создание системы обобщающих - уроков зачёт по геометрии
материал по геометрии (7 класс) на тему
Учащиеся на обощающих уроках – зачётах получают опыт интеграции, которая обусловлена процессом восполнения , развития, объединения в целое ранее разрозненных частей. Так же эти уроки дают возможность создать целостную картину окружающего мира и расширять кругозор.
Обобщающие уроки – зачёты позволяют разрешить эти противоречия, они позволяют учащимся:
- Развивать научную интуицию;
- Дифференцировать глубину изучения предмета;
- Усиливать связь обучения с повседневной жизнью;
- Развивать самостоятельное и логическое мышление
- Работать с тестами, чертежми и моделями геометрических фигур;
- Систематизировать и обощать знания по заданной теме
- Воспитывать положительное и добросовестное отношение к учёбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «ЛУЧКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ РАЙОН ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ
ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ КУЛИКОВА Г.В.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Лучковская основная общеобразовательная школа – это малокомплектная школа, с малой наполняемостью классов, плохой материальной базой и учениками, живущими и обучающимися в одном коллективе. Учащиеся на обощающих уроках – зачётах получают опыт интеграции, которая обусловлена процессом восполнения , развития, объединения в целое ранее разрозненных частей. Так же эти уроки дают возможность создать целостную картину окружающего мира и расширять кругозор.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Современная дидактика и методика утверждают, что достижение успеха в обучении, развитии и воспитании школьников во многом зависит от сформированности у них представления о единстве мира, понимания необходимости регулировать свою деятельность на основе знания всеобщих природных законов и закономерностей, раскрытия внутри межпредметных связей.
Наша школа работает над темой «Создание условий для максимального развития личности учащихся, обеспечивающих современное качество образования через внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процесс» и поэтому в обязанности учителя входит обеспечить достижения каждым учащимся уровня обязательной подготовки, а также предоставить учащимся , проявляющим склонность и интерес к математике возможность овладеть материалом на более высоком уровне. В результате возникают противоречия между предметным образованием и реальной жизнью, а также между стремлением личности к творческому самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Обобщающие уроки – зачёты позволяют разрешить эти противоречия, они позволяют учащимся:
- Развивать научную интуицию;
- Дифференцировать глубину изучения предмета;
- Усиливать связь обучения с повседневной жизнью;
- Развивать самостоятельное и логическое мышление
- Работать с тестами, чертежми и моделями геометрических фигур;
- Систематизировать и обощать знания по заданной теме
- Воспитывать положительное и добросовестное отношение к учёбе.
Основной задачей обучения математике в общеобразовательной основной школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Опыт свидетельствует, что стихийное решение этой задачи не происходит. Необходима специальная ориентация учебного процесса, в частности специальное внимание к проверке достижения уровня обязательных требований. Одним из способов такого контроля являются обобщающие уроки – зачёты. Готовя такие уроки по геометрии я стараюсь исходить из предпосылок заложенных в смысле самого предмета, то есть учащийся должен понимать геометрический язык, использовать его для описния предметов окружающего мира, получать представление о некоторых областях применения геометрических знаний в быту, науке, технике, искусстве, распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры, а также изображать их по условию задачи, и конечно же, применять свои знания на практике.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
На обобщающих уроках – зачётах меняется роль учителя. Он перестаёт быть «поставщиком» знаний, учитель становится консультантом и корректором. Основным требованием при составлении плана обобщающего урока – зачёта является обеспечение полноты проверки знаний на уровне обязательной подготовки. Свои такие уроки я строю опираясь на требования к обязательному уровню усвоения содержания обучения и на здоровьесберегающие технологии. На уроке я обычно использую не менее четырёх видов различной деятельноси, что способствует снятию усталости у учащихся и даёт полноценную отдачу на уроке. В каждом виде деятельности предусмотрены разноуровневые задания, т.е. я использую технологию индивидуализации и дифференциации знаний.Сильным ученикам я задаю на дом подготовить любое задание на выбор либо «заполни пропуски», либо «верно – неверно», либо тесты. Проверяю их, и на уроке они могут провести проверку работы у других учащихся и исправить ощибки. Здесь плюс ко всему начинает работать система ученик – ученик, что позволяет увеличить усвоение материала у слабоуспевающих учащихся на 10%.
На обобщающих уроках – зачётах основной идеей является сотрудничество педагога и ученика на основе взаимного уважения и доверия, а при подготовке к такому уроку – идея максимальной помощи ученику в познании и самоутверждении, т.е. учитель на таких уроках становится не строгим критиком, а помощником в результате чего ученик открывается с другой стороны, познаёт себя, самоутверждается и повышает свою самооценку.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Необходимость проведения обощающих уроков – зачётов возникла из-за очерёдности изложения материала по геометрии. Изучение понятий и опрделений происходят концентрически, т.е. изложенный мтериал в 7 классе расширяется в 8 и 9 классах. Например при изучении темы «Четырёхуголники» определение ромба, прямоугольника и квадрата даётся через определение параллелограмма, а в следующей главе «Площади» мы, опираясь на знание свойств этих фигур и умение определять их вид по чертежам, выводим формулы для расчёта площади ромба, прямоугольника и квадрата через параллелограмм. Поэтому на обобщающем уроке – зачёте по теме «Четырёхугольники» я перед собой ставлю цель не только проверить и проконтролировать глубину и прочность усвоения материала, но заложить базу для изучения следующей темы. Так некоторые задания я составляю с перспективой на применение знаний учащихся в нестандартной ситуации.
Содержательная структура учебного материала на уроках – зачётах не определена строго, она обычно модифицируется в ходе процесса решения поставленной на уроке проблемы, в зависимости от реальных условий, в которой находятся ученики. На уроке рассматривается одно и тоже понятие или определение с различных точек зрения. Наприме, если в первом задании «заполни пропуски» надо вставить пропущенные слова в определении ромба, то во втором задании «верно – неверно» проверяется знание тогоже определения с другой точки зрения. Задание в этом сучае может звучать следующим образом «ромб – это квадрат, у которгого противоположные углы равны, а стороны не перпендикулярны. Проанализировав это утверждение, ученик приходит к выводу. Что оно не верно. Третье задание «выбери верный ответ» составляется в виде тестов, где даётся адание на опрделение ромба с четырьмя вариантами ответов. Это могут быть тесты с готовыми ответами, из которых надо выбрать или с краткими ответами, когда решение и обоснование не требуется и ответ даётся в виде определённого числа, выражения, слова и т.д. Опыт показал, что тесты являются удобной формой контроля за достижением уровня обязательной подготовки, позволяющие в короткое время обеспечить достаточную полноту проверки. Вместе с тем необходимо отмтить, что возможности этой формы контроля весьма ограничены и было бы большой ошибкой стремиться всю работу на обощающем уроке – зачёте сводить к тестированию, поэтому я использую различные формы контроля, которые выявляют пробелы в знаниях учащихся и помогают им устранить их. Я проверяю результаты каждого задания, и если есть какие – либо ошибки, то разбираю их с учеником, сразуже и тогда второе задание идёт как закрепление исправленной ошибки. Такая система на обобщающих уроках – зачётах выявляет ошибки, устраняет их и помогает закрепить знания учащихся.
НОВИЗНА ОПЫТА
Подготовка обобщающих уроков – зачётов – дело трудоёмкое, но благодарное. На этих уроках у каждого ученика есть возможность выявить пробелы в знаниях, откорректировать их и устранить, что необходимо, т.к. эти уроки я провожу перед контрольными работами. Учителю же обобщающие уроки – зачёты позволяют эффективно использовать учебное время, применять новые методы работы, воспитывать грамотного ученика и исследователя.
При разработке критериально – ориентировачного обобщающего урока – зачёта прежде всего требуется определить его содержание – составить полный перечень умений, на проверку которых направлн урок. Основой для составления этого списка служат требования к подготовке учащихся. А характер и уровень заданий, с помощью которых проверяются выделенные умения, определяются образцами задач, клнкретизирующих уровень обязательной подготвки. При принятии решения о включении задания в работу анализирую её с точки зрения возможности задания большинством учащихся.
Обобщающие уроки – зачёты я провожу пять раз в год, после изучения каждой главы и итоговое обобщение за год. Эти уроки включены у меня в тематическое планирование и там же я записываю ориентировочные задания, которые я вывешиваю в начале изучения данной темы. Это маяки, на которые учащиеся ориентируются при полготовке к обощающему уроку – зачёту. Задания я беру из сборника Министерства Образования РФ «Оценка качества по подготовке выпускников основной школы по математике».
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Обобщающие уроки – зачёты начинаю проводить с 7 класса, но элементы таких уроков применяю уже в 5 классе на математике. В процессе обучения учащиеся накапливают опыт работы на обобщающих уроках – зачётах. Как это происходит можно проследить по изменению структуры деятельности ученика.
- Подготовка к самому первому уроку:
- Ученик стоит перед новым для него действием. Чтобы выполнить операцию самому, требуется перевести словесные указания учителя и воспринятые при показе образы на язык моторики (т.е. регулирования собственных движений). Пытаясь выполнить задание, замечая и исправляя ошибку, ученик впервые начинает по настоящему улавливать её сущность, начинает «мускулами чувствовать» способы её исправления. Именно здесь преодолевается главная трудность, перекидывается мост от образно – логического представления о том, как следует выполнять действия, к фактическому выполнению этого действия.
- Подготовка ко второму уроку:
- Ученик уже имеет представление о способах выполнения задания. Поэтому отпадает большинство трудностей, связанных с переходом от слов к делу, от образа к действию. Отсюда, как правило, значительноый сдвиг, резкое ускорение и улучшение выполнения задания.
- Подготовка к последующим урокам:
- Ученик автомтически выполняет подготовку задания. Автоматизация основных приёмов контроля и регуляции действия освобождает сознаниедля более широкого учёта условий действия. Возникает возможность произвольного управления скоростью действий, приспособлять их к изменяющимся задачам, переносить на новые ситуации и детали.
На обобщающих уроках зачётах хорошо происходит формирование личности ребёнка как исследователя и добытчика знаний. Учащиеся получают специальные знания: как работать с материалом, относиться критически к поступающей информации, доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания, т.е. учащиеся учатся учиться.
Работая над подготовкой к обощающему уроку – зачёту, учащийся овладевает различными навыками, но как же они у него формируются? Получая задание, он осмысливает его. На первом этапе, ученик понимает цель задания, но смутно представляет пути достижения её. У него нет ещё знаний, необходимых для преодоления поставленной проблемы. На данном этапе роль учителя наиболее значима, он пока ещё остаётся человеком, дающим знания. На втором этапе у ребёнка формируется уже отчётливое понимание способов выполнения задания, но выполняется оно ещё неумело, неточно. Меняется роль учителя – он становится помощником. На третьем этапе развития навыка ученик повышает качество подготовки, уделяет больше внимания на результат. Учитель на данном этапе становится корректором и критиком. На последнем этапе ученик гибко и целесообразно выполняет задание, контролирует, анализирует и синтезирует добытую информацию. Учитель становится оппонентом или партнёром. Только когда ученик пройдёт все четыре этапа, можно говорить о том, что у него сформировался навык.
Хотелось бы здесь отметить ещё одну особенность обобщающих уроков – зачётов, позволяющую изменить оценку и самооценку ученика. В отличие от взрослых, у подростка, как правило, не сформирована самооценка, поэтому он вынужден ориентироваться на предполагаемые оценки своих поступков со стороны различных авторитоетов: оценку родителей, учителей, сверстников и т.д. Работая с каждым учеником индивидуально, учитель, использующий дифференцированный подход, резко повышает у подростка самоуважение, пробуждает у него интерес к исследования, т.е. формируются умения.
Формирование умений прдставляет собой овладение всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета, операцией по выявлению этой информации, её сопоставлению и соотнесению с действиями. Необходимо заметить, что процесс такого формирования, т.е. научения умения, может осуществляться разными путями. Их можно свести к двум крайним случаям:
- Применяется при работе с сильным учеником, у которого уже сформирован навык работы на обощающих уроках – зачётах. Учитель перед учеником ставит проблему, которую ученик должен сам преодолеть. Ученик сам ищет пути решения поставленной задачи, обнаруживая ориентиры и перерабатывая информацию, использует различные приёмы деятельности.
- Применяется при работе со слабым учеником. Учитель знакомит учащегося с ориентирами по данному вопросу, даёт ему ключевые вопросы, опираясь на которые учащийся сможет решить поставленную перед ним задачу. Учитель помогает ему организовать деятельность по переработке и использованию полученной информации.
Социальный заказ школе на формирование творческой личности школьника, способной беззаветно трудиться на благо своей Родине, может выполнить только творческий учитель. Педагогика сотрудничества ученика и учителя, их взаимообогащение и гуманистические отношения реализуются в их взаимном творческой деятельности – другого пути нет. Идея сотрудничества исключает авторитарность, эксплуатацию памяти, неумную схему контроля и оценки»знаешь – незнаешь». Она стимулирует совместный поиск, глубокую веру ученика в свою защищённость и право на ошибку, на утверждение себя через поиск и успешное решение интеллектуальных и физических трудностей, с одной стороны, и с другой – веру учителя в духовные силы ученика. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и есть то искомое, которое способно действительно вскрыть внутренние резервы обучения.
В процессе творческой деятельности перед учеником возникают две последовательные задачи:
- Распознавать объект, его признаки, стороны, составные элементы, связи и отношения;
- Описать его, объяснить причину или способ существования, сформулировать правило, если это необходимо.
На обощающих уроках – зачётах ученик учится решать эти задачи через самостоятельный поиск и конструирование какого – то нового продукта (нового для самого ученика), т.е. через творческую, познавательную деятельность.
Следовательно, основными критериями творчества на обобщающих уроках – зачётах являютс:
- Полная или частичная самостоятельность;
- Умение раскрыть поставленную задачу доступно и интересно;
- Умение формулировать правила и применять их на практике
- Создание в процессе движения к цели нового продукта.
Делая вывод из всего вышесказанного необходимо отметить, что на обощающих уроках – зачётах и при подготовке к ним учителю для формирования новых знаний необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения.
Формы обучения: индивидуальная, групповая
Формы организации: дидактическая игра, семинар
Методы обучения
При подготовке к уроку | На самом уроке |
- исследоватльский - самостоятельная работа - практический | - аналитический - обобщающий - проблемный - исследоватльский |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Опыт показал, что обобщающие уроки – зачёты решают поставленные цели:
- Учат самостоятельному и логическому мышлению.
- Учат работать с тестами, чертежами и моделями геометрических фигур.
- Систематизировать и обобщать знания учащихся .
- Учат анализировать заданный материал.
- Развивают умение применять свои знания на практике.
- Развивают умение выполнять вычисления в заданном темпе.
- Воспитывают положительное и добросовестное отношение к учёбе.
Как доказательство хорошей результативности можно предъявить следующую динамику развития учащихся на примере класса со слабой успеваемостью:
7 класс 8 класс 9 класс
Белый цвет- повышение качества знаний в сравнении оценок за контрольную работу после обобщающего урока – зачёта.
Красный цвет - понижение качества знаний в сравнении оценок за контрольную работу после обобщающего урока – зачёта.
Обобщающие уроки – зачёты, проводимые в системе, выполняют поставленные перед ними цели и задачи и необходимы для систематизации знаний и умений учащихся.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Работа над обобщающими уроками – зачётами – это огромный труд для учителя, но зато и результат оправдывает все затраты. Такие уроки можно проводить и в малочисленных, и в малокомплектных и в средних школах, но только в той школе приживётся такая форма проведения урока, где учитель привык работать творчески. Обобщающие уроки-зачёты, проводимые в системе, выполняют поставленые перед ними задачи и необходимы для систематизации знаний и умений.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Коротяев Б.И. Учение – процесс творческийнига для учителя: Из опыта работы/М: Просвещение 1989
- Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе: Книга для учителя / М.: Просвещение, 1988
- Петровский А.В. Общая психология /М.: Просвещение, 1986
- Сборник Министерства Образования РФ «Оценка качества по подготовке выпускников основной школы по математике».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации и проведения уроков-зачётов в старших классах
Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и навыков каждого учениа класса с зачётом по основным темам.Система зачетов позволяет осуществить контроль за освоением теоретич...
обобщающий урок-презентация по геометрии по теме:"Параллелограмм"
Урок предназначен для обобщения знаний по теме:" Параллелограмм " и применение данных знаний при решении задач разных уровней сложности....
Обобщающий урок по курсу геометрии в 11 классе. Урок -игра
Урок предназначен для обобщения материала изучения геометрии в игровой форме в целях совершенствования логического подхода к решению задач по геометрии....
Система проведения уроков-практикумов по геометрии
формирование у учащихся навыков решения задач...
Урок-зачёт обобщающего характера по геометрии за курс 9 класса "КВН".
В разработке дан не только материал геометрического содержания за курс геометрии 9 класса, но и предложены названия команд, приветствие соперникам, домашнее задание творческого характера (составить эп...
Система обобщающего повторения на уроках геометрии
Материал для подготовки учащихся 9-ого класса к сдаче ГИА...
9 класс. Обобщающий урок-повторение курса геометрии за 8-ой класс
9 класс. Обобщающий урок-повторение курса геометрии за 8-ой класс...