Теорема Пифагора, автор: Журавлева Ю. Э.
методическая разработка (геометрия, 8 класс) по теме
Урок изучения нового материала, урок-путешесвие с использованием проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teorema_pifagora.zip | 718.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по геометрии на тему: “ТЕОРЕМА ПИФАГОРА” в 8 классе
по уч-ку Л. С. Атанасяна
Форма урока: Урок-приключение.
Тип урока: изучение нового материала.
Джунусова Юлия Эриковна, учитель математики
Главным методом обучения выступает организация исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
Цели и задачи урока:
Дидактическая
- сформулировать и доказать теорему Пифагора, познакомить учащихся с биографией Пифагора, расширить и углубить знания по теме “Прямоугольный треугольник”;
Развивающая
- Создание условий для формирования у учащихся знания и понимания теоремы Пифагора, осознания ее практической значимости;
- Совершенствовать приёмы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию.
- Развитие абстрактного мышления, познавательного интереса учащихся, умения видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
- Осуществление межпредметной связи геометрии с алгеброй, географией, историей, литературой.
Воспитательная
- Воспитывать дружеские отношения в классе;
- Воспитание трудолюбия, усердия в достижении цели.
- Показать, что геометрия не “строгая, трудная, скучная наука”, которой не чужды поэзия, красота, изобразительное искусство, и что в геометрии даже можно сочинять и читать стихи, рисовать, играть и т. д.
Прогнозируемый результат:
- 1. Знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника.
- 2. Уметь доказывать теорему Пифагора.
- 3. Уметь применять теорему Пифагора для решения задач.
Оборудование:
- Учебник “Геометрия 7-9.” Л. С. Атанасян и др.,
- Портрет Пифагора.
- Чертежные инструменты.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, программа MS Office 2003, Power Point.
- Карточки с заданиями для практической работы.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент (1-2 мин)
- Устная работа(2 мин)
- Мотивация к изучению нового материала (1 мин)
- Актуализация знаний (2-3 мин)
- Практическая работа (10 мин)
- Сообщение темы урока (1 мин)
- Сообщение учащихся о жизни Пифагора Самосского. (5 мин)
- Историческая справка о теореме Пифагора. (2 мин)
- Изучение нового материала. Работа над теоремой. (10)
- Первичное закрепление. (5-7 мин)
- Весёлая минутка(1 мин)
- Подведение итога урока. Выставление оценок.(1 мин)
- Домашнее задание. (1 мин)
Ход урока
- Организационный момент.
- Ребята, не секрет, что многие из вас считают, что геометрия “строгая, трудная и сухая наука”, но сегодня на уроке я попытаюсь доказать вам, что и в геометрии можно сочинять и читать стихи, рисовать, играть и путешествовать.
- Сегодня мы с вами на уроке совершим путешествие по Древней Греции.
- Перед путешествием разомнёмся:
II Устная работа
Поплывём на корабле, но для начала нам нужно укрепить мачту корабля.
- Для этого давайте решим задачу следующую задачу:
III. Мотивация к изучению материала. Проблемная ситуация.
Задача. Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
IV Актуализация знаний
- Рассмотрим рисунок к задаче. Каким цветом выделена на рисунке длина троса? (чёрным).
- Как называется фигура, выделенная жирными линиями? (прямоугольный треугольник)
- Как называются его стороны АВ и АС? (катеты)
-Как называется сторона АВ? (гипотенуза)
- Скажите теперь, чтобы найти длину троса, длины чего надо найти?
-А можем мы найти гипотенузу в прямоугольном треугольнике, если нам известны его катеты? (нет)
V Практическая работа.
- - Увидеть зависимость между сторонами прямоугольного треугольника нам поможет практическая работа. (работа в парах).
- Открываем тетради, записываем число и для темы урока оставляем одну строчку.
- Сейчас я вам раздам карточки с заданием и прямоугольными треугольниками на парту, работаем в парах. В карточке всё написано, что нужно сделать.
-По одному представителю прошу выйти к доске и записать результаты.
Попробуйте установить связь между катетами и гипотенузой в каждом из случаев.
– Обращаю внимание на то, что точного результата не получится, т.к. измерения нельзя считать точными.
– Прошу, выскажите свои предположения (гипотезы): учащиеся формулируют.
– Да, действительно, между гипотенузой и катетами существует такая зависимость и первым ее доказал ученый, имя которого Пифагор, в честь него она и названа.
VI. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению одной из важнейших теорем геометрии – теоремы Пифагора. Она является основой решения множества геометрических задач и базой изучения теоретического материала в дальнейшем. Докажем эту теорему и решим несколько задач с её применением и наконец-то решим нашу задачу об укреплении мачты, чтобы продолжить путешествие.
- Откройте тетради, и впишите тему урока “Теорема Пифагора”.
VII. Сообщение учащихся о Пифагоре
Но сначала послушаем рассказ о математике, именем которого она названа, его подготовили Олег, Ксюша, Никита, Ринат и Влад (сообщение)
1)Формулировка теоремы (современная)
- Ребята, может быть, вы что-нибудь слышали о теореме Пифагора? (…)
- А ещё? (Пифагоровы штаны во все стороны равны.)
- Действительно, это шуточная формулировка теоремы. - Существует шуточная формулировка этой теоремы: “Пифагоровы штаны во все стороны равны”. Вероятно, такая формулировка связана с тем, что первоначально эта теорема была установлена для равнобедренного прямоугольного треугольника. Причем, звучала она немного по-другому: “Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах”.
В современных учебниках теорема сформулирована так: «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».
2)Формулировка Пифагора
- Предполагают, что во времена Пифагора теорема звучала по-другому: «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах». Действительно,
с2 – площадь квадрата, построенного на гипотенузе, а2 и b2 – площади квадратов, построенных на катетах
Смотрите, а вот и «Пифагоровы штаны во все стороны равны»
Такие стишки придумывали учащиеся средних веков при изучении теоремы; рисовали шаржи.
Шарж – это изображение кого-чего-нибудь в подчеркнуто искаженном, карикатурном виде.
Вот, например, такие
А вашим домашним заданием к сегодняшнему уроку и было как раз нарисовать шарж на теорему Пифагора-свои работы вы можете посмотреть на выставке.
3) Историческая справка теореме Пифагора:
Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах она встречается за 1200 лет до Пифагора. По-видимому, он первым нашёл её доказательство. Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. Это, однако, противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора. В литературных источниках можно прочитать, что он «запрещал даже убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы». В связи с этим более правдоподобной можно считать следующую запись: «… когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста».
На протяжении последующих веков были найдены другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более ста. Большинство способов её доказательства сводятся к разбиению квадратов на более мелкие части. А сейчас докажем теорему Пифагора в современной формулировке.
IX. Изучение нового материала. Теорема Пифагора.
Теорема. «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».
Начертите треугольник АВС с прямым углом С
Теорема Пифагора
Теорема: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
-Выделите в данной теореме условие и заключение.
Ученик. Условие: в прямоугольном треугольнике. Заключение: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Дано:
Прямоугольный треугольник,
a, b – катеты, с – гипотенуза
Доказать:
c2 = a2 + b2
Доказательство.
1. Продолжим катеты прямоугольного треугольника: катет а – на длину b, катет b – на длину а.
– До какой фигуры можно достроить треугольник? Почему до квадрата? Чему будет равна сторона квадрата?
2. Достроим треугольник до квадрата со стороной а + b.
– Как можно найти площадь этого квадрата?
3. Площадь квадрата равна
– Каким образом еще можно найти площадь исходного квадрата?(на какое свойство основываемся?)(4 треугольника и квадрат со стороной с)
– Почему равны получившиеся прямоугольные треугольники?(по двум катетам)
4. С другой стороны,
5. Приравняем получившиеся равенства:
Теорема доказана.
Слайд 8: Другая формулировка теоремы Пифагора
А я приведу вам еще одну формулировку этой теоремы в стихах:
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим
И таким простым путем
К результату мы придем.
– Итак, сегодня вы познакомились с самой известной теоремой планиметрии – теоремой Пифагора. Как же формулируется теорема Пифагора? Как еще ее можно сформулировать?
X. Первичное закрепление материала
-1задание: запишите теорему Пифагора для данных треугольников.
-2 задание: А теперь сможем мы узнать хватит ли нам 50 м троса для укрепления мачты нашего корабля для путешествия. (да)
- Для этого вернёмся к нашей задаче. Нам нужно найти гипотенузу, используя теорему Пифагора.
-Но для начала посмотрите на алгоритм решения задач с применением теоремы Пифагора, я сейчас каждому раздам на парту.
-Вызываю одного учащегося к доске.
По алгоритму с ним и с классом решаем задачу.
-А теперь ответьте, пожалуйста, сможем ли мы отправиться в путешествие нашем корабле, хватит нам троса? (нет, так как у нас 50 м, а нужно 52)
-Но вы не расстраивайтесь, хоть мы и не совершили путешествие в Древнюю Грецию, мы всё равно многое узнали о великом математике, механике, музыканте, философе, геометре, олимпийском чемпионе древности, укрепили мачту нашего корабля и готовы к путешествиям за новыми знаниями!
XI. Весёлая минутка
-Вы, наверное, устали решать и слушать, а я обещала, что на уроке геометрии мы можем и поиграть. Игра называется “Пифагорова головоломка”. С помощью этой игры мы докажем теорему Пифагора. У вас на партах набор фигур: треугольники и квадраты. Кто быстрее выполнит задание
Задание 1. Из заданного набора фигур составьте на сторонах треугольника квадраты гипотенузы и катетов.
Задание 2. Наложите на квадрат гипотенузы квадраты катетов, состоящие из треугольников и квадратов так, чтобы они совместились.
XII. Подведение итогов урока:
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Сформулируйте теорему Пифагора.
– Что вы научились делать на уроке?
-Почему Пифагора называют Самосским?
XIII. Домашнее задание.
(задачи прикладного характера, на карточках)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изучения нового материала «Теорема, обратная теореме Пифагора» к п. 55, учеб.Геометрия 7-9/ Л. С. Атанасян и др.
Предлагаемый материал является уроком изучения нового материала. Цели урока: 1) рассмотреть теорему, обратную теореме Пифагора, и показать её применение в процессе решения задач ...
Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"
Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"...
План - конспект урока па теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"
Конспект составлен для учителей, преподающих в 8 классах общеобразовательных школ с белорусским языком обучения. Сформулированы цели урока, определены тип, форма и структура урока....
Урок геометрии с использованием ИКТ "Теорема, обратная теореме Пифагора"
Данный урок изучения нового материала в системе уроков по теме «Теорема Пифагора», реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий программе по учебнику...
Теорема Пифагора. Обратная теорема. Решение задач
Третий урок по теме. Учащиеся уже имеют навыки применения прямой и обратной теоремы в решении задач. В конце урока проходит самостоятельная работа с последующей самопроверкой....
Разработка урока по геометрии 8 класс по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"
Комбинированный урок, содержит самостоятельную работу по теореме Пигора...
презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"
презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"...