Рабочая учебная программа по геометрии, 11 класс
рабочая программа по геометрии (11 класс) по теме

Рабочая учебная программа курса геометрии за 11 класс составлена на основе: - примерной государственной программы среднего (полного) общего образования по математике утвержденной МО РФ, составители Г.М. Кузнецова и Н.Г. Мендюк, Дрофа, Москва, 2004г; - федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Стандарт среднего (полного) общего образования по математике//Вестник образования России.- №12 - 14; - обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ МО РФ №1276); - Закона «Об образовании» РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klassgeometriya.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа № 2».

Рассмотрено                                         Согласовано                                     Утверждаю

кафедрой  учителей                             Зам. директора                                Руководитель ОУ    точных наук  и ИТ                                 __________                                    _________Е.Г. Поль

протокол №1                                       «____» ______2013г.                           приказ №193/1ос

от 02.09.2013г.                                                                                                   от 03.09.2013    

Рабочая  учебная  программа

По    геометрии                   для                11        класса

      (наименование учебного предмета/курса)                                                                

средняя (полная)  

(ступень образования)

Фамилия, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы____

Клюева Лариса Валентиновна

Год составления рабочей программы  2013г

Пояснительная записка

   Рабочая учебная программа курса геометрии  за 11 класс составлена на основе:

- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования по математике утвержденной МО РФ, составители Г.М. Кузнецова и Н.Г. Мендюк,  Дрофа, Москва, 2004г;

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Стандарт среднего (полного) общего образования по математике//Вестник образования России.- №12 - 14;

- обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ МО РФ №1276);

- Закона «Об образовании»  РФ.

Место учебного предмета

Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации учебного процесса: базового уровня геометрии предполагается   обучение в объеме  70 часов, 1 час из инвариантной части учебного плана школы и 1 час добавлен из школьного компонента, 35недель.

     Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.

Календарно-тематическое планирование составлено  по учебнику:

-  «Геометрия, 10-11», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др., М., Просвещение, 2009 г.

    Цели обучения:

      Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

1. В направлении личностного развития:

  •  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

2. В метапредметном направлении:

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

3. В предметном направлении:

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения  в иных  общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

        Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

        При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

        Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

        развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

        овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

        изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

        развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

        получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

        развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

 

 Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

 

Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.   Итоговая аттестация по геометрии проходит  в форме   ЕГЭ, так как там включены задания по геометрии.     

Уровень обучения – базовый.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

   Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

    Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

    Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

    Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

    Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

    Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

    Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

    История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1. В направлении личностного развития:

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

• критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических

задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

2. В метапредметном направлении:

• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

 • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

• первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

3. В предметном направлении:                   

    Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не препятствуют достижению более высоких уровней.

     В результате изучения математики на базовом уровне ученик 11 класса  должен получить следующие знания:

 - значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; возникновения и развития геометрии;

- универсальный характер законов  логики математических рассуждений. Их применимость во всех областях человеческой деятельности;

- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

         Умения:

- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности.

        В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

- самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

     Для организации учебно–воспитательного процесса на уроке применяется уровневая дифференциация, индивидуальный подход, развивающие, коллективные методы обучения. Такая организация основана на достижении обязательного уровня подготовки. Способствует нормализации нагрузки учащихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.

         Осуществляются различные виды поддержки учащихся: коррекция, компенсация, индивидуализация, адаптация.

         Для школьников, проявляющих интерес к математике, и слабоуспевающих готовятся специальные индивидуальные карты, в которых даны либо нестандартные математические задания, либо задания направленные на достижение обязательного уровня усвоения материала.

         Для проверки  и оценки результатов обученности учащихся по данной рабочей учебной программе используются самостоятельные работы по определению уровня обучаемости на уроках изучения нового материала; уровневые контрольные работы на определение уровня обученности на уроках контроля за ЗУН учащихся; проверочные и контрольные типовые тесты; самостоятельные работы.

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

  Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  •  логические ошибки.

  К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

  Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Уровневые  контрольные  работы оцениваются:

«3» - выполнено  задание  репродуктивного  уровня;

«4» - выполнено  задание  репродуктивного  уровня  + задание  конструктивного  уровня;

«5» - выполнено  задание  репродуктивного  уровня  + задание  конструктивного  уровня  + задание  творческого  уровня.

Тестовые работы оцениваются по критериям данного теста.

Тематический план, геометрия – 11 класс.

 

глава

тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

    I полугодие            

1

 

Повторение. Векторы в пространстве

8

1

2

Метод координат в пространстве

15

2

3

Цилиндр, конус, шар

17

1

П полугодие

4

Объёмы тел

20

2

5

Итоговое повторение курса геометрии 10-11 классов

8

1

6

Резерв

2

Итого:

70

7

                                                     

Основное содержание.

Геометрия (68 час.)

Векторы в пространстве (8 часов)

 Повторение, плоскость, параллелограмм, квадрат, ромб, теорема косинусов, теорема синусов. Формулы нахождения площадей  и периметров геометрических фигур на плоскости.(2часа) Аксиомы стереометрии и некоторые следствия из аксиом.(1часа).  Понятие вектора, равенство векторов (2часа). Сложение и вычитание, сумма нескольких векторов, умножение вектора на число (1 час)  Компланарные  вектора(2 часа)

 Метод координат в пространстве. Движения.  (15 часов).

Прямоугольная система координат и координаты вектора.(4 часа) Простейшие задачи в координатах.(4 часа) Скалярное произведение векторов, угол между векторами.(4часа). Движения, центральная, осевая, зеркальная симметрии, параллельный перенос (2 часа) Решение задач по теме.( 4часа).

 Цилиндр, конус и шар. (17 часов)

Цилиндр, понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра.(4 часа) Конус, понятие конуса, площадь поверхности конуса, усеченный конус(4 часа). Сфера, шар, уравнение сферы, взаимное расположение сферы и плоскости, касательная к сфере и площадь сферы(4 часа). Решение задач (5час).КР (1час)

 

 Объёмы тел. (20 часов).

Вычисление объёмов тел с помощью интеграла.(2 часа).Понятие объёма, объём прямоугольного параллелепипеда (2 часа)

Объёмы прямой призмы и цилиндра (5 час)  Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса(3 часа). Объём шара и площадь сферы (2 часа)

 Итоговое повторение курса геометрии  10 класса (8 часов).

Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых, параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида.  


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока.

Кол час/п

Тип урока

Вид контроля, измерители

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки

требования повышенного уровня/дополнительные знания, умения

Дом. задание

сроки изучения

план

факт

 Повторение(5 часов)

Цель:   обобщить  изученный  в     материал  о  векторах  в пространстве, обобщить   сведения  о  действиях  с  векторами  в  пространстве, понятия о многогранниках, площадях поверхностей многогранников, взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.

  Развивать:  пространственное  воображение; наглядно-образное  и  смысловое запоминание,  вычислительные навыки; умение пользоваться  терминологией;  вести математический монолог и диалог; анализировать, делать выводы, обобщать.

Воспитывать: ответственность; самостоятельность при выполнении заданий; умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые; математическую культуру.

Векторы в пространстве.

1

п38

39

беседа

Ответы на вопросы. Работа с учебником

Понятие вектора, нулевой вектор, длина вектора, коллинеарные векторы, равные векторы.

Знать понятие вектора в пространстве, длину вектора, коллинеарные и равные векторы.

Уметь изображать векторы, находить длины векторов

 03.09

         

           

  1. 2.

Векторы в пространстве.

 1

П40

41,42

Лекция

Опорный конспект, ответы на вопросы

  Правила сложения векторов, умножение вектора на число в пространстве

 Знать правила сложения. Вычитания, умножения векторов

Уметь находить и чертить сумму и разность векторов

 06.09

  1. 3.

Векторы в пространстве.

1

Обощения и контроля

Опорный конспект

Уметь:

- обобщать и систематизировать знания по теме;

развернуто обосновывать решения

Уметь обобщать и систематизировать знания на сложных примерах. Владеть навыками самоконт роля и самоанализа

 10.09

  1. 4.

Многогранники

1

Обощения и контроля

   Опорный коспект

 

 Уметь:

- обобщать и систематизировать знания по теме;

развернуто обосновывать решения

Уметь обобщать и систематизировать знания на сложных примерах. Владеть навыками самоконт роля и самоанализа

 13.09

  1. 5.

Контрольная работа

№ 1

 

 

Решение контрольных заданий

 

 

Уметь обобщать и систематизировать знания на сложных примерах. Владеть навыками самоконтроля и самоанализа

  17.09

Глава V.   Метод координат  в пространстве (15часов).

Цель: сформировать умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве.

Развивать:  вычислительные навыки; умение пользоваться новой терминологией; совершенствовать умение изображать точки и векторы в пространстве;  вести математический монолог и диалог; анализировать, делать выводы, обобщать.

Воспитывать: ответственность; самостоятельность при выполнении заданий; умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые; математическую культуру.

§ 1. Координаты точки и координаты вектора 7ч

  1. 6

Прямоугольные системы координат в пространстве

1

п.46

Нового

материала

Ответы на вопросы, опорный конспект

Ввести понятие прямоугольной системы координат, научить строить точки и определять координаты

Знать координаты точки в пространстве,

Уметь строить точки и находить её координаты

 20.09

 

  1. 7

 Координаты вектора

 1

  П47

Нового материала и самостоят работа

опорный конспект

самостоятельное решение задач

Ввести понятие координат вектора в пространстве

Знать координаты и длину вектора, разложение вектора

Уметь находить длину вектора по координатам и координаты вектора, раскладывать вектор по координатным векторам

24.09

  1. 8

Координаты вектора

 2

п. 47

Нового материала и самостоят работа

     самостоятельное решение задач

Проверить уровень сформированности понятия «координат вектора»

Знать координаты и длину вектора, разложение вектора

Уметь находить длину вектора по координатам и координаты вектора, раскладывать вектор по координатным векторам

 

 27.09

 

  1. 9

Связь между координатами векторов и координатами точек

1

 п. 48

комбинированный

 конспект

Доказать, что координаты любой точки равны соответствующим координатам её радиус вектора, координаты вектора по координатам его концов

Знать радиус вектор, его координаты,  координаты вектора

Уметь находить координаты вектора по координатам его начала и конца

 01.10

  1. 10

Простейшие задачи в координатах

  1

п.49

Урок

 н/м

Ответы на вопросы Решение задач

Вывести формулы для нахождения середины отрезка, длины вектора по его координатам, расстояние между двумя точками

Знать формулы и уметь применять при решении задач

Решение стереометрических задач  координатным методом

 04.10

  1. 11

 Простейшие задачи в

   координатах

 1 п 49

  Обобщения

 Тренировочные

   задания

Умение пользоваться формулами

  метода координат

Уметь:

- обобщать и систематизировать знания по теме;

Уметь обобщать и систематизировать знания на сложных примерах. Владеть навыками самоконтроля и самоанализа

08.10

 

  1. 12

Контрольная работа № 2

1

Обобщения и контроля

Решение контрольных заданий

Уметь:

развернуто обосновывать решения

Уметь обобщать и систематизировать знания на сложных примерах. Владеть навыками самоконтроля и самоанализа

11.10

 

 

§ 2.Скалярное произведение векторов  4ч

  1. 13

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

 п. 50, 51

Обобщения и систематизации

Ответы на вопросы, работа с учебником

Обобщение понятия «угол между векторами» и «скалярное произведение векторов»

Знать угол между векторами и скалярное произведение векторов

Уметь находить угол между векторами в пространстве

Вычисление углов между двумя прямыми, а также между

 прямой и плоскостью

 15.10

 

  1. 14

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

П50,51

Обобщения и систематизации

  ср

Отработка навыков нахождения углов

Уметь находить угол между векторами в пространстве

 18.10

  1. 15

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

Решение задач

1

п. 52

практикум

Решение задач,  фронтальный опрос, математич диктант

Нахождение угла между

Векторами по их координатам

Уметь находить угол между векторами

 22.10

  1. 16

Решение задач

1

П50,51

практикум

ср

Нахождение угла между

Векторами по их координатам

Вычисление углов между двумя прямыми, а также между

 прямой и плоскостью

 25.10

§ 3. Движения   4ч

  1. 17

Центральная, осевая, зеркальная симметрии. Параллельный перенос.

1

 п.54-57

Изучение нового материала

Опорный конспект

беседа

Ввести понятие движения в пространстве, доказать, что осевая, центральная и параллельный перенос это движения

Решение задач на основные виды движений

 29.10

  1. 18

Центральная, осевая, зеркальная симметрии. Параллельный перенос

1

П54-57

обобщение

 Решение задач

 Умение пользоваться всеми видами симметрии

 01.11

  1. 19

Решение задач

1

практикум

Решение задач,  фронтальный опрос

Обобщить и систематизировать знания по теме

Уметь вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между прямыми

 12.11

  1. 20

Контрольная работа № 3

1

Обобщения и контроля

Решение контрольных заданий

Контроль и проверка знаний и умений по теме

Уметь обобщать и систематизировать знания по теме;

развернуто обосновывать решения

Уметь обобщать и систематизировать знания на сложных примерах. Владеть навыками самоконтроля и самоанализа

 

 15.11

Глава VI.    Цилиндр, конус, шар (17 часов).

Цель: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучить круглые тела (цилиндр, конус, шар), взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости); познакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Завершается изучение системы основных пространственных геометрических тел.

Развивать пространственные представления учащихся на конкретных моделях пространственных тел.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность в выполнении заданий.

§ 1. Цилиндр   4 часа

  1. 21

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра.

1

 п.59, 60

комбинированный

Опорный конспект, решение задач

Формировать понятие цилиндра и его элементов (боковая поверхность,  основания, образующие, ось, высота, радиус), Формулы площади боковой и полной поверхностей

Уметь изображать цилиндр. Строить осевые  сечения и  развертку в простейших случаях

Знать формулы площади поверхности

Выводить формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхности цилиндра

 19.11

 

  1. 22

Площадь поверхности цилиндра.

1

П59,60

обобщения

решение задач

Формулы площади боковой и полной поверхностей

Строить осевые  сечения и  развертку в простейших случаях

Знать формулы площади поверхности

Умение применять формулы

 

 22.11

  1. 23

Решение задач

1

практикум

Фронтальный опрос

Развивать навыки вычисления боковой поверхности цилиндра

Уметь решать несложные задачи на вычисление площадей поверхности

Применять знания при решении более трудных задач

 26.11

  1. 24

Решение задач

1

Урок практикум

Решение задач

Развивать навыки вычисления, умение применять формулировки и формулы

Уметь решать задачи на вычисление площадей поверхности

Применять знания при решении более трудных задач

 29.11

§ 2. Конус  4 часа

  1. 25

Понятие конуса. Площадь поверхности. Усеченный конус.

1

п. 61-63

комбинированный

Опорный конспект, решение задач

Формировать понятие конуса и его элементов, формулы площади боковой и полной поверхности

Уметь изображать конус. Строить осевые  сечения и  развертку в простейших случаях

Знать формулы площади поверхности

Выводить формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхности конуса

 03.12

 

  1. 26

Площадь поверхности. Усеченный конус.

     1

п  61-63

обобщения

решение задач

Применение формул площади боковой и полной поверхности

Уметь изображать конус. Строить осевые  сечения и  развертку в простейших случаях

Знать формулы площади поверхности

Умение применять формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхности конуса

 06.12

  1. 27

Решение задач

1

практикум

Фронтальный опрос

Развивать навыки вычисления боковой поверхности конуса

Уметь решать несложные задачи на вычисление площадей поверхности

Применять знания при решении более трудных задач

10.12

  1. 28

 Решение задач

1

П61-63

практикум

 Ср

Развивать навыки вычисления, решения

Уметь решать задачи на вычисление площадей поверхности

Применять знания при решении  трудных задач

13.12

§ 3. Сфера  11 часов

  1. 29

Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости.

1

п.64-

66

лекция

Опорный конспект

Понятие сферы и шара, уравнение сферы, взаимное расположение сферы и плоскости,

Иметь понятие сферы, шара и их элементов (центр, радиус, диаметр)

Знать уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат

Рассматривать различные случаи взаимного расположения  сферы и плоскости

Выводить уравнение сферы,

доказывать теоремы о касательной плоскости к сфере, рассматривая возможные случаи

17.12

   

  1. 30

Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости.

1

п.64-

66

обобщающий

Решение задач

 Уравнение сферы, взаимное расположение сферы и плоскости,

Знать уравнение сферы в заданной прямоугольной

20.12

 

 

  1. 31

Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

1

п.67

68

лекция

Опорный конспект

Касательная плоскость к сфере, формула для вычисления площади сферы

Решать несложные задачи на нахождение площади сферы

24.12

  1. 32

Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

1

п.67

68

обобщающий

 Решение задач

формула для вычисления площади сферы

Решать несложные задачи на нахождение площади сферы

27.12

  1. 33

Решение задач

1

практикум

Ответы на вопросы, решение задач

Формировать навык решения задач по теме

Решать несложные задачи по теме

10.01

 

  1. 34

Решение задач

1

практикум

 решение задач

Формировать навык решения задач по теме

Решать несложные задачи по теме

11.01

  1. 35

Многогранники, цилиндр, конус, шар

1

Обобщение и систематизация

Фронтальный опрос, решение задач

Формировать навык решения задач по теме

Решать несложные задачи по теме

14.01

 

  1. 36

Многогранники, цилиндр, конус, шар

1

Обобщение и систематизация

 решение задач

Формировать навык решения задач по теме

Решать  задачи по теме

17.01

  1. 37

Контрольная работа № 4

1

Контроль и коррекция знаний

Решение контрольных заданий

Контроль и проверка знаний и умений по теме

Уметь обобщать и систематизировать знания по теме;

развернуто обосновывать решения

Уметь обобщать и систематизировать знания на сложных примерах. Владеть навыками самоконтроля и самоанализа

21.01

Глава VII.    Объёмы тел (20 часа)

Компетенции: формировать понятие объема тела; умение изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи; развивать навыки вычисления объемов пространственных тел и их комбинаций; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Цель: продолжить систематическое  изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление объемов. Дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучить круглые тела (цилиндр, конус, шар), взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости); познакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Завершается изучение системы основных пространственных геометрических тел.

Развивать пространственные представления учащихся на конкретных моделях пространственных тел; совершенствовать вычислительные навыки.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность в выполнении заданий. 

§ 1. Объём прямоугольного параллелепипеда  4 часа

  1. 38

Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник.

1  п. 74

75

Лекция беседа

Опорный конспект

Понятие объема, свойства объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник.

Знать формулы объемов и уметь решать простые задачи на вычисление объемов прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник.

Уметь доказывать теоремы об объемах тел

24.01

  1. 39

Объём прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы,

1

обобщающий

 Решение задач

 Формировать навыки применения формул

Знать формулы объемов и уметь решать простые задачи

28.01

  1. 40

Решение задач

1

практикум

Ответы на вопросы, решение задач

Формировать навык решения задач по теме

Решать  задачи по теме

31.01

  1. 41

Решение задач

1

практикум

Ответы на вопросы, решение задач

Формировать навык решения задач по теме

Решать  задачи по теме

04.02

§ 2. Объёмы прямой призмы и цилиндра  4 часа

  1. 42

Объём прямой призмы и цилиндра

1

 п.76

77

Лекция беседа

Опорный конспект

Формулы объема прямой  и наклонной призмы, цилиндра

Знать формулы объемов и уметь решать простые задачи на вычисление объемов

Уметь доказывать теоремы об объемах тел

07.02

 

  1. 43

Объём прямой призмы и цилиндра

1

 п.76

77

практикум

Решение задач

Формировать навык решения задач по теме

Решать несложные задачи по теме

11.02

  1. 44

Решение задач

1

практикум

Ответы на вопросы, решение задач

Формировать навык решения задач по теме

Решать несложные задачи по теме

14.02

  1. 45

Решение задач

1

практикум

Ответы на вопросы, решение задач

Формировать навык решения задач по теме

Решать несложные задачи по теме

18.02

§ 3. Объёмы наклонной призмы, пирамиды и конуса   6 часов

  1. 46

Вычисление объёмов тел с помощью интеграла.

Объём наклонной призмы.

1  п.78

п.79

 Объяснение н\м

Опорный конспект

Вывод формул объема наклонной призмы с  помощью интеграла

Знать формулы объемов и уметь решать простые задачи на вычисление объемов

Уметь доказывать теоремы об объемах тел

21.02

  1. 47

Вычисление объёмов тел с помощью интеграла

1

практикум

Решение задач

 Умение применять формулу объёма наклонной призмы

Знать формулы объемов и уметь решать простые задачи на вычисление объемов

25.02

  1. 48

Объём пирамиды. Объём конуса

1

 п.80

81

  н/м

  Опорный конспект

Вывод формул объема пирамиды,  конуса с помощью интеграла

Знать формулы объемов и уметь решать простые задачи на вычисление объемов

Уметь доказывать теоремы об объемах тел

28.02

  1. 49

Объём пирамиды. Объём конуса

1

  Ср

Решение задач

Умение применять формулу

Знать формулы объемов и уметь решать простые задачи на вычисление объемов

04.03

  1. 50

Решение задач

1

Ответы на вопросы, решение задач

Формировать навык решения задач по теме

Решать несложные задачи по теме

Решать задачи на применение формул

07.03

  1. 51

Контрольная работа № 5

1

Контроль и коррекция знаний

Решение контрольных заданий

Контроль и проверка знаний и умений по теме

Уметь обобщать и систематизировать знания по теме;

развернуто обосновывать решения

Уметь обобщать и систематизировать знания на сложных примерах. Владеть навыками самоконтроля и самоанализа

11.03

§ 4. Объём шара и площадь сферы  6часов

  1. 52

Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора

1

п.82

83

Нового материала, лекция

Опорный конспект

Объем шара, шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора

Уметь доказывать теоремы об объемах шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора

14.03

  1. 53

Объём шара. Объём шарового сегмента.

1

 практикум

Решение задач

 Умение применять формулы для решения задач

Знать формулы объемов и уметь решать простые задачи на вычисление объемов

18.03

  1. 54

Решение задач

1

п  82,83

практикум

Фронтальный опрос, решение задач

Решать типовые задачи на нахождение объема шара, шарового сегмента, шарового слоя, и шарового сектора

Знать формулы объемов и уметь решать простые задачи на вычисление объемов

Решать более сложные задачи с использованием формул

21.03

  1. 55

Решение задач

1

п  82,83

практикум

Фронтальный опрос, решение задач

Решать типовые задачи на нахождение объема шара, шарового сегмента, шарового слоя, и шарового сектора

Знать формулы объемов и уметь решать простые задачи на вычисление объемов

Решать более сложные задачи с использованием формул

01.04

  1. 56

Решение задач на многогранники

1

Контроль и коррекция знаний

Подготовить к контрольной работе

Уметь обобщать и систематизировать знания по теме;

развернуто обосновывать решения

Уметь обобщать и систематизировать знания на сложных примерах. Владеть навыками самоконтроля и самоанализа

04.04

  1. 57

Контрольная работа № 6

1

Контроль

Решение контрольных заданий

Контроль и проверка знаний и умений по теме

развернуто обосновывать решения

08.04

Итоговое повторение курса геометрии  (11 часов)  

Цель: заключительное повторение курса геометрии, подготовка к итоговой аттестации.

  1. 58

Планиметрия

1

практикум

Обобщение, решение задач

Треугольники, четырехугольники, окружность,

Уметь обобщать и систематизировать знания

11.04

  1. 59

Планиметрия

1

практикум

Обобщение, решение задач

Метод координат. Векторы.

Уметь обобщать и систематизировать знания

15.04

  1. 60

Решение задач

1

практикум

Обобщение, решение задач

тестирование

Решать несложные задачи

18.04

  1. 61

Решение задач

1

практикум

Обобщение, решение задач

Решение задач ЕГЭ

22.04

  1. 62

Стереометрия

1

практикум

Обобщение, решение задач

Векторы в пространстве и метод координат. Взаимное расположение прямой и плоскости Перпендикулярность в пространстве

Уметь обобщать и систематизировать знания

 

 25.04

  1. 63

Решение задач

1

практикум

Обобщение, решение задач

тестирование

Решать  задачи

29.04

  1. 64

Решение задач

1

Практикум

Обобщение, решение задач

тестирование

Решать  задачи

06.05

  1. 65

 Итоговая контрольная работа № 7 (выход)

1

Контроль и коррекция знаний

Решение контрольных заданий

Контроль и проверка знаний и умений по теме

Уметь обобщать и систематизировать знания;

развернуто обосновывать решения

Уметь обобщать и систематизировать знания на сложных примерах. Владеть навыками самоконтроля и самоанализа

13.05

  1. 66

Решение задач

1

практикум

Обобщение, решение задач

Задачи из ЕГЭ

Решать  задачи

16.05

  1. 67

Решение задач

1

практикум

Обобщение, решение задач

Задачи из ЕГЭ

Решать  задачи

20.05

  1. 68

Решение задач

1

практикум

Обобщение, решение задач

Задачи из ЕГЭ

Решать  задачи

23.05

 Резерв    

 27.05

 30.05


  1. Литература и УМК

  1. Геометрия 7 – 9. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. - М.: Просвещение, 2004.
  2. Геометрия 10 - 11. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Геометрия 10. 11. Поурочные планы.Г.И. Ковалева. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007г
  4. Дидактические материалы по геометрии для 10-11 классов. Зив Б.Г., М. «Просвещение», 2008г
  5. Контрольные работы по геометрии для 11 класса, Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. М. «Экзамен», 2007
  6. Математика. Задачи и упражнения по готовым чертежам, 10-11 классы, Е.М. Рабинович, М., «Илекса», 2008
  1. Разноуровневый дидактический материал. Самостоятельные и контрольные работы, 11 класс, геометрия, А.П. Ершова, В.В. Голобородько, М., «Илекса», 2005.
  2. Математика. ЕГЭ. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. Реальные тесты. Практикум. М. «Экзамен», 2010.
  3. Математика. ЕГЭ.  Типовые тестовые задания. Под редакцией  А.Л. Семенова, И.В. Ященко. М. «Экзамен», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по геометрии 7 класс

Рабочая учебная программа сосставлена по учебнику Геометрия:7-9 кл./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2013г. Данная программа содержит содержательную пояснитель...

Рабочая учебная программа по геометрии 7 класс

Рабочая учебная программа сосставлена по учебнику Геометрия:7-9 кл./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2013г. Данная программа содержит содержательную пояснитель...

Рабочая учебная программа по геометрии для 9 класса

Рабочая учебная программа составлена с учетом примерной программы основного общего образования по геометрии, утвержденной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской...

Рабочая учебная программа по геометрии для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математи...

Рабочая учебная программа по геометрии для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математи...

Рабочая учебная программа по геометрии, 7 класс

Рабочая учебная программа по геометрии  для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образо...