Урок математики "Прямая. Отрезок. Луч".
план-конспект урока по геометрии (5 класс) по теме
Этот урок поможет лучше разобраться среди геометрических фигур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эта тема поможет детям отличить прямую от отрезка и луча. | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –
интернат VIII вида»
607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская,
дом 42
Урок математики
Тема:
Прямая. Луч. Отрезок.
5 класс
Учитель: Комкова Г.А.
2009 – 2010 учебный год
Тема: Прямая. Луч. Отрезок.
Цель: Формирование представлений о понятиях «прямая», «луч», «отрезок».
Задачи:
1.Образовательные.
Учить обучающихся различать прямую, луч, отрезок. Познакомить с общепринятыми обозначениями фигур.
2.Коррекционно – развивающие.
Развивать мыслительные операции, математические способности, логическое мышление.
3.Воспитательные.
Воспитывать ответственность, дружелюбие, умение работать в группе.
План урока.
1.Организация начала урока. 1мин.
2.Активизация знаний обучающихся. 6мин.
3.Сообщение темы и цели урока. 2мин.
4.Изучение нового материала. 15мин.
5.Физкультминутка. 2мин.
6.Закрепление изученного материала. 10мин.
7.Домашнее задание. 2мин.
8.Подведение итогов урока. 2мин.
Ход урока.
Организация начала урока.
Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.
Ну-ка, проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка…
Проверили? Вот здорово!
К уроку всё готово!
Активизация знаний обучающихся.
Цель: активизировать знания обучающихся на уроке.
Верным помощником на уроке у нас будет самая маленькая геометрическая фигура Весёлая точка.
1.Вычислите данные операции, результат запишите.
+6
24------------------
-13
20------------------
+6
35------------------
-13
72------------------
2.Анаграммы.
Расшифруйте слова.
МАЯПРЯ
РЕЗООТК
КИНИТ
КАТОЧ
ЧУЛ
-Это слова «прямая», «отрезок», «луч», «нитки», «точка».
-Все ли расшифрованные слова вам знакомы?
-А где вы с ними встречались?
(На уроке математики, а нитки на уроке труда).
-Какое слово лишнее?
(Нитки. Они не относятся к уроку математики).
-Но все эти слова сегодня помогут нам сделать открытие.
Сообщение темы и цели урока.
Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.
-Рассмотрите фигуры на доске.
- На какие группу их можно разбить?
(В ходе рассуждения можно разбить на 2 группы- «отрезки» и «прямые»)
-Но возникает проблема: куда можно отнести фигуру?
Изучение нового материала.
Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, познакомить их с прямой, отрезком, лучом.
-Сравните фигуру с уже известными нам.
-Что можно сказать?
-Можно ли эту фигуру назвать отрезком? Почему?
-Может её включим в группу прямых? Почему?
-Тогда давайте выполним одну операцию.
-В руках у меня 2 катушки тесьмы. Мы раздвигаем их в разные стороны.
-Что заметили?
(Это прямая линия, только в воздухе)
-Можно ли её продолжить в обоих направлениях?
-А эту прямую можно изобразить на доске?
(Чертим на доске, а дети в тетради).
А
а
В
Без начала и без края линия прямая,
Хоть 100 лет по ней идти,
Не найдёшь конца пути.
- У людей есть имена, у животных клички.
-А прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами.
- Предложите имя прямой линии.
Вывод: У прямой линии нет ни начала, ни конца.
Мы можем изобразить только маленькую часть прямой линии. Её можно продолжить.
-Наша Весёлая Точка поможет нам ещё поработать с прямой линией.
-Поставьте точку, проведите через неё прямую линию.
-Можно ещё провести линию через эту точку?
-Сколько прямых линий можно провести через одну точку?
-Поставьте 2 точки. Через эти точки проведите прямую линию. Можно ли ещё провести?
А К
Вывод: Через одну точку можно провести сколько угодно линий, а через 2 точки – только одну.
-Теперь нашу прямую линию я разрежу.
(К месту разреза прикреплю Солнышко).
-Что получилось?
-На что похоже?
(Луч солнца)
О новой фигуре разносится весть
Конца пусть в ней нет,
Начало-то есть!
И солнце, тихонько взойдя из-за туч,
Сказало: «Друзья, назовём его луч!»
-Можно ли продолжить луч со стороны разреза?
(Нет, мешает круг и нечего продолжать)
-А с другой стороны?
(Можно продолжить до бесконечности)
СРАВНИТЕ: Луч и прямую линию.
(Прямую линию можно продолжить в обе стороны, а луч только в одну. Луч имеет начало)
-Начертите луч на доске и в тетради. К
О
С К Н
-Луч обозначается двумя прописными буквами.
На первом месте всегда указывается начало луча.
-Поставьте точку, проведите луч, а ещё можно провести из этой точки, ещё…
-Какие лучи бывают?
(Солнечные лучи, лампа, фонарик и т.д.)
Вывод: Луч – это прямая линия, ограниченная с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей.
-У луча я отрезаю ту часть, которую можно продолжить…и прикреплю ещё одну точку.
-Что получилось?
(Отрезок)
-Линия, ограниченная с двух сторон.
СРАВНИТЕ: Луч и отрезок.
-У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало и конец.
-Можно отрезок изобразить на доске и в тетради?
Точки две поставь в тетради,
Чтоб потом нарисовать между ними
Под линеечку – прямую,
И окажется, мой друг,
Что отрезок вышел вдруг,
Только точкам имена дать ты
Не забудь!
-Отрезок обозначается двумя буквами, но порядок при чтении и записи не имеет значения.
Вывод: Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон.
-Что нового узнали об этих фигурах?
Вывод: Луч, прямая и отрезок – это геометрические фигуры.
Физкультминутка.
Цель: соблюдать охранительный режим.
Раз, два, три, четыре, пять,-
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим,
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить знания обучающихся по новой теме.
(На доске изображены геометрические фигуры)
-Найдите отрезок, луч, прямую.
-Обоснуйте свой ответ.
-Можно ли сказать, что они пересекающиеся?
-А могут ли они пересечься?
Обучающая самостоятельная работа.
Цель: проверить знания обучающихся по новой теме.
Луч. Прямая. Отрезок.
1.Точка О разбивает прямую АВ на две части. Что напоминает каждая из частей? Чем каждая часть отличается от прямой и отрезка?
А О В
2.Отметить цветным карандашом начало каждого луча. Как обозначен первый луч? Можно ли поменять местами буквы? Почему?
N
С К М
А Д
3.Работа в группе.
(На столах карточки разного цвета)
1). КОТ КИТ
-Какую операцию провели?
2). 1м 5см 105см
Домашнее задание.
Цель: закрепить знания обучающихся по новой теме.
На дом вам будет дано следующее задание: В тетради начертить прямую, отрезок, луч.
Подведение итогов урока.
Цель: прививать обучающимся навыки самоконтроля.
-Соедините названия фигуры с фигурой.
Подберите правильное название.
ОТРЕЗОК ЛУЧ ПРЯМАЯ линия
ПРЯМАЯ линия – не имеет начала и конца; можно обозначать одной или двумя буквами; через одну точку можно провести сколько угодно линий, через две – только одну.
ЛУЧ- прямая, ограниченная с одной стороны; продолжать можно только в одну сторону; из одной точки можно провести сколько угодно лучей; лучи бывают разные.
ОТРЕЗОК – прямая линия, ограниченная с двух сторон; на одной прямой может быть несколько отрезков; любую прямую можно превратить в отрезок.
-Вы сегодня дружно и творчески работали (Оценивается работа обучающихся).
-Спасибо всем! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии по теме: "Прямая и отрезок"
Начальный этап изучения геометрии. План - конспект урока составлен с учетом программ по геометрии для 7 класса к учебнику Л. Н. Атанасяна...
Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок"
Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок"...
Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол".
Методические материалы представляют собой конспекты уроков геометрии в 7 классе по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол"....
Конспект урока по счёту на тему: «Прямая и ломаная линия. Отрезок»
В мтериале представлен конспект урока по счёту в 6 классе в школе VIII вида. Также представлен демонстрационный и раздаточный материал, который был использован на уроке. На каждого ученика был с...
Рабочий альбом с заданиями к уроку счёта по теме: "Прямая ломаная линии. Отрезок"
Это методическая разработка рабочего альбома с заданиями.для ознакомления и изучения темы: "Виды линий" и "Понятие "отрезок" и построение отрезков. Альбом используется на уроке счёта при изучении и за...
Урок "Отрезок. Сравнение отрезков"
Сформировать у учащихся понятия "отрезок", учить строить и чертить отрезки....
Урок 5 класс "Отрезок,луч,прямая"
разратотка урока согласно ФГОС...