Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся_7__ класса теме: “Соотношения между сторонами и углами треугольника”
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме
В данной методической разработке представлен проект по курсу "Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики ..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_realizatsiya_trebovaniy_fgos.doc | 887 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Дополнительное профессиональное образование
кафедра математических дисциплин
ПРОЕКТ
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся_7__ класса
теме: “Соотношения между сторонами и углами треугольника”
Выполнил
слушатель учебного курса
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»
учитель математики МОУ СОШ №17 , г. Клин
Заклюкина Н.В.
Руководитель курса:
ст. преподаватель
кафедры математических дисциплин
Кузнецова М.В.
Москва 2013
Содержание
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» §1. Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики §2. Логико-математический анализ содержания темы "Соотношения между сторонами и углами треугольника". § 3. Цели обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника". § 4. Карта изучения темы "Соотношения между сторонами и углами треугольника" и её использование § 5. Учебный план темы "Соотношения между сторонами и углами треугольника" § 6. Примеры реализации целей обучения теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника" ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ | 3 4 6 8 12 14 17 20 21 22 |
ВВЕДЕНИЕ
Наше государство ставит одной из главных целей: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В связи с запросами общества и изменяется цель образования. Это:
- Гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе.
- Признание обществом значимости (полезности) той деятельности, которую выполняет личность
- Получение личностью удовлетворения от результатов своей деятельности (материального, интеллектуального, эмоционального).
Поэтому важно вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.
Цель проекта: Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы: «Соотношения между сторонами и углами треугольнника» в 7 классе по учебнику Геометрия: учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян и др.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
Задачи исследования.
1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.
2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ
3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.
4. Составить учебную рабочую программу «Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики (в соответствии с темой).
5. Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе (фрагментов двух – трёх уроков, иллюстрирующих развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики).
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
§1. Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики
В последние десятилетия, в период крупных социально-политических изменений логика развития производственной сферы привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано в первую очередь с развитием ума и способностей человека, его системы ценностей и мотивационных установок, а во-вторых с образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений. Сегодня - это не просто вопрос успешности человека в жизни, но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны в целом , условие ее расцвета и мирного развития.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов)
Это говорит о том, что предстоит реальный, а не формальный переход школы к новой гуманистической парадигме образования, дающее нашей стране возможность на достойное существование и развитие в будущем.
В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Эта программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности. Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:
- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
§ 2. Логико-математический анализ содержания темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Тема «Соотношения между сторонами и углами треугольника» вводится в 7 классе, а продолжает изучаться в 8 и 9 классе. Включает в себя следующие разделы: "Сумма углов треугольника"; "Соотношения между сторонами и углами треугольника".
Цель – доказать теорему о сумме углов треугольника, следствия из нее; ввести понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольника; рассмотреть теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из этих теорем.
Знать и понимать:
- какой угол называется внешним углом треугольника;
- какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным;
- неравенство треугольника
Уметь:
- доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия;
- доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами
треугольника, следствия из этих теорем;
- доказывать теорему о неравенстве треугольника;
- выполнять чертежи по условию задач;
- вычислять значения геометрических величин ( длин, углов)
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
Понятий в теме 3 Они даются в конструктивном виде. Для их усвоения требуются такие опорные знания как определение треугольника, определение угла, элементы, треугольника и их буквенное обозначение. Подведение под понятие осуществляется с помощью учителя, опираясь на предыдущие знания. Для качественного усвоения знаний, учителю необходимо добиться от учеников понимания материала и применение их в практике. Для этого следует проводить работу по карточкам и готовым чертежам. Также проводить устные опросы учащихся.
№ п/п | Раздел, название урока в поурочном планировании | Дидактические единицы образовательного процесса | Контроль знаний учащихся | Коли- чество часов | Дата | Корректи ровка |
Гл 5 Соотношения между сторонами и углами треугольника | Знать и понимать:
Уметь:
| 7 | ||||
41 42 43 | Сумма углов треугольника, п.30,31 | Обучающий урок. Урок практическая работа. Самостоятельная работа обучающая. | 3 | |||
44 45 46 | Соотношения между сторонами и углами треугольника, п.32,33 | Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа).Урок практическая работа | 3 | |||
47 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника», п. 30-33 | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль | 1 |
§3 Цели обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Перемены происходящие в современном обществе требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Системно-деятельностный подход лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Выделяются четыре вида УУД: 1)личностные; 2)регулятивные; 3)общепознавательные; 4) коммуникативные.
3.1. Развитие личностных УУД. Личностные универсальные учебные действия включают: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, самопознание и самоопределение. Владение этими действиями позволяет ученику построить образ своего «Я», способствует личностному, профессиональному, жизненному самоопределению и построению жизненных планов во временной перспективе. Эта группа УУД направлена на установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение».
Выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора – составляющие личностных УУД.
3.2. Развитие регулятивных УУД. К регулятивным УУД относятся: 1)целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
2)планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
3) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
4) контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
5) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
6) оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
7) волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолению препятствий, эмоциональная устойчивость к стрессам, эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями).
3.3. Развитие познавательных УУД. Общепознавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблем.
К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование учебной информации и знаний; произвольное и осознанное построение устного и письменного речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
К логическим общепознавательным действиям относятся: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство.
Постановка и решение проблем включает: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.4. Развитие коммуникативных УУД. Группа коммуникативных УУД включает: планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.
Таблица целей обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 7 класс, Л.С.Атанасян
Формулировки обобщённых целей | Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель | Средства помощи | ||
цель считается достигнутой, если Вы на уровнях: | ||||
первом | втором | третьем | ||
Ц 1: приобретение УИ, формирование логических ПУД | а)составляете схему классификации треугольников с использованием учебника и набора объектов; б)создаете знаковую модель теоремы с использованием учебника, карточек информаторов, презентации; в)сравниваете решения однотипных задач I уровня сложности. | а) самостоятельно составляете схему классификации треугольников с использованием набора объектов; б)Составляете план доказательства, ищете доказательство с помощью схемы поиска; в) обобщаете решение задач одного типа | а) даёте определение видов треугольника, дополняете классификацию видов треугольника б) выполняете анализ и ищете доказательство теоремы самостоятельно; в) составляете приёмы решения типовых задач самостоятельно или с помощью указаний | а) схема определения понятия; б) классификации видов уравнения |
Ц 2: кон-троль усвоения теории; формирование | первом | втором | третьем | 1) классификация треугольников 2) схемы подсказки 3)схема доказательства теоремы 4) образец записи доказательства теоремы 5)учебник, презентация 6)образцы записей решения задач в учебнике и тетради 7)эвристические рекомендации для решения задач |
знаете а) определения: 1) треугольника 2) различных видов треугольника (остроугольный, тупоугольный, прямоугольный) 3) перечисляете признаки различных видов треугольника; 4) вставляете пропущенные в определения слова 5) выбираете из данных формулировок определение 7) воспроизводите схему классификации треугольников б)формулируете теорему, заполняете пропуски в доказательстве, используя готовую схему; в) приводите примеры в соответствии с определениями; | знаете а) определения: 1) различных видов треугольника 2) выделяете признаки различных видов треугольников 3) воспроизводите схему классификации треугольников приводите контрпримеры в соответствии с определениями; | знаете 1) классификацию треугольников и их определения; 2) различаете свойства и признаки треугольников; 3) самостоятельно приводите доказательство теорем; 4) выводите следствия из теоремы и умеете их доказывать понимаете область применения теорем. | ||
Ц 3: применение знаний и умений | первом | втором | третьем | |
умеете: а) использовать основные приемы для решения простейших задач; б) решать простейшие задачи с использованием ориентиров | умеете: а) использовать различные приемы и способы для решения задач 2-го уровня сложности; б) решать задачи 2-го уровня сложности | умеете а) использовать приемы и способы для решения задач 3-го уровня сложности; б) решать задачи 3-го уровня сложности; | ||
Ц 4: формирование КУД | Ц 4: а) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; б) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; в) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях; г) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия | приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности | ||
Ц 5: формирование общих ПУД и РУД | Ц 5: а) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; б) выбираете задачи и решает их; в) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов; г) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; д) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делаете выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельности | приёмы саморегуляции УПД |
ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
§ 4. Карта изучения темы "Соотношения между сторонами и углами треугольника" 7 класс, Л.С.Атанасян и её использование
I. Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей) | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||
Ц 1,5 | Ц 2 -4 | Ц 1,5, | Ц 2- 5 | Ц 1,2,4 | Ц 2 -4 | Ц 2,3,5 | Ц2,4,5 | |||||||||||
П. 30 | П. 30 | П. 31 | П. 32 | П33 | Подг. к КР | Контрольная работ | Урок коррекции а | |||||||||||
II. Блок актуализации знаний учащихся | ||||||||||||||||||
Знать: определения: треугольник, угол, сторона; измерение углов; свойства равнобедренного треугольника; признаки равенства треугольников; теоремы об углах. Уметь: различать разные виды треугольников, уметь доказывать теоремы о "равенстве треугольников", решать задачи с использование свойств равнобедренного треугольника, признаков равенства треугольников, находить градусную меру углов. | ||||||||||||||||||
III. Предметные результаты (Ц 2, 3 таблицы целей): уметь решать текстовые задачи, уметь доказывать теорему о «сумме углов треугольника», «неравенство треугольника», теорему о «соотношениях между сторонами и углами треугольника» | ||||||||||||||||||
YI. Образцы заданий итоговой контрольной работы (Ц 5) | Y. Средства обучения теме | |||||||||||||||||
1 уровень | Баллы | 2 уровень | Баллы | 3 уровень | Баллы | |||||||||||||
1) В ∆АВС АВ>BC>AC. Найти ∟А,∟В,∟С, если известно, что один из углов треугольника равен 1200, а другой 400 2)В треугольнике АВС угол А равен 500, а угол В в 12 раз меньше угла С. Найдите углы В и С. 3) В треугольнике АВС угол С равен 900, а угол В равен 350, СD - высота. Найдите углы треугольника ACD. | 1 1 1 | 1)В треугольнике CDE точка М лежит на стороне СЕ, причем угол CMD острый. Докажите, что DE>DM. 2)Найдите углы треугольника АВС, если угол А на 600 меньше угла В и в два раза меньше угла С. 3)Периметр равнобедренного треугольника равен 45 см, а одна из его сторон больше другой на 12см. Найдите стороны треугольника. | 1 1 2 | 1)В треугольнике MNK угол К равен 370, угол М равен 690, NP – биссектриса треугольника. Докажите, что MP 2)В треугольнике АВС угол С равен 900, а угол В равен 700. На катете АС отложен отрезок СD, равный СВ. Найдите углы треугольника ABD. 3)Один из внешних углов треугольника в два раза больше другого внешнего угла. Найдите разность между этими внешними углами , если внутренний угол треугольника, не смежный с указанными внешними углами, равен 450. | 1 2 2 | 1)приём анализа текста задач 2) приём записи решения задач 3) эвристические рекомендации для решения задач 4) приёмы саморегуляции при выполнении преобразований и решении уравнений | ||||||||||||
YI. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2, 3, 5) | ||||||||||||||||||
1 уровень (обязательный уровень стандарта): №№224, 228(а), 230, 236, 237, | ||||||||||||||||||
2 уровень: №№234, 235, 245,250 | ||||||||||||||||||
3 уровень: №№296, 297, 248,253 | ||||||||||||||||||
4 уровень: №№ (со звёздочкой) 303, 304,334 | ||||||||||||||||||
YII. Темы индивидуальных заданий (Ц 5) | ||||||||||||||||||
1) Из истории возникновения треугольников 2) Значение геометрии в жизни людей 3) Египетский треугольник 4) Геометрические свойства различных видов треугольников 5) "Евклид" 6)Треугольник – геометрический символ 7) "Шпаргалка по геометрии" 3) "Геометрия вокруг нас" | ||||||||||||||||||
YIII. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5) | ||||||||||||||||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | |||||||||||||||
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; составление схемы определения понятия, подведение под понятие; постановка и решение проблемы при составлении задачи | Выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить; приёмы саморегуляции | Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе, умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений | Рефлексия собственной деятельности |
§ 5. Учебный план темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики (фрагмент)
Класс: _7__
Учитель: Заклюкина Н.В.
Количество часов: на учебный год: _68 в неделю:_2
Плановых контрольных уроков: : I ч. – 1 ; II ч. – 1 ; III ч. – 2; IV ч. – 2;
Планирование составлено на основе источников:
1) За основу взята программа по геометрии 7-9 классов для общеобразовательной школы УМК Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др. / М.: Просвещение, 2012г.
2) Учебник ГЕОМЕТРИЯ 7-9 Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др
4) УМК ФГОС. Рабочая тетрадь по геометрии 8 класс./Ю.А.Глазков, П.М.Камаев.- М. «Экзамен»,2012.
5) Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. /Гаврилова Н.Ф - М. Вако , 2010 г.- 309 стр.
6)Контрольно-измерительные материалы. Геометрия 8./Сост. А.Н.Рурукин.- М.ВАКО.2012.
7)Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов./ Буланова Л. М., Дудницын Ю. П – М.: Просвещение, 2010.
8) Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. . Атанасяна Л.С. 7-9 классы./ Иченская М. А – Волгоград: Учитель, 2006.
9)Задачи и упражнения на готовых чертежах./ 7-9 классы. Геометрия. Рабинович Е.М. - М: Илекса, 2012г – 60стр
Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД; ПЛ УУД - познавательные логические УУД; ПО УУД - познавательные общеучебные УУД; РУУД – регулятивные УУД; КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество; КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи; Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание; УПД – учебно-познавательная деятельность.
№ уро- ков | Раздел, тема урока | Форма урока; форма обучения | Предметные и метапредметные результаты Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД) |
1 - 8 | Название темы | Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) теорем; в) типов задач Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) геометрических понятий; б) теорем; в) типов и классов задач Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении геометрических и учебных задач Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД | |
1 | Теорема о сумме углов треугольника | Урок смешанного типа Фронтально-индивидуальная | Ц 5: Введение в тему "соотношения между сторонами и углами треугольника", постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; Ц 1: |
2 | Решение задач на нахождение углов треугольника | Практикум Групповая работа | Ц 2: Ц 3: Ц 4: |
3 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа). | Ц 5: Сравнение и классификация различных видов треугольников Ц 1: |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Практикум: Фронтальная и парная формы | Ц 2: а1) указывает понятия: треугольник, угол, сторона б1) перечисляет отношения между сторонами и углами треугольника 1) применяет прием подведение под понятие и прием выведения следствий из теорем; в2) полученные знания применяет к решению задач; Ц 3, Ц 4, Ц 5 |
5 | Неравенство треугольника | Лекция – диалог Фронтально-индивидуальная работа | Постановка и решение проблемы (познавательные УУД) Ц 1:составление плана и схем поиска доказательства теоремы "неравенство треугольника", решения задачи; составление предписаний для доказательства теорем; Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе чтения лекции Ц 4 ПОУУД – построение речевых высказываний, посредством смыслового разделения текста на части |
6 | Решение задач на неравенство треугольника | Обучающий урок. Урок практическая работа. | Ц 2: Ц 3: Ц 4: |
7 | Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Практикум. Индивидуальная работа | Ц 2, 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы |
8 | Урок коррекции и рефлексии | Рефлексивный семинар Индивидуальная, парная (взаимопомощь) | Ц 2, Ц 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их; Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы о результатах выполнения контрольной работы, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности |
Внеурочная самостоятельная деятельность: | |||
I. Тематика для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, математический вечер, декаду математики и др. (по итогам изучения курса за четверть, за 1-е полугодие, за год) 1) Из истории возникновения треугольников 2) Значение геометрии в жизни людей 3) Египетский треугольник 4) Геометрические свойства различных видов треугольников 5) Евклид. II. Тематика долгосрочных проектов по разделу 1) Треугольник – геометрический символ 2) Шпаргалка по геометрии 3) Геометрия вокруг нас |
§6. Примеры реализации целей обучения теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника"
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет: геометрия класс: 7 автор учебника: Л.С.Атанасян тема урока:"Сумма углов треугольника"
всего часов на тему: 3 номер урока в теме: 2 тип урока: урок практическая работа
Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
- приобретение учебной информации,
- контроль усвоения теории,
- применение знаний и умений,
- формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи урока: освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники»:
- знание определения остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольника, формулировки следствия из теоремы о "сумме углов треугольника", понимание взаимосвязей между ними,
- умение применять эти знания и умения для решения практических задач,
- контроль уровня освоения материала,
- развитие метапредметных универсальных учебных действий.
Планируемые образовательные результаты | ||||
предметные | метапредметные | личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Знать: опр. остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольника, название сторон прямоугольного треугольника; следствие из теоремы о "сумме углов треугольника" Уметь: изображать различные виды треугольников; доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия | Прием постановки учебной задачи; прием работы с задачей; составление плана; осуществление самоконтроля и самооценки; приемы саморегуляции. | Сравнение, обобщение конкретизация, анализ; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения, доказательство; рефлексия достижения целей; подведение под понятие | Умение формулировать собственное мнение и позицию; участие в обсуждении содержания материала; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; взаимоконтроль, взаимопроверка, | Рефлексия собственной деятельности. |
Организационная структура урока
этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
познавательная | регулятивная | коммуникативная | |||||
осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | ||
Организационный момент | Приветствует учащихся, положительный настрой на урок | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | |||||
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Вспоминают опр. треугольника; дает задание на повторение "по готовым чертежам найти градусную меру углов"; подводит учащихся к формулированию цели и задач урока: делает сообщение о различных треугольниках; подводит под понятие: дает задание разделить треугольники, изображенные на доске на группы | Участвуют в обсуждении, просматривают слайды, ведут записи в тетради и на доске. | Сравнение, классификация; установление причинно следственных связей; подведение под понятие; составление классификационной схемы | Читают (прослушивают) задание; составляют план решения задачи, выполняют задание в тетради и на доске, разбивают объекты на группы | Прием работы с задачей | Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде; с записями на доске. | взаимоконтроль, взаимопроверка, |
Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. | Дает задание в группах: заполнить сигнальные карточки | Участвуют в обсуждении, ведут записи в тетради, поиск информации в учебнике | Сравнение, обобщение конкретизация; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; работа с учебником | Заполняют сигнальные карточки; формулируют следствия из теоремы "о сумме углов треугольника" | осуществление самоконтроля; прием работы с задачей; | Формируют собственное мнение; выполняют задание в группах | Сотрудничество со сверстниками и учителем |
Практикум. Проверка полученных результатов | Организовывает работу по проверке усвоения теоретических знаний по заданиям из учебника №231, №234, №235 стр. 72 Проводит итоговое тестирование | Фронтально работают с указанными заданиями из учебника на стр. 72; ведут записи в тетради | Выбирают наиболее эффективный способ решения задачи | Решают задачи и записывают решение; проверяют решение; учащиеся самоопределяются с уровнем освоения данной темы. и выполняют проверочное задание: отвечают на вопросы | Прием работы с задачей; вырабатывание плана решения задачи; самоконтроль; Контроль уровня усвоения материала. | Обсуждают и решают задачи из учебника. Один ученик на доске, остальные в своих тетрадях | Сотрудничество со сверстниками и учителем |
Подведение итогов. Домашнее задание. | Подводит итоги урока; Организовывает подведение итогов. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся раздает листок с д/з каждому ученику (дифференцированное д/з)); благодарит учащихся за урок | Участвуют в беседе и отвечают на вопросы: "Достиг ли я чего хотел?", "Какие способы достижения цели мне понравились?", "Какие способы достижения цели мне не понравились?" и т.д. | Рефлексия достижения целей | Записывают домашнее задание: | участие в обсуждении | Благодарят учителя за урок | Рефлексия собственной деятельности |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
В проекте были выявлены теоретические основы темы: «Соотношения между сторонами и углами треугольника», был выполнен отбор средств обучения теме, в том числе и средства ИКТ, разработана таблица целей и карта обучения теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Был составлен и фрагмент тематического планирования, фрагменты уроков, где акцент делается на формирование тех требований, что прописаны в Стандартах второго поколения.
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
- Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.
- Рабочие программы по геометрии к УМК Л.С.Атанасяна и др./Сост. Н.Ф.Гаврилова. – М.ВАКО.2011.- 192с.
- Геометрия 7-9. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И – М.: Просвещение, 2011.
- Контрольно-измерительные материалы. Геометрия 8./Сост. А.Н.Рурукин.- М.ВАКО.2012.
- УМК ФГОС. Рабочая тетрадь по геометрии 8 класс./Ю.А.Глазков, П.М.Камев.- М. «Экзамен»,2012.
- Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов./ Буланова Л. М., Дудницын Ю. П – М.: Просвещение, 1998.
- Дидактические материалы по геометрии за 8 класс./ Зив Б. Г., Мейлер В. М. – М.: Просвещение, 2012.
- Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. Атанасяна Л.С. 7-9 классы./ Иченская М. А – Волгоград: Учитель, 2011.
- Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии Л.И. Боженкова, Бином, 2013г
- Геометрия, 8 класс по учебнику Атанасяна Л.С. и др. Поурочные планы. Часть 1.\ Гилярова М.Г. : Волгоград, Учитель –АСТ, 2003 г.- 96стр.
- Гилярова М.Г. Геометрия, 8 класс по учебнику Атанасяна Л.С. и др. Поурочные планы. Часть 2./ Гилярова М.Г. : Волгоград, Учитель –АСТ, 2003 г.- 92стр.
- Задачи и упражнения на готовых чертежах./ 7-9 классы. Геометрия. Рабинович Е.М. - М: Илекса, 2012г – 60стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ
сигнальные карточки
ТРЕУГОЛЬНИК
Заполнить таблицу
Тупоугольный | Остроугольный | Прямоугольный | |
Разносторонний | |||
Равнобедренный | |||
Равносторонний |
Прием анализа текста задачи
- Прочитать задачу;
- Выделить условие и требование;
- Уточнить условие: назвать его, о каких фигурах идет речь, что про них говорится в условии, запись «Дано»;
- Уточнить требование: назвать его, о каких фигурах идет речь, сколько их, что необходимо установить об этих фигурах, записать «Найти», «Доказать»;
- Сделать чертеж.
Прием анализа формулировки текста задач
- Прочитать текст задачи;
- Перевести выявленные составляющие задачи на символьный язык и записать «Дано», «Найти» («Построить»);
- Выполнить изображение фигуры в соответствии с условием.
Прием анализа формулировки теоремы (утверждения)
- Прочитать формулировку теоремы;
- Сформулировать теорему терминах «если…,то…»;
- Выяснить какая часть суждения от слова «если» до слова «то» является разъяснительной частью, а оставшаяся – условием теоремы;
- Часть суждения после слова «то» - заключение теоремы;
- Перевести выявленные составляющие теоремы на символьный язык и записать «Дано», «Доказать»;
- Выполнить изображение фигуры в соответствии с условием.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»...
Использование психолго - педагогических теорий при разработке методики обучения теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника" в 7 классе.
работа выполнена как курсовая по окончании курсов повышения квалификации в ПАПО МО...
Презентация к уроку "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенства треугольника".
Презентация к уроку...
Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.
Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....
Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.
Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....
Контрольная работа №4 по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника"
Контрольная работа представлена в 4-х вариантах в готовом виде для печати (раздаточный материал)....
Контрольная работа по теме: «Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника»
Цель: проверить умения учащихся решать задачи:- на применение теоремы о сумме углов треугольника и свойства внешнего угла треугольника;- на применение теоремы о соотношениях между сторонами и углами т...