конспект урока по теме: "Объем цилиндра"
план-конспект урока по геометрии (11 класс) по теме
Тип урока: изучение нового материала
Метод обучения: частично-поисковый
Вид занятия: практическая и групповая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obem_tsilindra.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока геометрии
для 11 класса.
Тема: «Объем цилиндра».
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: частично – поисковый.
Вид занятия: практическая и групповая работа.
Цели:
- Методическая: активизировать работу учащихся на уроке, используя различные виды
работ
- Учебная: - ввести понятие объема путем проведения лабораторной работы,
- научиться решать задачи на вычисление объема цилиндра,
- научиться применять формулу для решения прикладных задач
(вычисление массы, плотности, длины)
- Развивающая: развитие логического мышления, умения делать выводы,
находить наиболее рациональные методы решения
- Воспитательная: воспитание у учащихся потребности в реализации полученных знаний
Ход урока.
- Повторение ранее пройденного материала по теме «Цилиндр. Площади поверхности».
- Объяснение нового материала (в ходе лабораторной работы вывести формулу объема цилиндра.
- Закрепление нового материала (путем решения задач).
- Подведение итогов (отвечаем на вопросы по теме).
Структурные элементы урока | Дидактические элементы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Монолог | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, готовятся к уроку |
2. Мотивация учебной деятельности | Диалог | Объявляет тему, цели и план занятия | Записывают тему в тетрадь |
3. Актуализация знаний | Фронтальный опрос Решение задач Лабораторная работа (постановка проблемного вопроса) | 1)Задает вопросы: 1. Что представляет собой сечение цилиндра плоскостью, параллельной его образующей, перпендикулярной к ней? 2. Как записать формулы для вычисления полной и боковой поверхностей цилиндра? 3. Как записать формулу длины окружности? 2)Предлагает решить задачу. 1.Сколько понадобиться краски, чтобы покрасить трубу цилиндрической формы, диаметром 18 см. и длиной 46м., если на 1 м2 расходуется 200 г. краски? Сколько придется заплатить за краску, если 1кг. краски стоит 60 руб.? 2. Высота цилиндра на 12 см. больше его радиуса, а площадь полной поверхности равна 288п см2. Найти радиус основания и высоту цилиндра. Ставит вопросы: - как, используя формулу для вычисления объема конуса, вывести формулу для вычисления объема цилиндра? - для чего нужно знать эту формулу? Предлагает одному из учащихся проделать лабораторную работу. | Отвечают на вопросы Решают задачи в тетради Берет цилиндр и конус такие, что Rк = Rц и hк = hц Будет ли Vц = Vк ? Возьмем воду и начнем заполнять фигурку конуса водой, затем перельем эту воду в цилиндр. Операцию повторяем до тех пор, пока вода не заполнит цилиндр. Из этого опыта видно, что если Rц = Rк и h ц = hк , то Vц = 3Vк Выведем формулу Vц = пR2h Опытным путем мы получили формулу объема. Ее можно применить для нахождения плотности p = m/V, массы M = pV и длины l = V/ п R2 |
4. Обобщение и систематизация знаний | Решение задач по группам | Предлагает решить задачи по теме 1.Диагональ осевого сечения цилиндра равна10 см., а высота 8 см. Найти объем. 2. Какое количество нефти вмещает цилиндрическая цистерна диаметром 18 м. и высотой 7 м., если плотность нефти равна 0,85 ∙103 кг. м3 3. Алюминиевый провод радиусом 0,2 см. имеет массу 6,8 кг. Найти длину провода, если плотность алюминия 2,6 г.см3. 4. Площадь осевого сечения цилиндра равна 64 см2, а его образующая равна диаметру основания. Найти объем. 5. Радиус цилиндра 4 см., высота в 2 раза больше длины окружности основания. Найти объем. 6. Прямоугольный параллелепипед со сторонами основания 6 см. и 8 см. и высотой 14 см. вписан в цилиндр. Найдите отношение объемов этих фигур. | Решают задачи в тетради |
5. Итоги урока | Фронтальный опрос Диалог | Предлагает ответить на вопросы - изменится ли объем цилиндра, если радиус основания увеличить в 2 раза, а высоту уменьшить в 2 раза? - во сколько раз надо увеличить высоту цилиндра, не меняя его основание, чтобы объем увеличился в 16 раз? Подводит итоги урока, выставляет оценки | Отвечают на вопросы Слушают итоги урока и критерии выставления оценок |
6. Домашнее задание (дифференцированно) | Монолог | Предлагает решить задачи 1.Из реки цилиндрами по 8 л. и 3 л. набрать воду в цилиндр 7л. 2. Объем цилиндра 20п см3, а площадь осевого сечения 20см2. Найти радиус основания цилиндра. 3. Осевым сечением цилиндра является квадрат, диагональ которого равна 6√2 см. Найти объем цилиндра. | Самостоятельно выбирают уровень сложности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Объем конуса"
Цели: - повторить понятия конической поверхности, конуса, элементов конуса (боковая поверхность, основание, вершина, образующая, ось, высота), понятие усеченного конуса;- вывести формулы для выч...
Конспект урока по теме "Площадь цилиндра"
Формирование навыков решения задач и вывод формулы по теме "Площадь боковой поверхности цилиндра"...
Планы-конспекты уроков геометрии по теме Цилиндр, сечение цилиндра плоскостями, вписанная и описанная призмы. Урок 1, 2, 3. (11 класс)
Планы-конспекты уроков по геометрии по учебнику Погорелова. 11 класс...
Конспект урока по теме: "Объем прямой призмы и цилиндра"
Разработка урока по решению задач с использованием ЭОР обучающей оболочки 1С: Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11. Данный электронный образовательный ресурс используется на уроке по ре...
Презентация к уроку по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ...
Открытый урок по теме "Объем конуса"
Тип урока: урок применения знаний и умений учащихся.Форма урока: урок-практикум.Цель урока: развивать у учащихся навыки применения теоретических знаний по теме «Объём кон...
Открытый интегрированный урок по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда»
Интегрированный урок в данной теме связывает математику с русским языком. На каждом этапе урока как мотивация используются русские пословицы и поговорки. Кроме того, на уроке используются методы корре...