Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся_7__ класса теме: “Соотношения между сторонами и углами треугольника”
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме

 В данной методической разработке представлен проект по курсу "Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики ..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_realizatsiya_trebovaniy_fgos.doc887 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

Дополнительное профессиональное образование

кафедра математических дисциплин

ПРОЕКТ

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся_7__ класса

теме: “Соотношения между сторонами и углами треугольника

Выполнил

слушатель учебного курса

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»

учитель математики МОУ СОШ №17 , г. Клин

Заклюкина  Н.В.

Руководитель курса:

ст. преподаватель

кафедры математических дисциплин

Кузнецова М.В.

Москва 2013


Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

§1. Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики

§2. Логико-математический анализ содержания темы "Соотношения между сторонами и углами треугольника".

§ 3. Цели обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника".

§ 4. Карта изучения темы "Соотношения между сторонами и углами треугольника" и её использование

§ 5. Учебный план темы "Соотношения между сторонами и углами треугольника"

§ 6. Примеры реализации целей обучения теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ


3



4


6



8




12



14



17


20

21

22


ВВЕДЕНИЕ

Наше государство ставит одной из главных целей: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В связи с запросами общества и изменяется цель образования. Это:

  • Гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе.
  • Признание обществом значимости (полезности) той деятельности, которую выполняет личность
  • Получение личностью удовлетворения от результатов своей деятельности (материального, интеллектуального, эмоционального).

Поэтому важно вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.

Цель проекта: Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы: «Соотношения между сторонами и углами треугольнника» в 7 классе по учебнику Геометрия: учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян и др.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.

Задачи исследования.

1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.

2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ

3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.

4. Составить учебную рабочую программу «Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики (в соответствии с темой).

5. Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе (фрагментов двух – трёх уроков, иллюстрирующих развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики).

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

§1. Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики

В последние десятилетия, в период крупных социально-политических изменений логика развития производственной сферы привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано в первую очередь с развитием ума и способностей человека, его системы ценностей и мотивационных установок, а во-вторых с образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений. Сегодня - это не просто вопрос успешности человека в жизни, но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны в целом , условие ее расцвета и мирного развития.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов)

Это говорит о том, что предстоит реальный, а не формальный переход школы к новой гуманистической парадигме образования, дающее нашей  стране возможность на достойное существование и развитие в будущем.

В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Эта программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности. Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:

  • осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
  • формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

§ 2. Логико-математический анализ содержания темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Тема «Соотношения между сторонами и углами треугольника» вводится в 7 классе, а продолжает изучаться в 8 и 9 классе. Включает в себя следующие разделы: "Сумма углов треугольника"; "Соотношения между сторонами и углами треугольника".

Цель – доказать теорему о сумме углов треугольника, следствия из нее; ввести понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольника; рассмотреть теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из этих теорем.

Знать и понимать:

  • какой угол называется внешним углом треугольника;
  • какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным;
  • неравенство треугольника

Уметь:

  • доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия;
  • доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами

треугольника, следствия из этих теорем;

  • доказывать теорему о неравенстве треугольника;
  • выполнять чертежи по условию задач;
  • вычислять значения геометрических величин ( длин, углов)
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между  ними;

Понятий в теме 3 Они даются в конструктивном виде. Для их усвоения требуются такие опорные знания как определение треугольника, определение угла, элементы, треугольника и их буквенное обозначение. Подведение под понятие осуществляется с помощью учителя, опираясь на предыдущие знания. Для качественного усвоения знаний, учителю необходимо добиться от учеников понимания материала и применение их в практике. Для этого следует проводить работу по карточкам и готовым чертежам. Также проводить устные опросы учащихся.



п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль

знаний

учащихся

Коли-

чество

часов

Дата

Корректи

ровка

Гл 5 Соотношения между сторонами и углами треугольника

Знать и понимать:

  • Треугольник
  • Сумма углов треугольника
  • Соотношение между сторонами и углами треугольника
  • Неравенство треугольника


Уметь: 

  • изображать различные виды треугольников
  • доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия
  • доказывать теорему «неравенство треугольника»
  • доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника
  •  выполнять чертежи по условию задач;
  • вычислять значения геометрических величин ( длин, углов)
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между  ними;

7

41

42

43

Сумма углов треугольника, п.30,31

Обучающий урок. Урок практическая работа. Самостоятельная работа обучающая.

3

44

45

46

Соотношения между сторонами и углами треугольника, п.32,33




Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа).Урок практическая работа

3

47

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника», п. 30-33

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль

1


§3 Цели обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Перемены происходящие в современном обществе требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Системно-деятельностный подход лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Выделяются четыре вида УУД: 1)личностные; 2)регулятивные; 3)общепознавательные; 4) коммуникативные.

3.1. Развитие личностных УУД. Личностные универсальные учебные действия включают: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, самопознание и самоопределение. Владение этими действиями позволяет ученику построить образ своего «Я», способствует личностному, профессиональному, жизненному самоопределению и построению жизненных планов во временной перспективе. Эта группа УУД направлена на установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение». 

Выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора – составляющие личностных УУД.

3.2. Развитие регулятивных УУД. К регулятивным УУД относятся: 1)целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

2)планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

3) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);

4) контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

5) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);

6) оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

7) волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолению препятствий, эмоциональная устойчивость к стрессам, эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями).

3.3. Развитие познавательных УУД. Общепознавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблем.

К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование учебной информации и знаний; произвольное и осознанное построение устного и письменного речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;

К логическим общепознавательным действиям относятся: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство.

Постановка и решение проблем включает: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.4. Развитие коммуникативных УУД. Группа коммуникативных УУД включает: планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.


Таблица целей обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 7 класс, Л.С.Атанасян

Формулировки обобщённых целей

Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель

Средства помощи

цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:

первом

втором

третьем

Ц 1: приобретение УИ, формирование логических ПУД

а)составляете схему классификации треугольников с использованием учебника и набора объектов; б)создаете знаковую модель теоремы с использованием учебника, карточек информаторов, презентации; в)сравниваете решения однотипных задач I уровня сложности.

а) самостоятельно составляете схему классификации треугольников с использованием набора объектов; б)Составляете план доказательства, ищете доказательство с помощью схемы поиска;  в) обобщаете решение задач одного типа

а) даёте определение видов треугольника, дополняете классификацию видов треугольника б) выполняете анализ и ищете доказательство теоремы самостоятельно; в) составляете приёмы решения типовых задач самостоятельно или с помощью указаний

а) схема определения понятия; б) классификации видов уравнения

Ц 2: кон-троль усвоения теории;

формирование

первом

втором

третьем

1) классификация треугольников

2) схемы подсказки

3)схема доказательства теоремы

4) образец записи доказательства теоремы

5)учебник, презентация

6)образцы записей решения задач в учебнике и тетради

7)эвристические рекомендации для решения задач

знаете а) определения: 1) треугольника 2) различных видов треугольника (остроугольный, тупоугольный, прямоугольный) 3) перечисляете признаки различных видов треугольника; 4) вставляете пропущенные в определения слова 5) выбираете из данных формулировок определение 7) воспроизводите схему классификации треугольников б)формулируете теорему, заполняете пропуски в доказательстве, используя готовую схему; в) приводите примеры в соответствии с определениями;

знаете а) определения: 1) различных видов треугольника 2) выделяете признаки различных видов треугольников 3) воспроизводите схему классификации треугольников приводите контрпримеры в соответствии с определениями;

знаете 1) классификацию треугольников и их определения; 2) различаете свойства и признаки треугольников; 3) самостоятельно приводите доказательство теорем; 4) выводите следствия из теоремы и умеете их доказывать понимаете область применения теорем.

Ц 3: применение знаний и умений

первом

втором

третьем

умеете: а) использовать основные приемы для решения простейших задач;  б) решать простейшие задачи с использованием ориентиров

умеете: а) использовать различные приемы и способы для решения задач 2-го уровня сложности; б) решать задачи 2-го уровня сложности

умеете а) использовать приемы и способы для решения задач 3-го уровня сложности; б) решать задачи 3-го уровня сложности;

Ц 4: формирование КУД

Ц 4: а) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; б) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; в) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях; г) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия

приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности

Ц 5: формирование общих ПУД и РУД

Ц 5: а) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; б) выбираете задачи и решает их; в) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов; г) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; д) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делаете выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельности 

приёмы саморегуляции УПД

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

§ 4. Карта изучения темы "Соотношения между сторонами и углами треугольника" 7 класс, Л.С.Атанасян и её использование

I. Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей)

1

2

3

4

5

6

7

8

Ц 1,5

Ц 2 -4

Ц 1,5,

Ц 2-

5

Ц 1,2,4

Ц 2 -4

Ц 2,3,5

Ц2,4,5

П. 30

П. 30

П. 31

П. 32

П33

Подг. к КР

Контрольная работ

Урок

коррекции а

II. Блок актуализации знаний учащихся

Знать: определения: треугольник, угол, сторона; измерение углов; свойства равнобедренного треугольника; признаки равенства треугольников; теоремы об углах. Уметь: различать разные виды треугольников, уметь доказывать теоремы о "равенстве треугольников", решать задачи с использование свойств равнобедренного треугольника, признаков равенства треугольников, находить градусную меру углов.

III. Предметные результаты (Ц 2, 3 таблицы целей): уметь решать текстовые задачи, уметь доказывать теорему о «сумме углов треугольника», «неравенство треугольника», теорему о «соотношениях между сторонами и углами треугольника»

YI. Образцы заданий итоговой контрольной работы (Ц 5)

Y. Средства обучения теме

1 уровень

Баллы

2 уровень

Баллы

3 уровень

Баллы

1) В ∆АВС АВ>BC>AC. Найти ∟А,∟В,∟С, если известно, что один из углов треугольника равен 1200, а другой 400

2)В треугольнике АВС угол А равен 500, а угол В в 12 раз меньше угла С. Найдите углы В и С.

3) В треугольнике АВС угол С равен 900, а угол В равен 350, СD - высота. Найдите углы треугольника ACD.

1





1





1

1)В треугольнике CDE точка М лежит на стороне СЕ, причем угол CMD острый. Докажите, что DE>DM.

2)Найдите углы треугольника АВС, если угол А на 600 меньше угла В и в два раза меньше угла С.

3)Периметр равнобедренного треугольника равен 45 см, а одна из его сторон  больше другой на 12см. Найдите стороны треугольника.


1



1




2

1)В треугольнике MNK угол К равен 370, угол М равен 690, NP – биссектриса треугольника. Докажите, что MP

2)В треугольнике АВС угол С равен 900, а угол В равен 700. На катете АС отложен отрезок СD, равный СВ. Найдите углы треугольника ABD.

3)Один из внешних углов треугольника в два раза больше другого внешнего угла. Найдите разность между этими внешними углами , если внутренний угол треугольника, не смежный с указанными внешними углами, равен 450.

1



2




2

1)приём анализа текста задач

2) приём записи решения задач

3) эвристические рекомендации для решения задач

4) приёмы саморегуляции при выполнении преобразований и решении уравнений

YI. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2, 3, 5)

1 уровень (обязательный уровень стандарта): №№224, 228(а), 230, 236, 237,

2 уровень: №№234, 235, 245,250

3 уровень: №№296, 297, 248,253

4 уровень: №№ (со звёздочкой) 303, 304,334

YII. Темы индивидуальных заданий (Ц 5)

1) Из истории возникновения треугольников 2) Значение геометрии в жизни людей 3) Египетский треугольник 4) Геометрические свойства различных видов треугольников 5) "Евклид"

6)Треугольник – геометрический символ 7) "Шпаргалка по геометрии" 3) "Геометрия вокруг нас"

YIII. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ;

составление схемы определения понятия, подведение под понятие;

постановка и решение  проблемы при составлении задачи

Выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить;

приёмы саморегуляции

Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе, умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений

Рефлексия собственной деятельности


§ 5. Учебный план темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики (фрагмент)

Класс: _7__

Учитель: Заклюкина Н.В.

Количество часов: на учебный год: _68 в неделю:_2

Плановых контрольных уроков: : I ч. –  1  ; II ч. –  1   ; III ч. –  2;  IV ч. – 2;

Планирование составлено на основе источников:

1) За основу взята программа по  геометрии  7-9  классов  для общеобразовательной школы  УМК  Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др. / М.: Просвещение, 2012г.  

2) Учебник ГЕОМЕТРИЯ 7-9 Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др

4) УМК ФГОС. Рабочая тетрадь по геометрии 8 класс./Ю.А.Глазков, П.М.Камаев.- М. «Экзамен»,2012.

5) Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. /Гаврилова Н.Ф - М. Вако , 2010 г.-  309 стр.

6)Контрольно-измерительные материалы. Геометрия 8./Сост. А.Н.Рурукин.- М.ВАКО.2012.

7)Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов./ Буланова Л. М., Дудницын Ю. П – М.: Просвещение, 2010.

8) Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. . Атанасяна  Л.С. 7-9 классы./ Иченская М. А – Волгоград: Учитель, 2006.

9)Задачи и упражнения на готовых чертежах./ 7-9 классы. Геометрия. Рабинович Е.М. - М: Илекса, 2012г – 60стр

Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД; ПЛ УУД - познавательные логические УУД; ПО УУД - познавательные общеучебные УУД; РУУД – регулятивные УУД; КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество; КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи; Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание; УПД – учебно-познавательная деятельность.


№ уро-

ков

Раздел, тема урока

Форма урока; форма обучения

Предметные и метапредметные результаты

Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУУД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД)

1 - 8

Название темы

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) теорем; в) типов задач

Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) геометрических понятий; б) теорем; в) типов и классов задач

Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении геометрических и учебных задач

Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД

Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД

1

Теорема о сумме углов треугольника

Урок смешанного типа

Фронтально-индивидуальная

Ц 5: Введение в тему "соотношения между сторонами и углами треугольника", постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности;

Ц 1: 

2

Решение задач на нахождение углов треугольника

Практикум

Групповая работа

Ц 2:

Ц 3:

Ц 4:

3

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники

Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа).

Ц 5: Сравнение и классификация различных видов треугольников

Ц 1: 

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Практикум:

Фронтальная и парная формы

Ц 2: а1) указывает понятия: треугольник, угол, сторона

б1) перечисляет отношения между сторонами и углами треугольника 1) применяет прием подведение под понятие и прием выведения следствий из теорем; в2) полученные знания применяет к решению задач;

Ц 3, Ц 4, Ц 5

5

Неравенство треугольника

Лекция – диалог

Фронтально-индивидуальная  работа

Постановка и решение проблемы (познавательные УУД)

Ц 1:составление плана и схем поиска доказательства теоремы "неравенство треугольника", решения задачи; составление предписаний для доказательства теорем;

Ц 2: контроль усвоения изученного материала в процессе чтения лекции

Ц 4 ПОУУД – построение речевых высказываний, посредством смыслового разделения текста на части

6

Решение задач на неравенство треугольника

Обучающий урок. Урок практическая работа.

Ц 2:

Ц 3:

Ц 4:

7

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Практикум.

Индивидуальная работа

Ц 2, 3, 5: выбирает задачи своего уровня сложности , решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы

8

Урок коррекции и рефлексии

Рефлексивный семинар

Индивидуальная, парная (взаимопомощь)

Ц 2, Ц 4: анализирует собственные ошибки с помощью товарища и исправляет их;

Ц 5: вспоминает планируемые цели своей учебной деятельности; оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы о результатах выполнения контрольной работы, планирует коррекцию учебной познавательной деятельности

Внеурочная самостоятельная деятельность:

I. Тематика для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, математический вечер, декаду математики и др. (по итогам изучения курса за четверть, за 1-е полугодие, за год)

1) Из истории возникновения треугольников 2) Значение геометрии в жизни людей 3) Египетский треугольник 4) Геометрические свойства различных видов треугольников 5) Евклид.

II. Тематика долгосрочных проектов по разделу

1) Треугольник – геометрический символ

2) Шпаргалка по геометрии

3) Геометрия вокруг нас


§6. Примеры реализации целей обучения теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника"

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет:  геометрия         класс: 7        автор учебника: Л.С.Атанасян                тема урока:"Сумма углов треугольника"

всего часов на тему:  3        номер урока в теме:  2                тип урока: урок практическая работа

        

Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:

  • приобретение учебной информации,
  • контроль усвоения теории,
  • применение знаний и умений,
  • формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи урока: освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный  треугольники»:

  • знание определения остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольника, формулировки следствия из теоремы о "сумме углов треугольника", понимание взаимосвязей между ними,
  • умение применять эти знания и умения для решения практических задач,
  • контроль уровня освоения материала,
  • развитие метапредметных универсальных учебных действий.

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Знать: опр. остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольника, название сторон прямоугольного треугольника; следствие из теоремы о "сумме углов треугольника"


Уметь: изображать различные виды треугольников; доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия

Прием постановки учебной задачи; прием работы с задачей; составление плана; осуществление самоконтроля и самооценки; приемы саморегуляции.

Сравнение, обобщение конкретизация, анализ; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения, доказательство; рефлексия достижения целей; подведение под понятие

Умение формулировать собственное мнение и позицию; участие в обсуждении содержания материала; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; взаимоконтроль, взаимопроверка,


Рефлексия собственной деятельности.


Организационная структура урока

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

регулятивная

коммуникативная

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

Организационный момент

Приветствует учащихся, положительный настрой на урок

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Вспоминают опр. треугольника; дает задание на повторение "по готовым чертежам найти градусную меру  углов"; подводит учащихся  к формулированию цели и задач урока: делает сообщение о различных треугольниках; подводит под понятие: дает задание разделить треугольники, изображенные на доске на группы

Участвуют в обсуждении, просматривают слайды, ведут записи в тетради и на доске.

Сравнение, классификация; установление причинно следственных связей; подведение под понятие; составление классификационной схемы

Читают (прослушивают) задание; составляют план решения задачи, выполняют задание в тетради и на доске, разбивают объекты на группы

Прием работы с задачей

Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде; с записями на доске.

взаимоконтроль, взаимопроверка,

Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

Дает задание в группах: заполнить сигнальные карточки

Участвуют в обсуждении, ведут записи в тетради, поиск информации в учебнике

Сравнение, обобщение конкретизация; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; работа с учебником

Заполняют

сигнальные карточки;

формулируют

следствия из теоремы

"о сумме углов

треугольника"

осуществление самоконтроля; прием работы с задачей;

Формируют собственное мнение; выполняют задание в группах

Сотрудничество со сверстниками и учителем

Практикум.

Проверка полученных результатов

Организовывает работу по проверке усвоения теоретических знаний по заданиям из учебника №231, №234, №235 стр. 72

Проводит итоговое тестирование

Фронтально работают с указанными заданиями из учебника на стр. 72; ведут записи в тетради


Выбирают наиболее эффективный способ решения задачи

Решают задачи и записывают решение;

проверяют решение;

учащиеся самоопределяются с уровнем освоения данной темы. и выполняют проверочное задание: отвечают на вопросы

Прием работы с задачей; вырабатывание плана решения задачи; самоконтроль;

Контроль уровня усвоения материала.

Обсуждают и решают задачи из учебника. Один ученик на доске, остальные в своих тетрадях

Сотрудничество со сверстниками и учителем

Подведение итогов. Домашнее задание.

Подводит итоги урока;

Организовывает подведение итогов. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

 раздает листок с д/з каждому ученику (дифференцированное д/з)); благодарит учащихся за урок

Участвуют в беседе и отвечают на вопросы: "Достиг ли я чего хотел?", "Какие способы достижения цели мне понравились?", "Какие способы достижения цели мне не понравились?" и т.д.

Рефлексия достижения целей

Записывают домашнее задание:

участие в обсуждении

Благодарят учителя за урок

Рефлексия собственной деятельности


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В проекте были выявлены теоретические основы темы: «Соотношения между сторонами и углами треугольника», был выполнен отбор средств обучения теме, в том числе и средства ИКТ, разработана таблица целей и карта обучения теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Был составлен и фрагмент тематического планирования, фрагменты уроков, где акцент делается на формирование тех требований, что прописаны в  Стандартах второго поколения.

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
  4. Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.
  5. Рабочие программы по геометрии к УМК Л.С.Атанасяна и др./Сост. Н.Ф.Гаврилова. – М.ВАКО.2011.- 192с.
  6. Геометрия 7-9. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И – М.: Просвещение, 2011.
  7. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия 8./Сост. А.Н.Рурукин.- М.ВАКО.2012.
  8. УМК ФГОС. Рабочая тетрадь по геометрии 8 класс./Ю.А.Глазков, П.М.Камев.- М. «Экзамен»,2012.
  9. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов./ Буланова Л. М., Дудницын Ю. П – М.: Просвещение, 1998.
  10. Дидактические материалы по геометрии за 8 класс./ Зив Б. Г., Мейлер В. М.  – М.: Просвещение, 2012.
  11. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. Атанасяна Л.С. 7-9 классы./ Иченская М. А – Волгоград: Учитель, 2011.
  12. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии Л.И. Боженкова, Бином, 2013г
  13. Геометрия, 8 класс по учебнику Атанасяна Л.С. и др. Поурочные планы. Часть 1.\ Гилярова  М.Г.  : Волгоград,  Учитель –АСТ,  2003 г.- 96стр.
  14. Гилярова  М.Г. Геометрия, 8 класс по учебнику Атанасяна Л.С. и др. Поурочные планы. Часть 2./ Гилярова  М.Г.  : Волгоград,  Учитель –АСТ,  2003 г.- 92стр.
  15. Задачи и упражнения на готовых чертежах./ 7-9 классы. Геометрия. Рабинович Е.М. - М: Илекса, 2012г – 60стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ

сигнальные карточки

ТРЕУГОЛЬНИК


Заполнить таблицу

Тупоугольный

Остроугольный

Прямоугольный

Разносторонний

Равнобедренный

Равносторонний

Прием анализа текста задачи

  1. Прочитать задачу;
  2. Выделить условие и требование;
  3. Уточнить условие: назвать его, о каких фигурах идет речь, что про них говорится в условии, запись «Дано»;
  4. Уточнить требование: назвать его, о каких фигурах идет речь, сколько их, что необходимо установить об этих фигурах, записать «Найти», «Доказать»;
  5. Сделать чертеж.

Прием анализа формулировки текста задач

  1. Прочитать текст задачи;
  2. Перевести выявленные составляющие задачи на символьный язык и записать «Дано», «Найти» («Построить»);
  3. Выполнить изображение фигуры в соответствии с условием.

Прием анализа формулировки теоремы (утверждения)

  1. Прочитать формулировку теоремы;
  2. Сформулировать теорему  терминах  «если…,то…»;
  3. Выяснить какая часть суждения от слова «если» до слова «то» является  разъяснительной частью, а оставшаяся – условием теоремы;
  4. Часть суждения после слова «то» - заключение теоремы;
  5. Перевести выявленные составляющие теоремы на символьный язык и записать «Дано», «Доказать»;
  6. Выполнить изображение фигуры в соответствии с условием.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»...

Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.

Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....

Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.

Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....

Контрольная работа №4 по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника"

Контрольная работа представлена в 4-х вариантах в готовом виде для печати (раздаточный материал)....

Контрольная работа по теме: «Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Цель: проверить умения учащихся решать задачи:- на применение теоремы о сумме углов треугольника и свойства внешнего угла треугольника;- на применение теоремы о соотношениях между сторонами и углами т...