Рабочая программа, геометрия, 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме
Рабочая программа для общеобразовательных классов, рассчитаная на 2 часа геометрии в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevyantseva_tematicheskoe_planirovanie_9_kl_geometriya.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Содержание урока | Требования к уровню подготовки уч-ся | Дополнительные знания, умения |
Водное повторение | 2 | Основная цель: - повторить основные понятия, изученные в 8 классе: 1. свойства треугольников и четырехугольников; 2. теорему Пифагора; 5. понятия медианы, биссектрисы, высоты треугольника; 6.понятия, свойства и признаки параллелограмма и трапеции. | |||||
1-2 | Повторение | 2 | Комбинированный | Проблемные задания, фронтальный опрос учащихся, опрос теоретического материала | Повторение материала 7-8 класса | Знать основные теоремы и формулы по темам «Треугольники» и «Четырехугольники» Уметь решать типовые задачи, отвечать на вопросы | |
ГЛАВА 9. «ВЕКТОРЫ» | 11 | Основная цель: - формировать понятие вектора и действия над векторами так же, как в физике; - овладение умением выполнять действия над векторами и демонстрация возможностей векторного метода в геометрии; - умение обосновывать формулы и теоремы векторной алгебры; - развитие логического и геометрического мышления | |||||
1-2 | №1. Понятие вектора | 2 | Комбинированный | Построение алгоритма действий изображения векторов, самостоятельная работа обучающего характера | Ввести понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов, откладывание от любой точки плоскости вектора, равного данному вектору | Знать определение вектора, коллинеарных и равных векторов Уметь изображать и обозначать векторы, решать типовые задачи | |
3-5 | №2. Сложение и вычитание векторов | 3 | Комбинированный (с элементами поисковой работы) | Построение алгоритма сложения и вычитания векторов, решение упражнений, практикум, фронтальный опрос, самостоятельная работа проверочного характера | Ввести понятие суммы и разности двух векторов, рассмотреть законы сложения, научить строить сумму 2-х векторов по правилу треугольника и параллелограмма и сумму нескольких векторов по правилу многоугольника | Знать законы сложения векторов, определения разности 2-х векторов и противоположных векторов Уметь строить сумму 2-х векторов по любому правилу, строить разность 2-х векторов | Уметь строить сумму нескольких векторов, решать задачи повышенной сложности с упрощением алгебраической суммы векторов, решать задачи практического содержания |
6-9 | №3. Умножение вектора на число, Применение векторов к решению задач | 4 | Комбинированный | Построение алгоритма умножения вектора на число, решение упражнений, практикум, фронтальный опрос, самостоятельная работа проверочного характера | Ввести понятие умножение вектора на число, ознакомить учащихся со свойствами этого действия, с помощью векторов доказать теорему о средней линии трапеции | Знать какой вектор называется произведением вектора на число, какой отрезок называется средней линией трапеции Уметь формулировать свойства умножения вектора на число, формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции | Уметь анализировать и систематизировать материал: записывать то или иное условие как в векторной, так и в геометрической форме, приводить самостоятельно примеры, формулировать и задавать вопросы |
10 | Решение задач | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний учащихся по теме «ВЕКТОРЫ», проверочная работа (с последующей самопроверкой) о средней линии трапеции | Закрепить знания и умения по материалам главы, подготовить учащихся к контрольной работе | Уметь решать типовые задачи, применяя изученные правила и теоремы | |
11 | Контрольная работа №1. | 1 | Контроль, оценка и коррекция знаний | Решение задач | Знать понятие вектора и свободно оперировать им, знать коллинеарные векторы Уметь умножать вектор на число, вычислять длину средней линии | ||
ГЛАВА10.»МЕТОД КООРДИНАТ» | 12 | Основная цель: - сформировать представление об аналитической геометрии, в которой геометрические фигуры изучаются с помощью алгебры, на основе метода координат; - формировать понятия координат вектора, действия над векторами с заданными координатами, вычисление длины вектора по его координатам, вычисление середины отрезка по координатам его концов; - овладение умением составлять уравнения окружности и прямой; - формировать умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач | |||||
1-3 | №1. Координаты вектора | 3 | Поисковый | Построение алгоритма нахождения координат вектора, решение упражнений, фронтальный опрос, самостоятельная работа контролирующего характера | Ввести понятие координат вектора, на основе ранее изученных фактов ( в частности теоремы Пифагора), рассмотреть лемму, теорему о разложении вектора по двум заданным неколлинеарным векторам | Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами Уметь решать задачи | |
4-6 | №2.Простейшие задачи в координатах | 3 | Комбинированный | Составление опорного конспекта, решение дифференцированных задач, контролирующая самостоятельная работа | Вывести три формулы для решения простейших задач в координатах | Знать формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками Уметь решать типовые задачи | Уметь выбирать систему координат так, чтобы координаты точек фигуры, которые используются при решении задач, находились по заданным ее элементам наиболее простым способом, уметь приводить примеры |
7-9 | №3.Уравнения окружности и прямой | 3 | Проблемное изложение | Составление опорного конспекта, решение дифференцированных задач, контролирующая самостоятельная работа | Вывести уравнения окружности и прямой | Знать вывод уравнения окружности и прямой Уметь строить окружности и прямые, по заданным уравнениям, решать типовые задачи | Знать уравнение произвольной линии. Понимать, что данное уравнение является уравнением данной линии тогда, когда : 1) координаты любой точки линии удовлетворяют данному уравнению и 2) координаты любой точки, не лежащей на данной линии, не удовлетворяют этому уравнению |
10-11 | Решение задач | 2 | Комбинированный | Систематизация знаний учащихся по теме «МЕТОД КООРДИНАТ», проверочная работа (с последующей самопроверкой) | Закрепить знания и умения по материалам главы, подготовить учащихся к контрольной работе | Уметь решать типовые задачи, применяя изученные правила и теоремы | |
12 | Контрольная работа №2. | 1 | Контроль, оценка и коррекция знаний | Решение задач | Знать 3 основные формулы и свободно оперировать ими, знать уравнения окружности и прямой, Уметь применять их для решения задач | ||
ГЛАВА11. «СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ» | 16 | Основная цель: - развить тригонометрический аппарат, как средство решения геометрических задач; - формировать понятия синуса, косинуса и тангенса для углов от 0 до 180, скалярного произведения и его свойств; - овладение умением применять скалярное произведение векторов при решении задач; | |||||
1-3 | №1. Синус, косинус и тангенс угла | 3 | Поисково-комбинированный | Составление опорного конспекта, решение дифференцированных задач, фронтальный опрос, самостоятельная работа обучающего характера | Ввести понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла , опираясь на теорему Пифагора для прямоугольного треугольника , вывести формулы для координат точки | Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс острого угла, формулы для вычисления координат точки Уметь доказывать основное тригонометрическое свойство, решать типовые задачи | Уметь свободно доказывать, что синусы смежных углов равны, а косинусы смежных углов выражаются взаимно противоположными числами |
4-8 | №2. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 5 | Комбинированный | Составление опорного конспекта, решение дифференцированных задач, фронтальный опрос, проверка опорных знаний, контролирую- щая самостоя- тельная работа | Формулировка и доказательство теоремы о площади треугольника, теоремы синусов и теоремы косинусов. Измерительные работы, основанные на использовании этих теорем | Знать теоремы этого параграфа Уметь формулировать и доказывать теоремы | Уметь свободно выбирать и применять теоремы при решении треугольников |
9-12 | №3. Скалярное произведение векторов | 4 | Комбинированный | Составление опорного конспекта, решение дифференцированных задач, фронтальный опрос, проверка опорных знаний, контролирую- щая самостоя- тельная работа | Ввести понятие скалярного произведения векторов, его свойства | Знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства Уметь объяснить, что такое угол между векторами, решать типовые задачи | Уметь самостоятельно делать алгебраические преобразования для выведения формул скалярного произведения в координатах и нахождение косинуса угла между двумя векторами |
13-15 | Решение задач | 3 | Комбинированный | Систематизация знаний учащихся по теме «СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕ-НИЕ ВЕКТОРОВ. СООТНОШЕ-НИЯ СТОРОН И УГЛОВ В ТРЕУ-ГОЛЬНИКАХ» проверочная работа | Закрепление и проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении данной темы, подготовка учащихся к контрольной работе | Уметь решать типовые задачи | |
16 | Контрольная работа №3. | 1 | Контроль, оценка и коррекция знаний | Решение задач | Знать основные формулы по данной теме Уметь решать задачи на нахождение угла между двумя прямыми, решать треугольник | ||
ГЛАВА 12. «ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА» | 12 | Основная цель: - сформировать умение делать вывод формул длины окружности и площади круга, опираясь на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь – к площади круга, ограниченного окружностью; - овладение умением применять формулы при решении задач; | |||||
1-4 | №1. Правильные многоугольники | 4 | Комбинированный | Составление опорного конспекта, решение дифференцированных задач, фронтальный опрос, самостоятельная работа контролирующего характера | Ввести понятие правильного многоугольника, доказать теоремы об окружностях, описанных около правильного многоугольника и вписанного в него, вывод формул площади многоугольника, формул, связывающих сторону с радиусом вписанной и описанной окружности | Знать определение правильного многоугольника, формулировки теорем о вписанной и описанной окружности, формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника Уметь доказывать теоремы об окружности вписанной и описанной около правильного многоугольника, уметь решать задачи | |
5-8 | №2. Длина окружности и площадь круга | 4 | Проблемное изложение | Составление опорного конспекта, решение дифференцированных задач, фронтальный опрос, самостоятельная работа контролирующего характера | Дать представление о выводе формул длины окружности и площади круга, на их основе получить формулы длины дуги окружности и площади кругового сектора. (Обоснование данных фактов нестрогое и основано на интуитивном представлении о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью) | Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга , кругового сектора и кругового сегмента Уметь применять их для решения типовых задач | Уметь решать задачи более сложного типа, пользуясь дополнительной литературой находить самостоятельно примеры на применение формул, уметь анализировать ответы своих одноклассников, ставить вопросы |
9-11 | Решение задач | 3 | Комбинированный | Систематизация знаний учащихся по теме «ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА» проверочная работа | Закрепление и проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении данной темы, подготовка учащихся к контрольной работе | Уметь решать типовые задачи, применяя изученные правила и теоремы | |
12 | Контрольная работа №4. | 1 | Контроль, оценка и коррекция знаний | Решение задач | Знать основные формулы по данной теме Уметь решать задачи на нахождение сторон вписанного и описанного многоугольника около окружности, площади круга, кругового сектора | ||
ГЛАВА 13. «ДВИЖЕНИЯ» | 6 | Основная цель: - сформировать представление о связи понятий наложения и движения (при этом понятие наложения относится к числу основных неопределяемых понятий) - овладение умением выполнять два вида движений – осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; - развитие логического и геометрического мышления | |||||
1-2 | №1.Понятие движения | 2 | Поисково-исследовательский | Составление опорного конспекта, учебный практикум | Ввести понятия отображения плоскости на себя и движения, рассмотреть два вида движений – осевую и центральную симметрии – и некоторые свойства движений | Знать определение движения плоскости Уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, треугольник _ на равный ему треугольник, уметь решать задачи | |
3-4 | №2. Параллельный перенос и поворот | 2 | Поисково-исследовательский | Составление опорного конспекта, учебный практикум | Ввести понятия параллельного переноса и поворота | Знать определения Уметь доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости, уметь решать задачи | Познакомить учащихся с гомотетией |
5 | Решение задач | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний учащихся по теме «ДВИЖЕНИЯ» | Закрепление и проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении данной темы, подготовка учащихся к контрольной работе | Уметь решать типовые задачи, с применением движений | |
Контрольная работа №4. | 1 | Контроль, оценка и коррекция знаний | Решение задач | ||||
1 | ОБ АКСИОМАХ ПЛАНИМЕТРИИ | 1 | Комбинированный | Познакомить учащихся с аксиоматическим методом, в частности с системой аксиом, которые положены в основу изученного курса геометрии | |||
6 | ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ | 6 | Проблемный Проблемный Проблемный Проблемный Проблемный | Систематизация знаний по теме Систематизация знаний по теме Систематизация знаний по теме систематизация знаний по теме Систематизация знаний по теме | 1-2. «ТРЕУГОЛЬНИКИ» 3. «ОКРУЖНОСТЬ» 4. «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» 5. «ПЛОЩАДИ» 6. «МЕТОД КООРДИНАТ» | Основные вопросы программы: равенство и подобие треугольников, сумма углов треугольника, равнобедренный, равносторонний, прямоугольный трег. Основные вопросы программы: окружность и круг, касательная и ее свойства, вписанная и описанная окружности Основные вопросы программы: параллелограмм его свойства и признаки, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция Основные вопросы программы: формулы площадей треугольников и четырехугольников Основные вопросы программы: длина, середина и координаты вектора, уравнения окружности и прямой |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
2. Примерной программы основного общего образования по математике;
3. Авторской программы к учебнику «Геометрия, 7-9 класс», авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Обучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
-интеллектуальное развитие, продолжение формирований качеств личности, свойственных математической деятельности: ясности и точности мышления, критичности мышления, интуиции как свернутого сознания, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
-воспитание культуры личности, внимания как свернутого контроля, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
Методы и приемы, используемые при обучении математике:
Принципы технологии уровневой дифференциации
Принципы технологии развивающего обучения
Использование рабочих тетрадей с печатной основой для выполнения домашнего задания по геометрии
Познавательная деятельность
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследования несложных реальных связей и зависимостей;
- участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Информационно-коммуникативная деятельность
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
- объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учета мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
- умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
- владения навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Формы контроля:
- Дифференцированные самостоятельные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, рассчитанные на 5-20 минут, оцениваемые отметкой «2» - не сделан обязательный уровень, «3» - правильно выполнен обязательный уровень, «4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей , «5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению.
-Дифференцированные контрольные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, время выполнения – 40 минут, оцениваемые отметкой «2» - не сделан обязательный уровень, «3» - правильно выполнен обязательный уровень, «4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей, «5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1.Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9: Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008 г.- 369 с.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7,8,9 классах : Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя -6-е изд. - М. : Просвещение, 2008 г. 255 с.
3. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь для 9 класса общеобразовательных учредкний.-9-е изд.- М.: Просвещение, 2012 г. 67с.
4.Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. 126 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.
Уровень базовый, 2 часа в неделю...
Рабочая программа геометрия 7 класс (Погорелов)
Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 7 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа геометрия 8 класс (Погорелов)
Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Геометрия 9 КЛАСС
Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования ...
Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.
Рабочая программа. Геометрия. 7 класс. А.В.Погорелов....
Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.
Рабочая программа. Геометрия. 9 класс. А.В.Погорелов....
Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др
Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...