Рабочая учебная программа по геометрии, 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21); примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев математика 5-11 классы по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Дрофа», 2004 – с. 195)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klassgeometriya.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по геометрии, 8 класс
Муниципальное образовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа № 2».
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
МО учителей Зам. директора Руководитель ОУ
______________ _____________ __________ О.Г. Дурова Протокол № ____ «____» ______2010г. «____» ____2010г.
От «____» _____2010г.
Рабочая учебная программа
По геометрии для 8 а,б класса (ов)
(наименование учебного предмета/курса)
основная
(ступень образования)
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы___
_Клюева Лариса Валентиновна ______________________________________________
Год составления рабочей программы 2010 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21); примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев математика 5-11 классы по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Дрофа», 2004 – с. 195)
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Общая характеристика учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 105 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 70 часов.
Количество учебных часов:
В год –70 часов (2 часа в неделю, всего 70 часов)
В том числе:
Контрольных работ-6
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных, работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
Вводное повторение | 2 | 2 |
5. Четырехугольники | 14 | 16 |
6. Площадь | 14 | 13 |
7. Подобные треугольники | 19 | 19 |
8. Окружность | 17 | 17 |
Повторение. Решение задач. | 4 | 3 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Учебно-методический комплекс учителя:
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004-2008.
Зив Б.Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008
Учебно-методический комплекс ученика:
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004-2008.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 5. Четырехугольники (16 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6. Площадь (13 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач. (3 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Геометрия
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного содержания | Вид кон-троля | Дом.за-дание | Дата проведения урока | |
план | факт | ||||||||
Вводное повторение (2 ч) | |||||||||
1 | Повторение | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках геометрии в 7 классе. | ФО | ||||||
2 | Повторение | ФО | |||||||
Четырехугольники(16 ч.). Цель: дать учащимся систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой. Развивать: навык работы с чертежными инструментами; логическое мышление; умение систематизировать и обобщать. Воспитывать: самодисциплину, самоконтроль, аккуратность, умение выслушать собеседника, терпение, повышенную работоспособность. | |||||||||
3 | Многоугольники. | КУ | многоугольник, элементы многоугольника, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника | -уметь строить выпуклый многоугольник; -знать формулу суммы углов выпуклого многоугольника | ФО ИРД | п.39, 40, 41 №364, 365(б,г), 369 | |||
4 | Многоугольники. | УОНМ | |||||||
5 | Параллелограмм. | КУ | четырехугольник, параллелограмм, свойства параллелограмма | -уметь доказывать свойства параллелограмма; -уметь решать задачи | Дополнительные свойства параллелограмма | ФО ИРД | п.42, №372(в), 376(а) | ||
6 | Свойства параллелограмма. | УОНМ | |||||||
7 | Входная контрольная работа | ||||||||
8 | Признаки параллелограмма. | КУ | параллелограмм, свойства параллелограмма, признаки параллелограмма | -уметь доказывать признаки параллелограмма; -уметь решать задачи | ФО ПР [2],С-2.1 | п.43, №375, 379, 383, 382 | |||
9 | Признаки параллелограмма. | УПЗУ | |||||||
10 | Трапеция. | КУ | трапеция, элементы трапеции, равнобедренная и прямоугольная трапеция | -знать, что называют трапецией; -уметь решать задачи на доказательство | Деление отрезка на n равных частей | ФО ИРД СР [2], С-3 | п.44, №392(б), 390, 389(а) | ||
11 | Трапеция. | УЗИМ | |||||||
12 | Прямоугольник. | КУ | прямоугольник, свойства прямоугольника, признак прямоугольника | -уметь доказывать теоремы и свойства прямоугольника; -уметь решать задачи на их применение; | ФО ИРД | п.45, №401(а), 400 | |||
14 | Ромб и квадрат. | КУ | ромб, квадрат, свойство ромба и квадрата | -уметь доказывать свойства ромба и квадрата; -уметь решать задачи | ФО ИРД СР [2], С-4 | п.46, №405, 406, 408(а) | |||
15 | Ромб и квадрат. | УОНМ
| |||||||
16 | Осевая и центральная симметрии. | КУ | осевая и центральная симметрии, ось симметрии, центр симметрии | -уметь строить симметричные точки; -уметь распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией | ФО ИРД | п.47, №419, 423, 422 | |||
17 | Решение задач. | УПЗУ | параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии | -уметь решать задачи, опираясь на изученные свойства | ФО ИРД | [3], КР-1, В-4 | |||
18 | Контрольная работа №1 | -уметь применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе; -уметь доказательно решать задачи | [3], КР-1 | ||||||
Площадь(13 ч.). Цель: сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, а также теорему Пифагора. Развивать: практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач; логическое мышление; культуру речи. Воспитывать: самодисциплину, самоконтроль, аккуратность, умение выслушать собеседника, терпение, повышенную работоспособность. | |||||||||
19 | Площадь многоугольника. | КУ | единицы измерения площадей, площадь прямоугольника, основные свойства площадей | -уметь вывести формулу площади прямоугольника; -уметь решать задачи на применение формулы | ФО ИРД МД[4] Д-2.1 | п.48, 49, 50, №447-453 | |||
20 | Площадь многоугольника. | УОНМ | |||||||
21 | Площадь параллелограмма. | КУ | параллелограмм, основание и высота параллелограмма, площадь параллелограмма | -знать формулу площади параллелограмма; -уметь выводить формулу площади параллелограмма | ФО ИРД МД[4] Д-2.1 | п.51, №459(а,б), 464(а), 461, 465 | |||
22 | Площадь параллелограмма. | УПЗУ | |||||||
23 | Площадь треугольника. | КУ | треугольник, основание и высота, площадь треугольника, соотношение площадей | -знать формулу площади треугольника; -уметь находить площадь прямоугольного треугольника; - уметь находить площадь треугольника в случае, если равны их высоты или угол | ФО ИРД ИРК | п.52, №468(а,б), 471, 474, 476 | |||
24 | Площадь треугольника. | УПЗУ | |||||||
25 | Площадь трапеции. | КУ | трапеция, высота трапеции, площадь трапеции | -знать и уметь доказывать формулу вычисления площади трапеции; -уметь решать задачи на применение формулы | ФО ИРД СР[2], С-6 | п.53, №480, 518 | |||
26 | Площадь трапеции. | УЗИМ | |||||||
27 | Теорема Пифагора. | КУ | прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, теорема, обратная теореме Пифагора | -уметь доказывать теорему Пифагора; -уметь решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике | ФО ИРД СР[2], С-7 | п.54, 55, №484, 486, 488, 491, 495, 492 | |||
28 | Теорема Пифагора. | УОНМ | |||||||
29 | Теорема Пифагора. | УПЗУ | |||||||
30 | Решение задач. | КУ | площадь параллелограмма, треугольника, трапеции, теорема Пифагора | -уметь находить площадь параллелограмма, треугольника, трапеции по формулам; -уметь применять теорему Пифагора при решении задач | ФО ИРД ИРК | №479, 515, 502, 517, 514 | |||
Решение задач. | УПЗУ | ||||||||
31 | Контрольная работа №2. | -уметь применять полученные знания в комплексе | [3], КР-2 | ||||||
Подобные треугольники(19 ч.). Цель: сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников в процессе доказательства теорем и решения задач, сформировать умение решения прямоугольных треугольников. Развивать: умение сравнивать, анализировать, применять полученные знания, как при решении задач по теме, так и в смежных дисциплинах. Воспитывать: самодисциплину, самоконтроль, аккуратность, умение выслушать собеседника, терпение, повышенную работоспособность. | |||||||||
32 | Определение подобных треугольников. | КУ | пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники, коэффициент подобия, отношение площадей | -уметь определять подобные треугольники; -уметь доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников | ФО ИРД МД[4] Д-2.2 | п.56-58, №536, 541, 545 | |||
33 | Определение подобных треугольников. | УОНМ | |||||||
34 | Первый признак подобия треугольников. | КУ | подобие треугольников, первый признак подобия | -уметь доказывать первый признак подобия треугольников; -уметь применять признак при решении задач | ФО ИРД | п.59, №551, 552, 553 | |||
35 | Первый признак подобия треугольников. | УОНМ | |||||||
36 | Второй признак подобия треугольников. | КУ | подобие треугольников, второй признак подобия | -уметь доказывать второй признак подобия треугольников; -уметь применять признак при решении задач | ФО ИРД | п.60, №559,560 | |||
37 | Второй признак подобия треугольников. | УОСЗ | |||||||
38 | Третий признак подобия треугольников. | КУ | подобие треугольников, третий признак подобия | -уметь доказывать третий признак подобия треугольников; -уметь применять признак при решении задач | ФО ИРД СР[2], С-9 | п.61, №563, | |||
39 | Контрольная работа №3. | -уметь применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач | [3], КР-3 | ||||||
40 | Средняя линия треугольника. | КУ | теорема о средней линии треугольника | -уметь определять среднюю линию треугольника; -уметь доказывать теорему о средней линии треугольника; уметь решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника | ФО ИРД ИРК | п.62, №566, 571, 570 | |||
41 | Средняя линия треугольника. | УЗИМ | |||||||
42 | Средняя линия треугольника. | УОНМ | |||||||
43 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | КУ | среднее пропорциональное, утверждения о среднем пропорциональном | -уметь использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач | ФО ИРД ИРК | п.63, №572, 574, 575, 577 | |||
44 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | УОСЗ | |||||||
45 | Практические приложения подобия треугольников. | КУ | метод подобия, построение треугольника по данным двум углам и биссектрисе при вершине третьего угла | -уметь решать задачи на построение методом подобия; -применять подобия к доказательству теорем и решению задач | ФО ИРД СР[2], С-10 | п.64, 65, №585, 623 | |||
46 | Практические приложения подобия треугольников. | УПЗУ | |||||||
47 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | КУ | синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество | -уметь определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника; -знать основное тригонометрическое тождество | ФО ИРД | п.66, №591(в,г), 592(а,б), 593(а,б) | |||
48 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. | КУ | таблица значений | -знать таблицу значений синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 | ФО ИРД СР[2], С-11 | п.67, №599, 601, 602 | |||
49 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. | УПЗУ | |||||||
50 | Контрольная работа №4. | -уметь применять подобия к доказательству теорем и решению задач; -уметь решать задачи, используя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | [3], КР-4 | ||||||
Окружность(17 ч.). Цель: дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях. Развивать: умение пользоваться чертежными инструментами; способность сравнивать, анализировать, доказывать; грамотную математическую речь. Воспитывать: самодисциплину, самоконтроль, аккуратность, умение выслушать собеседника, терпение, повышенную работоспособность. | |||||||||
51 | Взаимное расположение прямой и окружности. | УОНМ | окружность, радиус и диаметр окружности, секущая, расстояние от точки до прямой, | -знать все взаимные расположения прямой и окружности; -уметь находить расстояние от точки до прямой | Метрические соотношения в окружности | ФО ИРД | п.68, №631(а,б), 633 | ||
52 | Касательная к окружности. | КУ | касательная к окружности, точка касания | -уметь доказывать свойство и признак касательной; -уметь определять касательную к окружности; -уметь проводить через данную точку окружности касательную к этой окружности -уметь решать задачи | ФО ИРД СР[2], С-12 | п.69,№637, 640, 638, 643, 644 | |||
53 | Касательная к окружности. | УПЗУ | |||||||
54 | Центральный угол. | КУ | дуга, полуокружность, градусная мера дуги окружности, центральный угол | -уметь определять градусную меру центрального угла; | ФО ИРД | п.70, №649(в,г), 652, 650 | |||
55 | Центральный угол. | УПЗУ | |||||||
56 | Вписанный угол. | КУ | вписанный угол, теорема о вписанном угле | -уметь определять вписанный угол; -доказывать теорему о вписанном угле и следствия к ней; -знать в каком отношении пересекаются хорды окружности | ФО ИРД СР[2], С-13 | п.71, №655, 656, 663, 666, 667 | |||
57 | Вписанный угол. | УОСЗ | |||||||
58 | Четыре замечательные точки треугольника. | КУ | свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра, теорема о пересечении высот треугольника, замечательные точки треугольника | -уметь доказывать указанные теоремы; -уметь решать задачи на применение этих теорем | ФО ИРД СР[2], С-14 | п.72, 73, №676, 678, 679, 681, 688, 720 | |||
59 | Четыре замечательные точки треугольника. | УПКЗУ | |||||||
60 | Четыре замечательные точки треугольника. | УЗИМ | |||||||
61 | Вписанная окружность. | КУ | вписанная окружность, описанный многоугольник, теорема о вписанной окружности | -уметь вписывать окружность в многоугольник; -уметь доказывать теорему о вписанной окружности и свойства; | ФО ИРД ИРК | п.74, №690, 691, 693 | |||
62 | Вписанная окружность. | УОСЗ | |||||||
63 | Описанная окружность. | КУ | описанная окружность, вписанный многоугольник, теорема об описанной окружности, теорема о сумме противоположных углов вписанного многоугольника | -уметь описывать окружность около многоугольника; -уметь доказывать теорему об описанной окружности и замечания; -знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника | ФО ИРД СР[2], С-15 | п.75, №696, 702, 705, 708 | |||
64 | Описанная окружность. | УПЗУ | |||||||
65 | Решение задач. | КУ | касательная к окружности, центральный угол, вписанный угол, замечательные точки треугольника, вписанная и описанная окружность | -уметь определять градусную меру центрального и вписанного угла; -уметь решать задачи с использованием замечательных точек треугольника; -знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника | ФО ИРД | [3], КР-5, В-4 | |||
66 | Решение задач. | УПЗУ | |||||||
67 | Контрольная работа №5. | -уметь применять полученные знания в комплексе | [3], КР-5 | ||||||
68 | Решение задач. | КУ | четырехугольники, площадь многоугольника, подобные треугольники, окружность | -уметь находить площадь многоугольника по формулам; -знать свойства вписанной и описанной окружности | ФО ИРД | подготовка к контрольной работе | |||
69 | Решение задач.
| УПЗУ | |||||||
70 | Итоговая контрольная работа. | -уметь применять все полученные знания за курс геометрии 8 класса |
Литература:
- А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра Геометрия 8. Самостоятельные работы. – М: ИЛЕКСА, 2009
- Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы, сост. Т.А. Бурмистрова. – М: Просвещение, 2009.
- Зив Б. Г., Мейлер В. М. Задачи к урокам геометрии. 7-11 классы. – Мир и семья-95, Интрелайн, Санкт-Петербург, 1998.
- Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
Клюева Лариса Валентиновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по геометрии 10 класс.
На 2012-2013 г....
Рабочая учебная программа по геометрии 7 класс
Рабочая учебная программа сосставлена по учебнику Геометрия:7-9 кл./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2013г. Данная программа содержит содержательную пояснитель...
Рабочая учебная программа по геометрии 7 класс
Рабочая учебная программа сосставлена по учебнику Геометрия:7-9 кл./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2013г. Данная программа содержит содержательную пояснитель...
Рабочая учебная программа по геометрии для 9 класса
Рабочая учебная программа составлена с учетом примерной программы основного общего образования по геометрии, утвержденной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской...
Рабочая учебная программа по геометрии для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математи...
Рабочая учебная программа по геометрии для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математи...
Рабочая учебная программа по геометрии, 7 класс
Рабочая учебная программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образо...