е. Дряхлова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Уровень базовый, 2 часа в неделю...

Рабочая программа геометрия 7 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 7 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программа геометрия 8 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...