Технологическая карта урока математики в 11 классе по теме «Геометрическая интерпретация определённого интеграла, как способ его вычисления»
методическая разработка по геометрии (11 класс) по теме
В разработке представлена технологичксая карта урока математики в 11 классе по теме «Геометрическая интерпретация определённого интеграла, как способ его вычисления», рассчитанного на 90 минут. Разработка составлена в соответствии с требования ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок математики по теме:
«Геометрическая интерпретация определённого интеграла, как способ его вычисления»
Тип урока: урок развивающего контроля, рассчитан на 90 минут.
Цели урока:
- дидактические: закрепление практических умений и навыков находить площади плоских фигур, вычислять определенные интегралы известными способами, построение графиков различных функций; формирование понятийного аппарата;
- развивающие: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; развитие творческой, мыслительной деятельности учащихся; умения выделять главное, делать выводы;
- воспитательные: формирование личностных универсальных учебных действий через контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Организационный момент (2-3 мин)
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Результаты деятельности | |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Учащиеся решают задачи, обосновывая свой способ решения с опорой на теоретические положения курса: формулируют понятие и перечисляют свойства площади. Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадях. В «шпаргалку» вносятся формулы: площади треугольника, трапеции, квадрата. Формулы площади круга, кругового сектора. | Мы продолжаем отработку практических умений и навыков по вычислению площадей фигур и определенных интегралов. В связи, с чем давайте рассмотрим ряд простеньких заданий из базы ЕГЭ, попутно вспомнив свойства площади.
| Личностные УУД (смыслообразование) | |
Этап актуализации и пробного учебного действия. | Учащиеся, повторяя и обобщая имеющиеся знания, отвечают на поставленный вопрос. Учащиеся проговаривают во внешней речи формулы вычисления площади фигур, изображенных на рисунках. После применения каждой значимой формулы, учащиеся вносят её в «шпаргалку», делая соответствующий чертёж. Учащиеся проговаривают во внешней речи формулу вычисления площади фигуры, изображенной на рисунке задания 1(г). После чего отвечают на вопрос: «Возможно ли указать определённый интеграл, который численно равен площади фигуры, изображённой на рисунке 1(г)?» Учащиеся, ссылаясь на теоретические положения курса, обосновывают наличие в условии задач 2 и 3 – рисунка и одной из первообразных для функции f(x). Пытаясь понять, не является ли одно из этих двух условий избыточным. Тем самым, отвечая на вопрос: «Будет ли корректной следующая формулировка, например, задачи № 3: Функция — одна из первообразных функции на отрезке [-10; -8]. Найдите площадь фигуры, ограниченной графиком функции f(x), прямыми x=-10, x=-8 и осью Ox?» | Вопрос: Какие формулы вычисления площадей фигур и методы интегрирования вам известны? Давайте напомним друг другу геометрическое истолкование (интерпретацию) определённого интеграла.
а) б) в) г) д) е)
| Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков) | |
Этап локализации индивидуальных затруднений | Учащиеся записывают в тетрадь условие задачи и приступают к комментированному решению, опираясь на выше рассмотренные знания и умения. Учащиеся совершают пробные действия, сталкиваются с огромными затруднениями и скорее всего не могут не то что решить, а даже приблизиться к алгоритму решения этого задания. Математика, однако! | Учителем предлагаются для рассмотрения достаточно сложная задача из темы: «Определённый интеграл и его геометрические приложения». Вычислите определённый интеграл . | Регулятивные УУД (самоконтроль, самооценка) | |
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Учащиеся озвучивают возникшие проблемы при решении задания, предлагают способы их устранения. Учащиеся выдвигают гипотезы и принимают участие в совместном формулировании целей предстоящей деятельности. | Привлечение детей к постановке целей урока, путём ответа на вопросы: «На сколько принципиально знание одной из первообразных подынтегральной функции для вычисления определённого интеграла?». «Возможно ли избежать нахождения первообразной, если да, то какой способ может стать альтернативой применению формулы Ньютона - Лейбница?» | Регулятивные УУД (целеполагание, планирование) | |
Этап реализации построенного проекта | Учащиеся, используя озвученный алгоритм, решают, по сути, аналогичную задачу, но сформулированную в оптимальной для решения этой задачи форме. По окончании решения сравнивают два способа решения: свой способ решения (без привлечения методов интегрирования) со способом на слайде (по средствам вычисления определенного интеграла). Последний способ решения носит ознакомительный характер, поскольку это метод интегрирования из области Высшей Математики. | Итак, в рамках решения возникшей проблемы, с учётом геометрической интерпретации определённого интеграла, переформулируем нашу задачу следующим образом: найдите площадь фигуры, ограниченной графиком функции , прямыми x=0 и x=3 и осью Ox. Такая формулировка задачи, фактически служит руководством к действию. | Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций) | |
Этап обобщения затруднений во внешней речи | Групповое обсуждение происходит в форме беседы, итогом которой становятся вывод. | Организация группового обсуждения. Отвечают на вопросы: «Какой с вашей точки зрения способ решения наиболее предпочтительнее, проще, рациональнее? Почему?» «Чем вы можете объяснить серьезные трудности, связанные с построением графика функции , вычислением площади, получившейся фигуры?» | Познавательные УУД (способность рассуждать) | |
Вывод: Геометрическая интерпретация определенного интеграла, иногда позволяет избежать серьёзных трудностей, связанных с нахождением первообразной. Неслучайно интегрирование, в отличие от дифференцирования, называют искусством. | ||||
Этап самостоятельной работы с последующей проверкой по эталону. | Дети формулируют тему, предлагая свои варианты. Учащиеся самостоятельно отвечают в письменной форме на достаточно серьёзные вопросы, проверяющие знание и, самое главное, понимание теоретических положений курса. | |||
Учащиеся самостоятельно выполняют практические задания. Для проверки к боковой доске вызывается по одному ученику от каждого варианта. Решённые задачи представляются в классе. Учащиеся, безукоризненно справившиеся с предыдущей работой, сразу начинают с выполнения задания № 3. | Вариант 1
| Вариант 2
.
| Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества) | |
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности | Дети обобщают полученные знания, определяют границы собственного «знания» и «незнания», зафиксированные в течение урока. Оценивают себя и друг друга. | Какие важные правила, свойства, теоремы, методы повторили? С какими затруднениями столкнулись? С помощью каких алгоритмов научились решать конкретные задачи? Почему интегрирование, в отличие от дифференцирования, называют искусством? | Регулятивные УУД (оценка деятельности) Личностные УУД (смыслообразование) | |
Учащиеся проговаривают во внешней речи способы решения проблемных ситуаций, возникших при выполнении домашних заданий. | Последний вопрос: «Какие действия вы обычно совершаете дома, когда встречаетесь с затруднениями, выполняя домашнее задание по математике?» Действительно, некоторые из вас выбрасывают белый флаг, капитулируя перед возникшими трудностями. Тем самым, признавая своё бессилие, отказываются от дальнейшей борьбы с этими трудностями. Другие, наоборот, собравшись мыслями, принимают вызов и, обратившись за помощью к источникам знаний – книге, учебнику, знающему человеку, заглянув в интернет, изо всех сил стараются справиться с возникшими трудностями. И это их образ жизни. Лев Толстой сказал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Хочется верить, что для многих из вас решение задачи № 3 из домашней работы не закончится формальным её прочтением, а станет поводом для того, чтобы попытаться самостоятельно, усилием собственной мысли, разобраться с физическим приложением определённого интеграла – тема следующего урока. За помощью можно обратиться на сайт http://www.bestreferat.ru/referat-201380.html и далее на сайте - механический смысл определенного интеграла. Желаю удачи!!! Домашнее задание: |
Предварительный просмотр:
Урок математики по теме:
«Геометрическая интерпретация определённого интеграла, как способ его вычисления»
Тип урока: урок развивающего контроля, рассчитан на 90 минут.
Цели урока:
- дидактические: закрепление практических умений и навыков находить площади плоских фигур, вычислять определенные интегралы известными способами, построение графиков различных функций; формирование понятийного аппарата;
- развивающие: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; развитие творческой, мыслительной деятельности учащихся; умения выделять главное, делать выводы;
- воспитательные: формирование личностных универсальных учебных действий через контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Организационный момент (2-3 мин)
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Результаты деятельности | |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Учащиеся решают задачи, обосновывая свой способ решения с опорой на теоретические положения курса: формулируют понятие и перечисляют свойства площади. Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадях. В «шпаргалку» вносятся формулы: площади треугольника, трапеции, квадрата. Формулы площади круга, кругового сектора. | Мы продолжаем отработку практических умений и навыков по вычислению площадей фигур и определенных интегралов. В связи, с чем давайте рассмотрим ряд простеньких заданий из базы ЕГЭ, попутно вспомнив свойства площади.
| Личностные УУД (смыслообразование) | |
Этап актуализации и пробного учебного действия. | Учащиеся, повторяя и обобщая имеющиеся знания, отвечают на поставленный вопрос. Учащиеся проговаривают во внешней речи формулы вычисления площади фигур, изображенных на рисунках. После применения каждой значимой формулы, учащиеся вносят её в «шпаргалку», делая соответствующий чертёж. Учащиеся проговаривают во внешней речи формулу вычисления площади фигуры, изображенной на рисунке задания 1(г). После чего отвечают на вопрос: «Возможно ли указать определённый интеграл, который численно равен площади фигуры, изображённой на рисунке 1(г)?» Учащиеся, ссылаясь на теоретические положения курса, обосновывают наличие в условии задач 2 и 3 – рисунка и одной из первообразных для функции f(x). Пытаясь понять, не является ли одно из этих двух условий избыточным. Тем самым, отвечая на вопрос: «Будет ли корректной следующая формулировка, например, задачи № 3: Функция — одна из первообразных функции на отрезке [-10; -8]. Найдите площадь фигуры, ограниченной графиком функции f(x), прямыми x=-10, x=-8 и осью Ox?» | Вопрос: Какие формулы вычисления площадей фигур и методы интегрирования вам известны? Давайте напомним друг другу геометрическое истолкование (интерпретацию) определённого интеграла.
а) б) в) г) д) е)
| Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков) | |
Этап локализации индивидуальных затруднений | Учащиеся записывают в тетрадь условие задачи и приступают к комментированному решению, опираясь на выше рассмотренные знания и умения. Учащиеся совершают пробные действия, сталкиваются с огромными затруднениями и скорее всего не могут не то что решить, а даже приблизиться к алгоритму решения этого задания. Математика, однако! | Учителем предлагаются для рассмотрения достаточно сложная задача из темы: «Определённый интеграл и его геометрические приложения». Вычислите определённый интеграл . | Регулятивные УУД (самоконтроль, самооценка) | |
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Учащиеся озвучивают возникшие проблемы при решении задания, предлагают способы их устранения. Учащиеся выдвигают гипотезы и принимают участие в совместном формулировании целей предстоящей деятельности. | Привлечение детей к постановке целей урока, путём ответа на вопросы: «На сколько принципиально знание одной из первообразных подынтегральной функции для вычисления определённого интеграла?». «Возможно ли избежать нахождения первообразной, если да, то какой способ может стать альтернативой применению формулы Ньютона - Лейбница?» | Регулятивные УУД (целеполагание, планирование) | |
Этап реализации построенного проекта | Учащиеся, используя озвученный алгоритм, решают, по сути, аналогичную задачу, но сформулированную в оптимальной для решения этой задачи форме. По окончании решения сравнивают два способа решения: свой способ решения (без привлечения методов интегрирования) со способом на слайде (по средствам вычисления определенного интеграла). Последний способ решения носит ознакомительный характер, поскольку это метод интегрирования из области Высшей Математики. | Итак, в рамках решения возникшей проблемы, с учётом геометрической интерпретации определённого интеграла, переформулируем нашу задачу следующим образом: найдите площадь фигуры, ограниченной графиком функции , прямыми x=0 и x=3 и осью Ox. Такая формулировка задачи, фактически служит руководством к действию. | Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций) | |
Этап обобщения затруднений во внешней речи | Групповое обсуждение происходит в форме беседы, итогом которой становятся вывод. | Организация группового обсуждения. Отвечают на вопросы: «Какой с вашей точки зрения способ решения наиболее предпочтительнее, проще, рациональнее? Почему?» «Чем вы можете объяснить серьезные трудности, связанные с построением графика функции , вычислением площади, получившейся фигуры?» | Познавательные УУД (способность рассуждать) | |
Вывод: Геометрическая интерпретация определенного интеграла, иногда позволяет избежать серьёзных трудностей, связанных с нахождением первообразной. Неслучайно интегрирование, в отличие от дифференцирования, называют искусством. | ||||
Этап самостоятельной работы с последующей проверкой по эталону. | Дети формулируют тему, предлагая свои варианты. Учащиеся самостоятельно отвечают в письменной форме на достаточно серьёзные вопросы, проверяющие знание и, самое главное, понимание теоретических положений курса. | |||
Учащиеся самостоятельно выполняют практические задания. Для проверки к боковой доске вызывается по одному ученику от каждого варианта. Решённые задачи представляются в классе. Учащиеся, безукоризненно справившиеся с предыдущей работой, сразу начинают с выполнения задания № 3. | Вариант 1
| Вариант 2
.
| Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества) | |
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности | Дети обобщают полученные знания, определяют границы собственного «знания» и «незнания», зафиксированные в течение урока. Оценивают себя и друг друга. | Какие важные правила, свойства, теоремы, методы повторили? С какими затруднениями столкнулись? С помощью каких алгоритмов научились решать конкретные задачи? Почему интегрирование, в отличие от дифференцирования, называют искусством? | Регулятивные УУД (оценка деятельности) Личностные УУД (смыслообразование) | |
Учащиеся проговаривают во внешней речи способы решения проблемных ситуаций, возникших при выполнении домашних заданий. | Последний вопрос: «Какие действия вы обычно совершаете дома, когда встречаетесь с затруднениями, выполняя домашнее задание по математике?» Действительно, некоторые из вас выбрасывают белый флаг, капитулируя перед возникшими трудностями. Тем самым, признавая своё бессилие, отказываются от дальнейшей борьбы с этими трудностями. Другие, наоборот, собравшись мыслями, принимают вызов и, обратившись за помощью к источникам знаний – книге, учебнику, знающему человеку, заглянув в интернет, изо всех сил стараются справиться с возникшими трудностями. И это их образ жизни. Лев Толстой сказал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Хочется верить, что для многих из вас решение задачи № 3 из домашней работы не закончится формальным её прочтением, а станет поводом для того, чтобы попытаться самостоятельно, усилием собственной мысли, разобраться с физическим приложением определённого интеграла – тема следующего урока. За помощью можно обратиться на сайт http://www.bestreferat.ru/referat-201380.html и далее на сайте - механический смысл определенного интеграла. Желаю удачи!!! Домашнее задание: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа".
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа"...
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме "Степень" учебник А.Г. Мерзляк
Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить без использования ИКТ. Использование презентаций и мультимедийных программ на уроке математики создает условия для эфф...
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме: "Решение задач с помощью уравнений".
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме : " Решение задач с помощью уравнений!...
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Параллелепипед"
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Параллелепипед"....
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме " Решение задач на проценты "
Технологическая карта пможет показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни....
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме " Отношения"
Технологическая карта урока...