Конспект урока геометрии по теме "Площадь поверхности призмы"
план-конспект урока (геометрия, 10 класс) на тему

Хайржанова Ольга Николаевна

Конспект урока геометрии по теме "Площадь поверхности призмы" предназначен для учащихся 10 класса. Урок проходит в форме проктикума по решению задач с практическим содержанием. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ploshchad_poverkhnosti_prizmy.doc72 КБ
Office presentation icon ploshchad_poverkhnosti_prizmy.ppt417 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Площадь поверхности призмы».

 Класс: 10

Форма проведения: практикум по решению задач с практическим содержанием (на 2 урока). 

Цели и задачи урока: 

  1.  Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся сведения о призме,              

площади боковой и полной поверхности призмы.

  1.  Способствовать формированию умений применять теоретические знания к решению задач с практическим содержанием.
  2.  Формирование умений у учащихся вести исследовательскую работу.
  3.  Способствовать формированию умений проводить оценку и самооценку знаний и умений.
  4.  Развивать логическое мышление, интерес к предмету, умение работать  

самостоятельно, в группе, в паре.

  1.  Способствовать воспитанию отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.

         Технические средства: компьютер, проектор, презентация.

         Дополнительное оборудование: карточки с вопросами теста, карточки с задачами, модели призм, упаковки для сока, учебные принадлежности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

            Эпиграф к уроку: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит    

            применение в том или ином деле».

                                                                                                                      А.Н.Крылов

  1. Мотивационная беседа.

 Представим себе, что мы работаем в экономическом отделе предприятия по изготовлению упаковок для сока. Необходимо просчитать, какая упаковка будет экономически выгодна для производства: упаковка, имеющая форму правильного тетраэдра или упаковка, имеющая форму прямоугольного параллелепипеда. Но, прежде чем приступать к работе, давайте повторим теоретические вопросы по теме «Призма. Площадь поверхности призмы».  

  1. Актуализация знаний.

Тест на повторение теоретического материала по теме (работа в парах, с взаимопроверкой и исправлением неправильных ответов). (Приложение 1)

  1. Решение задачи экономического отдела по изготовлению упаковки. (работа в группах). Каждая группа получает карточку с таблицами, упаковки для сока. (Приложение 2)

Определим экономически выгодную упаковку. Найдем, сколько завод будет экономить картона в день, если будет выпускать 3000 упаковок для сока.

  1. Решение задач с практическим содержанием. (работа в группах с проверкой хода решения задачи). (Приложение 3)
  2. Подведение итогов урока. Учитель предлагает закончить предложения:

            – «Сегодня на уроке я понял (а), что мне необходимо…»

            – «При решении задач с практическим содержанием необходимо…»

            – «Самое трудное для меня…»

  1. Домашнее задание: подобрать или придумать задачу с практическим содержанием по теме «Призма».

Методическая литература:

  1. Атанасян, Л.С. и др. Геометрия 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2008. – 206 с.
  2. Ершова, Е.П, Голобородько, В.В. Устные проверочные и зачетные работы по геометрии для 10-11 класса / Е.П.Ершова, В.В. Голобородько – М.: ИЛЕКСА, 2005. – 112 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.slideshare.net/marinmets/matemaatikaeksam
  2. http://festival.1september.ru/mathematics/page-2

Самоанализ:

Урок геометрии проводился 27 февраля 2013 года в 10 ф/м классе. В классе обучается 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.

Тема урока: Площадь поверхности призмы.

Тип урока: урок - практикум по решению задач с практическим содержанием.

Место урока в теме: Пятый и шестой урок в теме «Призма».

При выборе содержания, форм и методов, использованных на уроке, я руководствовалась учетом возрастных особенностей учащихся, способностей их усвоить и закрепить изучаемый материал.

Дидактическая цель урока: добиться осознания и осмысления того, что изучаемый на уроках геометрии материал по теме «Призма» может пригодиться при решении задач из жизни.

Данный урок, совместными усилиями всех его участников, привел к достижению цели и поставленных задач:

Образовательная задача – закрепить формулы нахождения площади боковой и полной поверхности призмы при решении задач с практическим содержанием.

Развивающая задача – способствовать формированию коммуникативной компетенции через работу в группах, в парах; умения работать с наглядностью; развитию памяти и умения осуществлять взаимооценку пройденного материала, саморефлексию; творческого мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания в конкретной ситуации.

Воспитательная задача – способствовать воспитанию нравственности, культуры общения с другими людьми.

Здоровьесберегающая задача – логика урока, смена заданий, грамотное использование информационных технологий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся, воспитывать бережное отношение к своему здоровью во время занятий.

Методы обучения: словесные (метод самостоятельной работы с дидактическим материалом), наглядные (частично – поисковый), репродуктивный, исследовательский, управления познавательной деятельностью под руководством учителя.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: мультимедийная установка, электронная презентация, учебник, тетрадь, модели призм.

Стиль взаимоотношений: демократический.

Обратная связь: высокий познавательный интерес, концентрация внимания, задавались дополнительные вопросы.

Выводы:

  1. Урок цели достиг. Время требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Учащиеся были активны на уроке, что подтверждается восприятием, пониманием, пробуждением познавательного интереса.
  2. Осуществлялись внутрипредметные связи и связи геометрии с жизнью.
  3. Полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала. На уроке была обеспечена связь обучения с жизнью.
  4. Деятельность учителя и учащихся была организована правильно с позиций реализации принципов обучения.
  5. Требования к выбору методов обучения соблюдены, так как методы выбирались в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся.
  6. Работа учащихся на уроке была активной. Обращалось внимание на культуру труда.
  7. На уроке была создана комфортная психологическая среда.

 

Приложение 1

Тест. 1 вариант.

1). Призма – это выпуклый многогранник, который состоит из:

а) многоугольника и нескольких параллелограммов

б) двух равных многоугольников и нескольких параллелограммов

в) двух равных многоугольников, лежащих в параллельных плоскостях,

и  п  параллелограммов

2). В основании призмы лежит:

а) любой выпуклый многоугольник

б) только правильный многоугольник

в) любой многоугольник или окружность

3). Призма является прямой, если:

а) боковые ребра перпендикулярны основаниям

б) основания – правильные многоугольники

в) некоторые боковые грани – квадраты

4). Призма является правильной, если:

а) в основании лежит правильный многоугольник

б) боковые грани перпендикулярны основаниям

в) она прямая и в основании лежит правильный многоугольник

5). Высотой прямой  призмы можно считать:

а) ребро основания

б) боковое ребро

в) любой отрезок, перпендикулярный основанию

6). Площадь боковой поверхности призмы – это:

а) сумма площадей всех боковых граней

б) сумма площадей  двух оснований

в) сумма площадей всех её граней

7). Площадь полной поверхности призмы – это:

а) сумма площадей  всех боковых граней

б) сумма площадей двух  оснований

в) сумма площадей всех её граней

8). Площадь боковой поверхности прямой призмы можно найти по формуле:

а) Sбок=Sосн·h

б) Sбок=а·h, где а – сторона основания

в) Sбокосн·h

9). Площадь полной поверхности прямой призмы можно найти по формуле:

а) Sполн=Sосн+ Sбок

б) Sполн=2Sосн+ Sбок 

в) Sполн=2Росн+ Sбок 

Тест. 2 вариант.

1). Призма – это выпуклый многогранник, который состоит из:

а) двух равных многоугольников, лежащих в параллельных плоскостях,

 и  п  параллелограммов

б) двух равных многоугольников и нескольких параллелограммов

в) многоугольника и нескольких параллелограммов

2). В основании призмы лежит:

а) только правильный многоугольник

б) любой многоугольник или окружность

в) любой выпуклый многоугольник

3). Призма является прямой, если:

а) некоторые боковые грани – квадраты

б) боковые ребра перпендикулярны основаниям

в) основания – правильные многоугольники

4). Призма является правильной, если:

а) в основании лежит правильный многоугольник

б) она прямая и в основании лежит правильный многоугольник

в) боковые грани перпендикулярны основаниям

5). Высотой прямой  призмы можно считать:

а) боковое ребро

б) любой отрезок, перпендикулярный основанию

в) ребро основания

6). Площадь боковой поверхности призмы – это:

а) сумма площадей всех её граней

б) сумма площадей  двух оснований

в) сумма площадей всех боковых граней

7). Площадь полной поверхности призмы – это:

а) сумма площадей  всех боковых граней

б) сумма площадей всех её граней

в) сумма площадей двух  оснований

8). Площадь боковой поверхности прямой призмы можно найти по формуле:

а) Sбокосн·h

б) Sбок=Sосн·h

в) Sбок=а·h, где а – сторона основания

9). Площадь полной поверхности прямой призмы можно найти по формуле:

а) Sполн=Sосн+ Sбок

б) Sполн=2Росн+ Sбок 

в) Sполн=2Sосн+ Sбок

Приложение 2

Таблица 1. Определение площади поверхности упаковки, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда (вместимость – 0,2 литра)

Кол-во упаковок

Длина
(а)

Ширина
(b)

Высота
(h)


Sосн. 

Sбок.пов. 

Sполн.пов. 

1

       

         Таблица 2. Определение площади поверхности упаковки, имеющей форму   

         правильного тетраэдра  (вместимость – 0,2 литра).

Кол-во
упаковок

Сторона
грани  
(а)

S1
(площадь одной грани
по ф-ле Герона)

Sполн.пов. 

1

                                        Примерный ход работы.

Таблица 1. Определение площади поверхности упаковки, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда (вместимость – 0,2 литра)

Кол-во
упаковок

Длина
(а)

Ширина
(b)

Высота
(h)


Sосн. 

Sбок.пов. 

Sполн.пов. 

1

5 см

3,5 см

12 см

17,5 см2

204 см2

239 см2 = 0,0239 м2

                                   Тогда на 3000 упаковок надо 71,7 м2 ≈ 72 м2

         Таблица 2. Определение площади поверхности упаковки, имеющей форму   

         правильного тетраэдра  (вместимость – 0,2 литра).

Кол-во
упаковок

Сторона
грани  
(а)

S1
(площадь одной грани
по ф-ле Герона)

Sполн.пов. 

1

12 см

62,4 см2

249,6 см2 =0,02496 м2

                                  Тогда на 3000 упаковок надо 74,88 м2 ≈ 75 м2

                 Экономия составит: на 1 упаковке – 10,6 см2; на 3000 упаковок – 3 м2.

Вывод:  экономически более выгодна будет упаковка, имеющая форму прямоугольного параллелепипеда.

Приложение 3

Задачи

с практическим содержанием по теме «Площадь поверхности призмы».

1). На заводе игрушек выпускают наборы кубиков. В набор входит по 10 кубиков красного, зеленого, синего и желтого цвета. Сколько пластмассы каждого цвета понадобиться для одного такого набора, если ребро кубика 10 см?       (по 0,6 м2 пластмассы каждого цвета )

2). Коллекционер заказал аквариум, имеющий форму правильной шестиугольной призмы. Сколько квадратных метров стекла необходимо для изготовления аквариума, если сторона основания 0,5 м, а высота 1,2 м? Ответ округлите до сотых.  (4,24 м2)

3). На даче нужно покрасить с внешней и внутренней стороны бак с крышкой для воды. Бак имеет форму прямой призмы высотой 1,5 м. В основании призмы лежит прямоугольный треугольник с катетами 0,6 м и 0,8 м. В магазине имеется краска в банках по 1 кг и 2,5 кг. Сколько и каких по массе банок краски надо купить для покраски бака, если на 1 квадратный метр расходуется 0,2 кг краски?    (m≈1,8 кг; 2 банки по 1 кг)

4). На заводе выпускают подарочные коробки в виде прямой призмы, в основании которой лежит ромб с диагоналями 24 см и 10 см. Площадь полной поверхности призмы равна 760 кв.см. Какой будет высота этой коробки?    (10 см)

5). Необходимо изготовить короб с крышкой для хранения картофеля в форме прямой призмы высотой 0,7 м. В основании призмы лежит равнобедренная трапеция с основаниями 0,4 м и 0,6 м и боковой стороной 0,5 м. Сколько фанеры понадобиться для изготовления короба? Ответ округлите до целого числа.      (2 м2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект уроки природоведения "Формы поверхности Земли"

Урок природоведения в коррекционной школе 8 вида....

Конспект уроки природоведения "Формы поверхности Земли"

Урок природоведения в коррекционной школе 8 вида....

Конспект урока : «Изображения земной поверхности», 5 класс

конспект урока "Изображение земной поверхности"  для 5 класса  составлен для классов работающих по ФГОС...

Конспект урока "Формы земной поверхности".

Конспект урока "Формы земной по верхности" для учащихся 10 класса с ОВЗ....

Презентация урока геометрии в 10 классе "Призма. Площадь поверхности призмы"

Данная презентация поможет учителю в организации урока геометрии в 10 классе по данной теме...

конспект урока "Формула площади поверхности прямоугольного параллелепипеда"

В основе урока  -  исследовательская деятельность учащихся, напавленная на вывод формулы площади поверхности прямоугольного параллелепипеда...